Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.11.2024 № А55-1658/2024

Об отказе в удовлетворении кассационных жалоб Мурманской и Самарской таможни на решение и постановление судов первых инстанций о признании незаконными решений таможни о внесении изменений в ДТ
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа
от 15 ноября 2024 г. по делу N А55-1658/2024
 

Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 30 мая 2025 г. по делу N А55-1658/2024 настоящее постановление отменено.

 

См.также: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2024 г. по делу N А55-1658/2024, Определение Верховного суда Российской Федерации от 14 апреля 2025 г. по делу N А55-1658/2024, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 30 мая 2025 г. по делу N А55-1658/2024

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2024 года.
 
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2024 года.

 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Ольховикова А.Н., Хлебникова А.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фатиховой А.Ю. (протоколирование ведется с использованием систем веб-конференции, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу),

при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителей:

Мурманской таможни - Евдокимова В.Н., доверенность от 08.11.2021; Шаулова В.В., доверенность от 08.12.2022,

Самарской таможни - Емеличевой Е.И., доверенность от 18.12.2023,

общества с ограниченной ответственностью "Универсальная логистическая компания" - Киреевой Н.М., доверенность от 31.12.2022,

при участии в Арбитражном суде Поволжского округа представителей:

общества с ограниченной ответственностью "Бруско Импорт" - Нефедова Р.А., доверенность от 19.02.2024; Сапуновой И.В., доверенность от 15.01.2024,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Самарской таможни и Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.05.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2024

по делу N А55-1658/2024

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бруско Импорт" к Мурманской таможне, Самарской таможне, с участием в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Универсальная логистическая компания", о признании незаконным решений и уведомлений,

 

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью "Бруско Импорт" (далее - ООО "Бруско Импорт", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решений Мурманской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 26.12.2023, от 10.01.2024, от 12.01.2024, от 15.01.2024, от 16.01.2024 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ), после выпуска товаров NN NN 10005030/280322/3125211 (товар N 1), 10005030/130522/3148159 (товар N 1), 10005030/191222/3348649 (товар N 1), 10005030/131222/3341993 (товар N 1), 10005030/140722/3192379 (товар N 1), 10005030/300822/3232740 (товар N 1), 10005030/190922/3251656 (товар N 1) 10005030/200922/3251878 (товар N 1), 10005030/190922/3251709 (товар N 1) 10005030/160922/3249069 (товар N 1), 10005030/221122/3316436 (товар N 1) 10005030/150722/3193528 (товар N 1), 10005030/151122/3309201 (товар N 1) 10005030/120822/3216516 (товар N 1), 10005030/080722/3187585 (товар N 1) 10005030/131222/3341965 (товар N 1), 10005030/190822/322202 (товар N 1) 10005030/230822/3225245 (товар N 1), 10005030/200922/3251905 (товар N 1) 10005030/190922/3251685 (товар N 1), 10005030/210922/3253461 (товар N 1) 10005030/190922/3251670 (товар N 1), 10005030/231122/3317636 (товар N 1) 10005030/071122/3301112 (товар N 1), 10005030/201022/3283681 (товар N 1) 10009100/161122/3147796 (товар N 2), 10009100/130922/3107817 (товар N 2) 10009100/271222/3174030 (товар N 2), 10005030/011122/3295884 (товар N 1) 10005030/210922/3253395 (товар N 1), 10009100/081122/3142665 (товар N 2) 10005030/300822/3232752 (товар N 1), 10005030/011122/3295700 (товар N 1) 10009100/291122/3156250 (товар N 2), 10005030/011122/3295780 (товар N 1) 10009100/260822/3098736 (товар N 2), 10009100/231122/3151636 (товар N 2) 10005030/310522/3160206 (товар N 1), 10005030/021122/3297342 (товар N 1) 10005030/210922/3253837 (товар N 1), 10005030/210922/3253305 (товар N 1) 10005030/011122/3295905 (товар N 1), 10005030/011122/3296060 (товар N 1) 10005030/231222/3355623 (товар N 1), 10005030/060422/3129248 (товар N 1) и уведомлений (уточнение к уведомлению) Самарской таможни и неуплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней от 26.12.2023, от 27.12.2023, от 11.01.2024, от 12.01.2024, от 15.01.2024, от 16.01.2024, от 17.01.2024, NN 10412000/У2023/0002470, 10412000/У2024/0000170, 10412000/У2024/0000168, 10412000/У2024/0000166, 10412000/У2024/0000164, 10412000/У2024/0000162, 10412000/У2024/0000155, 10412000/У2024/0000153, 10412000/У2024/0000151, 10412000/У2024/0000149, 10412000/У2024/0000134, 10412000/У2024/0000132, 10412000/У2024/0000130, 10412000/У2024/0000142, 10412000/У2024/0000122, 10412000/У2024/0000138, 10412000/У2024/0000136, 10412000/У2024/0000140, 10412000/У2024/0000124, 10412000/У2024/0000120, 10412000/У2024/0000126, 10412000/У2024/0000144, 10412000/У2024/0000128, 10412000/У2024/0000146, 10412000/У2024/0000097, 10412000/У2024/0000093, 10412000/У2024/0000095, 10412000/У2024/0000091, 10412000/У2024/0000089, 10412000/У2024/0000105, 10412000/У2024/0000099, 10412000/У2024/0000109, 10412000/У2024/0000107, 10412000/У2024/0000103, 10412000/У2024/0000101, 10412000/У2024/0000077, 10412000/У2024/0000075, 10412000/У2024/0000073, 10412000/У2024/0000071, 10412000/У2023/0002478, 10412000/У2023/0002474, 10412000/У2023/0002466, 10412000/У2023/0002476, 10412000/У2023/0002472.

ООО "Бруско Импорт" также обратилось с в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Мурманской таможни от 09.01.2024 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров N 10005030/060422/3129248 и уведомление (уточнение к уведомлению) Самарской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 22.01.2024 N 10412000/У2024/0000231.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 12.03.2024 дела А55-3953/2024 и А55-1658/2024 объединены в одно производство.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 19.03.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Универсальная логистическая компания".

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.05.2024, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2024 заявленные требования Общества удовлетворены.

Мурманская и Самарская таможни обратились в суд с самостоятельными кассационными жалобами, в которых просят судебные акты отменить, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В отзывах ООО "Бруско Импорт" и ООО "Универсальная логистическая компания", полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просят оставить их без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, отзывов на них, заслушав представителей таможенных органов, заявителя, ООО "Универсальная логистическая компания" проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, в рамках договоров от 21.03.2022 N 156/006/2022, от 10.03.2022 N 156/004/2022, от 10.05.2022 N 156/008/2022, от 10.02.2022 N 156/006/2022, заключенных между SHENZHEN YI ЛA TECHNOLOGY., CO LTD (Китай) и ООО "Бруско Импорт", Обществом ввезены на таможенную территорию через Мурманскую таможню и помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по вышеуказанным ДТ товары "части электронной системы доставки никотина: картридж к многоразовой электронной системе доставки никотина, испарители к электронной системе доставки никотина", которые классифицированы в подсубпозиции 8543 90 000 0 Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, ставка ввозной таможенной пошлины 0%.

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по проверяемым ДТ от имени и по поручению ООО "Бруско Импорт" осуществлялись таможенным представителем ООО "Универсальная логистическая компания" в рамках Договора таможенного представителя с декларантом от 31.01.2022 N ЕКБ-7-0-175.

По данным ДТ декларантом был уплачен налог на добавленную стоимость по ставке 20%, сведения об исчислении и уплате акциза отсутствуют.

После выпуска товаров Мурманской таможней в отношении ООО "Бруско Импорт" проведена камеральная таможенная проверка, результаты которой отражены в акте камеральной таможенной проверки от 21.11.2023 N 10207000/210/211123/А000022 (далее - Акт проверки).

В ходе камеральной таможенной проверки таможня пришла к следующим выводам:

- товары "части электронной системы доставки никотина: картридж к многоразовой электронной системе доставки никотина", задекларированные ООО "Бруско Импорт" по указанным ДТ, согласно описаниям и сведениям сети "Интернет", являются устройствами преобразования жидкости в пар, и, по существу, представляют собой электронную систему доставки никотина без аккумулятора и жидкости и подпадают под действие подпункта 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункта 1 статьи 193 НК РФ и подлежат обложению акцизом по ставке 62 рублей за 1 шт. (в редакции, действовавшей на дату декларирования товаров).

- по предварительным расчетам сумма платежей, подлежащая доначислению и уплате в результате внесения изменений в ДТ, составит 828 964, 80 тыс. руб. (без учета пени).

По результатам проведенной проверки Мурманской таможней приняты решения от 26.12.2023, от 10.01.2024, от 12.01.2024, от 15.01.2024, от 16.01.2024, от 09.01.2024 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, после выпуска товаров N 10005030/280322/3125211 (товар N 1), 10005030/130522/3148159 (товар N 1), 10005030/191222/3348649 (товар N 1), 10005030/131222/3341993 (товар N 1), 10005030/140722/3192379 (товар N 1), 10005030/300822/3232740 (товар N 1), 10005030/190922/3251656 (товар N 1) 10005030/200922/3251878 (товар N 1), 10005030/190922/3251709 (товар N 1) 10005030/160922/3249069 (товар N 1), 10005030/221122/3316436 (товар N 1) 10005030/150722/3193528 (товар N 1), 10005030/151122/3309201 (товар N 1) 10005030/120822/3216516 (товар N 1), 10005030/080722/3187585 (товар N 1) 10005030/131222/3341965 (товар N 1), 10005030/190822/322202 (товар N 1) 10005030/230822/3225245 (товар N 1), 10005030/200922/3251905 (товар N 1) 10005030/190922/3251685 (товар N 1), 10005030/210922/3253461 (товар N 1) 10005030/190922/3251670 (товар N 1), 10005030/231122/3317636 (товар N 1) 10005030/071122/3301112 (товар N 1), 10005030/201022/3283681 (товар N 1) 10009100/161122/3147796 (товар N 2), 10009100/130922/3107817 (товар N 2) 10009100/271222/3174030 (товар N 2), 10005030/011122/3295884 (товар N 1) 10005030/210922/3253395 (товар N 1), 10009100/081122/3142665 (товар N 2) 10005030/300822/3232752 (товар N 1), 10005030/011122/3295700 (товар N 1) 10009100/291122/3156250 (товар N 2), 10005030/011122/3295780 (товар N 1) 10009100/260822/3098736 (товар N 2), 10009100/231122/3151636 (товар N 2) 10005030/310522/3160206 (товар N 1), 10005030/021122/3297342 (товар N 1) 10005030/210922/3253837 (товар N 1), 10005030/210922/3253305 (товар N 1) 10005030/011122/3295905 (товар N 1), 10005030/011122/3296060 (товар N 1) 10005030/231222/3355623 (товар N 1), 10005030/060422/3129248 (товар N 1)

Изменения коснулись размеров уплаченных таможенных платежей.

На основании принятых Мурманской таможней решений в адрес ООО "Бруско Импорт" 26.12.2023, 27.12.2023, 11.01.2024, 12.01.2024, 15.01.2024, 16.01.2024, 17.01.2024, 22.01.2024 Самарской таможней направлены уведомления NN 10412000/У2023/0002470, 10412000/У2024/0000149, 10412000/У2024/0000124, 10412000/У2024/0000091, 10412000/У2024/0000075, 10412000/У2024/0000170, 10412000/У2024/0000134, 10412000/У2024/0000120, 10412000/У2024/0000089, 10412000/У2024/0000166, 10412000/У2024/0000130, 10412000/У2024/0000144, 10412000/У2024/0000099, 10412000/У2023/0002478, 10412000/У2024/0000164, 10412000/У2024/0000142, 10412000/У2024/0000128, 10412000/У2024/0000109, 10412000/У2024/0000155, 10412000/У2024/0000138, 10412000/У2024/0000097, 10412000/У2024/0000103, 10412000/У2023/0002476, 10412000/У2024/0000153, 10412000/У2024/0000136, 10412000/У2024/0000093, 10412000/У2024/0000101, 10412000/У2024/0000073, 10412000/У2023/0002474, 10412000/У2023/0002472, 10412000/У2024/0000168, 10412000/У2024/0000162, 10412000/У2024/0000151, 10412000/У2024/0000132, 10412000/У2024/0000122, 10412000/У2024/0000140, 10412000/У2024/0000126, 10412000/У2024/0000146, 10412000/У2024/0000095, 10412000/У2024/0000105, 10412000/У2024/0000107, 10412000/У2024/0000077, 10412000/У2024/0000071, 10412000/У2023/0002466, 10412000/У2024/0000231 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Не согласившись с решениями Мурманской таможни и уведомлениями Самарской таможни, считая их незаконными и необоснованными, заявитель обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. В декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе, наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей; об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса (подпункты 4, 5, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 351 ТК ЕАЭС установлено, что в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют функции взимания таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию.

В соответствии с пунктами 1, 12 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в зонах таможенного контроля и иных местах, в которых находятся (должны или могут находиться) товары, помещенные под таможенную процедуру, в соответствии с ТК ЕАЭС.

После выпуска товаров таможенными органами может проводится таможенная проверка (форма таможенного контроля), которая заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном ТК ЕАЭС (пункты 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС).

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) иных документах, представленных проверяемым лицом, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица (пункты 1, 2 статьи 332 ТК ЕАЭС.)

Согласно положениям подпункта 24 пункта 1 статьи 2 и подпункта 4 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Правила начисления и взимания акциза установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения признается ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 185 НК РФ установлено, что при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры, а именно при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую особую экономическую зону, акциз уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 185 НК РФ.

Подпунктом 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2023) установлено, что подакцизными товарами признаются электронные системы доставки никотина. Положениями данной статьи регламентировано, что в целях применения главы 22 НК РФ электронными системами доставки никотина признаются электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем. В целях главы 22 НК РФ устройствами для нагревания табака признаются электронные устройства, используемые для образования табачного пара, вдыхаемого потребителем, путем нагревания табака без его горения или тления.

С 01.03.2023 подпункт 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ утратил силу, и с 01.03.2023 подакцизным товаром являются жидкости для электронных систем доставки никотина (подпункт 16 пункта 1 статьи 181 НК РФ).

Налоговая ставка акциза в отношении электронных систем доставки никотина установлена пунктом 1 статьи 193 НК РФ и составляла с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно 62 рубля за 1 штуку.

В период с 17.05.2023 по 21.11.2023 Мурманской таможней проведена камеральная таможенная проверка на предмет достоверности сведений, заявленных ООО "Бруско Импорт" в вышеуказанных ДТ и (или) содержащихся в документах, подтверждающих заявленные в ней сведения в части исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей.

Мурманской таможней в результате анализа документов, представленных ООО "Бруско Импорт" при таможенном декларировании рассматриваемых товаров, а также иных документов и сведений, полученных таможенным органом, установлено следующее.

Согласно представленных сведений о технических характеристиках и описании товаров, полученных от ООО "Бруско Импорт", установлено, что по ДТ NN 10005030/070622/3164135 (товар N 1), 10005030/09122022/3163134 (товар N 1), 10005030/191022/3130012 (товар N 1), 10005030/221122/3150796 (товар N 1), 10005030/221122/3316439 (товар N 1) задекларированы товары:

- картридж к многоразовой электронной системе доставки никотина BRUSKO без испарителя, модель MINICAN 3,

- испарители к многоразовой электронной системе доставки никотина BRUSKO, модель MINICAN 3,

- испарители к многоразовой электронной системе доставки никотина SMOANT, модель BATTLESTAR BABY/

Указанные товары являются частями электронной системы доставки никотина (далее - ЭСНД), которые по отдельности не выполняют главную функцию - преобразование жидкости в пар, вдыхаемый потребителем, в связи с чем в отношении этих товаров акциз не начисляется.

Также по спорным ДТ ООО "Бруско Импорт" задекларированы товары:

- картридж к многоразовой электронной системе доставки никотина, модель BRUSKO MINICAN,

- картридж к многоразовой электронной системе доставки никотина, модель BRUSKO VILTER PRO,

- картридж к многоразовой электронной системе доставки никотина, модель BRUSKO VILTER FUN,

- картридж к многоразовой электронной системе доставки никотина, модель BRUSKO VILTER,

- картридж к многоразовой электронной системе доставки никотина, модель ANGRY VAPE FURY,

- картридж к многоразовой электронной системе доставки никотина, модель BRUSKO FAVOSTIX POD,

- картридж к многоразовой электронной системе доставки никотина, модель BRUSKO ZQ MICOOL,

- картридж к многоразовой электронной системе доставки никотина, модель DABBLER NICE.

Мурманской таможней сделан вывод, что товары, задекларированные ООО "Бруско Импорт" в спорных ДТ, представляют собой систему доставки никотина, предназначенную для преобразования никотиносодержащей жидкости в пар, и, по своей сути, отвечают понятию электронной системы доставки никотина, изложенному в подпункте 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ (в редакции, действующей на дату декларирования товаров), так как являются основными функциональными компонентами (элементами) ЭСДН, которые выполняют главную функцию - преобразование жидкости в пар, и, по существу, представляют собой ЭСДН без аккумулятора и жидкости, в связи с чем попадают под действие подпункта 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ (в редакции, действующей на дату декларирования товаров), то есть подлежат обложению акцизом по ставке 62 рубля за 1 штуку.

При проведении камеральной таможенной проверки для решения вопроса об определении отнесения товаров к подакцизным таможенный орган использовал:

- описание товаров, указанное в графах 31 спорных деклараций, а также техническое описание, предоставленное ООО "Бруско Импорт", фотографии;

- сведения, размещенные в сети "Интернет".

Суд первой инстанции указал, что спорный товар представляет собой и описан декларантом как "части электронной системы доставки никотина: картридж к многоразовой электронной системе доставки никотина, в одной индивидуальной упаковке по 2-3 картриджа. Картридж заполняется никотиносодержащей жидкостью и под тепловым воздействием на хлопковый фитиль, пропитанный жидкостью, при подаче электрического тока на нить накаливания происходит образование "пара". Поставка осуществляется без жидкости внутри. Отдельно без электронной сигареты использованию не подлежит. Не содержит ВЧУ и криптографии".

Из содержания технического описания производителя товаров и изображения товаров, предоставленных при проведении камеральной таможенной проверки, следует, что спорные товары являются частью электронного устройства, не содержащей элементов, входящих в состав электронные системы доставки никотина, таких как: электронные элементы и органы управления (кнопки выключения), аккумулятор, корпус, относящиеся к основным составным частям ЭСДН. Спорные товары являются частью ЭСДН - емкость (бак) с испарителем; является расходной (заменяемой) деталью ЭСДН; предназначен для замены используемого в ЭСДН нагревательного элемента в случае его изнашивания (утраты потребительских свойств); является одной из комплектующих деталей ЭСДН многоразового использования.

Свидетельством того, что спорный товар является расходной деталью, служит комплектность товара, который ввозится по 2-3 изделия в каждой упаковке.

Существенным в данном случае является то, что товары представляют собой сменные (запасные) детали - емкость (бак) с испарителем, и не являются готовым устройством.

Согласно техническому описанию товаров картридж представляет собой емкость с установленным испарителем, которая заполняется никотиносодержащей жидкостью. В картридже имеется горловина, через которую потребителем осуществляется заправка никотиносодержащей жидкостью, что обеспечивает возможность многоразового использования, а также контактная группа, предназначенная для присоединения к источнику электричества в виде аккумулятора (аккумуляторного блока).

Проанализировав положения пункта 3.1 "ГОСТ Р 58109-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Жидкости для электронных систем доставки никотина. Общие технические условия", суд первой инстанции указал, что конструкция ЭСДН включает в себя несколько элементов, которые не могут функционировать отдельно и/ или быть использованы самостоятельно вне ЭСДН, в связи с чем ни один из элементов, взятый отдельно вне системы, не может быть приравнен к ЭСДН.

Суд первой инстанции принял во внимание представленные заявителем в материалы дела письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.01.2024 N 975/10 и Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий" (на базе которого действует ТК 153 "Табак и табачные изделия", являющийся разработчиком ГОСТ Р 58109-2018) от 18.12.2023 N 218, согласно которым электронная система доставки никотина (ЭСДН) - это устройство, используемое для преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль; для того, чтобы устройство могло быть использовано по назначению, то есть с целью образования аэрозоля, одного картриджа с испарителем недостаточно, считаться готовым к применению оно может в случае, если внутри этого устройства будут находиться все компоненты, обеспечивающие преобразование жидкости в аэрозоль, в том числе, сама жидкость (то есть то, из чего будет образован аэрозоль) и заряженная аккумуляторная батарея (то, что обеспечивает нагрев и испарение жидкости); отдельные конструктивные компоненты не могут считаться целым устройством (ЭСДН), так как сами по себе, без других компонентов не могут обеспечить образование аэрозоля, аэрозоль образуется при сборе всех конструктивных компонентов вместе и при заправке жидкостью; картридж с испарителем является компонентом электронной системы доставки никотина (ЭСДН), то есть его составной частью, а не самим устройством (ЭСДН).

Из письма ФТС России от 18.01.2024 N 05-89/02162, направленного в адрес ООО "Бруско Импорт", следует, что отнесение отдельных компонентов (составных частей) электронных систем доставки никотина к подакцизным товарам положениями НК РФ прямо не предусмотрено (том 9 лист дела 36).

Суд первой инстанции учёл, что при выпуске товаров по ДТ N 10005030/200922/3251905 (товар N 1), 10005030/190922/3251656 (товар N 1), 10005030/190922/3251685 (товар N 1), 10005030/210922/3253305 (товар N 1), 10005030/210922/3253461 (товар N 1), 10005030/210922/3253395 (товар N 1), 10005030/210922/3253837 (товар N 1) таможенным органом были приняты решения о проведении таможенных экспертиз.

В заключениях таможенных экспертов от 12.10.2022, от 27.10.2022 N 12404004/0020845, 12404004/0020846, 12404004/0020847, 12404004/0020847, 12404004/0020933, 12404004/0020965, 12404004/0020993, 12404004/0021337 в отношении представленных на исследование товаров были сделаны выводы, что объект исследования является картриджем многоразового использования, предназначенным для установки в ЭСДН, без следов эксплуатации. Картридж в ЭСДН <указана соответствующая модель ЭСДН> предназначен для преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль, который вдыхается потребителем. Картридж ЭСДН может поставляться в комплекте с ЭСДН или приобретаться отдельно. Работа картриджа в представленном виде невозможна. Для его функционирования необходима заправка жидкостью и установка его в ЭСДН.

В материалах дела имеются патенты производителя ввезенных Обществом картриджей - Shenzhen Eigate Technology Co., Ltd, согласно которым картридж представляет собой "Приспособление распылительное для электронных сигарет".

Таким образом, указал суд первой инстанции, из таможенных экспертиз и заключения специалиста следует, что ввезенный декларантом товар является баком с размещаемым в нем необслуживаемым испарителем (нагревательным элементом), который является расходным элементом и лишь опосредованно участвует в работе преобразовании жидкости в пар, что не позволяет отнести его к понятию "электронная система доставки никотина". Указанные доводы таможенными органами не опровергнуты.

Вывод Мурманской таможни о том, что спорные товары (запасные части к ЭСДН) представляют собой электронную систему доставки никотина, так как выполняют главную функцию ЭСДН, суд первой инстанции отклонил, указав, что без иных компонентов рассматриваемые товары не смогут функционировать надлежащим образом, и не являются электронным устройством ЭСДН в значении, приведенном в подпункте 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату декларирования товаров). Сам факт того, что преобразование жидкости в пар осуществляется при помощи спорных товаров, не позволяет идентифицировать их в качестве ЭСДН.

Указав, что в спорном случае объектом налогообложения в силу буквального указания в законе должна являться только и исключительно электронная система доставки никотина в виде единого устройства (комплекта) компонентов и приспособлений, а не ввозимые отдельно сменные части, приспособления от нее, поскольку именно таким образом была сформулирована норма в подпункте 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ, пункте 1 статьи 193 НК РФ, суд первой инстанции пришёл к выводу, что в данном случае наличие законных оснований для вынесения оспариваемых решений Мурманской таможней не доказано, и со ссылкой на пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" оспариваемые решения Мурманской таможни от 26.12.2023, от 10.01.2024, от 12.01.2024, от 15.01.2024, от 16.01.2024, а также выставленные на основании этих решений уведомления Самарской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 26.12.2023, от 27.12.2023, от 11.01.2024, от 12.01.2024, от 15.01.2024, от 16.01.2024, от 17.01.2024 признал незаконными.

Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав материалы дела, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что отнесение таможенными органами данных картриджей к ЭСДН должно подразумевать возможность самостоятельной работы товара и возможность использования его по назначению без дополнительного дооснащения. Как указано в заключениях таможенных экспертов, работа картриджей в представленном виде невозможна, следовательно, картриджи не являются ЭСДН, а указание в подпункте 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ на электронные системы доставки никотина необходимо рассматривать как указание на изделие целиком, неделимую вещь (статья 133 ГК РФ), вместе со всеми составными компонентами, в том числе, картриджем.

В кассационных жалобах Мурманская и Самарская таможни оспаривают выводы судов первой и апелляционной инстанций, настаивая на своих доводах, заявленных в нижестоящих судах, полагая, что подпункт 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату декларирования товаров) включает в себя не только готовую ЭСДН в сборе, а также её отдельные компоненты (части), выполняющие функции преобразования жидкости для ЭСДН в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.

В отзыве ООО "Бруско Импорт", ссылаясь на положения ТР ТС 004/2011, ТР ТС 010/2011, ТР ТС 020/2011, ТР ЕАЭС 037/2016, ГОСТ 53394-2017, ГОСТ 18322-2016, ГОСТ Р 53734.5.6-20, отмечает, что доводы таможенного органа об отнесении картриджей к "электронным устройствам" на основании того, что картриджи используют в своей работе электрический ток, не соответствуют действующему законодательству, поскольку понятия "электронное устройство" и "электрическое устройство" не тождественны. Отдельные конструктивные элементы, как ввезенные обществом картриджи и испарители, не могут считаться целым устройством (ЭСДН), так как сами по себе, без других компонентов не могут обеспечить образование аэрозоля (пара) и являются сменными (расходными) элементами многоразовой системы ЭСДН.

Все доводы кассационных жалоб были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).

В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.

Доводы кассационных жалоб не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов судов первой и апелляционной инстанций.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Самарской области от 02.05.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2024 по делу N А55-1658/2024 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья
С.В. Мосунов
 
Судьи
А.Н. Ольховиков
А.Д. Хлебников
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies