Выключить анимацию
Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2024 № А40-247950/2023

Об отказе в удовлетворении апелляционных жалоб Московской и Хабаровской таможен на решение суда первой инстанции о признании недействительным решения таможни о классификации товара
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 20 сентября 2024 года по делу N А40-247950/2023

 

См. также: Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2024 года по делу N А40-247950/2023

 
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2024 года
 
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2024 года
 

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захарова С.Л.,

судей И.А. Чеботаревой, В.А. Яцевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Кудряшовым,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы

Московской таможни, Хабаровской таможни

на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.04.2024 по делу N А40-247950/23

по заявлению 1) ПАО "Якутскэнерго" (ИНН: 1435028701, ОГРН: 1021401047260),

2) ООО Баррус. Проектная логистика" (ИНН 7714331152, ОГРН 1157746187675)

к Московской таможне

третьи лица: 1) Хабаровская таможня, 2) Минэнерго России

о признании незаконным решения таможенного органа,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителей: 1) Лукьянчик Н.Е. по доверенности от 21.11.2023; 2) Петров Д.Ю. по доверенности от 10.01.2024

от заинтересованного лица: Калинников А.В. по доверенности от 18.01.2024; Белякова А.О. по доверенности от 28.12.2023, Кузнецов В.Н. по доверенности от 19.01.2024;

от третьих лиц: 1) не явился извещен; 2) Маркарян А.А. по доверенности от 11.01.2022;

 

УСТАНОВИЛ:

 

Публичное акционерное общество "Якутскэнерго" и общество с ограниченной ответственностью "Баррус. Проектная логистика" обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской таможне о признании незаконным решения таможенного органа о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 19.09.2023 N РКТ-10013000-23/002208; о признании незаконным решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 19.09.2023 N 10013000/210/190923/Т000676/001.

В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Хабаровская таможня, Минэнерго России.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2024 по делу N А40-247950/23 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, Московская таможня и Хабаровская таможня обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобах.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представители заявителей и Минэнерго России солидарно возражали против удовлетворения апелляционных жалоб, просили решение суда оставить без изменения.

Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителя третьего лица - Хабаровской таможни.

Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Заявителем была оформлена и подана на Авиационный таможенный пост (Центр электронного декларирования) ДТ N 10005030/110621/0280687 в целях помещения под избранную Декларантом таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара, описание которого приведено в графе 31: "Турбины газовые прочие, мощностью более 20 000 квт, но не более 50 000 квт: после восстановительного ремонта. Не военного назначения. Не для ракетно-космической или ядерной техники. Газовая турбина lm6000, серийный номер 192 - 505. мощность турбины - 46, 405 мвт/ч. (является составной частью газотурбинного энергоблока lm6000 pf df для выработки электроэнергии, была установлена на якутской грэс). Газовая турбина состоит из компрессора низкого давления, компрессора высокого давления, камеры сгорания, турбины высокого давления и турбины низкого давления в сборе. Турбина высокого давления служит для привода компрессора высокого давления (осевого типа) и они связаны единным валом. Соответствующим образом турбина низкого давления служит для привода компрессора низкого давления. Турбина предназначена для преобразования энергии нагретого газа в механическую работу на валу".

При декларировании товара в графе 33 указан классификационный код товара 8411 82 600 8 в соответствии Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского союза (далее - ЕТН ВЭД ЕАЭС), принятой Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии).

Описание в графе 31 ДТ и определение классификационного кода товара (графа 33) сделано исходя из сведений о товаре, содержащихся в представленных Таможенному представителю технических и коммерческих документах, перечисленных в графе 47 ДТ.

Московской таможней в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в отношении ПАО Якутскэнерго (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, КПП 143501001, адрес: 677001, Республика Саха (Якутия), ул. Федора Попова, д. 14, г. Якутск) (далее - декларант) проведена камеральная таможенная проверка.

По результатам таможенной проверки Московской таможней составлен Акт камеральной таможенной проверки от 09.08.2023 N 10013000/210/090823/А000676 (далее - Акт КТП).

Таможней принято решение о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 19.09.2023 N РКТ-10013000-231002208 (далее - Решение КТ); решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 19.09.2023 N 10013000/210/190923/Т000676/001 (далее - Решение КДТ).

На основании принятого таможней Решения КДТ, Хабаровской таможней в адрес ООО "Баррус. Проектная логистика" было направлено Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 21.09.2023 N 10703000/У2023/0002409 с требованием уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в размере 27.801.131, 08 руб.

На основании положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В ходе рассмотрения настоящего спора суд первой инстанции правомерно исходил из наличия установленной совокупности перечисленных обязательных условий.

Согласно п. 2 ст. 20 ТК ЕАЭС в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании, таможенный орган осуществляет классификацию товаров и принимает решение о классификации товаров по форме в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

В соответствии с п. 4 ст. 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Евразийской экономической комиссией и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее Гармонизированная система) и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ст. 19 ТК ЕАЭС).

Гармонизированная система является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которой является Российская Федерация.

Согласно ст. 42 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), вступившего в силу с 01.01.2015 на таможенной территории Союза применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Единый таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС.

При этом правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).

Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с ОПИ ТН ВЭД, применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.

Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, определено, что ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне.

Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с ОПИ ТН ВЭД 1 - 6, являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД.

В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД классификацию товаров следует проводить: а) исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам; б) если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5, где это применимо.

Наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.

В силу правила 6 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил 1, 2, 3, 4 и 5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.

Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, последовательно должны применяться ОНИ ТН ВЭД, примечания к разделами, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что между тем не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры. Кроме того, при классификации любого товара необходимо исходить, прежде всего, из его уникальных свойств и целевого назначения.

Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ), применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки. Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь, ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2 (и так далее).

В соответствии с ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное в соответствии с последующими ОПИ. Следовательно, классификация должна осуществляться в первую очередь в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам, причем наименование товарных позиций и примечания имеют одинаковый статус. Дальнейшую классификацию после того, как определена соответствующая товарная позиция, устанавливает правило ОПИ 6, согласно которому классификация осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям. Также при классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21) (далее - Пояснения), которые в свою очередь базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) Всемирной таможенной организации. Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС. Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.

В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 8411 ТН ВЭД ЕАЭС "Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие", в данную товарную позицию включаются турбореактивные, турбовинтовые двигатели и прочие газовые турбины.

К данной категории относятся промышленные газотурбинные установки, которые либо специально предназначены для промышленного использования, либо приспособлены для использования турбореактивных или турбовинтовых двигателей в целях, отличных от создания движущей силы самолетов.

Таким образом, промышленные газотурбинные установки в целях классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС соответствуют термину "турбины газовые прочие".

В соответствии с пунктом 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товар промышленная газотурбинная установка декларант обязан указать сведения:

наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения nовара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.

Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД: ПРАВИЛО 1 определяет: "Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам".

Текст товарной позиции 8411 и примечания к 16 разделу ТН ВЭД и к 83 группе ТНВЭД не содержит каких-либо требований или положений в отношении указания мощности товаров, классифицируемых в товарной позиции 8411 ТН ВЭД ЕАЭС.

При отсутствии каких-либо указаний, содержащихся в тексте товарной позиции 8411, и текстах, соответствующих примечаниям к разделам или группам, в данной товарной позиции должна указываться мощность товаров, относящихся к субпозициям 8411 81, 8411 82 ТН ВЭД ЕАЭС.

Соответственно, для товара "промышленные газотурбинные установки", относящегося в соответствии с текстом пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС к "турбинам газовым прочим", должна указываться мощность товара.

Товар "промышленные газотурбинные установки" отнесен Пояснениями к товарной позиции 8411 "Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие", поскольку он фактически представляет собой газотурбинный двигатель в определении термина в ГОСТ Р 51852-2001, согласно которому "газотурбинный двигатель, ГТД (gas turbine (engine): Машина, предназначенная для преобразования тепловой энергии в механическую. Машина может состоять из одного или нескольких компрессоров, теплового устройства, в котором повышается температура рабочего тела, одной или нескольких газовых турбин, вала отбора мощности, системы управления и необходимого вспомогательного оборудования. Теплообменники в основном контуре рабочего тела, в которых реализуются процессы, влияющие на термодинамический цикл, являются частью газотурбинного двигателя".

Управлением товарной номенклатуры ФТС России (далее - УТН) разработан справочник "Документы и сведения, используемые для классификации товаров по ТН ВЭД ТС".

Справочник содержит перечень сведений, подтверждающих классификационный код товара по ТН ВЭД ТС, и документов, содержащих данные сведения (Письмо ФТС России N 06-42/59089 от 2 декабря 2011 года о применении справочника "Документы и сведения, используемые для классификации товаров по ТН ВЭД ТС").

В указанном справочнике для товарной позиции 8411 - "Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие" в качестве характеристик, подтверждающих код товара ФТС России следует указывать: Тип двигателя (турбореактивный, турбовинтовой и т.д.); Тяга двигателя (кН); Мощность двигателя (кВт); Область применения.

Приведенное в указанном письме ФТС России требование указания мощности двигателя как классификационного критерия при классификации товаров в товарной позиции 8411 свидетельствует о том, что газотурбинная установка представляет собой газотурбинный двигатель, состоящий из компрессоров, газовых турбин и вспомогательного оборудования, что соответствует определению по ГОСТ Р 51852-2001.

При указании мощности двигателя в описании товара N 1 в ДТ 10005030/110621/0280687 была внесена мощность газотурбинной установки в целом, согласно паспорту товара - 46, 405 МВт. Таможенный орган не согласен с указанной характеристикой товара, т.к. под товаром таможенный орган ошибочно понимает лишь его часть. Однако, мощностью газотурбинного двигателя является его выходная мощность в целом, а не его отдельных частей.

Из Акта КТП и принятых таможней решений неясно, мощность какой именно турбины таможня считает мощностью всего товара, т.к. в состав газотурбинной установки входит две турбины (турбина низкого (приводящая компрессор низкого давления) и турбина высокого давления).

Заключение таможенного эксперта от 09.08.2023 N 12410007/0015499, на основании которого приняты решения КТ и КДТ, является недопустимым доказательством, поскольку не устанавливает индивидуально определенных характеристик задекларированного товара. Эксперт не определил реальную мощность конкретной турбины, представленной к таможенному контролю, а лишь сделал предположения о возможной мощности.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что таможня, не установив экспертным методом существенную для применения правила 6 ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС характеристику - мощность, исключила ее из описания товара в графе 31 ДТ, чем нарушила Правила классификации товара, установленные Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522

Учитывая изложенное, оспариваемые Решение о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 19.09.2023 N РКТ-10013000-231002208 и Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 19.09.2023 N 10013000/210/190923/Т000676/001, не соответствуют требованиям статьи 20 ТК ЕАЭС, Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского союза, принятой Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии", Положению о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522.

При таких обстоятельствах у таможенного органа отсутствовали основания для вынесения оспариваемых решений, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.

Апелляционная жалоба Хабаровской таможни доводов по существу требований не содержит.

Доводы жалобы Московской таможни о том, что таможня при вынесении, оспариваемых Обществом решений, руководствовалась сведениями о мощности газотурбинных двигателей, не подкрепляются документально, противоречат документам, находящимся в материалах судебного дела и, следовательно, являются не состоятельными и подлежащими отклонению.

Таким образом, при совершении таможенных операций по спорной ДТ Декларантом правомерно был заявлен код товара - 8411 82 600 8 ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Основными правилами интерпретации и, следовательно, у таможни отсутствовали юридические основания для принятия оспариваемых решений.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, судом первой инстанции вынесен судебный акт, с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2024 по делу N А40-247950/23 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

 
Председательствующий судья С.Л. Захаров
 
Судьи И.А. Чеботарева
В.А. Яцева
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies