|
;
Действует
История статусов
Подписан 14.11.2024 |
См.также: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2024 г. по делу N А43-5446/2024
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.В.,
судей Созиновой М.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Хорошенькова Г.В. (директор),
Долгих А.В. (доверенность от 22.01.2024),
от заинтересованного лица: Голубцовой С.А. (доверенность от 26.12.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Инфорел-Полимер"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.05.2024 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2024
по делу N А43-5446/2024
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инфорел-Полимер"
(ИНН: 5249163429, ОГРН: 1185275040389)
о признании незаконным и об отмене постановления Нижегородской таможни
от 19.02.2024 N 10408000-16/2024
и УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инфорел-Полимер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Нижегородской таможни (далее - Таможня) от 19.02.2024 N 10408000-16/2024 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 1 147 627 рублей 80 копеек.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 03.05.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2024 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального и процессуального права, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Общество указывает, что на момент вывоза товаров не знало об имеющихся противоречиях в позициях таможенных органов, а также явной правовой неопределенности в вопросе о том, как именно должен оформляться вывоз спорных товаров в Киргизию, и полагалось на пресс-релиз Сибирского таможенного управления от 24.09.2019, а также письмо ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 16.09.2019 N 21-31/56910 и пресс-релизы Красноярской таможни от 24.09.2019, Центральной энергетической таможни от 17.09.2019, Внуковской таможни от 24.09.2019, Северо-Западного таможенного управления от 20.09.2019, Центрального таможенного управления от 22.10.2019. По мнению Общества, имелась совокупность условий, позволяющих применить статью 4.1.1 КоАП РФ и заменить административный штраф на предупреждение.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Таможня в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании не согласились с доводами Общества, указав на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Таможня в период с 17.04.2023 по 25.12.2023 провела в отношении Общества камеральную таможенную проверку по вопросу соблюдения требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов Евразийского экономического союза, а также факта помещения товаров под таможенную процедуру.
При проведении проверки Таможня установила, что Общество вывезло в Республику Кыргызстан нефтепродукты 27 товарной группы, классифицируемые в товарных позициях 2710 19 820 0, 2710 19 980 0, 2712 20 900 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), на общую сумму 38 846, 70 долларов США (2 774 875 рублей 60 копеек).
Поставка товаров осуществлена во исполнение двух контрактов:
1) контракта от 08.07.2021 N 210708-1, заключенного Обществом (Россия, продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "Майлуу-Сууйский ламповый завод" (Кыргызская Республика, покупатель). Отгрузка товаров осуществляется на условиях FCA (город Дзержинск, Нижегородская область, автотранспорт покупателя, предоплата в размере 100 процентов). К договору составлены спецификации от 13.07.2021 N 1, от 09.02.2022 N 3, от 15.03.2022 N 4, от 24.03.2022 N 6, от 02.06.2022 N 7, от 20.06.2022 N 9, от 23.09.2022 N 10, от 28.09.2022 N 11.
2) контракта от 11.01.2023 N 230111-1, заключенного Обществом (Россия, продавец) и открытым акционерным обществом "Майлуу-Сууйский ламповый завод", (Кыргызская Республика, покупатель). Отгрузка товаров осуществляется на условиях FCA (город Дзержинск, Нижегородская область, автотранспорт покупателя, предоплата в размере 100 процентов). К договору составлены спецификации от 11.01.2023 N 1, от 23.01.2023 N 2.
Общество за период с 10.08.2021 по 15.03.2023 подало семь статистических форм (далее - СФ) учета перемещения товаров: N 10006190/100821/С089993, 10006190/120822/С085604, 10006190/140422/С535474, 10006190/141122/С566083, 10009000/140722/С951959, 10009000/190522/С681026, 10006190/150323/С459016, согласно которым из Российской Федерации в Республику Киргизия вывезены следующие товары:
1) масло К-2-24 (бочка 180 кг), код - 2710 19 820 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 1440 кг, стоимость товара - 306 720 рублей, статистическая стоимость - 4190, 71 доллара США (СФ N 10006190/100821/С089993);
2) масло ВМ-4 (бочка 180 кг), код - 2710 19 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 1080 кг, стоимость товара - 167 400 рублей, статистическая стоимость - 2287, 19 доллара США (СФ N 10006190/100821/С089993);
3) парафин П-2, код - 2712 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 20 кг, стоимость товара 5500 рублей, статистическая стоимость - 75, 15 доллара США (СФ N 10006190/100821/С089993);
4) масло К-2-24 (бочка 180 кг), код - 2710 19 820 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 1440 кг, стоимость товара - 289 584 рубля, статистическая стоимость - 5385, 85 доллара США (СФ N 10006190/120822/С085604);
5) масло ВМ-4 (бочка 180 кг), код - 2710 19 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 720 кг, стоимость товара - 139 824 рубля, статистическая стоимость - 2600, 52 доллара США (СФ N 10006190/120822/С085604);
6) моторные масла, компрессорное смазочное масло, турбинное масло, код - 2710 19 820 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 1440 кг, стоимость товара - 300 672 рубля, статистическая стоимость - 2690, 42 доллара США (СФ N 10006190/140422/С535474);
7) масло ВМ-4 (бочка 180 кг), код - 2710 19 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 720 кг, стоимость товара - 111 096 рублей, статистическая стоимость - 994, 09 доллара США (СФ N 10006190/140422/С535474);
8) масло К-2-24 (10 бочек по 180 кг), код - 2710 19 820 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 1800 кг, стоимость товара - 355 320 рублей, статистическая стоимость - 5579, 42 доллара США (СФ N 10006190/141122/С566083);
9) масло ВМ-4 (2 бочки по 180 кг), код - 2710 19 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 360 кг, стоимость товара - 69 912 рублей, статистическая стоимость - 1097, 79 доллара США (СФ N 10006190/141122/С566083);
10) масло ИГП-114 (5 бочек по 180 кг), код - 2710 19 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 900 кг, стоимость товара - 175 230 рублей, статистическая стоимость - 2751, 56 доллара США (СФ N 10006190/141122/С566083);
11) масло И-12А, код товара - 2710 19 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 180 кг, стоимость товара - 27 216 рублей, статистическая стоимость - 480, 32 доллара США (СФ N 10009000/140722/С951959);
12) масло ИГЛ-114 (бочка 180 кг), код - 2710 19 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 2160 кг, стоимость товара - 473 385 рублей 06 копеек, статистическая стоимость - 5679, 35 доллара США (СФ N 10009000/190522/С681026);
13) масло К-2-24 (6 бочек 180 кг), код - 2710 19 820 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 1080 кг, стоимость товара - 213 192 рубля, статистическая стоимость - 3040, 31 доллара США (СФ N 10006190/150323/С459016);
14) масло ВМ-4 (4 бочки по 180 кг), код товара - 2710 19 980 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто - 720 кг, стоимость товара - 139 824 рубля, статистическая стоимость - 1994, 02 доллара США (СФ N 10006190/150323/С459016).
Таможенное декларирование указанных товаров в период с 10.08.2021 по 15.03.2023 Общество не осуществляло, что является нарушением статей 104, 110, 139 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529, пункта 3 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 06.06.2016.
Результаты проверки отражены в акте камеральной таможенной проверки от 15.11.2023 N 10408000/210/151123/А000057.
Таможня составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 09.02.2024 N 10408000-16/2024.
Постановлением Таможни от 19.02.2024 N 10408000-16/2024 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметами шести административных правонарушений, что составило 1 147 627 рублей 80 копеек.
Общество не согласилось с постановлением Таможни и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1.5, 2.1, 16.2 КоАП РФ, статьями 2, 83, 84, 104, 109, 110, 127, 139, 449 ТК ЕАЭС, статьями 2, 5, 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Соглашением о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 06.06.2016, заключенным Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики (далее - Соглашение от 06.06.2016), пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2017 N 1173), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при проведении проверки, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодекса предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В части 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (пункт 35 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе, наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, описание упаковок, цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения, таможенная стоимость товаров, статистическая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 109 ТК ЕАЭС таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании регистрировать таможенные декларации.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2017 N 1173) в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства-члены Евразийского экономического союза товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Порядок вывоза из Российской Федерации в Республику Кыргызстан нефти и нефтепродуктов также определяется Соглашением от 06.06.2016, в пункте 3 статьи 5 которого установлено, что товары группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации.
Таможенное декларирование товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС при их вывозе из Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС обусловлено необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации в условиях функционирования таможенного союза и обеспечения контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС.
В соответствии с подпунктами 11 и 17 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "лицо государства-члена" - юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государств-членов, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства-члена; "иностранное лицо" - лицо, не являющееся лицом государства-члена.
Таким образом, действующим нормативно-правовым регулированием в отношении нефтепродуктов, вывозимых в Республику Киргизия и классифицируемых в товарной позиции 27 ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрено декларирование товаров.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что вывезенные Обществом товары не входят в перечень исключений, изложенный в пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан", в отношении которых декларирование не предусмотрено, так как не классифицированы кодами 2712 90 110 0, 2712 90 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Следовательно, до осуществления фактического вывоза товаров с территории Российской Федерации, декларации на товары должны были подаваться Обществом, являющимся участником сделки, в таможенный орган Российской Федерации. Общество данную обязанность не исполнило, таможенное декларирование товаров не осуществило.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о наличии в действиях Общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Посчитав, что Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения норм действующего законодательства, суды признали правомерным привлечение Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Исследовав и оценив характер допущенного правонарушения и обстоятельства его совершения, суды не нашли оснований для признания его малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ. Административное наказание, предусмотренное в части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, назначено с соблюдением требований КоАП РФ.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено Таможней в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, административный штраф назначен в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Таким образом, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Таможни от 14.05.2021 N 10418000-301/2021.
Довод Общества о наличии оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ был предметом рассмотрения судов и отклонен ими на том основании, что допущенное правонарушение посягает на общественные отношения, возникающие в связи с таможенным регулированием. Соблюдение требований таможенного законодательства направлено на обеспечение экономической безопасности государства.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался в связи с ее подачей до вступления в законную силу Федерального закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.05.2024 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2024 по делу N А43-5446/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инфорел-Полимер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.