Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2024 № А56-55949/2024

Об отказе в удовлетворении требований ООО "Промтехимпэкс" о признании незаконным постановления Санкт-Петербургской таможни о привлечении к административной ответственности
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 16 ноября 2024 г. по делу N А56-55949/2024
 

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:

судьи Игнатьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Л.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

Заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Промтехимпэкс" (192236, город Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 17 литера а, пом. 28(5н), ОГРН: 1099847005576, Дата присвоения ОГРН: 27.11.2009, ИНН: 7816476693);

Заинтересованное лицо: Санкт-Петербургская таможня (199034, город Санкт-Петербург, лн. 9-я В.О., д. 10 к. 2 литер а, ОГРН: 1037800003493, Дата присвоения ОГРН: 15.01.2003, ИНН: 7830001998);

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ постановлением от 30.05.2024 N 10210000- 2900/2024,

при участии: согласно протоколу судебного заседания от 19.09.2024,

 

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью "Промтехимпэкс" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления таможни о привлечении к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ постановлением от 30.05.2024 N 10210000- 2900/2024.

Определением суда от 26.06.2024 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определениями арбитражного суда от 19.08.2024 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Сведения о времени и месте судебного заседания своевременно размещены в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации и на официальном сайте Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Уведомление о рассмотрении дела направлено лицам, привлеченным к участию в деле, по известным суду адресам, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны считаются извещенными надлежащим образом.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

08.12.2023 г. ООО "Промтехимпэкс", в соответствии с пунктами 5, 8, 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу Постановления Правительства российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329" (далее - Правила) на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с применением электронной подписи была подана статистическая форма учета перемещения товаров (далее - статистическая форма, СФ) за отчетный период ноябрь 2023 г. (системный номер ED20231208114236753). Данная статистическая форма была автоматически зарегистрирована под кодом Санкт-Петербургской таможни за номером 10210000/081223/С194612.

Согласно данных, содержащихся в рассматриваемой статистической форме, ООО "Промтехимпэкс" в рамках исполнения обязательств в соответствии с контрактом купли-продажи (поставки) N 4 на условиях FCA (ФСА) (Free Carrier) - "Франко перевозчик" от 10.08.2023 г. заключенным с ТОО "Азурит" ПТФ (БИН 960440000944; 110000, Республика Казахстан, Костанайская область, город Костанай, ул. Карбышева, строение 35), в ноябре 2023 года осуществляло поставку в Республику Казахстан 3 товара общей стоимостью 448 300 рублей, общим весом 466 кг, в том числе:

- товар N 3 "РЕСИВЕР рв500", в количестве 1 штуки, весом 196 кг, стоимостью 136 800 рублей, код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 7309 00 590 0, страна происхождения - Россия.

В графе 10 "Документы" статистической формы с регистрационным номером 10210000/081223/C194612 содержались сведения о номере договора N 4 от 10.08.2023 г., счете-фактуры (инвойс) N ПИУТ-42 от 31.10.2023 г., другие N б/н от 01.11.2023, счете на оплату N ПИУТ-000004 от 10.08.2023 г.; сведения о других документах, в том числе разрешительных, отсутствовали.

С целью проверки сведений, заявленных ООО "ПРОМТЕХИМПЭКС" в статистической форме учета перемещения товаров N 10210000/081223/С194612 Тихвинским таможенным постом были направлены запросы ООО "ПРОМТЕХИМПЭКС" (письмо от 19 февраля 2024 г. N 45-30/00283, письмо от 28 февраля 2024 года N 45-30/00344, письмо от 11 марта 2024 года N 45-30/00415, письмо от 22 марта 2024 года N 45-30/00478), ТОО "Азурит" ПТФ (письмо от 11 марта 2024 года N 45-30/00416, письмо от 9 апреля 2024 года N 45-30/00521), TK JET Logistic (письмо от 22 марта 2024 года N 45-30/00480, письмо от 9 апреля 2024 года N 45-30/00522), в отдел запретов, ограничений и товарной номенклатуры (далее - 030иТН) Санкт-Петербургской таможни (служебная записка от 9 апреля 2024 г. N 45-27/0287 с приложением комплекта документов по СФ N 10210000/081223/C194612).

В ответ на запросы Тихвинского таможенного поста ООО "Промтехимпэкс" письмом от 22 февраля 2024 г. N 75 (вх. N 45-30/00170 от 28 февраля 2024 г.) за подписью генерального директора ООО "Промтехимпэкс" Андреева В.М. сообщило следующее: "что оборудование Ресивер РВ500 приобретено у компании ООО "Мегатехника СПб", изготовленное на территории РФ, по адресу 188508, Ленинградская область, Ломоносовский район, Южная часть производственной зоны Горелово, ул. Понссе, д. 18. Документ, подтверждающий приобретение прилагаем.".

11 марта 2024 года электронным письмом без номера (вх. N 45-30/00234 от 11.03.2024 г.) ООО "Промтехимпэкс" направило копию сертификата о происхождении товара форма СТ-1 N RUKZ 4154001021 ОТ 07.03.2024 г.

В ответ на запрос таможни в письме от 22 марта 2024 года N 76 (вх. N 45-30/00273 от 22.03.2024 г.) ООО "Промтехимпэкс" сообщило следующее: "Отправка товара "Ресивер PB500" была осуществлена. ООО "Промтехимпэкс" является собственником данного товара, что подтверждает договор поставки N MT 12 от 10.01.2023 и УПД ПИУТ-42 от 31.10.2023. Страна происхождения данного оборудования РФ, что подтверждает сертификат CT-1 N RUKZ 4154001021. Таможенное декларирование не осуществлялось.

Объективная сторона административного правонарушения является порядок вывоза товаров из Российской Федерации, предусматривающий соблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничений.

Субъектом данного административного нарушения является ООО "Промтехимпэкс", так как именно на данное лицо была возложена обязанность по соблюдению ограничений, установленных Указом Президентом РФ N 100 и Постановлением Правительства РФ N 312, при вывозе товаров из Российской Федерации в Республику Казахстан.

Статьей 16.3 КоАП России предусмотрена административная ответственность за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ ох 09.03.2022 N 312 разрешительный порядок вывоза сертификата о происхождений таких товаров реализуется посредством получения форме СТ-1 или иных сертификатов, подтверждающих российское происхождение товара, оформленных уполномоченной на выдачу данных сертификатов организацией, либо заключение о подтверждении производства отдельных видов промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемым в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Введение Постановлением Правительства РФ N 312 ограничений на вывоз корреспондируется с положениями статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - федеральный закон N 289-ФЗ), в соответствии с которыми в случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования Российской Федерации применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 5 статьи 2 федерального закона N 289-Ф3 предусмотрено, что при введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения таких запретов и ограничений, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими эти запреты и ограничения.

В соответствии с частью 6 статьи 2 федерального закона N 289-Ф3 при введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Союза, применяются методы и средства обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральным законом N 289-ФЗ. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения, указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер.

В соответствии с пунктом 4(1) Постановления Правительства РФ N 312, кроме прочих, на Федеральную таможенную службу возложена обязанность в рамках компетенции обеспечить контроль за выполнением пунктов 1 и 2 постановления.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 5 федерального закона N 289-ФЗ под вывозом товаров из Российской Федерации понимается фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены Союза или на территории, не входящие в таможенную территорию Союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В данном случае такие ограничения установлены Указом Президента РФ N 100 и Постановлением Правительства РФ N 312.

Письмами от 22.02.2024 N 75 (вх. N 45-30/00170 от 28.02.2024), от 22.03.2024 исх. N 76 (вх. N 45-30/00273 от 22.03.2024), от 04.04.2024 исх. без номера (вх. 45-30/00295 от 08.04.2024), электронным письмом б/н от 11.03.2024 (вх. N 45-30/00234 от 11.03.2024) ООО "Промтехимпэкс" были представлены следующие документы:

- контракт купли-продажи (поставки) N 4 на условиях FCA (ФСА) (Free Carrier) - "Франко Перевозчик" от 10.08.2023, международная товарно-транспортная - накладная CMR без номера от 01.11.2023 года, универсальный передаточный документ счет-фактура N ПИУТ-42 от 31.10.2023 года, универсальный передаточный документ счет-фактура N УТ-1249 от 30.10.2023 года, информационное письмо ООО "Мегатехника СПб" от 21.02.2024 года исх. без номера, сертификат о происхождении товара форма СТ-1 N RUKZ 4154001021 от 07.03.2024, скриншот с личного кабинета участника ВЭД компании ООО "Промтехимпэкс" от 21.03.2024 года, паспорт Ресивера РВ500 от 2023 года.

Письмами от 27.03.2024г. исх. без номера (вх. N 45-30/00303 от 9.04.2024 г.) ТОО "Азурит" ПТФ были представлены следующие документы: международная товарно-транспортная накладная СМR без номера от 01.11.12023 года, универсальный передаточный документ счет-фактура N ПИУТ-42 от 31.10.2023 года, талон о прохождении государственного контроля, выдаваемый территориальными подразделениями Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 05.11.2023 года.

Согласно представленным-документам дата отгрузки товара со склада - 01.11.2023 г.

Транспортное средство с государственным регистрационным номером 406А107/39DВА07, по Информации из талона о прохождении государственного контроля, выдаваемый территориальными подразделениями Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 50.11.2023 года, перевозящее вышеуказанный товар, пересекло Государственную границу Российской Федерации - Республики Казахстан через пункт пропуска "Сырым" 05.11.2023 г. Сопредельным со стороны Российской Федерация является пункт пропуска "Маштакова" (Оренбургская обл., Первомайский р-н, 194й километр а/д м-32 Самара-Чимкент).

В результате анализа представленных документов и сведений было установлено, что рассматриваемый товар - "Ресивер РВ500""классифицируется в товарной подсубпозиции 7309 00 590 0 ТН ВЭД ЕАЭС и вывоз данных товаров с территории Российской Федерации в Республику Казахстан должен сопровождаться сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1 или иным сертификатом, подтверждающим происхождение товара, оформленным уполномоченной на выдачу данных сертификатов организацией, либо заключение о подтверждении производства отдельных видов промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемых в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Таким образом, таможенным органом было установлено, что ООО "Промтехимпэкс" осуществило в ноябре 2023 года вывоз из Российской Федерации в Республику Казахстан товар: "Ресивер РВЗОО" с классификационным кодом 7309 00 590 0 ТН ВЭД ЕАЭС, без соблюдения ограничений, введенных Указом Президента РФ N 100 и Постановлением Правительства РФ N 312, совершив таким образом административное правонарушение по статье 16.3 КоАП РФ.

Согласно материалам дела ООО "Промтехимпэкс" на дату отгрузки товаров знало о наличии запретов и ограничений, установленные Указом Президента РФ N 100 и Постановлением Правительства РФ N 312.

Общество, самостоятельно осуществляя коммерческую деятельность с государствами - членами Евразийского экономического союза, обязано было предполагать возможные последствия своих действий (бездействий), и нести риски, в том числе негативные, при осуществлении предпринимательской деятельности.

Объективных обстоятельств' препятствующих ООО "Промтехимпэкс" получить сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 или иного сертификата, подтверждающего российское происхождение товара оформленного уполномоченной на выдачу данных сертификатов организацией, либо заключение о подтверждении производства отдельных видов промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемым в установленном порядке Министерством промышленности и торговли в Российской Федерации.

Таким образом, ООО "Промтехимпэкс" совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.16.3 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленного Указом Президента Российской Федерации N 100 и постановлением Правительства Российской Федерации N 312, запрета на ввоз на территорию Российской Федерации товаров без сопровождения сертификатов о происхождении товара по форме СТ-1 или иным сертификатом, подтверждающим российское происхождение товара, оформленным уполномоченной на выдачу данных сертификатов организацией, либо заключение о подтверждении производства отдельных видов промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемых в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, и отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, трактуются в пользу этого лица.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п.16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

При этом вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение действующего законодательства (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О).

Исходя из позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п.16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 КоАП РФ.

Выводы, изложенные таможней в оспариваемом постановлении документально и по существу не опровергнуты заявителем.

Все доводы заявителя по настоящему делу являются безосновательными и направлены на не соблюдение им действующего таможенного законодательства Таможенного Союза и РФ, а также норм КоАП РФ, а исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности, за установленное административным органом правонарушение.

Т.к. товар фактически пересек Государственную границу РФ и прибыл на территорию РФ, перевозчиком представлены таможенному органу товаросопроводительные документы и предъявлен товар, то такие действия подпадают под понятие ввоз товаров на территорию РФ. Как следствие, на товар распространяется запрет ввоза, установленный Указом Президента N 100 и Постановлением Правительства N 312. Указанный запрет введён именно в отношении ввоза отдельных категорий товаров, не разграничивая такой ввоз в зависимости от дальнейших целей или намерений (транзит, внутреннее потребление, переработка, хранение и т.д.).

При указанных обстоятельствах оснований к отмене оспариваемого постановления судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд признает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии с ч. 3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В силу ч. 4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст.ст. 1.5. 2.1. 2.2, 2.10, 16.3, 26.1, 26.2, 26.11, 28.2, 29.6-29.7, 29.10 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст. 66, 71, 167-170, 176, 180, 181, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Промтехимпэкс" о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни о привлечении к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ постановлением от 30.05.2024 N 10210000- 2900/2024 отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

 

Судья
Игнатьева А.А.
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies