Выключить анимацию
Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.05.2024 № А21-10264/2023

Об отказе в удовлетворении кассационной жалобы Калининградской областной таможни на решение и постановление судов первых инстанций о признании незаконным решения таможни об изменении ставки НДС за товар, ввезенный OOO "Медторг"
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 мая 2024 г. по делу N А21-10264/2023
 

См.также: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2024 г. по делу N А21-10264/2023

 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Васильевой Е.С., Трощенко Е.И.,

при участии от Калининградской областной таможни Симоновой В.Л. (доверенность от 19.12.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Медторг" Дмитриева А.Д. (доверенность от 14.08.2023),

рассмотрев 20.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 по делу N А21-10264/2023,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью "Медторг", адрес: 127254, Москва, Огородный проезд, д. 16/1, стр. 3, пом. 1001, ОГРН 5177746361139, ИНН 7713450069 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решений Калининградской областной таможни, адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), от 16.05.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары (далее - ДТ) N 10005030/290520/0146295, от 18.05.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10005030/050820/0217862, 10005030/061020/0293787, 10005030/241120/0359664, 10013160/221220/0744964, 10013160/251220/0754173, 10005030/030321/0085151, 10005030/120421/0163734, 10005030/040621/0265219, 10005030/060721/0326939, после выпуска товаров, с соответствующими корректировками ДТ; о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и пеней на единый лицевой счет заявителя.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Шереметьевская таможня, адрес: 141400, Московская обл., г. Химки, Шереметьевское шоссе, д. 7, ОГРН 1037739527176, ИНН 7712036296, и Московская таможня, адрес: 124617, Москва, г. Зеленоград, Георгиевский пр., д. 9, ОГРН 1107746902251, ИНН 7735573025.

Решением суда от 27.10.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Податель кассационной жалобы настаивает на отсутствии у Общества права на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) задекларированных по спорным ДТ товаров, поскольку они не относятся к товарам, поименованным в Перечне медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Постановление N 1042); указанный в представленном Обществом регистрационном удостоверении от 28.06.2012 N ФСЗ 2012/12280 код по Общероссийскому классификатору продукции (далее - ОКП) 94 3810 "Изделия для соединения костей" не соответствует коду единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) спорных товаров 9021 29 000 0 "зубы искусственные и стоматологические соединительные детали: прочие". По мнению Таможни, спорные товары при ввозе таможенную территорию ЕАЭС должны облагаться НДС по ставке 10% в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% (далее - Постановление N 688), а не освобождаться от уплаты НДС в соответствии с Постановлением N 1042.

В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании внешнеторгового контракта от 01.02.2018 N 01/02-18, заключенного с компанией "I.M.G. GmbH" (Федеративная Республика Германия), Общество ввезло на таможенную территорию ЕАЭС и задекларировало по ДТ N 10005030/290520/0146295, 10005030/050820/0217862, 10005030/061020/0293787, 10005030/241120/0359664, 10013160/221220/0744964, 10013160/251220/0754173, 10005030/030321/0085151, 10005030/120421/0163734, 10005030/040621/0265219, 10005030/060721/0326939 товары:

- имплантаты стоматологические с принадлежностями, код ОКП 94 3810, код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) 32.50.22.127, производитель - "DENTIUM CO., LTD".

В графе 33 указанных ДТ декларантом заявлен классификационный код ТН ВЭД ЕАСЭ - 9021 29 000 0 и ставка ввозной таможенной пошлины - 0%.

В графе 36 ДТ "Преференция" указано "ОООО-ОО" (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимого в Российскую Федерацию важнейшего и жизненно необходимого медицинского изделия).

При декларировании товаров Общество приложило к ДТ регистрационное удостоверение на медицинские изделия от 28.06.2012 N ФСЗ 2012/12280 (код ОКП 94 3810 "Изделия для соединения костей"), выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, а также заявило сведения о декларации о соответствии от 17.06.2020 РОСС RU Д-KR.МП18.В.02974/20 (код ОКПД 2 32.50.22.127 "Шины и прочие приспособления для лечения переломов").

Товары выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с освобождением от уплаты НДС на общую сумму 300 566 349, 94 руб.

По результатам проведенной после выпуска товаров камеральной таможенной проверки (акт от 15.05.2023 N 10012000/210/150523/А000396/000) документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товаров по спорным ДТ, Таможня установила, что товары по коду 9021 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС указаны в Перечне кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержденном Постановлением N 688 (далее - Перечень N 688), соответственно задекларированные Обществом товары при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС подлежали обложению НДС по ставке 10%.

Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения Таможней решений от 16.05.2023, 18.05.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных ДТ, после выпуска товаров; Обществу направлены соответствующие корректировки ДТ с доначислением таможенных платежей.

На основании указанных решений Таможни от 16.05.2023, 18.05.2023 Центральное таможенное управление сформировало и направило Обществу уведомления от 18.05.2023, 22.05.2023, 23.05.2023 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

Доначисленные таможенным органом суммы НДС и пени в общем размере 39 577 668, 40 руб. уплачены Обществом в полном объеме.

Считая названные решения Таможни неправомерными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные доказательства, придя к выводу о правомерности применения Обществом льготы по уплате НДС в отношении товаров, задекларированных по спорным ДТ, удовлетворили заявленные требования.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.

Согласно абзацу 4 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ Постановлением N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС (далее - Перечень N 1042).

В силу примечания 1 к Перечню N 1042 для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по ОКП (ОК 005-93) или ОКПД 2 (ОК 034-2014) при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со сноской "*" к Перечню N 1042 (в редакции, действующей с 01.10.2019) код по ОКП (ОК 005-93) применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93.

Согласно сноске "******" к Перечню N 1042 код ОКПД 2 (ОК 034-2014) применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.

Исходя из изложенного, для освобождения от уплаты НДС на ввезенное медицинское изделие должно быть получено регистрационное удостоверение, ввезенный товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП (или коду ОКПД 2) должен быть включен в Перечень N 1042. При этом существенным фактором для освобождения от уплаты НДС является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода по ОКП (кода по ОКПД 2) в рамках одного пункта Перечня N 1042.

В пункт 8 раздела I Перечня N 1042 включены медицинские изделия - изделия травматологические (изделия для соединения костей; изделия для воздействия на кости; изделия корректирующие), имеющие код ОКП 94 3800, 94 3810, код ОКПД2 32.50.22.110, 32.50.22.120, 32.50.22.127, 32.50.22.129, 32.50.22.190, 32.50.23.000, 32.50.23.190, код ТН ВЭД ЕАЭС 3404 90 000 1, 9021.

Суды установили, что при декларировании спорных товаров Общество представило регистрационное удостоверение от 28.06.2012 N ФСЗ 2012/12280 на медицинское изделие "имплантаты стоматологические с принадлежностями", которым присвоен код ОКП 94 3810 ОКП.

Заявленный Обществом в графе 33 спорных ДТ код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 включен в пункт 8 раздела I Перечня N 1042 и соответствует коду 94 3810.

Установив, что при декларировании спорные товары классифицированы по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9021 и указанный в регистрационном удостоверении код ОКП (94 3810) ввезенных товаров соответствует коду ОКП (ОК 005-93) медицинских изделий, указанному в Перечне N 1042, суды пришли к выводу о соблюдении Обществом условий для освобождения ввоза задекларированных медицинских изделий от обложения НДС.

Довод Таможни о том, что код ТН ВЭД ЕАЭС 9021 29 000 0 спорных изделий включен в Перечень N 688, что свидетельствует о необходимости применения ставки НДС в размере 10%, исследован судами и обоснованно отклонен.

В силу примечания 1(1) к Перечню N 688 коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в разделе II указанного перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с подпунктом 2 статьи 150 НК РФ, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31 декабря 2021 года - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Довод Таможни о том, что спорные медицинские изделия не соответствуют заявленному Обществом коду ОКП 94 3810 и должны быть классифицирован по коду ОКП 93 9818 "изделия для внутреннего протезирования" был исследован судами и отклонен.

Как верно указали суды, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС к полномочиям таможенного органа относится проверка правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а не проверка присвоения кода ОКП (ОКПД 2) медицинскому изделию, который определяется Росздравнадзором при выдаче регистрационного удостоверения в порядке, установленном Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416.

Представленное Обществом при таможенном декларировании регистрационное удостоверение на медицинские изделия являлось действующим и подтверждающим допустимость классификации ввезенных товаров по коду ОКП 94 3810, что в свою очередь подтверждает отнесение контролируемого товара к медицинским изделиям, ввоз и реализация которых на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС.

Кроме того, в соответствии с переходным ключом ОКП - ОКПД 2, разработанным Минэкономразвития России, приведенный таможенным органом код ОКП 93 9818 соотносится с кодом ОКПД 2 32.50.22.190 "Протезы органов человека, не включенные в другие группировки"; товары с данным кодом ОКПД 2 также содержатся в пункте 8 раздела I Перечня N 1042.

Таким образом, с учетом представленного регистрационного удостоверения, Перечня N 1042, следует признать, что в отношении спорных медицинских изделий Обществом соблюдены условия для освобождения от налогообложения. Суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения Таможни не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Общества, и правомерно удовлетворили заявленные требования.

Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ не имеется.

Приведенные Таможней в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 по делу N А21-10264/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.

 

Председательствующий
С.В. Лущаев
 
Судьи
Е.С. Васильева
Е.И. Трощенко
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies