Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2025 № А56-111053/2023

Об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы Северо-Западной электронной таможни на решение суда первой инстанции о признании незаконным решения таможни об отказе ООО "ВСК БИЛДИНГ" в предоставлении льготы по уплате НДС
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
от 27 мая 2025 г. по делу N А56-111053/2023
 

См.также: Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 марта 2024 г. по делу N А56-111053/2023, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2024 г. по делу N А56-111053/2023, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2024 г. по делу N А56-111053/2023, Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 февраля 2025 г. по делу N А56-111053/2023

 
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2025 года
 
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2025 года
 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Зотеевой Л.В.

судей Протас Н.И., Семёновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Орфёновым К.А.

при участии:

от истца (заявителя): Ивановой Т.Е. по доверенности от 27.10.2024, Дубинина А.Н. по доверенности от 27.10.2024

от ответчика (должника): Нарховой А.Н. по доверенности от 27.01.2025

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8213/2025) Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2025 по делу N А56-111053/2023, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВСК Билдинг"

к Северо-Западной электронной таможне

об оспаривании решений,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью "ВСК Билдинг" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ 22.02.2024, в котором просит:

признать незаконными и отменить решения Северо-Западной электронной таможни (далее - ответчик, таможенный орган, Таможня), формализованных в письмах от 14.09.2023 N 11-01-30/21145, от 22.09.2023 N 11-01- 30/21739, об отказе во внесении изменений в ДТ в части предоставления льготы по уплате НДС и его возврата Обществу по ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908;

о возложении на Северо-Западную электронную таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, внести изменения и дополнения, указанные в заявлениях (формах корректировок ДТ) в части предоставления льготы по уплате налога на добавленную стоимость и его возврата Обществу в отношении товаров, заявленных в ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908.

Также Общество просило обязать Северо-Западную электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей и процентов, начисленных на них.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2024 решение от 21.03.2024 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.11.2024 решение от 21.03.2024 и постановление от 21.03.2024 отменены; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином судебном составе.

Решением от 24.02.2025 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признал незаконными и отменил оспариваемые решения, обязал внести изменения и дополнения в ДТ, обязал таможенный орган возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные платежи и проценты.

Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой. В соответствии с позицией таможни, в сложившихся обстоятельствах отсутствуют основания для предоставления льготы по НДС. На момент регистрации деклараций на товары регистрационное удостоверение не предоставлялось. В свою очередь, таможенное декларирование осуществлено Обществом в период действия регистрационного удостоверения от 20.04.2015 N РЗН 2015/2591. Однако, Обществом использовалось удостоверение от 10.03.2023, которое является новым документом, не вносит изменений в действовавшее ранее регистрационное удостоверение от 20.04.2015, следовательно, самопроизвольное изменение Обществом кода по (ОКП) ОК 005-93 на код (ОКПД 2) ОК 034-2014 незаконно. Принятие КДТ, заполненной ненадлежащим образом, ставит в привилегированное положение одних участников ВЭД перед другими, что противоречит принципу равенства всех перед законом. Таможня также считает, что отсутствуют основания для уплаты процентов, поскольку таможенные платежи уплачены в добровольном порядке.

От Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу. Общество указывает на то, что Таможней проигнорировано совпадение товара в рамках пункта 14 Перечня кода ТН ВЭД ЕАЭС и его кода по ОКПД2, которые регламентирует наличие льгот и освобождение от уплаты НДС. Общероссийский классификатор ОКП утратил силу с 01.01.2017, введен в действие ОКПД2. Общество обоснованно изменило классификатор, имело право на предоставление льготы. Вопреки доводам таможни, самостоятельная уплата Обществом таможенных платежей не являлась добровольной, совершена под угрозой применения мер принудительного взыскания, которые были бы реализованы Таможней, если бы декларант самостоятельно не уплатил соответствующие платежи.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ВСК Билдинг" в рамках внешнеэкономического контракта от 27.10.2020 N 139/09-2020, заключенного между Обществом и "LM MEDICAL DIVISION S.R.L" (Италия) на таможенную территорию Евразийского экономического союза с использованием деклараций на товары (далее - ДТ) NN 10228010/161021/0490908, 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250 ввезены и задекларированы товары:

1) по ДТ N 10228010/161021/0490908 товар N 1 "консоль для распределения медицинских газов и электропитания, моделей OKI PLUS, OKI CIELO";

2) по ДТ N 10228010/161120/0071119 товар N I "консоль для распределения медицинских газов и электропитания, модель OKI PLUS";

3) по ДТ N 10228010/031220/0100604 товар N 1 "консоль для распределения медицинских газов и электропитания, моделей OKI PLUS, OKI CIELO, OKI ISOLA";

4) по ДТ N 10228010/150921/0428250 товар N 1 "консоль для распределения медицинских газов и электропитания, модель OKI PLUS" (далее - товары).

В графе 33 ДТ NN 10228010/161021/0490908, 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250 Обществом заявлен код товаров в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС - 9402 90 000 0 "Мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная (например, операционные столы, столы для осмотра, больничные койки с механическими приспособлениями, стоматологические кресла); парикмахерские кресла и аналогичные кресла с приспособлениями для вращения и одновременно для наклона и подъема; части вышеупомянутых изделий: - прочая" (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%, НДС - 0%).

По результатам проведенного таможенного контроля до выпуска товаров по направлению правильности классификации товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10228010/161021/0490908, принято решение от 16.10.2021 N РКТ-10228000- 21/000762 о классификации товаров в субпозиции 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС: "Устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей; аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура: - аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура" (ставка ввозной таможенной пошлины -0%, НДС-20%).

После выпуска товаров в период с 29.10.2021 по 09.11.2021 Северо-Западной электронной таможней на основании статей 310, 326 ТК ЕАЭС проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном декларировании по ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, с целью проверки правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС ввезенных по спорным ДТ товаров.

По результатам проверки документов и сведений Северо-Западной электронной таможней 09.11.2021 составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10228000/213/091121/А0527 (далее - Акт от 09.11.2021), согласно которому выявлены нарушения в части классификации товаров.

На основании Акта от 09.11.2021 Северо-Западной электронной таможней приняты решения от 18.11.2021 N РКТ-10228000-21/000857 и N РКТ-10228000-21/000859 о классификации товара в субпозиции 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС: "Устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей; аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура: - аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура" (ставка ввозной таможенной пошлины - 0%, НДС - 20%).

В комплекте электронных документов к ДТ представлено регистрационное удостоверение от 20.04.2015 N РЗН 2015/2591 на медицинское изделие с указанием кода ОКИ - 94 5210. С учетом перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, рассматриваемые товары с классификационным кодом 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС подлежит обложению НДС в размере 20%.

Решение таможенного органа оспорено Обществом в судебном порядке в рамках дела N А56-4914/2022. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, постановлением суда кассационной инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суды признали правомерным классификацию товара - "Консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" по коду 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

При таможенном декларировании товаров Обществом было представлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 20.04.2015 N РЗН 2015/2591, согласно которому товар - "Консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" соответствует коду ОКП 94 5210. Общество уплатило НДС.

10.03.2023 производителем товара ("Л. М Медикал Дивижн С.Р.Л.) получено регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2015/2591 от 10.03.2023 (далее - Регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2591) в отношении продукции, которая являлась предметом спора по вышеуказанному делу.

Согласно Регистрационному удостоверению N РЗН 2015/2591 от 10.03.2023 продукция "Консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями" соответствует коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) 32.50.50.190.

Полагая, что товары полностью подходят под требования, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1042), не подлежали обложению НДС, Обществом в адрес Северо-Западной электронной таможни было направлено обращение о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Согласно ответу Таможни от 07.06.2023 N 11-01-30/13131 Обществу необходимо представить в таможенный орган обращение и надлежащим образом заполненную КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908.

В августе 2023 года ООО "ВСК Билдинг" в таможенный орган направлены корректировки ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908 с целью внесения в них изменений в части предоставления льготы по уплате НДС и его возврата Обществу.

14.09.2023 и 22.09.2023 таможенным органом приняты решения об отказе в запрашиваемых действиях по причине того, что регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 10.03.2023 N РЗН 2015/2591 выдано после подачи таможенных деклараций таможенному органу и отсутствовало на момент таможенного декларирования товаров. Таким образом, по мнению таможенного органа, льготы по НДС по данным ДТ могут быть применимы лишь к товарам, декларирование которых осуществляется после 10.03.2023.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) к таможенным платежам относится НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

При этом пунктом 4 статьи 53 ТК ЕАЭС устанавливает, что для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, в котором в соответствии со статьей 61 ТК ЕАЭС они подлежат уплате. Следовательно, к отношениям в рамках настоящего дела применению подлежит Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ).

Абзацем 4 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень N 1042).

Положения данного абзаца в редакции, действовавшей на момент оформления деклараций, применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень N 1042 в отношении товаров, освобождаемых от обложения НДС, содержит наименование товара и ссылку на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93, а также сведения о соответствующем коде по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и ТН ВЭД ЕАЭС, которые применяются с учетом примечаний.

Из примечания 1 к Перечню N 1042 следует, что для целей применения раздела I данного перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из сносок к Перечню N 1042, код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93. Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) OK 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.

Соответственно, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП (ОКПД 2) ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение.

В соответствии с примечанием 1 к Перечню N 1042 для целей применения раздела I этого перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При таможенном декларировании товаров, как установлено судом первой инстанции, Обществом представлено регистрационное удостоверение от 20.04.2015 N РЗН 2015/2591, согласно которому товар соответствует коду ОКП 94 5210.

В соответствии с приказом Росстандарта России от 31.01.2014 N 14-ст с 1 января 2017 года утратил силу Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93 и введен в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Согласно письму Минэкономразвития России от 09.02.2016 N Д28и-221 для определения соответствия одних общероссийских классификаторов другим классификаторам (ОКП и ОКПД2) при определении соответствующего кода ОКПД2 рекомендуется использовать подготовленные переходные ключи.

Минэкономразвития России подготовлены переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим классификаторам.

Переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим классификаторам, были подготовлены и размещены в информационных системах общего пользования для применения на период до утверждения и вступления в силу изменений в Перечень N 1042, касающихся дополнения данного перечня кодами по классификатору продукции ОКПД2.

Изменение Обществом классификации с кода ОКП на код ОКПД2 не является, вопреки доводам апелляционной жалобы, неким произвольным внесением изменений со стороны Общества. Изменение совершено ввиду утраты силы ОКП Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93, с применением переходных ключей. Общество, применяя данные переходные ключи, обоснованно указывает, что код ОКПО 945200 (указанный в имеющемся у него регистрационном удостоверении 2015 года) соответствует коду ОКПД2 32.50.50.000, учитывая, что этот код исключен приказом Росстандарта от 29.12.2018 N 1190-ст, вместо него названным приказом с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2019, включен код ОКПД2 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки". Данный код указан в переоформленном регистрационном удостоверении на ввезенные Обществом медицинские изделия.

Коды ОКП и ОКПД2 вместе с кодами товарных позиций 9018 и 9019 ТН ВЭД являются основанием для получения льготы по уплате НДС в соответствии с пунктом 14 Перечня N 1042.

Как видно из материалов дела, Общество представило регистрационное удостоверение от 10.03.2023 N РЗН 2015/2591 на медицинское изделие "Консоль для распределения медицинских газов и электропитания OKI с принадлежностями", в котором указан код ОКПД2 32.50.50.190, который также указан как основание для предоставления льготы по НДС согласно пункту 14 Перечня N 1042.

При этом суд первой инстанции справедливо обратил внимание на то, что регистрационный номер медицинского изделия (РЗН 2015/2591) остался прежним, то есть фактически новое регистрационное удостоверение не выдавалось, а в процессе переоформления изменился лишь код с ОКП на ОКПД2-32.50.50.190.

Имеется совпадение Перечня кода ТН ВЭД ЕАЭС товара и его кода ОКПД2.

С учетом указанных обстоятельств товары полностью подходят под требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042. Внесенные в ДТ сведения по льготе обоснованы и законны.

Довод об определяющим значении дефектов при заполнении КДТ, включающих указание некорректного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС, отсутствие корреспондирования сведений о суммах начисленных и уплаченных пени за несвоевременную уплату НДС, правомерно отклонен судом первой инстанции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом и (или) определяемых Комиссией Евразийского экономического союза.

Из пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" следует, что после выпуска товаров внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) по результатам проведенного таможенного контроля в связи с обращением декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 3 статьи 112 Таможенного кодекса и подпункт "б" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289).

Лицо, претендующее на льготу в виде освобождения от НДС и получившее документы, необходимые для подтверждения права на льготу после выпуска товаров, вправе инициировать внесение изменений (дополнений) в сведения, ранее указанные в декларации на товар при его ввозе, а таможенный орган - по результатам таможенного контроля, проводимого после выпуска товара на основании обращения декларанта обязан разрешить вопрос о предоставлении льготы.

При этом на основании документов, полученных после ввоза товара, факт обладания льготой подтверждается на момент ввоза товара. Дефекты при заполнении КДТ не являются определяющим фактором при решении вопроса о предоставлении льготы по уплате НДС.

Кроме того, наличие дефектов Обществом не оспаривается, отказ Таможни во внесении изменений в ДТ оспаривается только в части предоставления льготы по уплате НДС.

Таким образом, декларируемые ООО "ВСК Билдинг" товары по ДТ NN 10228010/161120/0071119, 10228010/031220/0100604, 10228010/150921/0428250, 10228010/161021/0490908 не подлежали обложению НДС.

В апелляционной жалобе таможня также указывает на отсутствие оснований к взысканию процентов, обусловленное добровольной уплатой Обществом НДС.

В соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с этим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.

Согласно части 11 статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей; проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 названной статьи, по день фактического возврата (зачета) в размере 1/360 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации; для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 35 постановления от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49) разъяснил, что выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов предусмотрена законодательством в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности.

Согласно пункту 35 Постановления N 49 в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).

Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона N 289-ФЗ, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания).

В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей на сумму таких платежей начисляются проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата независимо от того, соблюден ли таможенным органом месячный срок возврата указанных денежных средств.

Из буквального толкования положений части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, независимо от того, был нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.

Указанная мера является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и направлена на реализацию принципа охраны частной собственности (часть 1 статьи 35, статьи 52 и 53 Конституции Российской Федерации).

Доводы таможенного органа о добровольной уплате Обществом таможенных платежей не подтверждаются материалами дела и опровергаются подробным и детализированным расчетом процентов по каждой ДТ, представленных Обществом при обращении с рассматриваемым заявлением. Данный расчет таможенным органом надлежащим образов не опровергнут, контррасчет не представлен.

Следовательно, требование о взыскании процентов также обоснованно удовлетворено судом.

Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 февраля 2025 года по делу N А56-111053/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

 
Председательствующий
Л.В. Зотеева
 
Судьи
Н.И. Протас
А.Б. Семенова
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies