|
;
Действует
История статусов
Подписан 06.03.2025 |
См.также: Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 ноября 2024 г. по делу N А56-52419/2024, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2025 г. по делу N А56-52419/2024
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Орфёновым К.А.
при участии:
от заявителя: Иванов Ф.Д. по выписке из ЕГРЮЛ, Шеринга А.А. по доверенности от 30.08.2024, Борзенко О.В. о доверенности от 30.08.2024
от заинтересованного лица: Нархова А.Н. по доверенности от 27.01.2025
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40877/2024) Северо-западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2024 по делу N А56-52419/2024, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа "Медицинские технологии"
к Северо-западной электронной таможне
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Группа "Медицинские технологии" (далее - заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Северо-Западной электронной таможни (далее - Таможня, СЗЭТ) от 15.05.2024 об отказе во внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/230822/3301548 после выпуска товара, а также об обязании СЗЭТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата 252749, 46 руб. излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением суда от 16.11.2024 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, СЗЭТ направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 16.11.2024, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Обществом льгота по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) заявлена неправомерно ввиду отсутствия отдельных составных частей медицинского изделия в отношении товара N 1, задекларированного по ДТ N 10228010/230822/3301548. По мнению подателя жалобы, Таможней правомерно принято решение об отказе во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/230822/3301548, на основании подпункта "в" пункта 18 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.10.2013 N 289.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта от 28.07.2022 N AB22/000419, заключенного с компанией "EXAMION GMBH" (Германская Республика), Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало по ДТ N 10228010/210822/3299667 товар N 1- аппарат цифровой рентгенографический портативный EXAMION, страна происхождения - Германская Республика.
В ДТ N 10228010/210822/3299667 указан классификационный код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 9022 14 000 0, а также код ОКПД 2 - 26.60.11.113.
В графе 36 ДТ N 10228010/210822/3299667 Общество указало на освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимой в Российскую Федерацию важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники ("ОООО-ХТ").
При декларировании товаров Общество приложило к ДТ N 10228010/210822/3299667 регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 29.03.2021 N ФСЗ 2012/12335 (выдано - 14.06.2012, переоформлено - 29.03.2021), выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
По результатам проведенного таможенного контроля по ДТ N 10228010/210822/3299667, установив отсутствие отдельных составных частей (генератора рентгеновского/моноблока 4.0 кВт/8 кВт) медицинского изделия, Таможня выставила Обществу требование от 22.08.2022 о внесении в срок до 22.08.2022 изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/210822/3299667, в части исключения преференций, регистрационного удостоверения, и перерасчете таможенных платежей (графы 36, 44, 47, ДТ).
В связи невыполнением данного требования и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Таможней 22.08.2022 принято решение об отказе в выпуске товара по ДТ N 10228010/210822/3299667 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с освобождением от уплаты НДС, в связи с отказом в предоставлении льготы по уплате НДС из-за ввоза не всех позиций из возможной комплектации товара, указанных в приложении к представленному регистрационному удостоверению. Обществу рекомендовано подать новую ДТ с учетом сведений, указанных таможенным органом в требовании внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, с Общества взыскано 8530 руб. сборов за таможенное оформление.
Товар, заявленный ранее по ДТ N 10228010/210822/3299667, был повторно задекларирован Обществом и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10228010/230822/3301548 с уплатой НДС в размере 252749, 46 руб.
17.04.2024 Общество обратилось в Таможню с заявлениями о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/230822/3301548, после выпуска товаров с целью получения льготы по уплате НДС на основании пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которому не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ - медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе медицинских изделий.
Таможней проведен таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств по ДТ N 10228010/230822/3301548, по результатам которого составлен акт проверки от 13.05.2024 N 10228000/205/130524/А0381 и принято решение от 15.05.2024 об отказе во внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/230822/3301548 после выпуска товара.
Не согласившись с указанным решением Таможни, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 16.11.2024 в связи со следующим.
В силу положений абзацев 2, 3 пункта 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ - медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе медицинских изделий, а также сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, и аналоги которых не производятся в Российской Федерации.
При этом положения абзаца третьего настоящего подпункта применяется при условии представления в таможенные органы документа, подтверждающего целевое назначение таких сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в установленном указанным федеральным органом исполнительной власти порядке (абзац 4 пункта 2 статьи 150 НК РФ).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о льготах по уплате таможенных платежей.
В силу положений статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся в том числе документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей (подпункт 8 пункта 1); документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации (пункт 3).
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕЭАС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Частью 1 статьи 108 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) предусмотрено, что сведения, указанные в декларации на товары, подлежат изменению после выпуска товаров в случаях и в порядке, которые установлены Комиссией.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 утвержден Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - Порядок N 289).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Порядка N 289 после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.
Согласно абзацу 1 пункта 12 Порядка N 289 для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что декларант должен подтвердить право на льготу на момент ввоза товара, если она заявлена в декларации на товары при таможенном оформлении, однако не ограничен в возможности заявить о праве на такую льготу после выпуска товаров. Действующим законодательством предусмотрена возможность заявления льготы после выпуска товаров путем внесения изменений в декларацию на товары и представления в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления льготы.
Согласно взаимосвязанным положениям пункта 17, подпункта "в" пункта 18, пункту 19 Порядка N 289 при представлении в таможенный орган обращения о внесении изменений (дополнений) сведений, заявленных в декларацию на товар, и соответствующих документов проводится таможенный контроль. Таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товар, если при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в декларацию на товары и указанные в обращении и документах. В иных случаях таможенный орган разрешает внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товар.
Таким образом, лицо, претендующее на льготу в виде освобождения от НДС и получившее документы, необходимые для подтверждения права на льготу после выпуска товаров, вправе инициировать внесение изменений (дополнений) в сведения, ранее указанные в декларации на товары при ввозе товаров, а таможенный орган - по результатам таможенного контроля, проводимого после выпуска товара на основании обращения декларанта обязан разрешить вопрос о предоставлении льготы. При этом на основании документов, полученных после ввоза товара, факт обладания льготой подтверждается на момент ввоза товара.
Указанная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2021 N 305-ЭС21-9393 по делу N А41-10540/2020.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, подлежащих обращению на территории Российской Федерации, устанавливающие порядок их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Постановление N 1042) утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС (далее - Перечень).
Постановлением N 1042 также утвержден перечень кодов вышеуказанных товаров, освобождаемых от налогообложения НДС, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и ТН ВЭД ЕАЭС, который применяется с учетом примечаний.
Примечанием 1 к Перечню определено, что для целей применения раздела I "Медицинские изделия" Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31 декабря 2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, освобождение от уплаты НДС в отношении медицинских изделий, ввозимых в Российскую Федерацию, применяется при наличии регистрационного удостоверения на данные изделия и совпадения (соответствия) кода ОКП для медицинского изделия, указанного в регистрационном удостоверении, с кодом ОКП, включенным в Перечень.
В рассматриваемом случае, Общество при декларировании товара по ДТ N 10228010/230822/3301548, а также при обращении в Таможню с заявлением от 17.04.2024 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/230822/3301548, после выпуска товаров с целью получения льготы по уплате НДС вместе с КДТ представляло регистрационное удостоверение N ФСР 2012/12335 от 29.03.2021 (выдано 14.06.2012, переоформлено 29.03.2021) на медицинское изделие "Аппарат цифровой рентгенографический портативный EXAMION с принадлежностями...", которое имеет код ОКПД 2 26.60.11.113, а также декларацию о соответствии POCC RU Д-DE.АД37.В.12308/19, с указанным в ней кодом ОКПД2 26.60.11.113.
Задекларированный по ДТ N 10228010/230822/3301548 товар и все его части и принадлежности, указанные в ДТ (который ранее представлялся к таможенному декларированию по ДТ N 10228010/210822/3299667), поименованы в регистрационном удостоверении N ФСР 2012/12335 от 29.03.2021.
Классификация товара по соответствующим кодам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 Таможней не оспаривается и подтверждается принятыми по делу N А56-117360/2022 судебными актами, в рамках которого судами трех инстанций рассматривался вопрос о законности решения СЗЭТ об отказе в выпуске товаров, заявленных в ДТ N 10228010/210822/3299667.
Установив, что спорный товар по ДТ N 10228010/230822/3301548 классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9022 14 000 0, указанный в регистрационном удостоверении код ОКПД 2 (26.60.11.113) ввезенного товара тождествен коду ОКПД 2 медицинских изделий, указанному в пункте 10 Перечня, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный товар соотносится с медицинскими изделиями, указанными в пункте 10 раздела 1 Перечня, следовательно, относится к изделиям медицинского назначения, ввоз которых освобождается от уплаты НДС.
Суды первой инстанции также обоснованно отметил, что в данном случае отсутствие всех позиций из комплектации товара, указанных в приложении к регистрационному удостоверению N ФСР 2012/12335 от 29.03.2021, не сопряжено с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров.
Действующее законодательство Российской Федерации позволяет осуществлять ввоз медицинского изделия без принадлежностей, в регистрационном удостоверении поименованных, в связи с чем таможенные органы не вправе ограничивать декларанта в получении льготы по уплате НДС в зависимости от времени их ввоза (вместе с основным медицинским изделием или в отдельности от него). Ввоз на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжен с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров (статуса изделия медицинской техники), отсутствие всех позиций из комплектации товара, указанных в приложении к регистрационному удостоверению, не означает, что Общество (декларант) ввезло иной товар, по которому льгота не предоставляется.
При ввозе медицинских изделий на таможенную территорию Российской Федерации не в полном составе, указанном в регистрационном удостоверении, изделие не меняет статус медицинского товара, реализация которого на территории Российской Федерации и ввоз которого на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, входящей в соответствующий перечень и подлежащей освобождению от налогообложения. Действующее законодательство не содержит нормы права, ставящей применение указанной налоговой льготы в зависимость от вариантов ввоза медицинского изделия на таможенную территорию Российской Федерации. Иной подход будет означать незаконное ограничение права налогоплательщика, предусмотренного статьей 150 НК РФ.
Из положений статей 149 и 150 НК РФ, Постановления N 1042 не вытекает, что льгота по уплате НДС предоставляется исключительно при ввозе завершённого и комплектного изделия, указанного в регистрационном удостоверении. Положения статей 149 и 150 НК РФ не содержат каких-либо указаний (условий) относительно обязательного ввоза и декларирования медицинского изделия именно в комплекте (полном или ином).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Обществом были соблюдены все условия для получения освобождения от уплаты НДС в отношении ввезенного по ДТ N 10228010/230822/3301548 товара N 1, в связи с чем Таможня неправомерно приняла решение от 15.05.2024 об отказе во внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/230822/3301548 после выпуска товара, и возврате Обществу 252749, 46 руб. денежных средств, удержанных в качестве оплаты НДС по спорной ДТ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 16.11.2024 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 ноября 2024 года по делу N А56-52419/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-западной электронной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.