Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2024 № А56-111053/2023

Об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "ВСК БИЛДИНГ" на решение суда первой инстанции о признании законным решения Северо-Западной электронной таможни об отказе в предоставлении льготы по уплате НДС
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
от 26 июня 2024 г. по делу N А56-111053/2023

 

См.также: Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 марта 2024 г. по делу N А56-111053/2023, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2024 г. по делу N А56-111053/2023, Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 февраля 2025 г. по делу N А56-111053/2023, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2025 г. по делу N А56-111053/2023

 
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2024 года
 
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2024 года
 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Фуркало О.В.

судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Колосовым М.А.,

при участии:

от заявителя: Дубинин А.Н., по доверенности от 30.05.2024 (до перерыва);

от заинтересованного лица: Бадынцева Ю.О., по доверенности от 27.12.2023 (до перерыва);

Богданова Ю.А., по доверенности от 04.09.2023 (после перерыва);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14207/2024) общества с ограниченной ответственностью "ВСК Билдинг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2024 по делу N А56-111053/2023, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВСК Билдинг"

к Северо-Западной электронной таможне

о признании незаконным и отмене решений,

 

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью "ВСК Билдинг" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения Северо-Западной электронной таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 16.09.2023 и 22.09.2023 об отказе в запрашиваемых действиях (во внесении изменений в ДТ в части предоставления льготы по уплате НДС и его возврата Обществу) по ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908 и обязать Северо-Западную электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества и внести изменения и дополнения, указанные в заявлениях (формах корректировок ДТ) ООО "ВСК Билдинг" в части предоставления льготы по уплате НДС и его возврата Обществу в отношении товаров, заявленных в ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908. Также Общество просило обязать Северо-Западную электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата ООО "ВСК Билдинг" излишне уплаченных таможенных платежей и процентов, начисленных на них по следующему периоду:

- ДТ N 10228010/161120/0071119 - проценты, начисленные за излишне уплаченные платежи (369 169, 99 рубля) за период с 17.11.2020 по 18.11.2021 в размере 19 755,41 рубля; проценты, начисленные за излишне уплаченные платежи в размере 585 440,30 рубля за период с 19.12.2021 по 30.12.2021 в размере 1 619,99 рубля; излишне уплаченные таможенные платежи и пени в размере 1 583 657,22 рубля и проценты, начисленные на них за период с 31.12.2021 по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10228010/161120/0071119;

- ДТ N 10228010/031220/0100604 - проценты, начисленные за излишне уплаченные платежи (1 450 834, 38 рубля) за период с 04.12.2020 по 18.11.2021 в размере 74 774,60 рубля; излишне уплаченные таможенные платежи и пени в размере 6 212 795,20 рубля и проценты, начисленные на них за период с 31.12.2021 по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10228010/031220/0100604;

- ДТ N 10228010/150921/0428250 - проценты, начисленные за излишне уплаченные платежи (432 055, 31 рубля) за период с 16.09.2021 по 18.11.2021 в размере 5 335,58 рубля; излишне уплаченные таможенные платежи и пени в размере 1 781 472,04 рубля и проценты, начисленные на них за период с 18.12.2021 по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10228010/150921/0428250;

- ДТ N 10228010/161021/0490908 - излишне уплаченные таможенные платежи в размере 4 166 778, 28 рубля и проценты, начисленные на них за период с 23.10.2021 по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10228010/161021/0490908.

Решением суда первой инстанции от 21.03.2024 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь, что при декларировании товара Обществом было неверно указано его описание и классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС, однако товар и его характеристики остались неизменными. Поскольку на товары по спорным ДТ было оформлено Регистрационное удостоверение от 10.03.2023 N РЗН 2015/2591, в котором уполномоченным органом код ОКПД 2 выбран 32.50.50.190 и код ТН ВЭД подлежал определению в субпозиции 9019 20 000 0, после представления указанного документа в таможенный орган (август 2023 года) и оформления КДТ имелось полное совпадение в рамках пункта 14 Перечня кодов ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС данных товаров. Таким образом, считает, что Общество было вправе претендовать на предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС.

Также податель жалобы указывает, что таможенный орган при проверке не принял во внимание разъяснение вышестоящего таможенного органа, изложенное в письме ФТС России от 29.12.2016 N 01-11/67511, и не применил переходные ключи.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель Таможни просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

ООО "ВСК Билдинг" в рамках внешнеэкономического контракта от 27.10.2020 N 139/09-2020, заключенного между Обществом и "LM MEDICAL DIVISION S.R.L" (Италия) на таможенную территорию Евразийского экономического союза с использованием декларации на товары (далее - ДТ) NN 10228010/161021/0490908, 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250 ввезены и задекларированы товары:

1) по ДТ N 10228010/161021/0490908 товар N 1 "консоль для распределения медицинских газов и электропитания, моделей OKI PLUS, OKI CIELO";

2) по ДТ N 10228010/161120/0071119 товар N I "консоль для распределения медицинских газов и электропитания, модель OKI PLUS";

3) по ДТ N 10228010/031220/0100604 товар N 1 "консоль для распределения медицинских газов и электропитания, моделей OKI PLUS, OKI CIELO, OKI ISOLA";

4) по ДТ N 10228010/150921/0428250 товар N 1 "консоль для распределения медицинских газов и электропитания, модель OKI PLUS" (далее - товары).

В графе 33 ДТ NN 10228010/161021/0490908, 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250 Обществом заявлен код товаров в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС - 9402 90 000 0 "Мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная (например, операционные столы, столы для осмотра, больничные койки с механическими приспособлениями, стоматологические кресла); парикмахерские кресла и аналогичные кресла с приспособлениями для вращения и одновременно для наклона и подъема; части вышеупомянутых изделий: -прочая" (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%, НДС - 0%).

По результатам проведенного таможенного контроля до выпуска товаров по направлению правильности классификации товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10228010/161021/0490908, принято решение от 16.10.2021 N РКТ-10228000-21/000762 о классификации товаров в субпозиции 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС: "Устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей; аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура: - аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура" (ставка ввозной таможенной пошлины -0%, НДС-20%).

После выпуска товаров в период с 29.10.2021 по 09.11.2021 Северо-Западной электронной таможней на основании статей 310, 326 ТК ЕАЭС проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном декларировании по ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, с целью анализа документов, представленных декларантом в процессе таможенного декларирования и правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товаров, задекларированных в вышеуказанных ДТ.

09.11.2021 по результатам проверки документов и сведений Северо-Западной электронной таможней составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10228000/213/091121/А0527 (далее - акт от 09.11.2021 N 10228000/213/121121/А0527) согласно которому выявлены нарушения в части классификации товаров.

На основании акта от 09.11.2021 N 10228000/213/121121/А0527 Северо-Западной электронной таможней приняты решения от 18.11.2021 N РКТ-10228000-21/000857 и NРКТ-10228000-21/000859 о классификации товара в субпозиции 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС: "Устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей; аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура: - аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура" (ставка ввозной таможенной пошлины - 0%, НДС - 20%).

В комплекте электронных документов к ДТ представлено регистрационное удостоверение от 20.04.2015 N РЗН 2015/2591 на медицинское изделие с указанием кода ОКИ - 94 5210. С учетом перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, рассматриваемые товары с классификационным кодом 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС подлежит обложению НДС в размере 20%.

Полагая незаконными решения таможенного органа, Общество в рамках дела N56-4914/2022 обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Решением Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2022 по делу N56-4914/2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.12.2022 и постановление суда кассационной инстанции от 21.03.2023 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

Таким образом, принятие таможенным органом в отношении вышеуказанных товаров классификационного кода 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС признано судом правомерным.

