Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.12.2024 № А51-5622/2024

Об отказе в удовлетворении кассационной жалобы ООО "Астра Плюс" на решение и постановление судов первых инстанций о признании законным решения Владивостокской таможни о классификации товара
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 декабря 2024 года по делу N А51-5622/2024

 

См.также: Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2024 года по делу N А51-5622/2024

 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2024 года.
 
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2024 года.

 

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.,

судей: Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "Астра Плюс" - представитель не явился;

от Владивостокской таможни - представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астра Плюс"

на решение от 10.07.2024, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2024

по делу N А51-5622/2024 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астра Плюс" (ОГРН 1135476122231, ИНН 5406755347, адрес: 634061, Томская область, г. Томск, ул. Вершинина, д. 9, кв. 16)

к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, адрес: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, д.21А)

о признании незаконным решения

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью "Астра Плюс" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 25.12.2023 N РКТ-10702000-23/003120 о классификации товаров, заявленных в ДТ N 10702070/160521/0138355 (далее - ДТ N 8355).

Решением суда от 10.07.2024, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2024, в удовлетворении требований отказано.

Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, постановлением апелляционного суда, полагая их принятым с нарушением норм материального права, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой.

Общество в жалобе настаивает, что ввезенные шины предназначены для установки на специальные транспортные средства и машины, используемые в строительстве, горном деле и промышленности, что соответствует коду 4011 80 000 0 Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Ссылаясь на правило 3 (в) Основных правил интерпретации ТН ВЭД, полагает ошибочным подход судов к классификации товарных позиций в связи с неверным толкованием и применением терминологии из товарной позиции 8704 "Моторные транспортные средства для перевозки грузов". Полагает, что маркировка рисунка протектора шин подтверждает сферу их использования в строительстве и горной промышленности.

Таможня в отзыве доводы кассационной жалобы отклонила, предлагая судебные акты оставить без изменения; извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции, как и заявитель, не обеспечила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела судами установлено, что в мае 2021 года обществом на основании контракта от 10.01.2020 N 202001, заключенного с компанией "TECHKING TIRES HONGKONG LIMITED", на таможенную территорию ЕАЭС ввезены товары: шины пневматические, резиновые, новые, с рисунком протектора отличным "в ёлочку", для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, не предназначены для дорог общего пользования, посадочный диаметр: 22.5 дюйма, ширина шины - 312 мм, внешний диаметр - 1090 мм, индекс скорости "В", без упаковки: шины 315/80R22.5 164/160В Е3, производитель TECHKING TIRES LIMITED, товарный знак не обозначен, марка TECHKING, модель SUPER ЕТОТ.

В целях таможенного оформления товаров обществом подана ДТ N 8355, в графе 33 которой в отношении указанного товара декларантом заявлен классификационный код 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности" (ставка ввозной таможенной пошлины 5%, НДС - 20%).

Товары, задекларированные в декларации, выпущены таможенным постом в соответствии с заявленной таможенной процедурой - выпуск для внутреннего потребления.

После, 22.12.2023 таможней проведена камеральная таможенная проверка на предмет достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях, в части классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, оформлен акт от 22.12.2023 N 10702000/210/221223/А003636.

По результатам проверки принято решение от 25.12.2023 N РКТ10702000-23/003120 о классификации товаров, согласно которому товар отнесен к подсубпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС как "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: с индексом нагрузки более 121", ставка ввозной таможенной пошлины - 10%, НДС - 20%.

Не согласившись с решением таможни, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который придя к выводу, что оспариваемое решение таможни является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, в удовлетворении требований отказал.

Выводы суда первой инстанции поддержал суд апелляционной инстанции.

Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ТК ЕАЭС единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенного тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов.

Согласно пункту 2 статьи 19 ТК ЕАЭС международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС определено, что декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в том числе, в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены: Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которыми установлены Основные правила интерпретации, действующие в спорный период (далее - ОПИ). Действующие в спорный период ввоза товаров (2021 год).

Классификация товара по номенклатуре - это определение соответствующего классификационного кода. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

В силу правила 1 ОПИ ТН ВЭД наименования разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ ТН ВЭД.

Согласно ОПИ 3 (а) в случае, если в силу ОПИ 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим Описанием.

Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями правил 1, 2, 3, 4 и 5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.

Для целей правила 6 также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное. Правила 1 - 5 применимы для классификации на уровне субпозиций в пределах одной и той же товарной позиции.

Согласно пунктам 5 и 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение), ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.

Согласно пункту 7.2 Положения при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС вначале определяется товарная позиция (пункт 7.1 Положения), затем определяется субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам, примечаниям к субпозициям - в начале определяется однодефисная субпозиция (подсубпозиция) в рамках данной товарной позиции, затем определяется двухдефисная субпозиция (подсубпозиция) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции), затем определяется трехдефисная подсубпозиция в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) и так далее до достижения необходимого уровня классификации.

Таким образом, по верным выводам судов, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям (субпозициям, подсубпозициям) ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД. Основные Правила интерпретации ТН ВЭД состоят из шести Правил, которые применяются последовательно, начиная с первого до шестого.

Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД).

Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).

Следовательно, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет.

При проверке доводов общества и таможни о правильности классификации товара, суды установили, что спорный товар был классифицирован декларантом по классификационному коду 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС - "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности".

Тексту товарной подсубпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, по которой товар был классифицирован таможенным органом, соответствует товар - "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: с индексом нагрузки более 121".

Следовательно, спор возник относительно классификации товара на уровне товарных подсубпозиций 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (общество) и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС (таможня), в связи с чем, в рассматриваемой ситуации для правильной классификации ввезенного товара суды обоснованно сравнили их тексты.

В разделе "Общие положения" к группе 40 "Каучук, резина и изделия из них" Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС (Том II. Разделы VI - VIII. Группы 29-43), далее - пояснения) предусмотрено, что в группе 4011 классификация шин и покрышек пневматических резиновых новых проводится по видам транспортных средств, для использования на которых указанные товары предназначены.

В товарную позицию 4011 включены шины и покрышки пневматические резиновые, субпозиция 4011 20 - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов; субпозиция 4011 80 - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.

Согласно Пояснениям к коду 4011 ТН ВЭД ЕАЭС (Том II, Разделы VI - VIII, Группы 29-43) шины и покрышки могут быть предназначены для любого типа транспортного средства или летательного аппарата, игрушек с колесами, машин разного типа, артиллерийских орудий и т.д. Они могут использоваться как с камерами, так и без них.

Таким образом, по верным выводам судов, при проверке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара. При этом следует учитывать, что основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.

Из материалов дела следует, что на этапе таможенного декларирования общество в качестве документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ N 8355, представило: коносамент от 23.10.2021 N FQGVLA104681; контракт от 10.01.2020 N 202001; инвойс от 18.10.2021 N 21TKPI09299; упаковочный лист от 18.10.2021 N 21TKPI09299; каталог производителя.

Суды исходили из содержания и буквального толкования представленных обществом с декларацией документов.

Обществом при таможенном декларировании не представлены документы, подтверждающие тип машин, с которыми используются ввозимые товары; в документах указано описание товара только как "шины", что не подтверждает заявленное в графе 31 спорной ДТ назначение товара - "для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, не предназначены для дорог общего пользования".

Анализ сведений, содержащихся на сайте Росаккредитации https://fsa.gov.ru позволил судам установить, что в отношении товаров "компоненты транспортных средств: шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей торговой марки "TECHKING" ООО "Драйв" был получен сертификат соответствия N ЕАЭС KG417/024.CN .02.00825 сроком действия с 18.10.2021 по 17.10.2023, он распространяет свое действие на продукцию: "шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей".

Так, согласно сертификату шины модели "SUPER ЕТОТ" размер 315/80R22.5, индекс нагрузки 164/160, соответствуют требованиям Технического регламента TP ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".

Проанализировав пункт 2, подпункты 1, 7 пункта 3, пункт 4 раздела 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", суды установили, что данный регламент распространяется на колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси, компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.

Согласно приложению N 1 в Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС 018/2011, отнесены транспортные средства категории N, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе категорий N 1, N 2, N 3, транспортные средства повышенной проходимости (категории G), специальные и специализированные транспортные средства, изготовленные на базе (шасси) транспортных средств категории G, в том числе, специальные и специализированные транспортные средства, в отношении которых предъявляются дополнительные требования безопасности (например, автолесовозы, автосамосвалы и прицепы (полуприцепы) -самосвалы, пожарные автомобили, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и милиции (полиции), транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, и т.п.), а также компоненты транспортных средств такие, как шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей и их прицепов, автобусов и троллейбусов.

Согласно пункту 1 Правил "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов" (далее - Правила ЕЭК ООН N 54) данные Правила распространяются на шины, предназначенные для транспортных средств категорий М3, N 3, О3, О4, обозначенных индексами категории скорости не менее 80 км/час и с индексом несущей способности более 121, то есть и на шины для грузового транспорта.

При этом по верному замечанию судов, ни TP ТС 018/2011, ни Правила ЕЭК ООН N 54 не распространяют правовое регулирование на карьерные самосвалы, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, а также на иную спецтехнику, не предназначенную для перевозки грузов.

Также суды признали, что в сертификате соответствия N KG417/024.CN .02.00825 в строке "выдан на основании" имеется ссылка на сообщение об официальном утверждении типа шин "E4-54R-0028633", выданного Министерством транспорта, общественных работ и водного хозяйства Нидерландов.

Таким образом, знак "Е4 в круге" является лишь знаком официального утверждения в Нидерландах типа пневматической шины, предназначенной для транспортных средств категорий МЗ, N 3, О3, О4, то есть, в том числе, шин для транспортных средств для перевозки грузов (грузовых автомобилей).

Кроме того, судами принято во внимание заключение таможенного эксперта от 23.03.2022 N 12410007/0005126 в отношении аналогичного товара, задекларированного по ДТ N 10702070/200222/3067451, согласно которому маркировка "ЕЗ" не соответствует маркировке, наносимой по ГОСТ 8430-2003 "Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин. Технические условия", размер исследуемого образца отсутствует в ГОСТ 8430-2003, размер исследуемого образца указан в ГОСТ Р 52899-2007 "Межгосударственный стандарт. Шины пневматические крупногабаритные и сверх крупногабаритные для внедорожных карьерных автомобилей. Технические условия"; отсутствует маркировка CYCLIC, предназначенная для машин, работающих циклично, отсутствует маркировка UNDER GROUND (предназначенные для эксплуатации в шахтах) и маркировка ML (предназначенные для добычи полезных ископаемых).

Таким образом, судами сделаны обоснованные выводы о том, что технико-эксплуатационные характеристики спорных шин и имеющиеся на них маркировочные обозначения обусловливают эксплуатацию данных шин на транспортных средствах для перевозки грузов, что указывает на отсутствие исключительной области применения шин, обозначенной в тексте субпозиции 4011 80 000 0, выбранной декларантом.

Ссылки общества на наличие на шинах маркировки "POR" - Professional Off Road" что подразумевает их использование на специальной технике по бездорожью, отклонены судами правомерно, поскольку использование шин на специальной технике не подтверждает их исключительное применение на транспортных средствах, используемых в строительстве, горном деле и промышленности и не исключает их использование на транспортных средствах для перевозки грузов.

Оснований для утверждения о несоответствии выводов судов, установленным по делу обстоятельствам, у суда округа не имеется.

С учетом изложенного заключение судов о том, что у таможни имелись законные основания для принятия оспариваемого решения о классификации товара, правильны, соотносятся с материалами дела.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых решения и постановления, не выявлено, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение от 10.07.2024, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2024 по делу N А51-5622/2024 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья
И.М. Луговая
Судьи
Т.Н. Никитина
И.В. Ширяев
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies