|
;
Действует
История статусов
Подписан 18.11.2024 |
См.также: Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 июня 2024 г. по делу N А40-25726/2024, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2025 г. по делу N А40-25726/2024
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей:
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центрального таможенного управления
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2024 по делу N А40-25726/24,
по заявлению ООО "Джи Эм Трейдинг" (ОГРН: 1177746678460)
к Центральному таможенному управлению (ОГРН: 1037739218758)
об оспаривании акта камеральной таможенной проверки,
при участии:
от заявителя:
Терон О.Н. по доверенности от 05.02.2024, Максимова Е.А. по доверенности от 05.02.2024, Кондаленкова О.П. по доверенности от 10.01.2024;
от заинтересованного лица:
Воронёнкова А.А. по доверенности от 29.11.2023, Самошина А.С. по доверенности от 29.11.2023;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Джи Эм Трейдинг" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральному таможенному управлению о признании незаконными и отмене решений о классификации товара, решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, а также возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2024 заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд обязал таможню восстановить нарушенные права и законные интересы Общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Общество в отзыве возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Джи Эм Трейдинг" в период 2021-2023 ввезло на территорию Российской Федерации товар - "триггерные (курковые) распылители для разбрызгивания и распыления различных видов жидкости, предназначены для установки с помощью резьбового соединения на горловину емкости полимерного флакона со средством бытовой химии" различных артикулов производства Китай по ДТ N
10702070/120121/0006769 (тов. N 3), 10005030/280321/0133588 (тов. N 1), 10702070/190321/0072780 (тов. N 1), 10702070/190321/0072789 (тов. N 3), 10702070/070421/0094949 (тов. N 1), 10702070/220421/0112118 (тов. N 1), 10702070/220421/0112217 (тов. N 1), 10702070/140521/0136556 (тов. N 1), 10702070/020621/0162435 (тов. N 1), 10702070/270721/0229463 (тов. N 1), 10702070/230821/0262955 (тов. N 1), 10702070/220921/0302963 (тов. N 1), 10702070/151121/0371086 (тов. N 1), 10005030/131221/3039478 (тов. N 1), 10702070/041221/3011727 (тов. N 1), 10702070/041221/3011798 (тов. N 1), 10702070/301221/3048299 (тов. N 1), 10702070/210122/3025896 (тов. N 1), 10702070/020322/3082747 (тов. N 2), 10702070/140422/3125341 (тов. N 2), 10702070/150422/3126921 (тов. N 2), 10702070/010722/3199955 (тов. N 1), 10702070/010722/3200147 (тов. N 1), 10702070/010722/3200201 (тов. N 1), 10702070/080722/3207757 (тов. N 5), 10702070/280722/3232551 (тов. N 1), 10702070/090822/3248677 (тов. N 1), 10702070/110822/3253821 (тов. N 2), 10702070/240822/3271815 (тов. N 1), 10702070/300822/3281746 (тов. N 2), 10702070/010922/3284101 (тов. N 1), 10702070/010922/3284109 (тов. N 1), 10702070/080922/3295549 (тов. N 6), 10702070/210922/3313754 (тов. N 3), 10702070/210922/3313826 (тов. N 1), 10702070/210922/3313884 (тов. N 1), 10702070/210922/3313963 (тов. N 1), 10702070/210922/3314194 (тов. N 1), 10702070/260922/3320039 (тов. N 1), 10702070/071022/3338563 (тов. N 1), 10702070/311022/3372727 (тов. N 1), 10702070/031122/3379536 (тов. N 2), 10702070/081122/3386665 (тов. N 1), 10702070/081122/3386781 (тов. N 1), 10702070/241122/3410894 (тов. N 1), 10702070/031222/5000407 (тов. N 1), 10702070/051222/3428001 (тов. N 1), 10702070/051222/3428714 (тов. N 1), 10702070/101222/3439782 (тов. N 1), 10702070/301222/3473198 (тов. N 1), 10702070/301222/3473261 (тов. N 1), 10702070/170123/3022482 (тов. N 5), 10702070/090223/3062037 (тов. N 1), 10702070/210323/3114073 (тов. N 2), 10702070/230323/3117788 (тов. N 2), 10702070/130523/3193064 (тов. N 1), 10702070/170523/3198679 (тов. N 2), 10702070/170523/3198993 (тов. N 1), 10702070/210623/3252943 (тов. N 1), 10702070/260623/3259197 (тов. N 1), 10702070/090723/3278871 (тов. N 2), 10702070/110723/3281896 (тов. N 1), 10702070/110723/3281922 (тов. N 1), 10702070/110723/3281926 (тов. N 1), 10702070/110723/3282521 (тов. N 1), 10702070/240723/3300799 (тов. N 1), 10702070/240723/3300862 (тов. N 1), всего 67 деклараций на товары (далее - оспариваемые ДТ).
По ДТ N 10702070/120121/0006769 на момент вынесения решений истек трехлетний срок нахождения товаров под таможенным контролем в соответствии со ст. 14, 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
В отношении вышеуказанных товаров в графе 33 (код товара) Обществом заявлен классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 8424 20 000 0, облагаемый ставкой ввозной таможенной пошлины 0%, НДС - 20%. Одновременно с ДТ Обществом таможенному органу предоставлены документы, в том числе: техническая информация о товарах, коммерческие, товаросопроводительные и иные документы.
В процессе проведения камеральной проверки после выпуска товаров, в части контроля правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, Центральным таможенным управлением (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, ЦТУ) в отношении вышеуказанных товаров приняты решения о классификации:
РКТ-10100000-24/000014 от 17.01.2024, РКТ-10100000-24/000136 от 26.01.2024, РКТ-10100000-24/000020 от 18.01.2024, РКТ-10100000-24/000137 от 26.01.2024, РКТ-10100000-24/000021 от 18.01.2024, РКТ-10100000-24/000138 от 26.01.2024, РКТ-10100000-24/000022 от 18.01.2024, РКТ-10100000-24/000139 от 29.01.2024, РКТ-10100000-24/000026 от 18.01.2024, РКТ-10100000-24/000140 от 29.01.2024, РКТ-10100000-24/000027 от 18.01.2024, РКТ-10100000-24/000141 от 29.01.2024, РКТ-10100000-24/000028 от 19.01.2024, РКТ-10100000-24/000142 от 29.01.2024, РКТ-10100000-24/000029 от 19.01.2024, РКТ-10100000-24/000143 от 29.01.2024, РКТ-10100000-24/000033 от 19.01.2024, РКТ-10100000-24/000144 от 29.01.2024, РКТ-10100000-24/000034 от 19.01.2024, РКТ-10100000-24/000145 от 29.01.2024, РКТ-10100000-24/000035 от 19.01.2024, РКТ-10100000-24/000146 от 29.01.2024, РКТ-10100000-24/000036 от 19.01.2024, РКТ-10100000-24/000147 от 29.01.2024, РКТ-10100000-24/000037 от 19.01.2024, РКТ-10100000-24/000148 от 29.01.2024, РКТ-10100000-24/000038 от 22.01.2024, РКТ-10100000-24/000149 от 29.01.2024, РКТ-10100000-24/000046 от 22.01.2024, РКТ-10100000-24/000150 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000048 от 22.01.2024, РКТ-10100000-24/000151 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000069 от 23.01.2024, РКТ-10100000-24/000152 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000073 от 23.01.2024, РКТ-10100000-24/000153 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000084 от 24.01.2024, РКТ-10100000-24/000154 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000086 от 24.01.2024, РКТ-10100000-24/000155 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000098 от 24.01.2024, РКТ-10100000-24/000156 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000106 от 24.01.2024, РКТ-10100000-24/000157 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000117 от 25.01.2024, РКТ-10100000-24/000158 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000119 от 25.01.2024, РКТ-10100000-24/000159 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000123 от 25.01.2024, РКТ-10100000-24/000160 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000125 от 25.01.2024, РКТ-10100000-24/000161 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000126 от 25.01.2024, РКТ-10100000-24/000162 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000130 от 25.01.2024, РКТ-10100000-24/000163 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000131 от 25.01.2024, РКТ-10100000-24/000164 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000132 от 26.01.2024, РКТ-10100000-24/000165 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000133 от 26.01.2024, РКТ-10100000-24/000166 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000134 от 26.01.2024, РКТ-10100000-24/000167 от 30.01.2024, РКТ-10100000-24/000135 от 26.01.2024, РКТ-10100000-24/000168 от 30.01.2024.
Согласно решениям о классификации код ТН ВЭД ЕАЭС изменен с 8424 20 000 0 на 9616 10 900 0, облагаемый ставкой ввозной таможенной пошлины -15 % и НДС - 20%.
В соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 12 апреля 2022 N 63 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС в отношении отдельных видов товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в целях обеспечения устойчивости экономик государств - членов ЕАЭС", в период с 28.03.2022 по 30.09.2022 включительно ставка таможенной пошлины по коду 9616 10 900 0 применялась в размере 0%.
На основании подпункта б пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года N 289, внесены изменения (дополнения) в декларации на товары путем принятия решений:
10005030/280321/0133588 от 17.01.2024;
10702070/230323/3117788 от 26.01.2024
10702070/190321/0072780 от 18.01.2024;
10702070/140422/3125341 от 24.01.2024;
10702070/190321/0072789 от 18.01.2024;
10702070/150422/3126921 от 30.01.2024;
10702070/070421/0094949 от 18.01.2024;
10702070/010722/3199955 от 30.01.2024;
10702070/220421/0112118 от 18.01.2024;
10702070/010722/3200147 от 30.01.2024;
10702070/220421/0112217 от 18.01.2024;
10702070/010722/3200201 от 30.01.2024;
10702070/140521/0136556 от 19.01.2024;
10702070/080722/3207757 от 30.01.2024;
10702070/020621/0162435 от 19.01.2024;
10702070/280722/3232551 от 30.01.2024;
10702070/270721/0229463 от 19.01.2024;
10702070/090822/3248677 от 30.01.2024;
10702070/230821/0262955 от 19.01.2024;
10702070/110822/3253821 от 30.01.2024;
10702070/220921/0302963 от 19.01.2024;
10702070/240822/3271815 от 30.01.2024;
10702070/151121/0371086 от 19.01.2024;
10702070/300822/3281746 от 30.01.2024;
10005030/131221/3039478 от 19.01.2024;
10702070/010922/3284101 от 30.01.2024;
10702070/041221/3011727 от 22.01.2024;
10702070/010922/3284109 от 30.01.2024;
10702070/041221/3011798 от 22.01.2024;
10702070/080922/3295549 от 31.01.2024;
10702070/301221/3048299 от 22.01.2024;
10702070/210922/3313754 от 31.01.2024;
10702070/210122/3025896 от 23.01.2024;
10702070/210922/3313826 от 31.01.2024;
10702070/020322/3082747 от 23.01.2024;
10702070/210922/3313884 от 31.01.2024;
10702070/071022/3338563 от 24.01.2024;
10702070/210922/3313963 от 31.01.2024;
10702070/311022/3372727 от 24.01.2024;
10702070/210922/3314194 от 31.01.2024;
10702070/031122/3379536 от 24.01.2024;
10702070/260922/3320039 от 31.01.2024;
10702070/081122/3386665 от 25.01.2024;
10702070/130523/3193064 от 29.01.2024;
10702070/081122/3386781 от 25.01.2024;
10702070/170523/3198679 от 29.01.2024;
10702070/241122/3410894 от 25.01.2024;
10702070/170523/3198993 от 29.01.2024;
10702070/031222/5000407 от 25.01.2024;
10702070/210623/3252943 от 29.01.2024;
10702070/051222/3428001 от 25.01.2024;
10702070/260623/3259197 от 29.01.2024;
10702070/051222/3428714 от 25.01.2024;
10702070/090723/3278871 от 29.01.2024;
10702070/101222/3439782 от 26.01.2024;
10702070/110723/3281896 от 29.01.2024;
10702070/301222/3473198 от 26.01.2024;
10702070/110723/3281922 от 29.01.2024;
10702070/301222/3473261 от 26.01.2024;
10702070/110723/3281926 от 29.01.2024;
10702070/170123/3022482 от 26.01.2024;
10702070/110723/3282521 от 29.01.2024;
10702070/090223/3062037 от 26.01.2024;
10702070/240723/3300799 от 29.01.2024;
10702070/210323/3114073 от 26.01.2024;
10702070/240723/3300862 от 29.01.2024.
Также в личный кабинет декларанта были направлены уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, а также возврата излишне уплаченных таможенных платежей:
10100000/У2024/0004648 от 19.01.2024, 10100000/У2024/0009345 от 29.01.2024, 10100000/У2024/0005813 от 22.01.2024, 10100000/У2024/0009352 от 29.01.2024, 10100000/У2024/0005806 от 22.01.2024, 10100000/У2024/0009355 от 29.01.2024, 10100000/У2024/0005808 от 22.01.2024, 10100000/У2024/0009379 от 29.01.2024, 10100000/У2024/0005809 от 22.01.2024, 10100000/У2024/0010803 от 30.01.2024, 10100000/У2024/0006472 от 23.01.2024, 10100000/У2024/0012309 от 31.01.2024, 10100000/У2024/0006479 от 23.01.2024, 10100000/У2024/0010783 от 30.01.2024, 10100000/У2024/0006483 от 23.01.2024, 10100000/У2024/0010792 от 30.01.2024, 10100000/У2024/0006487 от 23.01.2024, 10100000/У2024/0010795 от 30.01.2024, 10100000/У2024/0006492 от 23.01.2024, 10100000/У2024/0010800 от 30.01.2024, 10100000/У2024/0006467 от 23.01.2024, 10100000/У2024/0010778 от 30.01.2024, 10100000/У2024/0006470 от 23.01.2024, 10100000/У2024/0011416 от 31.01.2024, 10100000/У2024/0006463 от 23.01.2024, 10100000/У2024/0012263 от 31.01.2024, 10100000/У2024/0007425 от 24.01.2024, 10100000/У2024/0012299 от 31.01.2024, 10100000/У2024/0007429 от 24.01.2024, 10100000/У2024/0011431 от 31.01.2024, 10100000/У2024/0007431 от 24.01.2024, 10100000/У2024/0011459 от 31.01.2024, 10100000/У2024/0007480 от 25.01.2024, 10100000/У2024/0011384 от 31.01.2024, 10100000/У2024/0007486 от 25.01.2024, 10100000/У2024/0011397 от 31.01.2024, 10100000/У2024/0008655 от 26.01.2024, 10100000/У2024/0012288 от 31.01.2024, 10100000/У2024/0009387 от 29.01.2024, 10100000/У2024/0011407 от 31.01.2024, 10100000/У2024/0009445 от 29.01.2024, 10100000/У2024/0011350 от 31.01.2024, 10100000/У2024/0009448 от 29.01.2024, 10100000/У2024/0011360 от 31.01.2024, 10100000/У2024/0009340 от 29.01.2024, 10100000/У2024/0011373 от 31.01.2024 на общую сумму, включая пени - 20 708 980, 80 рублей. Обществом сумма оплачена в полном объеме.
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государств - членов ЕАЭС.
В силу пункта 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (с изменениями, внесенными Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 N 112 "О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54") утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС. ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, имеющие значение для классификации товара в данном случае:
- правило 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС: "Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями";
- правило 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС: "Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis (с соответствующими изменениями), положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное".
Согласно пунктам 6, 7 Положения о порядке применения единой ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров (утверждено решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522) определена последовательность действий для достижения необходимого уровня классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС. При классификации в первую очередь применяется ОПИ 1, при применении ОПИ 1 - 5 каждое последующее правило применяется при невозможности применения предыдущего. В указанном порядке с помощью ОПИ 1 - 5 вначале определяется товарная позиция, затем, на основании ОПИ 6, в том же порядке с помощью ОПИ 1-5 применительно к текстам субпозиций, определяется субпозиция (одно-, двухдефисная и т.д. до достижения необходимого уровня классификации). При определении субпозиций, помимо примечаний к разделам и группам ТН ВЭД ЕАЭС учитываются также примечания к субпозициям.
Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, принятые Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии N 21 от 07.11.2017 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза", которые в свою очередь, базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации, представляющие собой официальное толкование Совета таможенного сотрудничества содержания всех товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы, причем это толкование имеет международно-правовое значение.
Соответственно, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
Следовательно, классификация товара должна осуществляться в первую очередь в соответствии с текстами товарных позиций, дающих наиболее полное описание товара и отражающих наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения или примечаний к разделам и группам, причем наименование товарных позиций и примечания имеют одинаковый статус.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару.
Из материалов дела видно и судом первой инстанции установлено, что фактически между заявителем и таможенным органом возник спор об отнесении товара "триггерные (курковые) распылители для разбрызгивания и распыления различных видов жидкости, предназначены для установки с помощью резьбового соединения на горловину емкости полимерного флакона со средством бытовой химии" либо к товарной позиции 8424 или к товарной позиции 9616 ТН ВЭД ЕАЭС, на которой настаивает таможенный орган.
В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС к товарной позиции 9616 относятся "Распылители ароматических веществ и аналогичные распылители для гигиенических целей, их насадки и головки; пуховки и подушечки для нанесения косметических или туалетных средств".
Согласно Пояснениям к товарной позиции 9616 ТН ВЭД ЕАЭС (том V раздел XVI - XXI, группы 85 - 97) "Распылители ароматических веществ и аналогичные распылители для гигиенических целей, их насадки и головки; пуховки и подушечки для нанесения косметических или туалетных средств", в данную товарную позицию включаются:
(1) распылители ароматических веществ, бриллиантина и аналогичные распылители для гигиенических целей настольного или карманного типа для личного или профессионального пользования. Они состоят из резервуара, обычно в виде баллончика (из стекла, пластмассы, металла или другого материала), к которому крепятся насадки; насадка состоит из головки (с распыляющим механизмом) и пневматического нажимного клапана (иногда закрытого текстильной сеткой) или поршневого устройства;
(2) насадки для распылителей для гигиенических целей; (3) головки для распылителей для гигиенических целей. В данную товарную позицию не включаются:
(а) резервуары (баллончики, флаконы и т.д.) для распылителей ароматических веществ, представленные отдельно (классифицируются в соответствии с составляющим их материалом);
(б) резиновые нажимные клапаны (товарная позиция 4014); (в) устройства для разбрызгивания или распыления товарной позиции 8424;
(г) автоматы для распыления ароматических веществ товарной позиции 8476.
В товарной позиции 8424, исходя из ее текста, классифицируются следующие товары "Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания и распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства".
Кроме этого, в структуре данной товарной позиции предусмотрена субпозиция 8424 90 - для классификации частей изделий, указанных в тексте товарной позиции.
В свою очередь, в подсубпозиции 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, классифицируются "Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания и распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства: - части".
Согласно Пояснениям в товарную позицию 8424 включаются машины и устройства для метания, разбрызгивания или распыления пара, жидкостей или твердых материалов в виде струи, дисперсии (капельной или нет) или брызг.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8424, относящимся к частям, следует, что при условии соблюдения общих положений, относящихся к классификации частей, в данную товарную позицию включаются части устройств аппаратов данной товарной позиции. Таким образом, части, входящие в данную товарную позицию включают резервуары для распылителей, распылительные форсунки трубки и головки турбулентных распылителей, кроме тех видов, которые включаются в товарную позицию 8481.
Следует отметить, что к товарной позиции 8424 приведены исключения, согласно которым, данной товарной позиции не относятся следующие товары:
(а) инсектициды, упакованные под давлением в контейнеры, оборудованные простым выпускными клапанами (товарная позиция 3808);
(б) насадки для гибких шлангов (раздел XV или товарная позиция 8481, если они оборудованы кранами, вентилями, клапанами или другими приспособлениями для регулирования поток жидкости); (в) медицинские приборы товарной позиции 9018; (г) распылители ароматических веществ и аналогичные распылители для гигиенических целей (товарная позиция 9616).
В свою очередь, если классифицируемые товары по предназначению не относятся к категории распылителей ароматических веществ и аналогичных распылителей, такие изделия исключаются в товарной позиции 9616, так как в силу ОПИ 1 наименование текста товарной позиции, которое имеет юридическое значение для целей классификации, не будет соответствовать описанию функциональному предназначению классифицируемого товара. Такое же право зафиксировано вышеприведенных исключениях, содержащихся в пояснениях к товарной позиции 9616: "В данную товарную позицию не включаются ... (в) устройства для разбрызгивания или распыления товарной позиции 8424".
Для возможности отнесения ввезенного товара к позиции 9616 ТН ВЭД требуется установление факта использования данного товара как распылителя ароматических средств или аналогичных распылителей, для гигиенических целей.
Исходя из формулировки "распылители ароматических веществ и аналогичные распылители для гигиенических целей, их насадки и головки" аналогичными распылителями являются конструктивно схожие распылители с распылителями ароматических веществ, т.е. обладающие теме же признаками и свойствами.
Действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, в том числе ТН ВЭД ЕАЭС, не дают определения понятию "ароматическое вещество", однако имеются отдельные пояснения, относительно товаров, предназначенных для гигиены, а также парфюмерно-косметических средств.
В открытых источниках, в том числе содержащихся в сети Интернет, под ароматическими свойствами понимаются особые свойства некоторых химических соединений, благодаря которым сопряженное кольцо ненасыщенных связей проявляет аномально высокую стабильность. Ароматичность не имеет непосредственного отношения к запаху органических соединений и является понятием, характеризующим особое химическое строение.
Согласно ГОСТ 32048-2013 "Продукция парфюмерно-косметическая. Термины и определения" в продукции "духи", "туалетная вода", "душистая вода", "духи-
дезодорант" должна содержаться парфюмерная композиция (смеси душистых веществ).
Аналогичный товар - товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара (п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").
Согласно ГОСТ 32048-2013 "Продукция парфюмерно-косметическая. Термины и определения", парфюмерно-косметическая продукция - это вещества или смеси веществ, предназначенные для нанесения непосредственно на внешний покров человека (кожу, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью ихочищения, изменения их внешнего вида, придания приятного запаха, и/или
коррекции запаха тела, и/ или их защиты, и/или сохранения в хорошем состоянии, и/или ухода за ними.
В соответствии с ГОСТ 32478-2013 "Товары бытовой химии. Общие технические требования", приложение А, к таковым относятся: средства водосмягчающие, средства для замачивания, вспомогательные средства для глажения, средства отбеливающие, средства для подсинивания, средства для подкрахмаливания, средства для антиэлектростатической обработки изделий из тканей, мягчители для изделий из тканей (кондиционеры), средства пятновыводные, средства чистящие и моющие для твердых поверхностей, средства для мытья посуды, средства полирующие, средства по уходу за изделиями из кожи и замши, средства по уходу за автомобилями, мотоциклами, велосипедами, стеклоомывающие жидкости, средства ароматизирующие,
дезодорирующие, в том числе средства для уничтожения запахов в помещении и закрытых емкостях, средства различного назначения прочие.
Из представленных документов (ответ на требование N 06/10-ЮО от 06.10.2023, пояснения к товарным позициям) следует, что Товары, заявленные в ДТ, имеют следующие технические характеристики и предназначение для их классификации но ТН ВЭД ЕАЭС: триггерный распылитель представляет собой ручное механическое дозирующее распыляющее устройство, предназначенное для установки на горловину резервуара, содержимое которого (жидкости) поднимаются, дозируются и распыляются при ручном нажатии на рычаг. Состоит из следующих компонентов: поворотная крышка, распылительная головка, канал, корпус, рычаг, пружина из нержавеющей стали (для взаимодействия с агрессивной средой), крышка корпуса, стакан установки возвратного механизма, стеклянный шарик, уплотнитель, прокладка, основание корпуса, резьбовая крышка, пластиковая трубка. Товар оснащен ручным управлением таким как поворотная крышка (регулируемой форсункой) с положениями "выключен" -предотвращает случайное нажатие и обеспечивает герметичность устройства, "распыление" - функция для распыление с углом до 120 градусов, "струя" - функция позволяет обеспечить подачу материала мельчайшими каплями одной струей. Что позволяет выключать устройство и настраивать различные режимы работы. При ручном нажатии рычага происходит сжатие пружины, что обеспечивает движение пластмассового штока-поршня и влечет за собой сжатие воздушной среды внутри пластмассового корпуса. Стеклянный шарик перекрывает доступ воздуха внутрь устройства, одновременно открывая отверстие, находящееся снизу. За счет разницы внутреннего и внешнего давлений средство, находящееся внутри емкости по пластмассовой трубке, поднимается и производит наполнение внутреннего объема устройства. Дальнейшее нажатие на рычаг устройства перекрывает шариком из стекла впускное отверстие и не дает возможности жидкости вытекать обратно в емкость. Под создаваемым давлением содержимое направляется к выпускному отверстию и выходит на поверхность, где за счет тон кого отверстия и сопла
Следовательно, исходя из представленного технического описания, спорные товары представляют собой механические триггерные пульверизаторы нажимного действия (ручного управления), предназначенные для разбрызгивания или распыления различных видов жидкости в виде бытовой химии, в том числе, могут использоваться для разбрызгивания воды, автокосметики, средств для ухода для животными и иными жидкостями. Устанавливаются на горловину резервуара и при помощи трубки забора жидкости и посредством нажимного куркового поршня разбрызгивают или распыляют жидкости. Имеют запирающее устройство и регулируемое сопло, которое можно настроить для получения более тонкого или более крупного распыления или непрерывной струи жидкости. Предназначены для многоразового использования с флаконами большого объема и не являются изделиями настольного или карманного типа.
Вышеуказанные характеристики к товарной подсубпозиции 9616 10 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС не соответствуют техническим характеристикам и предназначению спорного товара, а именно: Различие указанных товарных подсубпозиции 8424 20 000 0 и 9616 10 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС применительно к анализируемому товару заключается в том, что к товарной позиции 9616 могут быть отнесены исключительно распылители ароматических веществ и аналогичные распылители для гигиенических целей, их насадки и головки настольного или карманного типа.
В свою очередь, если классифицируемые товары по предназначению не относятся к категории распылителей ароматических веществ и аналогичных распылителей карманного или настольного типа, такие изделия исключаются из товарной позиции 9616, поскольку в силу ОПИ 1 наименование текста товарной позиции, которое имеет юридическое значение для целей классификации, не будет соответствовать описанию и функциональному предназначению классифицируемого товара.
Аналогичное правило зафиксировано вышеприведенных исключениях,
содержащихся в Пояснениях ТН ВЭД ЕАЭС к товарной позиции 9616 "в товарную позицию 9616 не включаются устройства для разбрызгивания или распыления товарной позиции 8424".
Дополнительно спорные товары имеют технические характеристики не описанные в коде 9616 10 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС и которые на основании ОПИ 1, 6 и Пояснений ТН ВЭД ЕАЭС к группе 84 относят Товары к подсубпозиции 8424 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, а именно: оборудуются триггерами или иными клапанами для управления потоком, проходящим через форсунку, которая обычно регулируется для получения струи или распыленной струи с большим или меньшим углом распыла. Используются, в том числе, для распыления бытовой химии товары подсубпозиции 8424 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС не предназначены для применения в личных целях в качестве изделий настольного или карманного типа в отличие о товаров подсубпозиции 9616 10 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Судом установлено и не опровергнуто Центральным таможенным управлением надлежащими доказательствами, что спорный товар, не обладает ароматическими свойствами, следовательно, такой товар не может быть отнесен к товарной позиции 9616 ТН ВЭД ЕАЭС.
Спорные товары предназначены для распыления товаров бытовой химии. Согласно данным, указанным на странице 4 отзыва ЦТУ, данным из страницы 5 письма Центральной оперативной таможни от 21.07.2023 N 12-04/9409 - являются частью упаковки, которая используется для мойки, чистки, дезинфекции различных поверхностей в быту (ванн, кухонной техники, плит, стекло и пр.), применяется в качестве комплектующих при изготовлении флаконов и иных упаковок для бытовой химии.
Исходя из правила ОПИ 1 - спорный товар должен классифицироваться в товарной позиции 8424. Товарная позиция 9616 не подходит, так как наименование текста товарной позиции, которое имеет юридическое значение для целей классификации, не соответствует описанию функционального предназначения классифицируемого товара. Такое же право зафиксировано в исключениях, содержащихся в пояснениях к товарной позиции 9616: "В данную товарную позицию не включаются... (в) устройства для разбрызгивания или распыления товарной позиции 8424".
Таможенный орган использовал правило 3 в) ОПИ, с этим также невозможно согласится по следующим причинам.
В случае если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям (субпозициям), классификация таких товаров осуществляется в соответствии с правилом ОПИ 3 (а, б, в):
а) предпочтение отдается той товарной позиции (субпозиции), которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с болееобщим описанием, однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара;
б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями
Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим;
в) товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Данное правило для классификации товара в субпозиции тоже неприменимо, поскольку отсутствует возможность отнесения товара к двум или более равнозначным товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС, равнозначные товарные позиции также отсутствуют (ОПИ 3(а, в); ОПИ 3 (б) неприменимо, так как оно относится к смесям, многокомпонентным изделиям, состоящим из различных материалов или изготовленным из различных компонентов, и товарам, представленным в наборах для розничной продажи.
Однако сравниваемые товарные позиции не равнозначные, относятся к разным товарам, с разным функциональным назначением и сферой применения.
Исходя из наименований субпозиций в соответствии с правилом ОПИ 6 таможенный орган не представил никаких доказательств о тождественности ввезенных товаров описанию субпозиции "Насадки и головки для распылителей ароматических веществ и аналогичные распылители для гигиенических целей".
При этом в абзаце 2 пункта 8 Постановления N 49 разъяснено, что при оценке соблюдения декларантом требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Необходимо отметить, что согласно сборнику принятых предварительных решений таможенных органов государств - членов Таможенного союза по классификации товаров на 09.12.2019, на 10.04.2020, на январь 2021 года, декабрь 2021, февраль 2022 года, февраль 2023 года, август 2023 года, декабрь 2023 показал, что в товарной группе 8424 выданы предварительные классификационные решения на триггерные распылители для разбрызгивания или распыления различных видов жидкости, в том числе для средств бытовой химии.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 разъяснено, что международной основой ТН ВЭД выступает Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации, функционирующая на основании Международной конвенции по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года (далее -Гармонизированная система и Конвенция), участником которой является Российская Федерация.
В обоснование правильности избранного варианта классификации товаров участники внешнеэкономической деятельности и таможенные органы также вправе ссылаться на международную практику классификации ввезенных товаров в странах, использующих Гармонизированную систему, в подтверждение которой представлять суду классификационные решения, принятые таможенными органами других стран и
международными организациями, содержащие аргументацию
классификации и иные подобные доказательства (абз. 3 и. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49).
Обществом предоставлены решения о классификации аналогичных товаров различными стран Европейского союза, размещенные на официальном сайте Европейский комиссии, в соответствии с которыми подобные механические устройства для распыления (разбрызгивания) жидкостей, предназначенные для установки на бутылки со средствами бытовой химии, классифицируются в товарной позиции 8424.
Судом также принято во внимание решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 мая 2024 N 55 о классификации ручного механического дозирующего распыляющего устройства в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Согласно данного решения ручное механическое дозирующее распыляющее устройство, предназначенное для распыления (разбрызгивания) любых жидкостей (например, бытовой химии, воды и пр.), имеющее детали, изготовленные из пластмассы (крышку с осевым отверстием в верхнем торце и резьбой на внутренней стороне, заслонку и распылительную форсунку с поворотным механизмом, корпус, нажимной курок и трубку), а также поршень с шариком и металлическую пружину, навинчиваемое на горловину емкости (не входит в комплект), в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 и 6 классифицируется в подсубпозиции 8424 89 000 9 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Довод таможенного органа о том, что данное решение не имеет обратной силы и не применимо к данным обстоятельствам, учтен судом, однако следует отметить, что с момента декларирования спорных товаров правила классификации не менялись, основаниями для принятия решения о классификации N 55 от 21.05.2024 явились основные правила интерпретации ТН ВЭД, данное решение не устанавливает новые подходы к классификации, а является выражением мнения таможенных служб стран-участниц ЕАЭС относительно классификации товара в соответствии с ранее утвержденными правилами.
Судом принята во внимание судебная практика по аналогичным делам: Решение по делу N А40-183398/21-92-1224 от 20.12.2021, Постановление 9ААС N 09АП-6560/2022 от 22.03.2022, Постановление АС МО по делу А40-183398/2021 от 23.06.2022; Решение по делу N А63-10431/2011 от 27.12.2011, Постановление 16ААС по делу А63-10431/2011 от 02.04.2012, Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2012 года, определение ВАС РФ N ВАС-15234/12 от 22.11.2022; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа по Делу N А11-8135/2022 от 13.10.2023.
В абзаце 2 пункта 8 Постановления N 49 разъяснено, что при оценке соблюдения декларантом требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенным органом не представлено доказательств, опровергающих правомерность примененной Обществом классификации товара.
Таким образом, решение таможенного органа противоречит нормам
законодательства, а также нарушает права заявителя в предпринимательской сфере, поскольку оспариваемые решения повлекли за собой увеличение размера таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с таможенной стоимостью товара.
Необоснованное увеличение таможенной стоимости, являющейся налоговой базой для целей исчисления пошлин, налогов (статья 75 Таможенного кодекса Таможенного союза), увеличивает размер подлежащих уплате таможенных платежей, что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере внешнеэкономической деятельности
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые обществом решения не соответствуют действующему таможенному законодательству, праву ЕАЭС, нарушают права и законные интересы общества.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2024 по делу N А40-25726/24 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.