Общество указывает, что настоящий момент товары имеют следующее описание "настенные распределительные консоли для оснащения медицинских палат медицинскими газами, а также электропитанием медицинского оборудования", классификационный код 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

10.03.2023 производителем товара ("Л. М Медикал Дивижн С.Р.Л.) получено регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2015/2591 от 10.03.2023 (далее - Регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2591) в отношении продукции, которая являлась предметом спора по вышеуказанному делу.

Согласно Регистрационному удостоверению N РЗН 2015/2591 от 10.03.2023 продукция "Консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" соответствует коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) 32.50.50.190.

Согласно п. 14 Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042) не подлежит обложению НДС, в том числе приборы и аппараты для лечения с кодами 32.50.50.190 ОКПД 2, 9019 ТН ВЭД ЕАЭС.

Таким образом, декларируемые ООО "ВСК Билдинг" товары по ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908 не подлежали обложению НДС в размере 20 %.

С учетом тех обстоятельств, что товары полностью подходят под требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042, Обществом в адрес Северо-Западной электронной таможни было направлено обращение о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Согласно ответу Таможни от 07.06.2023 N 11-01-30/13131 Обществу необходимо представить в таможенный орган обращение и надлежащим образом заполненную КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908.

В августе 2023 года ООО "ВСК Билдинг" в таможенный орган направлены корректировки ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908 с целью внесения в них изменений в части предоставления льготы по уплате НДС и его возврата Обществу.

16.09.2023 и 22.09.2023 таможенным органом приняты решения об отказе в запрашиваемых действиях по причине того, что регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 10.03.2023 N РЗН 2015/2591 выдано после подачи таможенных деклараций таможенному органу и отсутствовало на момент таможенного декларирования товаров. Таким образом, по мнению таможенного органа льготы по возвращению НДС по данным ДТ могут быть применимы лишь к товарам, декларирование которых осуществляется после 10.03.2023.

Общество, не согласившись с указанными решениями, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционные жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 Кодекса.

При помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию, под таможенную процедуру используется декларация на товары, в которой подлежат указанию сведения согласно статье 106 ТК ЕАЭС.

Подпунктом 5 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о льготах по уплате таможенных платежей.

Статьей 50 ТК ЕАЭС предусмотрено, что плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится, в частности, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию экономического союза.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации назван в подпункте 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) как самостоятельная операция, признаваемая объектом обложения НДС.

В статье 49 ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе льготы по уплате налогов.

Как следует из положений абзаца второго пункта 2 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21, пунктам 1 и 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) законодательство о налогах и сборах допускает установление льгот по налогам и сборам - предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, и гарантирует налогоплательщикам право использовать налоговые льготы при наличии оснований. При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

По правилам пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией.

Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.

Согласно пункту 4 статьи 112 ТК ЕАЭС для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа.

Статьей 66 ТК ЕАЭС предусмотрено, что излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги подлежат возврату (зачету).

Возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 ТК ЕАЭС, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 ТК ЕАЭС, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 67 ТК ЕАЭС).

В пункте 3 статьи 112 ТК ЕАЭС определено, что сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Евразийской экономической комиссией.

Из пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" следует, что после выпуска товаров внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) по результатам проведенного таможенного контроля в связи с обращением декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 3 статьи 112 Таможенного кодекса и подпункт "б" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, далее - Порядок N 289).

Основания для изменения после выпуска товаров сведений, указанных в ДТ, содержатся в пункте 11 третьего раздела Порядка. Четвертый раздел Порядка, регламентирует внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта.

Согласно пункту 2 названного Порядка при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (КДТ).

Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения. Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункты 12, 13 Порядка N 289).

В соответствии с пунктом 14 этого же Порядка к обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей.

Пунктом 17 Порядка N 289 установлено, что таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза.

Согласно пункту 18 Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в том числе, если не выполнены требования, предусмотренные пунктами 11 - 15 Порядка.

Таким образом, лицо, претендующее на льготу в виде освобождения от НДС и получившее документы, необходимые для подтверждения права на льготу после выпуска товаров, вправе инициировать внесение изменений (дополнений) в сведения, ранее указанные в декларации на товар при его ввозе, а таможенный орган - по результатам таможенного контроля, проводимого после выпуска товара на основании обращения декларанта обязан разрешить вопрос о предоставлении льготы. При этом на основании документов, полученных после ввоза товара, факт обладания льготой подтверждается на момент ввоза товара.

Из материалов дела усматривается, что основанием для обращения Общества с заявлением в таможенный орган о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908 послужило то, что Общество осуществило ввоз на территорию РФ медицинских изделий.

При ввозе товаров по данным ДТ Общество уплатило НДС.

При декларировании товаров Общество к спорным ДТ было приложено Регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 20.04.2015 NРЗН2015/2591.

В спорных ДТ было заявлено следующее описание товаров "мебель медицинская, хирургическая: консоль медицинская для распределения медицинских газов и электропитания OKI, с принадлежностями, классификационный код товара 9402 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

В ходе таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров Северо-Западной электронной таможней описание товара изменено на "настенные распределительные консоли для оснащения медицинских палат медицинскими газами, а также электропитанием медицинского оборудования", классификационный код также изменен на 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Таким образом, при декларировании товара Обществом было неверно указано его описание и классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС, однако товар и его характеристики остались неизменными.

В силу пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией которые товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса, где указано, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Упомянутое освобождение от НДС применяется при условии представления в таможенные органы регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, регистрационное удостоверение на медицинское изделие является документом, предоставляющим право на применение налоговых льгот при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и при дальнейшей их реализации на территории Российской Федерации.

Иное не следует из положений таможенного законодательства, определяющих порядок декларирования товаров.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Регистрация медицинских изделий на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий).

Документом, подтверждающим факт государственной регистрации, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (пункт 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий).

Согласно пункту 56 Правил государственной регистрации медицинских изделий в регистрационном удостоверении, в том числе, указываются сведения о наименовании медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению); в отношении производителя (изготовителя) - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе, фирменное наименование, организационно-правовая форма и адрес места нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя; место производства медицинского изделия, код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.

Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042.

В соответствии с примечанием 1 к Перечню для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК "005-93" (далее - ОКП ОК 005-93) или по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (далее - ОКПД 2) при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно сноске "*" к Перечню медицинских товаров код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93.

Таким образом, в целях применения освобождения от уплаты НДС в отношении товаров, возимых в качестве медицинских изделий, должны соблюдаться следующие условия:

- товар зарегистрирован в установленном порядке в качестве медицинского изделия;

- код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС указан в разделе I Перечня медицинских товаров с учетом ссылки на соответствующий код по (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014.

При этом структура построения Перечня медицинских товаров подразумевает соответствие кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода по (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 в рамках одного пункта Перечня медицинских товаров.

Как следует из материалов дела, в связи с поступлением 17.08.2023 и 28.08.2023 обращений Общества о внесении изменений (дополнений) в ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908, Северо-Западной электронной таможней в соответствии с приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" проведен таможенный контроль после выпуска.

По итогам проверочных мероприятий составлены в актах проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 29.08.2023 N 10228000/205/290823/А1419, от 20.09.2023 N 10228000/205/200923/А1472.

По результатам таможенного контроля после выпуска товаров Северо-Западной электронной таможней установлено следующее.

Совместно с обращениями Обществом представлено Регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 10.03.2023 N РЗН 2015/2591. ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908 зарегистрированы таможенным органом 16.11.2020, 03.12.2020, 15.09.2021, 16.10.2021 соответственно.

Таким образом, на момент регистрации вышеуказанных деклараций на товары регистрационное удостоверение на медицинские изделия от 10.03.2023 N РЗН 2015/2591 Обществом не представлено.

В свою очередь, в силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС именно с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Вместе с тем, на момент декларирования Обществом представлено регистрационное удостоверение на медицинские изделия от 20.04.2015 N РЗН 2015/2591.

При таких обстоятельствах с учетом положений статьи 106 ТК ЕАЭС и статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а именно НДС, по ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908 является регистрационное удостоверение на медицинские изделия от 20.04.2015 N РЗН 2015/2591.

Регистрационным удостоверением на медицинское изделие от 20.04.2015 N РЗН 2015/2591, представленном при таможенном декларировании проверяемых товаров, подтвержден факт регистрации товара "Консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" в качестве медицинских изделий с содержанием кода по Общероссийскому классификатору продукции (далее - код ОКП) для медицинского изделия - 94 5210.

Указанный код ОКП поименован в пункте 18 раздела I "Медицинские изделия" Перечня медицинских товаров.

Однако, классификационный код 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС товара "Аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии: консоль медицинская для распределения медицинских газов и электропитания oki с принадлежностями. (код ОКП 94 5210, код ОКПД2 32.50.50.190)", отсутствует в пункте 18 Перечня медицинских товаров.

Таким образом, к товарам, задекларированным в ДТ NN 10228010/150921/0428250, 10228010/031220/0100604, 10228010/161120/0071119, 10228010/161021/0490908 применимо регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 20.04.2015 N РЗН 2015/2591, представленное обществом при таможенном декларировании проверяемых товаров.

Регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 10.03.2023 N РЗН 2015/2591 применимо в отношении товаров, задекларированных с использованием ДТ, зарегистрированных таможенным органом с 10.03.2023.

Таможенное декларирование спорных товаров осуществлено Обществом в период действия регистрационного удостоверения от 20.04.2015 N РЗН 2015/2591.

Таким образом, Регистрационное удостоверение на медицинские изделия от 10.03.2023 N РЗН 2015/2591 является новым документом и не вносит изменения в регистрационного удостоверения на медицинское изделие от 20.04.2015 N РЗН 2015/2591.

Произвольное изменение по желанию декларанта или его таможенного представителя кода по (ОКП) ОК 005-93, указанного в регистрационном удостоверении, на код (ОКПД 2) ОК 034-2014, предусмотренный Перечнем медицинских товаров, с целью получения налоговых льгот, равно как и установление такого кода не уполномоченным органом, не соответствует закону.

Суд принимает во внимание, что декларант имеет право на получение льготы даже при условии, что регистрационное удостоверение получено после выпуска ДТ, но при верном заполнении КДТ. Но как установлено судом апелляционной инстанции код ТН ВЭД не позволяет получить льготу, поскольку спорный товар не соответствует описанию п. 14 Постановления и КДТ декларантом заполнена неверно.

Учитывая изложенное, в отношении проверяемых товаров, классифицируемых кодом 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС на основании представленного при таможенном декларировании и актуального на дату регистрации ДТ NN 10228010/150921/0428250, 10228010/031220/0100604, 10228010/161120/0071119 регистрационного удостоверения на медицинское изделие от 20.04.2015 N РЗН 2015/2591, льгота по уплате НДС не применима.

При рассмотрении вопроса о применимости/не применимости льготы по уплате НДС в отношении спорной категории товаров, должностные лица руководствуются исключительно указанными выше Налоговым кодексом РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, содержащим перечень медицинских товаров. Переходные ключи, на которые ссылается Общество в апелляционной жалобе, нормативно указанными актами не закреплены, носят рекомендательный характер, и руководство ими для целей применения льгот не предусмотрено.

Кроме того, классификационный код 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС товара "Аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии: консоль медицинская для распределения медицинских газов и электропитания oki с принадлежностями. (код ОКП 94 5210, код ОКПД2 32.50.50.190)", отсутствует в пункте 18 Перечня медицинских товаров.

Кроме того, обращения Обществом поданы с нарушением Порядка о внесении изменений.

Пунктом 12 Порядка установлено, что для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.

По результатам рассмотрения обращений, в ходе таможенного контроля после выпуска товаров выявлено, что представленная КДТ заполнена с нарушением Порядка заполнения корректировки декларации на товары1, а именно:

- некорректное заявление сведений о классификационном коде ТН ВЭД ЕАЭС в представленной ДТС к ДТ N 10228010/161120/0071119 (в представленной ДТС указан код 9402 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вместо кода ТН ВЭД ЕАЭС признанного судами законным);

- некорректное заполнение в графе 45а "Код изменений" элементов 4 (восстановление тарифных преференций после выпуска товаров на основании мотивированного обращения декларанта о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ) и элемента 7 (изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, в отношении исчисленных (уплаченных) таможенных, иных платежей) в представленных КДТ к ДТ NN 10228010/150921/0428250, 10228010/031220/0100604, 10228010/161120/0071119;

- заполнение графы 33 "Код товара" (КДТ к ДТ NN 10228010/150921/0428250, 10228010/031220/0100604, 10228010/161120/0071119), графы 43 "Код МОС" (КДТ к ДТ N 10228010/150921/0428250) (при этом, изменения в графы не вносятся, ранее указанные сведения не изменяются (не дополняются));

- отсутствие корреспондирования сведений о суммах исчисленных и уплаченных пеней за несвоевременную уплату НДС в графах В "Подробности подсчета" и 47 "Исчисление платежей". Указание неверного кода ТН ВЭД ЕАЭС в ДТС в дальнейшем повлияло бы в том числе на таможенную стоимость товара, и как следствие подлежащих уплате суммы таможенных пошлин, налогов.

Не предоставление КДТ, заполненной надлежащим образом, также является основанием для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.

Довод Общества о том, что наличие дефектов заполнения КДТ не является самостоятельным основанием для отказа во внесении истребуемых обществом изменений в спорные ДТ, апелляционным судом не принимается, поскольку изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа производится на основании обращения декларанта.

Общество обязано подать Обращение с соблюдением требований Порядка о внесении изменений, таможенный орган же вправе отказать Заявителю во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, в случае несоблюдения таких требований.

Пунктом 12 Порядка о внесении изменений однозначно определено, что совместно с обращением в таможенный орган предоставляется надлежащим образом заполненная КДТ.

В Постановлении от 14.07.2023 N 12-П, принимая во внимание, что таможенная декларация относится к предусмотренным нормами публичного права документам, форма и содержание которых четко регламентированы в отраслевом публично-правовом регулировании, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что такие документы отличаются незаменимостью, исключительностью, строгой формальной определенностью.

Соответственно, при заполнении таможенной декларации на товары декларант (таможенный представитель) обязан придерживаться норм таможенного регулирования.[1] В свою очередь, в соответствии с пунктом 5 статьи 112 ТК ЕАЭС корректировка декларации на товары является неотъемлемой частью такой декларации на товары.

Таким образом, корректировка декларации на товары, используется при внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и как следствие, является ее неотъемлемой частью, форма и содержание которых четко регламентированы в отраслевом публично-прававом регулировании

Как указал Конституционный суд Российской Федерации, конституционными принципами являются равенство и справедливость, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования. Неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного его истолкования и, следовательно, произвольного применения, т.е. противоречивую правоприменительную практику, и тем самым ослабляют гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 мая 2003 года N 9-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 14 апреля 2020 года N 17-П и др.).

Таким образом, принятие КДТ, заполненной ненадлежащим образом, ставит в привилегированное положение одних участников ВЭД перед другими, что противоречит принципу равенства всех перед законом.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 1 500 руб.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2024 по делу N А56-111053/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ВСК БИЛДИНГ" из федерального бюджета 1 500 руб. госпошлины по платежному поручению N343 от 17.04.2024.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

 
Председательствующий
О.В. Фуркало
 
Судьи
Н.А. Мильгевская
А.Б. Семенова
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies