Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.11.2024 № А56-111053/2023

Об удовлетворении кассационной жалобы "ВСК БИЛДИНГ" на решение и постановление судов первых инстанций о признании законным решения Северо-Западной электронной таможни об отказе в предоставлении льготы по уплате НДС
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 ноября 2024 г. по делу N А56-111053/2023
 

См.также: Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 марта 2024 г. по делу N А56-111053/2023, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2024 г. по делу N А56-111053/2023, Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 февраля 2025 г. по делу N А56-111053/2023, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2025 г. по делу N А56-111053/2023

 
 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Корабухиной Л.И., Соколовой С.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью "ВСК Билдинг" Дубинина А.Н. (доверенность от 30.05.2024), от Северо-Западной электронной таможни Быданцевой Ю.О. (доверенность от 27.12.2023 N 05-23/0074),

рассмотрев 11.11.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВСК Билдинг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2024 по делу N А56-111053/2023,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью "ВСК Билдинг", адрес: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 126, лит. А, пом. 162-Н, оф. 218, ОГРН 1127847464557, ИНН 7814547170 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о:

признании незаконными и отмене решений Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170 (далее - Таможня), от 16.09.2023 и от 22.09.2023 об отказе в запрашиваемых действиях (во внесении изменений в ДТ в части предоставления льготы по уплате налога на добавленную стоимость и его возврата Обществу) по ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908;

возложении на Северо-Западную электронную таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, внести изменения и дополнения, указанные в заявлениях (формах корректировок ДТ) в части предоставления льготы по уплате налога на добавленную стоимость и его возврата Обществу в отношении товаров, заявленных в ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908.

Также Общество просило обязать Северо-Западную электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей и процентов, начисленных на них, в соответствии с представленным расчетом.

Решением суда от 21.03.2024, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, просит отменить решение суда от 21.03.2024 и постановление апелляционной инстанции от 26.06.2024, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Податель кассационной жалобы настаивает на возможности использовать льготу по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Общество указывает на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2021 N 305-ЭС21-9393. Кроме того, по мнению Общества, на момент ввоза товара подлежали применению переходные ключи соответствия между ОКП и ОКПД2. С учетом применения переходных ключей на момент ввоза товар соответствовал коду ОКПД2 32.50.50.190, в связи с чем соблюдались условия предоставления льготы по уплате НДС.

Общество также находит ошибочным вывод судов о наличии дефектов заполнения КДТ, являющихся самостоятельным основанием для отказа во внесении изменений в ДТ. Податель кассационной жалобы обращает внимание, что при обращении в суд были заявлены требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Кроме того, отказ Таможни во внесении изменений в ДТ оспаривался только в части предоставления льготы по уплате НДС. Имеющиеся дефекты заполнения КДТ не имеют отношения к вопросу предоставления льготы по уплате НДС.

В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

От Общества поступило дополнение к кассационной жалобе со ссылкой на судебные акты по делу N А52-1861/2023, принятые по аналогичному спору.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнении. Представитель Таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществом в рамках внешнеэкономического контракта от 27.10.2020 N 139/09-2020, заключенного с компанией "LM MEDICAL DIVISION S.R.L" (Италия), на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезены консоли для распределения медицинских газов и электропитания OKI, задекларированные по ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908.

В графе 33 ДТ Обществом был заявлен код товаров 9402 90 000 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

Таможней приняты решения о классификации товаров в субпозиции 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Правомерность классификации товаров Таможней по коду 9019 20 000 0 подтверждена судебными актами по делу N А56-4914/2022.

При таможенном декларировании товаров Обществом было представлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 20.04.2015 N РЗН 2015/2591, согласно которому товар - "Консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" соответствует коду ОКП 94 5210. Общество уплатило НДС.

10.03.2023 производителем товаров получено регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 10.03.2023 N РЗН 2015/2591, согласно которому продукции "Консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" соответствует коду ОКПД2 32.50.50.190.

Полагая, что товары полностью подходят под требования, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Постановление N 1042), не подлежали обложению НДС, Обществом в адрес Северо-Западной электронной таможни было направлено обращение о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Согласно ответу Таможни от 07.06.2023 Обществу необходимо представить в таможенный орган обращение и надлежащим образом заполненную КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ.

В августе 2023 года Обществом в таможенный орган направлены корректировки ДТ с целью внесения в них изменений в части предоставления льготы по уплате НДС и его возврата Обществу.

16.09.2023 и 22.09.2023 таможенным органом приняты решения об отказе в запрашиваемых действиях.

Общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований. Суд исходил из того, что регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 10.03.2023 N РЗН 2015/2591 выдано после подачи таможенных деклараций таможенному органу и отсутствовало на момент таможенного декларирования товаров. Таким образом, регистрационное удостоверение от 10.03.2023 неприменимо к товарам, задекларированным по ДТ в 2020 и 2021 годах. Суд также указал, что установленные таможенным органом дефекты заполнения КДТ являются самостоятельным основанием для отказа во внесении истребуемых изменений в ДТ.

Суд апелляционной инстанции, повторно в соответствии со статьей 268 АПК РФ рассмотрев дело, согласился с выводами суда.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.

Согласно абзацу 4 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ Постановлением N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС (далее - Перечень N 1042).

В силу примечания 1 к Перечню N 1042 для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по ОКП (ОК 005-93) или ОКПД2 (ОК 034-2014) при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со сноской "*" к Перечню N 1042 (в редакции, действующей с 01.10.2019) код по ОКП (ОК 005-93) применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93.

Согласно сноске "******" к Перечню N 1042 код ОКПД2 (ОК 034-2014) применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.

Исходя из изложенного, для освобождения от уплаты НДС на ввезенное медицинское изделие должно быть получено регистрационное удостоверение, ввезенный товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП (или коду ОКПД2) должен быть включен в Перечень N 1042. При этом существенным фактором для освобождения от уплаты НДС является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода по ОКП (кода по ОКПД2) в рамках одного пункта Перечня N 1042.

В данном случае имеется совпадение в рамках пункта 14 Перечня кода ТН ВЭД ЕАЭС товара и его кода ОКПД2, указанного в регистрационном удостоверении от 10.03.2023.

Делая вывод об отсутствии оснований для освобождения от уплаты НДС, суды исходили из невозможности применения регистрационного удостоверения от 10.03.2023 к товарам, ввезенным в 2020 и 2021 годам.

Вместе с тем, заслуживают внимания и не получили исследования судов доводы Общества о том, что в соответствии с приказом Росстандарта России от 31.01.2014 N 14-ст (с изменениями, внесенными приказом Росстандарта России от 10.11.2015 N 1745-ст) с 01.01.2017 утратил силу Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93 и введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Согласно письму Минэкономразвития России от 09.02.2016 N Д28и-221 для определения соответствия одних общероссийских классификаторов другим классификаторам (ОКП и ОКПД2) при определении соответствующего кода ОКПД2 рекомендуется использовать подготовленные переходные ключи.

Для целей ввоза товаров на территорию Российской Федерации с учетом отсутствия в регистрационных удостоверениях на медицинские изделия кодов ОКПД2 ФТС России подготовлены разъяснения, изложенные в письме от 29.12.2016 N 01-11/67511 "О направлении разъяснений Росздравнадзора", в соответствии с которыми для медицинских изделий, уже допущенных к обращению на территории Российской Федерации в установленном порядке, внесение изменений в регистрационное удостоверение по причине введения в действие Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Правилами N 1416 не предусмотрено, а для перехода с ОК 0342014 (кода ОКП) на ОК 005-93 (код ОКПД2) необходимо использовать специально разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации переходные ключи, поскольку форма регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выдаваемого Росздравнадзором до 2017 года, предусматривает указание кода медицинского изделия только по ОКП.

Переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим классификаторам, были подготовлены и размещены в информационных системах общего пользования для применения на период до утверждения и вступления в силу изменений в Перечень N 1042, касающихся дополнения данного перечня кодами по классификатору продукции ОКПД2.

Общество, применяя данные переходные ключи, указывает, что код ОКП, указанный в регистрационном удостоверении 2015 года, соответствует коду ОКПД2 32.50.50.000. Учитывая, что этот код исключен приказом Росстандарта от 29.12.2018 N 1190-ст, вместо него названным приказом с правом применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2019, включен код ОКПД2 32.50.50.190.

Код ОКПД2 32.50.50.190 как раз и был указан в переоформленном регистрационном удостоверении 2023 года. Общество также обращает внимание, что регистрационный номер медицинского изделия (РЗН 2015/2591) в удостоверении 2023 года остался прежним, то есть фактически в регистрационном удостоверении поменялся лишь код с ОКП на ОКПД2 - 32.50.50.190.

Таким образом, Общество настаивает, что обладало правом на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС на момент ввоза товаров в 2020 и 2021 годах.

Данные доводы Общества имеют существенное значение для правильного разрешения спора и должны быть исследованы в судебном порядке. Вывод судов об отсутствии у Общества права на применение льготы по НДС на момент ввоза товаров без исследования всех приведенных Обществом доводов не является в достаточной степени обоснованным. Таким образом, принятые по настоящему делу решение и постановление не отвечают обязательным требованиям, предъявляемым процессуальным законом к содержанию судебного акта.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований суды также указали на наличие дефектов при заполнении КДТ, в том числе, указание некорректного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС (без учета его изменения решениями Таможни), отсутствие корреспондирования сведений о суммах начисленных и уплаченных пеней за несвоевременную уплату НДС.

В отношении данного обстоятельства суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено пунктом 3 статьи 112 Таможенного кодекса ЕАЭС, после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом и (или) определяемых Комиссией Евразийского экономического союза.

Из пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" следует, что после выпуска товаров внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) по результатам проведенного таможенного контроля в связи с обращением декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 3 статьи 112 Таможенного кодекса и подпункт "б" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289).

Таким образом, лицо, претендующее на льготу в виде освобождения от НДС и получившее документы, необходимые для подтверждения права на льготу после выпуска товаров, вправе инициировать внесение изменений (дополнений) в сведения, ранее указанные в декларации на товар при его ввозе, а таможенный орган - по результатам таможенного контроля, проводимого после выпуска товара на основании обращения декларанта обязан разрешить вопрос о предоставлении льготы. При этом на основании документов, полученных после ввоза товара, факт обладания льготой подтверждается на момент ввоза товара.

Кассационная инстанция находит заслуживающим внимания довод Общества о том, что дефекты при заполнении КДТ не являлись существенными применительно к вопросу о предоставлении льготы по уплате НДС. Отказ Таможни во внесении изменений в ДТ оспаривается только в части предоставления льготы по уплате НДС.

Учитывая изложенное, принятые по настоящему спору судебные акты подлежат отмене с направление дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином судебном составе.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, с учетом характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства дать надлежащую правовую оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам в их совокупности, после чего разрешить спор с правильным применением норм права.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2024 по делу N А56-111053/2023 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином судебном составе.

 

Председательствующий
С.В. Лущаев
 
Судьи
Л.И. Корабухина
С.В. Соколова
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies