|
;
Действует
История статусов
Подписан 25.02.2024 |
См.также: Определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 сентября 2023 г. по делу N А56-83210/2023, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2024 г. по делу N А56-83210/2023, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 ноября 2024 г. по делу N А56-83210/2023, Определение Верховного суда Российской Федерации от 27 января 2025 г. по делу N А56-83210/2023
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Янковской Д.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Закрытое акционерное общество "Вологодский подшипниковый завод",
заинтересованное лицо: Санкт-Петербургская таможня,
третье лицо: Домодедовская таможня,
о признании недействительными уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 10.08.2023 NN 10210000/У2023/0012103, 10210000/У2023/0012104, 10210000/У2023/0012105, 10210000/У2023/0012107, 10210000/У2023/0012109, 10210000/У2023/0012111, 10210000/У2023/0012113, 10210000/У2023/0012115, 10210000/У2023/0012117, 10210000/У2023/0012119, 10210000/У2023/0012121, восстановлении нарушенных прав путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 18 840 093, 82 руб.,
при участии
от заявителя: Антонова М.Ю. по доверенности от 25.08.2023,
от заинтересованного лица: Тесля П.А. по доверенности от 11.01.2024,
от третьего лица: Чебакова Е.А. по доверенности от 10.01.2024, Таналина Я.К. по доверенности от 05.03.2022,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Вологодский подшипниковый завод" (далее - ЗАО "ВПЗ", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными уведомлений Санкт-Петербургской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 10.08.2023 NN 10210000/У2023/0012103, 10210000/У2023/0012104, 10210000/У2023/0012105, 10210000/У2023/0012107, 10210000/У2023/0012109, 10210000/У2023/0012111, 10210000/У2023/0012113, 10210000/У2023/0012115, 10210000/У2023/0012117, 10210000/У2023/0012119, 10210000/У2023/0012121 (далее - уведомления).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Домодедовская таможня.
В судебном заседании, состоявшемся 16.01.2024, Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ходатайствовало об уточнении заявленных требований и просило признать недействительными уведомления Санкт-Петербургской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 10.08.2023 NN 10210000/У2023/0012103, 10210000/У2023/0012104, 10210000/У2023/0012105, 10210000/У2023/0012107, 10210000/У2023/0012109, 10210000/У2023/0012111, 10210000/У2023/0012113, 10210000/У2023/0012115, 10210000/У2023/0012117, 10210000/У2023/0012119, 10210000/У2023/0012121 и восстановить нарушенные права ЗАО "ВПЗ" путем возврата Обществу излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 18 840 093, 82 руб. Уточнение требований приняты судом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные уточнённые требования. Представители Санкт-Петербургской и Домодедовской таможни возражали против удовлетворения заявленных требований, считая оспариваемые уведомления законными и обоснованными.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в период с 03.04.2023 по 03.07.2023 на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Домодедовской таможней проведен таможенный контроль после выпуска товаров в форме камеральной таможенной проверки по вопросу достоверности сведений, заявленных в декларации на товары и содержащихся в документах, подтверждающих сведения, в отношении товаров - "втулка стальная цилиндрическая является заготовкой для дальнейшего изготовления подшипникового кольца. Изготовлена методом металлообрабатывающей механической обработки (резка подшипниковой трубы, токарная обработка, шлифовка). Предназначены для собственного потребления и является сырьем (материалом), необходимым для выпуска подшипниковой продукции...", заявленные ЗАО "ВПЗ" в декларациях на товары (далее - ДТ) NN 10702070/270420/0085131 (товар N 1), 10216170/010620/0141848 (товар N 1), 10216170/060620/0147366 (товар N 1), 10216170/070920/0231650 (товар N 1), 10216170/130421/0101234 (товар N 1), 10228010/200521/0220529 (товар N 1), 10702070/200721/0221411 (товар N 1), 10702070/011121/0354596 (товар N 1), 10702070/181121/0376893 (товар N 1), 10702070/230122/3027619 (товар N 1), 10702070/060522/3143783 (товар N 1), 10702070/041022/3334893 (товар N 1), (10702070/011122/3375636 (товар N 1), 10702070/251122/3414237 (товар N 1).
Результаты камеральной таможенной проверки изложены Домодедовской таможней в акте от 03.07.2023 N 10002000/210/030723/А000023.
По результатам проведенного таможенного контроля Домодедовской таможней выявлены факты неверной классификации товаров в подсубпозиции 7326 90 980 7 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС): "Изделия из черных металлов прочие: прочие: прочие: прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины - 0 % от таможенной стоимости товаров и НДС - 20%).
04.08.2023 Домодедовской таможней на основании статьи 20 ТК ЕАЭС, применяя Основные правила интерпретации 1, 2 а) и 6 ТН ВЭД ЕАЭС (далее - ОПИ ВЭД), приняты решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС NN РКТ-10002000-23/000378, РКТ-10002000-23/000383, РКТ-10002000-23/000377, РКТ-10002000-23/000379, РКТ-10002000-23/000376, РКТ-10002000-23/000381, РКТ-10002000-23/000375, РКТ-10002000-23/000380, РКТ-10002000-23/000374, РКТ-10002000-23/000382, РКТ-10002000-23/000384 в подсубпозиции 8482 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС: "Подшипники шариковые или роликовые: части: прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины - 10 % и антидемпинговая пошлина в размере 41, 5% от таможенной стоимости товаров и НДС - 20%).
07.08.2022 Домодедовской таможней приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10216170/070920/0231650 (товар N 1), 10216170/130421/0101234 (товар N 1), 10228010/200521/0220529 (товар N 1), 10702070/200721/0221411 (товар N 1), 10702070/011121/0354596 (товар N 1), 10702070/181121/0376893 (товар N 1), 10702070/230122/3027619 (товар N 1), 10702070/060522/3143783 (товар N 1), 10702070/041022/3334893 (товар N 1), 10702070/011122/3375636 (товар N 1), 10702070/251122/3414237 (товар N 1).
В связи с истечением срока, установленного пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС для проведения таможенного контроля после выпуска товаров, решения по результатам таможенного контроля товаров, задекларированных в ДТ NN 10702070/270420/0085131 (товар N 1), 10216170/010620/0141848 (товаров N 1), 10216170/060620/0147366 (товар N 1) Домодедовской таможней не принимались.
10.08.2023 Санкт-Петербургской таможней в адрес ЗАО "Вологодский подшипниковый завод" направлены уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней NN 10210000/У2023/0012103, 10210000/У2023/0012104, 10210000/У2023/0012105, 10210000/У2023/0012107, 10210000/У2023/0012109, 10210000/У2023/0012111, 10210000/У2023/0012113, 10210000/У2023/0012115, 10210000/У2023/0012117, 10210000/У2023/0012119, 10210000/У2023/0012121.
Не согласившись с указанными уведомлениями таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
По правилам пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, предварительное решение о классификации товаров, при его наличии, а в случае таможенного декларирования товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита - принятое таможенным органом любого государства - члена в отношении таких товаров предварительное решение о классификации товаров либо решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных форм таможенного контроля в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 ТК ЕАЭС (до выпуска товаров), а также до истечения 3 лет после выпуска товаров.
Согласно статье 322, пункту 1 статьи 331 ТК ЕАЭС одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка, которая проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Камеральная таможенная проверка проводится на основании положений статьи 332 ТК ЕАЭС и статьи 228 Федерального закона Российской Федерации от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ).
На основании статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных ТК ЕАЭС, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений (пункт 1 статьи 340 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (приказ ФТС России от 25.10.2021 N 926 "Об утверждении формы решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, формы решения об изменении решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, порядков их заполнения, а также порядков и сроков принятия указанных решений").
Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (документ утратил силу с 01.01.2022) и Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 (документ вступил в силу с 01.01.2022).
Согласно Единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза (далее - ЕТТ ЕАЭС), классификация товаров осуществляется по основным правилам интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (далее - ОПИ), исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.
Согласно ОПИ 1 и 6 для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций, наименований субпозиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, имеющих отношение к субпозициям. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное (правило 1 ОПИ).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ).
Таким образом, применяя ОПИ 1, определяется товарная позиция, и применяются примечания к разделам и группам. С целью определения классификационного кода товара на уровне подсубпозиции применяется ОПИ 6.
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" государствам-членам ЕАЭС рекомендовано применять Пояснения к единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Пояснения).
В соответствии с Рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.08.2021 N 17 "О Пояснениях к единой Товарной Номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" с 1 января 2022 г. Пояснения применяются в части, не противоречащей новой редакции ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых их тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС. Пояснения представляют собой один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразие интерпретации и применения ТН ВЭД ЕАЭС.
Заявителем по спорным ДТ в подсубпозиции 7326 90 980 7 ТН ВЭД ЕАЭС ("Изделия из черных металлов прочие: прочие: прочие: прочие") были задекларированы товары: "втулка стальная цилиндрическая является заготовкой для дальнейшего изготовления подшипникового кольца. Изготовлена методом металлообрабатывающей механической обработки (резка подшипниковой трубы, токарная обработка, шлифовка) Предназначены для собственного потребления и является сырьем (материалом), необходимым для выпуска подшипниковой продукции". При этом указано, что "стальные цилиндрические втулки каждого артикула подвергаются механической обработке. Наряду с токарной или шлифовальной обработкой внешней и внутренней поверхностей втулок производится токарная обработка двух фасок размером 0, 5Х45° и шлифовальная обработка двух торцевых плоскостей".
В соответствии с текстом товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС "Изделия прочие из черных металлов" в данную товарную позицию включаются изделия из черных металлов прочие.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются все изделия из черных металлов, полученные ковкой или вырубкой, резкой или штамповкой или другими способами, такими как гибка, сборка, сварка, обточка, вальцовка или перфорация, кроме изделий, включенных в предыдущие товарные позиции данной группы или оговоренных в примечании 1 к разделу XV "Недрагоценные металлы и изделия из них", или включенных в группу 82 или 83, или более конкретно поименованных в других товарных позициях Номенклатуры.
В данную товарную позицию не включаются поковки, которые являются изделиями, попадающими в другие товарные позиции Номенклатуры (например, распознаваемые части машин или механических устройств), или неотделанные поковки, которые требуют дальнейшей обработки, однако, сохраняя при этом отличительные признаки готовых изделий.
Примечанием 1 к разделу XV ТН ВЭД ЕАЭС определён перечень изделий из недрагоценного металла, не включенных в данный раздел.
Пунктом е) примечания 1 к Разделу XV ТН ВЭД ЕАЭС установлено, что в данный раздел не включаются изделия раздела XVI ТН ВЭД ЕАЭС (машины, оборудование, механизмы и электротовары).
В соответствии с примечанием 2 а) к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС "Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности" части машин, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.
В соответствии с общими положениями Пояснений к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС: части машин классифицируются в данном разделе независимо от того, окончательно готовы они для использования или нет.
Ссылка на Правило 2 в выражении "в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5" означает, что:
(1) товары, представленные в некомплектном или незавершенном виде (например, велосипед без седла и шин), и
(2) товары, представленные в несобранном или разобранном виде (например, несобранный или разобранный велосипед, все компоненты представляются вместе), компоненты которых могут или классифицироваться отдельно по принадлежащему им праву (например, шины, камеры), или как "части" этих товаров,
должны классифицироваться как будто это товары в комплектном или завершенном виде при условии соблюдения положений Правила 2 (a) и если текстами товарных позиций или примечаний не предусмотрено иное.
Правило 2 (а) гласит, что любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
В пояснении (II) к ОПИ 2 (а) указано, что положения этого Правила также распространяются на заготовки, если они не выделены в конкретную товарную позицию. Термин "заготовка" означает изделие, не готовое для непосредственного использования, имеющее приблизительную форму или очертания готового изделия или части, и которое может быть использовано, кроме исключительных случаев, только для доработки в готовое изделие или часть (например, бутылочные заготовки из пластмасс, являющиеся полуфабрикатами, имеющими форму трубки, с одним закрытым концом и одним открытым концом с резьбой для закрывания завинчивающейся крышкой, участок ниже конца с резьбой предназначается для выдувания до желаемых размера и формы). Полуфабрикаты, еще не имеющие характерной формы готовых изделий (такие, как бруски, диски, трубы и т.д.), не рассматриваются как "заготовки".
По результатам камеральной таможенной проверки Домодедовской таможней на основании технической документации, чертежей кольцевых втулок, маршрутных карт и информации заводов-изготовителей о технологии изготовления втулки, предоставленных ЗАО "ВПЗ" письмом от 28.04.2023 N 5052-265, установлено, что товары представляют собой заготовки для дальнейшего изготовления подшипникового кольца, имеющее приблизительную форму, очертания готового изделия, которые могут быть использованы только для доработки в готовое изделие или часть, а именно для изготовления кольца подшипника и в соответствии с примечанием 1е) к разделу XV ТН ВЭД ЕАЭС должны классифицироваться в разделе XVI ТН ВЭД ЕАЭС (машины, оборудование, механизмы и электротовары).
Согласно тексту товарной позиции 8482 ТН ВЭД ЕАЭС (раздел XVI) в неё включаются подшипники шариковые или роликовые. Для частей подшипников товарной позиции 8482 ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрена бескодовая субпозиция "Части".
Пояснениями к товарной позиции 8482 ТН ВЭД ЕАЭС "Подшипники шариковые или роликовые" установлено, что в данную товарную позицию также включаются части шариковых, роликовых или игольчатых роликовых подшипников, такие как:
(1) Полированные стальные шарики (вне зависимости от того, предназначены они или не предназначены для подшипников, входящих в данную товарную позицию), максимальный и минимальный диаметр которых не отличается от номинального диаметра более чем на 1% или более чем на 0, 05 мм (в зависимости от того, что является меньшим); шарики, не соответствующие этому определению, включаются в товарную позицию 7326.
(2) Шарики для подшипников, выполненные из меди, бронзы, пластмасс.
(3) Игольчатые ролики или ролики любой другой формы для подшипников.
(4) Кольца, сепараторы, закрепительные втулки и т.п.
Исходя из вышеизложенного, суд соглашается с позицией таможенного органа о том, что спорный товар ("втулка стальная цилиндрическая - заготовка для дальнейшего изготовления подшипникового кольца"), имея очертание и форму готового изделия (колец подшипников), исключается из товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС как распознаваемая часть подшипника и неотделанная поковка, которая требует дальнейшей обработки, сохраняя при этом отличительные признаки готового изделия, и, с учетом Примечаний 1-2 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с ОПИ 1, 2(а), 6 классифицируется как часть подшипника в незавершенном виде в субпозиции 8482 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В обоснование заявленных требований ЗАО "ВПЗ" указало, что Домодедовской таможней неверно применены основным правилам интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС 1 и 2а), поскольку товар не соответствует форме готового изделия и операции, осуществляемые в процессе обработки ввезенного товара, не соответствует критериям "доработки". По мнению заявителя, классификация товара должна быть осуществлена в рамках ОПИ 1.
Данные доводы заявителя не могут быть приняты судом как обоснованные ввиду следующего.
При принятии решений о классификации товаров Домодедовская таможня в первую очередь исходила из сведений о товаре, заявленных спорных ДТ, поскольку на основании пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Так, в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" спорных ДТ заявлено ЗАО "ВПЗ", что "втулка стальная цилиндрическая является заготовкой для дальнейшего изготовления подшипникового кольца. Изготовлена методом металлообрабатывающей механической обработки (резка подшипниковой трубы, токарная обработка, шлифовка). Предназначены для собственного потребления и является сырьем (материалом), необходимым для выпуска подшипниковой продукции". При этом указано, что "стальные цилиндрические втулки каждого артикула подвергаются механической обработке. Наряду с токарной или шлифовальной обработкой внешней и внутренней поверхностей втулок производится токарная обработка двух фасок размером 0, 5Х45° и шлифовальная обработка двух торцевых плоскостей".
Правило 2 (а) гласит, что любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Для целей классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС применяется правило 2 (а) и пояснение (II) к ОПИ 2 (а), согласно которым термин "заготовка" означает изделие, не готовое для непосредственного использования, имеющее приблизительную форму или очертания готового изделия или части, и которое может быть использовано, кроме исключительных случаев, только для доработки в готовое изделие или часть (например, бутылочные заготовки из пластмасс, являющиеся полуфабрикатами, имеющими форму трубки, с одним закрытым концом и одним открытым концом с резьбой для закрывания завинчивающейся крышкой, участок ниже конца с резьбой предназначается для выдувания до желаемых размера и формы). Полуфабрикаты, еще не имеющие характерной формы готовых изделий (такие, как бруски, диски, трубы и т.д.), не рассматриваются как "заготовки".
Из вышеизложенного следует, что ни самим ОПИ 2 (а), ни пояснением к нему не установлены операции, обязательные и необходимые для доработки заготовки в готовое изделие.
Таким образом, для целей классификации необходимо и достаточно того, что спорный товар по своих характеристикам соответствует указанному в пояснениях к ОПИ 2 (а) термину "заготовка", что подтверждается характеристиками спорного товара, заявленные в спорных ДТ, указанными в технической документации, в чертежах кольцевых втулок, маршрутных картах и информации заводов-изготовителей о технологии изготовления втулки, предоставленных самим заявителем в таможенный орган.
Заявителем в целях подтверждения своей правовой позиции к материалам судебного дела приобщено письмо Вологодского государственного университета от 07.11.202 N 01.04-16/0174-44.00 с приложением заключения специалистов Института машиностроения, энергетики и транспорта Вологодского государственного университета по вопросам определения характеристик продукта - изделия "Втулка" и его классификации в таможенных целях.
Суд полагает, что данное заключение не имеет правового значения для разрешения настоящего дела ввиду следующего.
Данное заключение не является экспертным заключением, ответы на поставленные в нем вопросы носят теоретический и вероятный характер, поскольку даны без исследования спорных товаров. Заключение не содержит сведений об использованных материалах нормативно-методического характера либо технической документации на спорные товары, их чертежей, также отсутствуют сведения о специальном образовании и соответствующей квалификации лиц, подписавших данное заключение.
Вопросы NN 1, 2 направлены на определение всех основных свойств завершенного изделия "кольца подшипника качения", что не имеет значения для классификации спорного товара "втулки" в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку необходимо и достаточно того, что втулка по своих характеристикам соответствует указанному в пояснениях к ОПИ 2 (а) термину "заготовка".
На вопрос N 3 дан ответ о том, что рассматриваемый товар, вероятнее всего, предназначен для использования его в технологическом процессе изготовления колец подшипников качения, однако он может быть использован при изготовлении других машиностроительных деталей и других сферах народного хозяйства.
На вопросы N 4 и N 5 даны ответы о существенном различиях втулки и кольца подшипника качения, которые возникают в результате выполнения ряда технологических операций и состоят в следующем: изменение формы изделия, на кольце вытачивается дорожка качения, фаски, меняются показатели твердости металла, шероховатость поверхностей улучшается. Кольцо подшипника качения имеет сложную форму, представляющую собой совокупность следующих геометрических поверхностей: дорожка качения, бортики, выточки, фаски монтажные, фаски не монтажные, канавки под уплотнение, стопорные канавки, наружная цилиндрическая поверхность. В такой ситуации частичное совпадение формы только лишь по одной из геометрических поверхностей "наружная цилиндрической поверхность", при отсутствии у этого изделия иных геометрических поверхностей: дорожки качения, фасок, бортиков, выточек, стопорных канавок исключает возможность сделать вывод, даже о приблизительном совпадении формы (очертания) рассматриваемого товара и готового изделия "кольцо подшипника качения".
Как верно указывают таможенные органы информация, содержащаяся в письме Вологодского государственного университета, полностью противоречит сведениям, заявленным ЗАО "ВПЗ" в спорных ДТ и подтвержденным технической документацией производителей товаров.
Так, в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" спорных ДТ заявлено, что втулка стальная цилиндрическая является заготовкой для дальнейшего изготовления подшипникового кольца. Изготовлена методом металлообрабатывающей механической обработки (резка подшипниковой трубы, токарная обработка, шлифовка)". При этом указано, что стальные цилиндрические втулки каждого артикула подвергаются механической обработке. Наряду с токарной или шлифовальной обработкой внешней и внутренней поверхностей втулок производится токарная обработка двух фасок размером 0, 5Х45° и шлифовальная обработка двух торцевых плоскостей.
На чертежах втулок имеется информация о допусках (погрешности) их изготовления. Из анализа требований по изготовлению втулок, указанных в чертежах и спецификациях следует, что для изготовления втулок каждого артикула необходимо соблюдать высокую точность геометрических размеров (до сотых долей миллиметра).
Вместе с тем ЗАО "ВПЗ" в ходе проведения таможенного контроля представлена информация от производителей спорных товаров: компаний "SHAN DONG WO SI HUO TE MACHINERY EQUIPMENT CO., LTD" и "WUXI ILIPH TRADING CO., LTD" с описанием технологической схемы изготовления втулки стальной цилиндрической, то есть все операции, произведенные до отгрузки товара (втулки) с завода-изготовителя.
Компания "SHAN DONG WO SI HUO TE MACHINERY EQUIPMENT CO., LTD"
Компания "WUXI ILIPH TRADING CO., LTD"
Технологическая схема изготовления из трубок втулки стальной цилиндрической по спецификации N 1 от 06.06.2022 к Контракту от 28.04.2022 N VBF/SHAN DONG 2022.
Материал: легированная сталь ШХ15
Данное техническое решение подходит для всех типоразмеров втулок.
Токарный процесс 1: Разрезать трубку на заготовки, инструмент - резец.
Токарный процесс 2: Обточка наружного диаметра, инструмент - резец.
Токарный процесс 3: Растачивание внутреннего диаметра, инструмент - резец.
Токарный процесс 4: Нарезание фасок, инструмент - резец.
Процесс шлифования 1: Шлифование обоих торцов, инструмент - шлифовочный круг.
Процесс шлифования 2: Шлифование наружного диаметра, инструмент - шлифовочный круг.
Процесс консервационный: Промывка антикоррозийным раствором.
Технологическая схема втулки стальной цилиндрической по спецификациям NN 14-1 от 11.03.2020, 20 от 28.10.2019, 23 от 28.10.2020, 24 от 05.11.2020 к Контракту от 29.03.2014 N VBF/WIT 2014.
Материал: легированная сталь ШХ15
Технологическая схема обработки для всех втулок идентична.
1. Токарная операция. Резка трубы на единичные заготовки.
2. Токарная операция. Обработка наружного диаметра.
3. Токарная операция. Обработка внутреннего диаметра.
4. Токарная обработка. Снятие фасок.
5. Шлифовальная операция. Шлифовка торцов.
6. Шлифовальная операция. Шлифовка наружного диаметра.
7. Антикоррозийная операция. Обработка антикоррозийным раствором.
8. Упаковка. Упаковка в фанерный ящик.
Вышеуказанные сведения о характеристиках втулки и о технологии ее изготовления подтверждают сведения о спорном товаре, заявленные в графе 31 ДТ, и указывают на наличие у спорного товара "втулка" фасок, которые присущи кольцу подшипника.
При этом ответы на вопросы NN 3, 4, 5 подтвердили, что геометрическая поверхность ("наружная цилиндрической поверхность") спорного товара (втулки) имеет приблизительную форму и очертания готового изделия (кольца подшипника), то есть является в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС заготовкой кольца подшипника качения. Утверждение о возможности использования спорного товара (втулки) при изготовлении других машиностроительных деталей и других сферах народного хозяйства указано с оговоркой: "может быть", что свидетельствует о предположительном характере ответа и опровергается документами и сведения, представленными и заявленными ЗАО "ВПЗ" при декларировании спорного товара, согласно которым втулка стальная цилиндрическая является заготовкой для дальнейшего изготовления подшипникового кольца, предназначена для собственного потребления и является сырьем (материалом), необходимым для выпуска подшипниковой продукции.
Такие технологические операции, как токарная окончательная операция, термообработка и шлифовальная окончательная операция, указанные в маршрутных картах, по своей сути, являются доработкой в готовое изделие или часть (кольцо подшипника).
Данная позиция таможенных органов подтверждается информацией, полученной в ходе проведения таможенного контроля, изложенной в письме ФГУП "НАМИ" от 24.04.2023 N 1000-04/631 "О технологии производства внешнего и внутреннего кольца подшипника", в письме Экспертно-криминалистической службы г.Москвы Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы от 12.05.2023 N 22-10/03080 "О направлении информации", в заключении таможенного эксперта ЭКС-региональный филиал ЦЭКТУ ФТС России г. Новосибирска от 13.03.2023 N 12408050/0003305.
Также суд отмечает, что представленные суду заявителем письма ОАО "ВНИПП" от 22.11.2023 N 21/483 и ФГУП "НАМИ" от 26.12.2023 N 1000-04/2031, полученные им по запросам, также содержат информацию о том, что спорный товар ("втулка стальная цилиндрическая - заготовка для дальнейшего изготовления подшипникового кольца") не обладает основными свойствами завершенного изделия "кольца подшипника" и, что может быть использован для изготовления множества других изделий.
Данная информация о спорных товарах, также как указано выше, не соответствует сведениям о товарах, заявленным в ДТ и подтвержденным их производителями.
Таким образом, спорные товары ("втулка стальная цилиндрическая является заготовкой для дальнейшего изготовления подшипникового кольца"), представляющие собой заготовки для дальнейшего изготовления подшипникового кольца, имеющее приблизительную форму, очертания готового изделия, которые могут быть использованы только для доработки в готовое изделие или часть, а именно для изготовления кольца подшипника, следовательно, Домодедовской таможней в соответствии с ОПИ 1, 2 а) и 6 правомерно приняты решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 8482 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС: "Подшипники шариковые или роликовые: части: прочие".
Данная правовая позиция таможни ранее нашла свое отражение в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2023 по делу N А78-10496/2020.
На основании статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) и в соответствии с приказом ФТС России от 30.10.2018 N 1752 "Об утверждении формы уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" Санкт-Петербургской таможней в адрес Общества направлены оспариваемые уведомления, в виде электронного документа через личный кабинет плательщика.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 57-61 ТК ЕАЭС, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС (пункт 2 статьи 55 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), направляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.
Частью 2 статьи 73 Федерального закона N 289 установлены сведения, которые должны быть указаны в уведомлении (уточнении к уведомлению).
Частью 15 статьи 73 Федерального закона N 289 установлено, что уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
О нарушении требований, установленных взаимосвязанными положениями пункта 3 статьи 55 ТК ЕАЭС и статьи 73 Федерального закона N 289 при формировании и направлении уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных и иных платежей Общество, не заявляет.
В заявлении отсутствует указание на отступление Санкт-Петербургской таможни от требований к форме, содержанию и процедуре направления оспоренных уведомлений.
В соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" (далее - Приказ ФТС России N 2095) с 25.02.2019 Санкт-Петербургская таможня определена таможенным органом, уполномоченным на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в отношении товаров в случае, если плательщик таможенных пошлин, налогов находится в Санкт-Петербурге.
В связи с тем, что Общество зарегистрировано и находится в Санкт-Петербурге, в рассматриваемом случае Санкт-Петербургская таможня является таможней, уполномоченной на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с Общества.
Санкт-Петербургская таможня в силу положений вышеуказанного Приказа ФТС России N 2095 выполняет только реализацию функции по взысканию денежных средств на основании решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, в том числе, принятых другими таможенными органами.
Направление Санкт-Петербургской таможней уведомления последовало после принятия решений Домодедовской таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, путем принятия корректировки деклараций на товары. Поэтому в форме уведомления, направленного Санкт-Петербургской таможней, как основание для направления уведомлений, указаны номера и даты корректировок деклараций на товары.
Таким образом, уведомления Санкт-Петербургской таможни оформлены уполномоченным органом (таможней взыскания) и соответствуют требованиям регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
Судом рассмотрены все доводы заявителя в полном объеме, однако они не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ таможенным органом представлены достаточные доказательства законности оспариваемых Обществом уведомлений.
Принимая во внимание совокупность установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Санкт-Петербургской таможней правомерно направлены оспариваемые уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 10.08.2023 NN 10210000/У2023/0012103, 10210000/У2023/0012104, 10210000/У2023/0012105, 10210000/У2023/0012107, 10210000/У2023/0012109, 10210000/У2023/0012111, 10210000/У2023/0012113, 10210000/У2023/0012115, 10210000/У2023/0012117, 10210000/У2023/0012119, 10210000/У2023/0012121.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.