|
;
Действует
История статусов
Подписан 04.06.2024 |
См.также: Решение Арбитражного суда Приморского края (резолютивная часть) от 22 мая 2024 г. по делу N А51-17171/2023, Постановление Пятого арбитражного апелляционный суда от 19 ноября 2024 г. по делу N А51-17171/2023
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Фокиной А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шелеховой Е.А., рассмотрев в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСКОМ" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 30.07.2014)
к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 15.04.2005)
о признании незаконным решения от 30.01.2024 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10702070/280222/3079585,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился, извещен,
от таможенного органа – путём присоединения к веб-конференции представителя ФИО1 (по доверенности N 157 от 21.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИСКОМ" (далее – Общество, заявитель, ООО "ЛОГИСКОМ") обратилось в суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее – таможенный орган, таможня) от 30.01.2024 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10702070/280222/3079585.
В обоснование требований общество указало, что ошибки (опечатки), допущенные при заполнении сертификата, но не влияющие на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящие под сомнение происхождение товара, не могут являться основанием для нерассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара. По мнению заявителя, таможенный орган ограничился формальной проверкой правильности заполнения сертификатов, при этом факт их выдачи не проверил, не установил, что сертификаты не являются подлинными или содержат недостоверные сведения, однако при этом принял страну происхождения для преференциальных целей.
Таможенный орган представил письменный отзыв, считает оспариваемое решение правомерным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, однако не явившегося в судебное заседание, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
По материалам дела судом установлено следующее.
ООО "Логиском" в счет исполнения внешнеторгового контракта от 17.11.2021 NRSLO-2101 ввезены и задекларированы товары, заявленные в декларации на товары (далее-ДТ) N10702070/280222/3079585: товар N 1: "шины пневматические, резиновые, новые, для транспортных средств для перевозки грузов, размер 385/65R22.5, посадочный диаметр:22.5 дюймов, ширина шины - 385 мм, внешний диаметр:1071 мм. Индекс нагрузки 164. Без упаковки"; товар N 2: "шины пневматические, резиновые, новые, для транспортных средств для перевозки грузов, размер 315/70R22.5, посадочный диаметр:22.5 дюймов, ширина шины - 315 мм, внешний диаметр:1013 мм. индекс нагрузки 156/150. без упаковки"; товар N3: "шины пневматические, резиновые, новые, для транспортных средств для перевозки грузов, размер 315/70R22.5, посадочный диаметр:22.5 дюймов, ширина шины - 315 мм, внешний диаметр:1013 мм. индекс нагрузки 156/150. без упаковки".
Заявленная страна происхождения товаров, задекларированных в вышеуказанной ДТ - Социалистическая Республика Вьетнам (VN).
Заявленный классификационный код товара 4011 20 900 0 ТНВЭДЕАЭС "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: с индексом нагрузки более 121". Ставка таможенной пошлины - 10 %, НДС -20 %.
08.12.2023 Владивостокской таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств по ДТ N 10702070/280222/3079585, по результатам которой составлен акт от 08.12.2023 N 10702000/213/181223/А1488.
17.01.2024 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/280222/3079585. 18.01.2024 денежные средства в размере 4 360 302,10 рублей возвращены ООО "Логиском" на единый лицевой счет через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности.
Решение таможенного органа о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 17.01.2024, принятое в отношении декларации на товары ООО "Логиском" N 10702070/280222/3079585, сформировано некорректно (преференция предоставлена, антидемпинговая пошлина не начислена).
30.01.2024 в связи с ошибочным возвратом денежных средств в полном объеме проведена повторная проверка документов и сведений, заявленных в ДТ N 10702070/280222/3079585 в результате которой выявлен факт неподтверждения страны происхождения товаров, заявленных в ДТ.
В ходе проведения проверки установлено, что в отношении товаров, заявленных в ДТ N 10702070/280222/3079585, применяется антидемпинговая пошлина, установленная Решением ЕЭК N 154.
Таможенная стоимость каждого из товаров, заявленных в ДТ N 10702070/280222/3079585, превышает сумму эквивалентную 150 долл. США, следовательно, происхождение товаров должно подтверждаться сертификатом о происхождении товара.
В ходе проведения проверки установлено, что декларантом на этапе таможенного декларирования в ответ на запрос таможенного органа предоставлен оригиналы сертификата о происхождении товара формы EAV от 14.02.2022 N VN-RU 22/02/01610, на этапе таможенного декларирования товаров тарифные преференции в графе 36 ДТ N 10702070/280222/3079585 в отношении товаров NN 1 -3 декларантом не заявлялись.
В ходе анализа документов, представленных ООО "Логиском", таможня пришла к выводу, что сертификат о происхождении товара формы EAV от 14.02.2022 N VN-RU 22/02/01610 не может быть рассмотрен в качестве документа, подтверждающего происхождение товара.
По результатам проверки таможенным органом составлен акт проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств по ДТ N 10702070/280222/3079585 от 30.01.2024 N 10702000/213/300124/А0099.30.01.2024 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/280222/3079585, согласно которому в отношении товаров NN 1, 2 предоставлена тарифная преференция, начислена антидемпинговая пошлина.
02.02.2024 составлена КДТ N 10702070/280222/3079585/11 на сумму 390 635,67 руб. в связи с доначислением антидемпинговой пошлины в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154 "О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза".
Не согласившись с решением таможенного органа от 30.01.2024 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10702070/280222/3079585, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемых решений и действий, суд пришел к следующим выводам. Статья 358 ТК ЕАЭС предусматривает, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом. Лица, определенные Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с настоящим Кодексом для совершения таможенных операций (часть 1 статьи 80 ТК ЕАЭС).
На основании пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных этим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных данным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с названным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с указанным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом.
Как установлено пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (часть 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года (далее - Договор) Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N49 (далее - Непреференциальные правила), применяются для определения происхождения товара при его ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) в условиях непреференциальной торговли для целей применения мер нетарифного регулирования, мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и иные меры в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора), осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли товарами, установления требований к маркировке происхождения товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 ТК ЕАЭС.
Пунктом 23 Непреференциальных правил установлено, что происхождение ввозимых на таможенную территорию Союза товаров подтверждается декларацией о происхождении товара или по желанию декларанта сертификатом о происхождении товара, за исключением случаев, установленных пунктами 24 и 25 Непреференциальных правил.
В соответствии с пунктом 28 названных Правил (в редакции спорного периода) в случае непредставления документов о происхождении товара, в том числе сертификата о происхождении товара, запрошенного таможенным органом государства-члена в соответствии с пунктами 24 и 26 настоящих Правил, происхождение товара считается неподтвержденным.
В силу пункта 34 Непреференциальных правил в редакции спорного периода сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, в том числе в случае, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.
Согласно пункту 5 указанных требований, предусмотренных приложением к правилам, сертификат должен содержать, в том числе следующую информацию: 1) наименование страны происхождения товара; 5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию; 7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара).
В силу пункта 6 указанные в пункте 5 настоящих Требований сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительной информации.
Пунктом 8 требований предусмотрено, что в случае если в качестве документа о происхождении товара используется сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли, графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку "для непреференциальных целей", "for non-preferential purposes" или "a des fins non preferentielles".
Согласно пункту 9 наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для нерассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара.
Таким образом, на основании последовательного и в совокупного анализа приведенных положений ТК ЕАЭС, Договора о союзе, Соглашения с республикой, Решения Совета ЕЭК N 49 таможня пришла к обоснованному выводу о том, что, претендуя на получение преференции и освобождение от антидемпинговой пошлины, декларант обязан представить таможенному органу сертификат происхождения страны ввозимого товара, отвечающего требованиям как Преференциальных правил, так и Непреференциальных правил. При этом в силу пункта 8 требований Непреференциальных правил, в случае если в качестве документа о происхождении товара используется сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли, графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку "для непреференциальных целей" - "for non-preferential purposes" или "a des fins non preferentielles".
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ТК ЕАЭС декларация о происхождении товара представляет собой коммерческий или любой другой документ, имеющий отношение к товару и содержащий сведения о происхождении товара, заявленные изготовителем, продавцом или отправителем страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Пунктом 1 статьи 31 ТК ЕАЭС установлено, что сертификат о происхождении товара является документом определенной формы, свидетельствующим о происхождении товара и выданным уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
В соответствии с пунктом 25 Непреференциальных правил в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, подтверждается сертификатом о происхождении товара.
В случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в рамках международных договоров, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящих Правил, с представлением при их таможенном декларировании сертификата о происхождении товара, применяемого в рамках преференциальной торговли, дополнительно подтверждается сертификатом о происхождении товара в соответствии с настоящими Правилами или в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов, декларацией о происхождении товара в соответствии с настоящими Правилами (без обязательного представления сертификата о происхождении товара, предусмотренного настоящими Правилами).
При этом декларант вправе не предоставлять сертификат о происхождении товара в случаях, если подтверждено соблюдение применяемых мер защиты внутреннего рынка, или в случае, если общая таможенная стоимость товаров не превышает сумму, эквивалентную 150 долл. США. В таком случае происхождение товаров подтверждается декларацией о происхождении товара.
Непреференциальные правила не устанавливают обязательную форму сертификата о происхождении товара для целей подтверждения происхождения товаров в рамках непреференциальной торговли.
Однако Непреференциальиые правила устанавливают требования к сертификату о происхождении товара, которые приведены в приложении к Непреференциальным правилам (далее - Требования), в том числе минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате о происхождении товара. Так, например, наличие в сертификате подчисток, помарок и незаверенных исправлений и (или) дополнений не допускается (пункт 2 Требований).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154 "О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (далее - Решение ЕЭК N 154) установлена антидемпинговая мера посредством введения антидемпинговой пошлины в размерах согласно приложению N 1 в отношении ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза грузовых шин, представляющих собой предназначенные для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов и полуприцепов шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром от 17,5 до 24,5 дюйма включительно с нанесенными на них обозначениями категорий скорости в соответствии с обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения N 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (за исключением обозначений V, W и Y), с индексом нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических резиновых новых по перечню согласно приложению N 2), происходящих из Китайской Народной Республики и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 4.16 раздела II Соглашения от 29 мая 2015 года "О свободной торговле", заключенного между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Социалистической Республикой Вьетнам с другой стороны для целей получения тарифных преференций декларант обязан представить таможенному органу импортирующей Стороны сертификат о происхождении товара в соответствии с требованиями настоящего Раздела (сертификат о происхождении товара формы "EAV").
Сертификат о происхождении товара, представляемый таможенным органам импортирующей Стороны, должен быть оригинальным, действительным, а также соответствовать формату, установленному приложением 5 Соглашения, и должен быть заполнен соответствующим образом согласно требованиям, установленным приложением 5 Соглашения.
Как уже было отмечено выше, Непреференциальные правила устанавливают минимальный набор требований к сертификатам о происхождении товара и его содержанию.
В приложении к данным Правилам содержится перечень требований к такому сертификату (пункт 21 Непреференциальных правил).
Так, согласно пункту 8 Приложения Непреференциальных правил "Требования к сертификату о происхождении товара", декларант вправе представить сертификат по форме А, предусмотренной Преференциальными правилами, однако в этом случае графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку "для непреференциальных целей", "for non-preferential purposes" или "а des fins non preferentielles".
Таким образом, при подтверждении непреференциального происхождения товара допускается применение форм сертификата о происхождении товара, используемого в преференциальной торговле (например, сертификат о происхождении товара формы "А"), однако он должен быть оформлен в соответствии с Требованиями (пункт 21 Непреференциальных правил).
Пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС установлено, что сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с пунктом 34 Непреференциальных правил сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам;
3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, установленный пунктом 30 настоящих Правил;
4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил;
5) невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях, если:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождения товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией.
Следовательно, в целях однозначного подтверждения происхождения рассматриваемой категории товаров, перевозчиком, декларантом либо иным лицом, обладающим правами в отношении декларируемых товаров, в таможенный орган должен быть представлен оригинал непреференциального сертификата о происхождении товара, заполненного в соответствии с Требованиями.
Доводы заявителя о том, что ошибки (опечатки), допущенные при заполнении сертификата, не влияют на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставят под сомнение происхождение товара, судом отклоняются с учётом следующего.
Как следует из материалов дела, в отношении товара, задекларированного обществом, одновременно предоставляются тарифные преференции, поскольку товар поставляется на таможенную территорию Евразийского экономического союза в рамках Соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, а также применяются меры защиты внутреннего рынка в виде антидемпинговой пошлины.
Поскольку возможны случаи, когда в отношении одного и того же товара могут предоставляться тарифные преференции и применяться меры защиты внутреннего рынка, и в таком случае товар будет иметь "двойное" происхождении, так как в отношении него будут применяться и преференциальные правила, и непреференциальные правила, то суд соглашается с позицией таможни, согласно которой в связи с возникновением вероятности наличия двойного происхождения (вследствие различных критериев определения происхождения товаров, установленных в рамках преференциальных и непреференциальных правил определения происхождения товаров) при осуществлении таможенного контроля спорный товар должен быть рассмотрен как в рамках преференциальных, так и непреференциальных правил происхождения товаров.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС если происхождение товаров считается неподтвержденным специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД и (или) наименования.
Согласно пункту 7 статьи 314 ТК ЕАЭС при подтверждении впоследствии происхождения товаров меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка в случаях, когда применение таких мер зависело от происхождения товаров, применяются исходя из подтвержденного происхождения товаров.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при не подтверждении происхождения товаров, заявленного декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров, таможенный орган направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации до выпуска товаров, или решение таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации после выпуска товаров.
Учитывая вышеизложенное, представление сертификата происхождения товаров, заполненного (оформленного) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), является обязательным требованием для подтверждения заявленной страны происхождения на этапе декларирования товаров, иначе происхождение товаров считается неподтвержденным. Нарушение требований к оформлению сертификата является самостоятельным основанием для непринятия его в качестве документа, подтверждающего происхождение товара и начисления антидемпинговой пошлины. В соответствии с пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС, если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.
Согласно пункту 1 статьи 340 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
В рассматриваемом случае сертификаты о происхождении товара оформлены с нарушением требований к порядку их оформления, что является существенным нарушением, которое не позволяет таможенному органу подлинно установить происхождение товаров.
Следовательно, в силу положений пунктов 20, 21 Правил оформленный с нарушениями Требований сертификаты о происхождении товаров не являются документами, подтверждающими происхождение товара.
При таких обстоятельствах заявленные обществом сведения о происхождении товаров не подтверждены.
Суд отклоняет довод общества о том, что предоставление тарифной преференции в части ввозной таможенной пошлины является обстоятельством, подтверждающим факт установления таможенным органом страны происхождения до его выпуска как для преференциальных, так и непреференциальных целей. Обществом не учтено, что в рамках преференциальных и непреференциальных правил определения происхождения товаров установлены различные критерии определения происхождения товаров.
Как было отмечено ранее, происхождение товаров для преференциальных целей должно быть подтверждено сертификатами происхождения товаров, оформленных в соответствии с правилами определения происхождения товаров установленными соглашением о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны от 29.05.2015, для непреференциальных целей - сертификатами происхождения товаров, оформленными в соответствии с Непреференциальными правилами определения происхождения товаров.
Как установлено судом, сертификаты о происхождении товара оформлены с нарушением требований к порядку их оформления, в связи с чем таможенный орган не мог подлинно установить происхождение товаров для непреференциальных целей.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о вынесении Владивостокской таможней законного и обоснованного решения от 30.01.2024 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10702070/280222/3079585.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд считает, что в удовлетворении требования ООО "ЛОГИСКОМ" о признании незаконным решения Владивостокской таможни от 30.01.2024 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10702070/280222/3079585, следует отказать.
Согласно статьям 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по настоящему делу относятся на заявителя в сумме 3000 руб., а излишне уплаченная госпошлина – подлежит возврату ему из бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСКОМ" отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЛОГИСКОМ" из федерального бюджета госпошлину в сумме 3000 (три тысячи) рублей, излишне уплаченную платёжным поручением N 1042 от 28.09.2023 на сумму 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.