Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.04.2025 № А56-109623/2024

Об отказе в удовлетворении требований ООО "Таможенно-логистический оператор" об отмене постановления Северо-Западной электронной таможни о назначении административного наказания
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 13 апреля 2025 года по делу N А56-109623/2024
 

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:

судьи Игнатьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания Рагимовой Л.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

Заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Таможенно-логистический оператор" (191036, город Санкт-Петербург, Гончарная ул., д.23 литер в, помещение 1н, ОГРН: 1109847047573, Дата присвоения ОГРН: 29.12.2010, ИНН: 7842444345);

Заинтересованное лицо: Северо-Западная электронная таможня (191167, город Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21 к. 2стр1, ОГРН: 1207800051909, Дата присвоения ОГРН: 13.04.2020, ИНН: 7813644170);

об оспаривании постановления N 10228000-1207/2024

при участии: согласно протоколу судебного заседания от 30.01.2025,

 

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью "Таможенно-логистический оператор" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Северо-Западной электронной таможни о назначении административного наказания по делу об административном нарушении N 10228000-1207/2024 и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Определением от 24.11.2024 заявление принято к производству, назначено судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направили в судебное заседание своих представителей. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.

Исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 23 мая 2024 на Северо-Западный таможенный пост (центр электронного декларирования) (далее - Северо-Западный таможенный пост (ЦЭД)) Северо-Западной электронной таможни таможенным представителем ООО "Таможенно-Логистический Оператор" (ИНН 7842444345) на основании договора N 1069-20-7-865 от 30 сентября 2020 г. с декларантом АО "Интермекс" (ИНН 7715370725) посредством электронного декларирования подана декларация на товары N 10228010/230524/5129785 (далее - ДТ) для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления следующих товаров:

товар 1: шоколадные конфеты, с начинкой или без начинки, не содержащие алкоголь, не содержат гмо, без глютена, груз расположен на 3-х паллетах: лот 24128: замороженные ягоды малины в белом и молочном шоколаде "FRANUI LECHE" - "FRANUI MILK - RASPBERRIES IN WHITE AND MILK CHOCOLATE", упакованы no 12 горшочков в коробке, всего 170 коробок (2038 шт.) - в одной из коробок всего 10 горшочков, вес 1 горшочка 0, 150 кг, дата изготовления 07.05.2024, срок годности до 07.11.2025, производитель "FRANUI ESP ANA SL", тов. знак "FRANUI", торг. знак, марка "FRANUI" отсутствует, артикул VT-FRAN -0000300-1, кол-во 2038 шт. (796) : лот 24131: замороженные ягоды малины в белом и темном шоколаде "FRANUI NEGRO" - "FRANUI DARK - RASPBERRIES IN WHITE AND DARK CHOCOLATE", упакованы no 12 горшочков в коробке, всего 170 коробок (2038 шт.) - в одной из коробок всего 10 горшочков, вес1 горшочка 0,150 кг, дата изготовления 10.05.2024, срок годности до 10.11.2025, производитель "FRANUI ESPANA SL", тов. знак "FRANUI", торг. знак, марка "FRANUI", модель отсутствует, артикул VT-FRAN -0000306-l, кол-во 2038 шт. Заявленный код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 1806 90 190 0. Страна происхождения - Испания.

товар 2: пробы и образцы для проведения работ по оценке соответствия (исследований и испытания): шоколадные конфеты, с начинкой или без начинки, не содержащие алкоголь, не содержат гмо, без глютена, не для розничной продажи, груз занимает часть паллеты: замороженные ягоды малины в белом и молочном шоколаде "FRANUI LECHE" - "FRANUI MILK - RASPBERRIES IN WHITE AND MILK CHOCOLATE", упакованы no 12 горшочков в коробке, всего 1 коробка (12 шт.) + 2 шт. без коробки, вес 1 горшочка 0, 150 кг, производитель "FRANUI ESPANA SL", тов. знак "FRANUI", торг. знак, марка "FRANUI", модель отсутствует, артикул VT-FRAN -0000300-l, кол-во 14 шт. (796) : замороженные ягоды малины в белом и темном шоколаде "FRANUI NEGRO" - "FRANUI DARK -RASPBERRIES IN WHITE AND DARK CHOCOLATE", упакованы no 12 горшочков в коробке, всего 1 коробка (12 шт.) + 2 шт. без коробки, вес 1 горшочка 0,150 кг, производитель "FRANUI ESPANA SL", тов. знак "FRANUI", торг. знак, марка "FRANUI", модель отсутствует, артикул VT-FRAN -0000306-l, кол-во 14 шт. Заявленный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 1806 90 190 0. Страна происхождения - Испания.

В ходе проведения таможенного контроля, в отношении рассматриваемых товаров принято решение о назначении таможенной экспертизы N 10228010/240524/ПВ/500205.

19 июля 2024 г. Северо-Западной электронной таможней с учетом заключения таможенного эксперта приняты решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10228000-24/500466, N РКТ-10228000-24/500467. В соответствии с графой 7 указанных решений о классификации товар представляет собой: "готовые изделия в замороженном виде, ... в виде целых ягод малины в глазури, не являются сахаристыми кондитерскими изделиями". Спорный товар отнесен к подсубпозиции 1806 90 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао; - прочие; - прочие".

Соответственно Обществом, в графе 31 ДТ в отношении рассматриваемых товаров, недостоверно указана информация о наименовании товара и его характеристиках (товар не является шоколадными конфетами, представляет собой замороженные ягоды, покрытые глазурью).

Заявление декларантом при таможенном декларировании товаров по ДТ N 10228010/230524/5129785 недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженных с заявлением при описании товаров, недостоверных сведений о наименовании, свойствах и характеристиках товаров, влияющих на их классификацию, могло послужить основанием для освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму 102 761, 64 руб.

15 октября 2024 г. заместителем начальника Северо-Западной электронной таможни вынесено постановление по делу об АП N 10228000-1207/2024, по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного в виде штрафа в размере 51 380, 82 руб.

Не согласившись с постановлением таможенного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Порядок заполнения декларации на товары утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения" (далее - Порядок заполнения ДТ).

Между тем, Порядком заполнения ДТ предусмотрено, что в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД. В первом подразделе графы 33 декларации на товары указывается десятизначный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Таким образом, Порядок заполнения ДТ определяет цели, исходя из которых, указываются сведения, подлежащие заявлению в таможенной декларации, графы, в которых такие сведения указываются, при этом закрытый перечень для перечисления всех характеристик и полного описания, декларируемых товаров указанный Порядок содержать не может с учетом многообразия декларируемых товаров.

Поскольку выбор конкретного кода ТН ВЭД (в соответствии с которым определяется размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов) основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, в таможенной декларации должны быть приведены все сведения о товаре, которые влияют на его классификацию по ТН ВЭД.

Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ЕАЭС. Классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется по основным правилам интерпретации (далее - ОПИ).

Положением о порядке применения единой ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне.

В соответствии с ОПИ 1 классификация товаров осуществляется, исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, если такими текстами не оговорено иное, в соответствии с ОПИ 2, 3, 4, 5 ТН ВЭД.

В соответствии с ОПИ 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, где это применимо, положениями ОПИ 1-5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.

Рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза", в соответствии со статьями 18 и 45 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.09.2014 государствам - членам Евразийского экономического союза рекомендовано применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (тома I - VI).

Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС являются одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразие интерпретации и применения ТНВЭД ЕАЭС.

Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.

Спор между обществом и таможенным органом заключается на уровне следующих подсубпозиций:

1806 90 190 0 "готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители; - какао и продукты из него; - шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао; - прочие; - шоколад и изделия из него; - шоколадные конфеты, с начинкой или без начинки; - прочие" (заявлена обществом)

1806 90 900 0 "Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители; - какао и продукты из него; - шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао; - прочие; - прочие" (определена таможенным органом).

В соответствии с пояснениями в товарную позицию 1806 ТН ВЭД включаются шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао.

Шоколад состоит в основном из какао-пасты и сахара или прочих подслащивающих веществ, обычно со вкусо - ароматическими добавками, и какао-масла; в некоторых случаях какао-порошок и растительное масло могут заменить какао-пасту. Иногда добавляют также молоко, кофе, фундук, миндаль, апельсиновую кожуру и т.п.

Шоколад и шоколадные изделия могут быть расфасованы либо в виде брикетов, пластинок, таблеток, плиток, пастилок, крокетов, гранул или порошка, либо в виде шоколадной продукции с начинкой из крема, фруктов, ликера и т.д.

В данную товарную позицию включаются также все кондитерские изделия из сахара, содержащие какао в любой пропорции (включая шоколадную нугу), подслащенный какао-порошок, шоколадный порошок, шоколадную пасту, и вообще все пищевые изделия, содержащие какао (кроме тех, которые исключены в соответствии с общими положениями к данной группе).

Шоколад, обогащенный витаминами, также включается в данную товарную позицию.

Спорный товар, согласно сведениям, заявленным в графе 31 ДТ, представляет собой "шоколадные конфеты... замороженные ягоды малины в белом и молочном шоколаде...", в товарной позиции 1806 90 190 0 ТН ВЭД.

Согласно Пояснениям к ТН ВЭД (том VI Пояснений), в данную подсубпозицию включаются продукты, которые обычно можно целиком положить в рот и которые состоят из: шоколада с начинкой или комбинации шоколадных конфет с любыми употребляемыми в пищу веществами, расположенными слоями, или смеси из шоколадных конфет с любыми употребляемыми в пищу продуктами.

Вместе с тем, как указано в Пояснениях (том VI Пояснений), в отношении термина "с начинкой" применяются пояснения к субпозиции 1806 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

Так, термин "с начинкой" означает брикеты, пластинки или плитки, имеющие внутреннюю полость, заполненную, например, кремовой массой, корочкой сахара, сухими кокосами, фруктами, фруктовой пастой, ликерной массой, марципановой массой, орехами, нугой, карамельной массой или комбинацией этих продуктов, заключенную в шоколад.

Сплошные брикеты, пластинки или плитки из шоколада, содержащие, например, зерна злаков, фрукты или орехи (как целые, так и в кусочках), которые включены в шоколад по всей его массе, не рассматриваются как шоколад "с начинкой".

Вместе с тем, в соответствии с терминами, содержащимися в ГОСТ Р 53041 -2008, ГОСТ 4570-2014, конфета - формованное сахаристое кондитерское изделие из одной или нескольких конфетных масс, определяющих идентификационный признак конфеты. В свою очередь, сахаристое кондитерское изделие - кондитерское изделие с содержанием сахара не менее 20%.

По результатам таможенной экспертизы установлено, что товар получен методом покрытия слоями белого, молочного и темного шоколада цельных ягод малины или опусканием малины в жидкий белый шоколад с последующим остыванием и глазурированием молочным или темный шоколадом, в связи с чем у рассматриваемого товара отсутствуют внутренние полости, в которые заливается соответствующая начинка, что не соответствует стандартам шоколадных конфет с начинкой, изложенный в ГОСТ 4570-2014.

В соответствии с терминами, содержащимися в ГОСТ Р 53041-2008, ГОСТ 4570-2014, конфета - формованное сахаристое кондитерское изделие из одной или нескольких конфетных масс, определяющих идентификационный признак конфеты.

В свою очередь, сахаристое кондитерское изделие - кондитерское изделие с содержанием сахара не менее 20%. К ним относятся: конфета, карамель, ирис, драже, халва, мармелад, пастильное изделие, сахаристое восточное изделие, жевательная резинка, паста, крем, кондитерская плитка, кондитерская фигура, сбивное изделие, безе, нуга.

Таким образом, исходя из взаимосвязи понятий "конфета" и "сахаристое кондитерское изделие", в случае, если товар по его качественным характеристикам не будет идентифицирован как конфета, то данный товар исключается также из понятия "сахаристое кондитерское изделие".

Так, в соответствии с ГОСТ 4570-2014, конфетная масса - кондитерский полуфабрикат, предназначенный для изготовления корпусов и начинок конфет, а начинка конфеты - кондитерский полуфабрикат, предназначенный для переслаивания и (или) наполнения внутренних полостей конфет.

Таким образом, для конфеты с начинкой сначала формируется корпус и только далее в образовавшуюся после остывания полость заливают соответствующую начинку.

Учитывая фактические характеристики товара и содержащуюся в представленных при таможенном декларировании документах информацию, ввезенный обществом товар и технология производства данного товара заключается именно в обмакивании малины в жидком шоколаде, что подтверждает доводы таможенного органа о том, что спорный товар произведен не по технологии производства шоколадных конфет с начинкой.

Рассматриваемый товар по ДТ не является конфетами, и сахаристыми изделиями, вопреки доводам заявителя спорные решения приняты в соответствии с ОПИ 1 и 6, на основании представленной Обществом документации, в которой имелись необходимые для однозначной классификации товаров классификационные признаки. Заключения таможенного эксперта, которое представлено суду в целях полноты проведенной Северо-Западной электронной таможни проверки документов и (или) сведений в рамках подготовки процессуальных документов по настоящему делу.

Таким образом, материалы дела об АП свидетельствуют о том, что ООО "ТЛО" заявило при таможенном декларировании товара недостоверные сведения о классификационном коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженные с заявлением при описании товаров недостоверных сведений о наименовании (описании), свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию (товар не является шоколадными конфетами, а является ягодами замороженными покрытые глазурью) которые могли послужить основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов, следовательно, Общество нарушило требования статей 84, 106 ТК ЕАЭС и совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных норм о декларировании по установленной форме товара, по недопущению правонарушений и невозможности их предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененных ему правонарушениях согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Факт заявления недостоверных сведений подтверждается принятым таможенным органом решениями о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС NN РКТ-10228000-24/500466, РКТ-10228000-24/500467 которые не отменены и являются действующими.

Суд считает, что таможенным органом представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрен частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено. В материалах дела имеются надлежащие доказательства извещения заявителя о месте и времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения дела об административном правонарушении. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество не было лишено гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.

Оснований, установленных статьи 2.9 КоАП РФ для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного суд не находит в силу следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, положения статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Оснований для снижения штрафа по правилам частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ как и для замены штрафа на предупреждение, не имеется, так как исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судом не установлено.

В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав заявителя, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, судом не установлены, доказательств своего тяжелого имущественного и финансового положения Общество не представило, назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности. Назначенное заявителю наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения, является соразмерным совершенному правонарушению и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае, при освобождении заявителя от административной ответственности или снижении суммы назначенного штрафа не будут достигнуты цели назначения административного наказания в соответствии с КоАП РФ (предупреждение новых правонарушений), что даст возможность и в дальнейшем нарушать действующие нормативно-правовые акты, будет порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В связи с изложенным, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

 

Судья
Игнатьева А.А.
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies