Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2024 № А56-52419/2024

Об удовлетворении требования ООО "Группа "Медицинские Технологии" о признании незаконным решения Северо-Западной электронной таможни об отказе во внесение изменений в сведения, заявленные в ДТ
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 16 ноября 2024 г. по делу N А56-52419/2024
 

См.также: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 марта 2025 г. по делу N А56-52419/2024, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2025 г. по делу N А56-52419/2024

 
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2024 года.
 
Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2024 года.
 

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Игнатьевой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рагимовой Л.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ООО "ГРУППА "МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ"

заинтересованное лицо СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ

о признании незаконным решения об отказе внесения изменений после выпуска товаров и предоставления льгот по уплате НДС в отношении товара, задекларированного в ДТ 10228010/230822/3301548, обязании устранить допущенные нарушения путем возврата НДС

при участии

от заявителя: Борзенко О.В. - доверенность от 3.08.2024, Шеринг А.С. - доверенность от 13.08.20024, Иванов Ф.Д. - ген. дир., решение N 11 от 12.10.2020;

от заинтересованного лица: Власова В.А. - доверенность N 05-23/0075 от 27.12.2023;

 

УСТАНОВИЛ:

 

ООО "ГРУППА "МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНЕ (далее - Таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе внесения изменений после выпуска товаров и предоставления льгот по уплате НДС в отношении товара, задекларированного в ДТ N 10228010/230822/3301548, обязании устранить допущенные нарушения путем возврата НДС.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обеспечили явку своих представителей.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, представитель Таможни в удовлетворении требований просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.

Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало по ДТ N 10228010/230822/3301548 товар N 1 "Аппарат цифровой рентгенографический портативный EXAMION..." (далее - товар): код ЕТН ВЭД ЕАЭС 9022 14 000 0, код ОКПД2 26.60.11.113, страна происхождения товара - Германия. Указанный товар был приобретен Обществом у компании EXAMION GMBH (Эксамион Гмбх).

В ДТ N 10228010/230822/3301548 в отношении ввезенного товара заявлены льготы по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а именно: графе 36 ДТ указано "ОООО-ХТ" - освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимой в Российскую Федерацию важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники. Товар классифицирован кодом ЕТН ВЭД ЕАЭС 9022 14 000 0 и отнесен к коду ОКПД2 26.60.11.113.

Согласно сведениям, указанным при таможенном декларировании товара, в графе 44 ДТ в качестве документа, подтверждающего соблюдение условий для применения льготы по уплате НДС, декларантом представлено регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения N ФСЗ 2012/12335 от 29.03.2021 (выдано - 14.06.2012, переоформлено - 29.03.2021) на медицинское изделие "Аппарат цифровой рентгенографический портативный EXAMION с принадлежностями...".

Ввезенный товар был выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой - для внутреннего потребления, с уплатой НДС в размере 252 749, 46 рублей.

Общество обратилось в Северо-Западную электронную таможню 31.01.2024 и 17.04.2024 заявлениями о внесении изменений (дополнение) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/230822/3301548, после выпуска товаров с целью получения льготы по уплате НДС на основании пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которому не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ - медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе медицинских изделий.

Решениями, изложенными в письмах от 29.02.2024 и 15.05.2014, Обществу отказано во внесение изменений в ДТ N 10228010/230822/3301548 (далее - Решения).

Не согласившись с принятыми Решениями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией. Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности принимаются Комиссией.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которыми предусмотрены Основные правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ОПИ ТН ВЭД).

Как установлено пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС, декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.

Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).

Суд учитывает, что Таможня признала верным выбранный при таможенном декларировании классификационный код Товара и в порядке подпункта 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС решения об иной классификации Товара не принимала.

Согласно пункту 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится, в том числе налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Согласно пункту 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится, в том числе налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов (пункт 4 статьи 49 ТК ЕАЭС).

В силу пункта 3 статьи 51 ТК ЕАЭС база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ ввоз товаров на территорию Российской Федерации признается объектом налогообложения при уплате налога на добавленную стоимость.

В настоящем случае Обществом на территорию Российской Федерации ввезен аппарат цифровой рентгенографический портативный EXAMION, который классифицированы Обществом по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9022 14 000 0, и при ввозе которого Обществом заявлена льгота в отношении НДС на основании пункта 2 статьи 150 НК РФ и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее -Перечень N 1042).

В силу пункта 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ и пункта 10 раздела 1 Перечня освобождаются от налогообложения ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, приборы и аппараты для диагностики (кроме измерительных) 94 4200 (диоптриметры; приборы эндоскопические и увеличительные; аппараты рентгеновские медицинские диагностические; приборы радиодиагностические; приборы офтальмологические; приборы для аускультации (выслушивания); очки корригирующие (для коррекции зрения), приборы для функциональной диагностики прочие)" код ОКПД2 26.60.11.113, из товарной позиции ТНВЭД ЕАЭС 9022.

Классификация товара по указанным кодам ТН ВЭД и ОКПД2 таможней не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) закона медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 38 Федерального закона N 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила N 1416).

В силу пункта 2 Правил N 1416 государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).

Согласно пунктам 3, 6 Правил N 1416 государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - регистрирующий орган); документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно.

Судом установлено, что товар и все его части и принадлежности, указанные в ДТ N 10228010/230822/3301548, поименованы в регистрационном удостоверении N ФСЗ 2012/12335.

Таким образом, задекларированный товар относится к изделиям медицинского назначения, ввоз которых освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость.

Суд не может согласиться с доводами Таможни об отсутствии оснований для применения в рассматриваемом случае налоговой льготы в виду отсутствия у ввезенного товара генератора рентгеновского/моноблок 4.0 кВт/8кВт, приемника рентгеновского излучения - детектор цифровой плоскопательный кабели связи для детектора поскольку положения статей 149 и 150 НК РФ не содержат каких-либо указаний (условий) относительно обязательного ввоза и декларирования медицинских изделий, техники именно в комплекте (полном или ином), а ввоз изделий медицинской техники на таможенную территорию Российской Федерации не в полном составе (комплекте, частей), указанном в регистрационном удостоверении, не изменяет статус данных изделий как важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, входящей в состав Перечня и подлежащих освобождению от налогообложения.

Действующее законодательство Российской Федерации позволяет осуществлять ввоз медицинского изделия без принадлежностей, в регистрационном удостоверении поименованных, в связи с чем таможенные органы не вправе ограничивать декларанта в получении льготы по уплате НДС в зависимости от времени их ввоза (вместе с основным медицинским изделием или в отдельности от него). Ввоз на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжен с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров (статуса изделия медицинской техники), отсутствие всех позиций из комплектации товара, указанных в приложении к регистрационному удостоверению, не означает, что Общество (декларант) ввезло иной товар, по которому льгота не предоставляется.

При ввозе медицинских изделий на таможенную территорию Российской Федерации не в полном составе, указанном в регистрационном удостоверении, изделие не меняет статус медицинского товара, реализация которого на территории Российской Федерации и ввоз которого на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, входящей в соответствующий перечень и подлежащей освобождению от налогообложения. Действующее законодательство не содержит нормы права, ставящей применение указанной налоговой льготы в зависимость от вариантов ввоза медицинского изделия на таможенную территорию Российской Федерации. Иной подход будет означать незаконное ограничение права налогоплательщика, предусмотренного статьей 150 НК РФ.

Из положений статей 149 и 150 НК РФ, Постановления N 1042 не вытекает, что льгота по уплате НДС предоставляется исключительно при ввозе завершённого и комплектного изделия, указанного в регистрационном удостоверении. Положения статей 149 и 150 НК РФ не содержат каких-либо указаний (условий) относительно обязательного ввоза и декларирования медицинского изделия именно в комплекте (полном или ином).

Ввоз заявителем на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжён с изменением потребительских, функциональных и классификационных признаков товара, не приводит к изменению его статуса как изделия медицинского.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21, пункта 1 и 2 статьи 56 НК РФ законодательство о налогах и сборах допускает установление льгот по налогам и сборам - предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, и гарантирует налогоплательщикам право использовать налоговые льготы при наличии оснований.

По смыслу закона налоговые льготы выступают формой имущественной поддержки (государственной помощи) отдельных категорий субъектов экономического оборота и признаются оправданным исключением из принципа всеобщности и равенства налогообложения в той мере, в какой это позволяет налогоплательщику эффективно распорядиться оставшимися после налогообложения финансовыми ресурсами и одновременно обеспечить удовлетворение лежащего в основе предоставления льготы публичного интереса, связанного со стимулированием деятельности отдельных отраслей экономики, улучшением социально-экономического положения территорий и т.п. (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2022 N 305-ЭС22-17644, от 27.04.2022 N 305-ЭС21-24673, от 24.11.2021 N 310-ЭС21-11695, от 28.09.2021 N 308-ЭС21-6663 и др.).

В связи с этим не допускается произвольный отказ таможенного органа в предоставлении льготы по НДС импортерам, вопрос о подтверждении права на льготу должен детально исследоваться таможенным органом в рамках соответствующих процедур таможенного контроля с учетом представленных декларантом и имеющихся в распоряжении таможенного органа документов в их совокупности (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2023 N 305-ЭС23-5316 по делу N А41-38729/2022).

Таким образом, оспариваемые решения приняты таможенным органом безосновательно.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза" в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).

Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.

Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей во исполнение решения суда производится таможенным органом в порядке, установленном таможенным законодательством.

Спора и расхождений по сумме излишне уплаченных таможенных платежей в размере 252 749, 46 руб. у сторон не имеется. Иных законных препятствий к возврату истребуемой суммы не установлено.

Учитывая изложенное, заявленное требование о возложении на таможню обязанность восстановить нарушенные права и законные интересы Общества путем возврата Обществу излишне взысканных денежных средств в размере 252 749, 46 руб. в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

На основании части 1 статьи 110 АПК РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ понесенные заявителем судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины подлежат взысканию с Северо-Западной электронной таможни.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд

 

РЕШИЛ:

 

Признать незаконным решение Северо-Западной электронной таможни от 15.05.2024 N 11-01-26/15722 об отказе во внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10228010/230822/3301548 после выпуска товара.

Обязать Северо-Западную электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Группа "Медицинские Технологии" посредством возврата 252 749, 46 рублей излишне уплаченных таможенных платежей в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации

Взыскать с Северо-Западную электронную таможню в пользу общества с ограниченной ответственностью "Группа "Медицинские Технологии" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

 
Судья
Игнатьева А.А.
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies