Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 08.12.2000 № 01-06/35982

         Письмо ГТК России от 8 декабря 2000 г. N 01-06/35982
 
                     О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
 
    ГТК России обобщена практика применения  таможенными  органами
Российской  Федерации  положений  Таможенного  кодекса  Российской
Федерации, касающихся производства по делам о нарушении таможенных
правил и их рассмотрения.
    По результатам  проведенной   работы   и   анализа   запросов,
поступающих  из  таможенных органов,  подготовлены рекомендации по
применению неоднозначно трактуемых таможенными органами  положений
указанного Кодекса.
    Содержание настоящего письма довести до  сведения  подчиненных
таможенных органов.
 
Заместитель председателя Комитета,
генерал-лейтенант таможенной службы                    Б.М.ГУТИН
 
 
                                                        Приложение
                                               к письму ГТК России
                                       от 08.12.2000 N 01-06/35982
 
    1. При  привлечении  военнослужащих   к   ответственности   за
нарушение  таможенных  правил  и  решении  вопроса  о  возможности
наложения   на   них   взыскания   в   виде   штрафа    необходимо
руководствоваться следующим.
    Пункт третий статьи 26 Закона Российской Федерации от 22.01.93
N 4338-1 "О статусе военнослужащих" содержал норму права, согласно
которой военнослужащие несли административную  ответственность  на
общих  основаниях,  но  к  ним  не могли быть применены такие виды
взыскания,  как:  исправительные работы,  административный  арест,
штраф и лишение права управления транспортными средствами.
    18 июня 1993 года  был  принят  Таможенный  кодекс  Российской
Федерации (далее ТК России),  который в статье 232 установил,  что
военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничных и
внутренних  войск,  иных  воинских  формирований,  предусмотренных
законодательными актами  Российской  Федерации,  лица  рядового  и
начальствующего   состава   органов   внутренних   дел  Российской
Федерации,  сотрудники   органов   внешней   разведки   Российской
Федерации,  федеральных  органов  государственной безопасности,  а
также призванные на военные сборы граждане  несут  ответственность
за  нарушение  таможенных  правил  на  общих основаниях,  при этом
исключений о наложении на указанных лиц каких-либо видов взысканий
сделано  не  было.  В  соответствии с пунктом шестым Постановления
Верховного Совета Российской  Федерации  "О  введении  в  действие
Таможенного  кодекса  Российской Федерации" в месячный срок со дня
принятия ТК России все нормативно - правовые акты должны были быть
приведены в соответствие с указанным Кодексом. А пункт пятый этого
же Постановления гласил:  "Впредь, до приведения законодательных и
иных   правовых   актов  Российской  Федерации  в  соответствие  с
Таможенным кодексом Российской Федерации действующие правовые акты
Российской   Федерации   применять   в  части,  не  противоречащей
указанному Кодексу".
    Однако  27 января  1995  года Федеральным законом N 10-ФЗ были
внесены изменения в статью 16 Кодекса  РСФСР  об  административных
правонарушениях  (далее  - КоАП),  согласно которым военнослужащие
также подлежали ответственности за совершение ими административных
правонарушений  на  общих  основаниях,  но  к  ним  не  могли быть
применены отдельные виды взысканий (в том числе штраф).
    Подобная норма содержится и в Федеральном законе  от  27.05.98
N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Так, в соответствии с частью 3
статьи  28 указанного Закона за административные правонарушения (в
том  числе  за  нарушения  таможенных правил) военнослужащие несут
ответственность  на  общих  основаниях,  но  к ним  не  могут быть
применены административные взыскания в виде штрафа,  лишения права
на  управление  транспортным  средством,  исправительных  работ  и
административного  ареста.  При  этом  следует  иметь в виду,  что
правовые  и социальные  гарантии  военнослужащим,  включая меры их
правовой  защиты,  предусмотренные  данным Законом,  не могут быть
отменены  или  снижены  федеральными законами и иными нормативными
правовыми  актами  Российской  Федерации  иначе как путем внесения
изменений  и дополнений  в Федеральный  закон  от 27.05.98 N 76-ФЗ
(часть 2 статьи 4 Закона).
    Таким образом,   на  военнослужащих,  признанных  виновными  в
совершении нарушения таможенных правил,  не  может  быть  наложено
взыскание в виде штрафа.
    В случае,  если  санкцией  статьи  ТК   России,   по   которой
военнослужащий   привлекается   к   ответственности  за  нарушение
таможенных правил, предусмотрен только один вид взыскания - штраф,
то, по нашему мнению, производство и рассмотрение дела о нарушении
таможенных  правил  должно  проводиться  по   общим   правилам   в
соответствии  с  ТК  России.  Однако  при  признании  такого  лица
виновным в совершении таможенного  правонарушения  в  резолютивной
части постановления необходимо сделать ссылку на часть 3 статьи 28
Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
и взыскание в виде штрафа не налагать.
    2. В практике работы таможенных  органов  имеют  место  случаи
привлечения  к  ответственности  за  нарушения  таможенных  правил
филиалов и представительств юридических лиц. В этой связи сообщаем
следующее.
    В соответствии с пунктом шестым статьи 18 ТК России под лицами
понимаются   предприятия,   учреждения,   организации,   а   также
физические  лица.  Согласно   статье   55   Гражданского   кодекса
Российской  Федерации  филиалы  и  представительства  не  являются
юридическими лицами.  Они являются  обособленными  подразделениями
юридического   лица,  расположенными  вне  места  его  нахождения,
представляющими интересы юридического  лица  и  осуществляющими их
защиту  (представительства),  а  также осуществляющими все функции
лица  или  их  часть,  в  том  числе   функции   представительства
(филиалы).
    Таким образом,  подразделения юридических лиц не входят в круг
субъектов,  перечисленных  в пункте шестом статьи 18 ТК России, и,
следовательно,  субъектами ответственности за нарушения таможенных
правил не являются.
    В практике работы таможенных органов возникают ситуации, когда
филиал  образован  в установленном порядке в качестве юридического
лица,  а  его  наименование  как  филиала  не  соответствует   его
правовому   положению.   В   подобной   ситуации   филиал   должен
рассматриваться  как  юридическое  лицо  и,  соответственно,   при
совершении  им  нарушения  таможенных правил нести ответственность
согласно действующему  таможенному  законодательству.  Аналогичная
позиция  по этому вопросу отражена и в письме Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 29.05.92 N С-13/ОПИ-122.
    3. При   исчислении   сроков  наложения  взыскания  в  случаях
принятия отделом дознания таможенного органа решения об  отказе  в
возбуждении  или  о  прекращении  уголовного дела,  но при наличии
признаков   нарушения   таможенных   правил   таможенным   органам
необходимо руководствоваться следующим.
    В соответствии с частью 3  статьи  247  ТК  России  в  случаях
отказа  в  возбуждении  или  прекращении  уголовного дела,  но при
наличии признаков  нарушения  таможенных  правил  срок   наложения
взыскания  исчисляется  с  момента  получения  таможенным  органом
Российской  Федерации  решения  об  отказе  в  возбуждении  или  о
прекращении уголовного дела.  Обращаем внимание, что такое решение
должно быть получено извне,  то есть от  органов  предварительного
следствия,  других органов дознания, прокуратуры или суда. В таких
случаях,  в соответствии со статьей 302 ТК России производство  по
делу  о  НТП  и  его  рассмотрение  по  материалам,  полученным из
вышеуказанных  органов,  осуществляется  в  общем  порядке,   срок
наложения взыскания исчисляется с момента получения решения.
    Ни отдел  дознания,  ни  отдел  таможенных  расследований   не
являются  таможенными  органами  Российской Федерации (статья 8 ТК
России),  а выступают лишь в  качестве  структурных  подразделений
таможенных органов.
    В связи с этим положения части третьей статьи 247 ТК России не
могут быть применены в случаях,  когда постановление о прекращении
уголовного дела  или  об  отказе  в  возбуждении  уголовного  дела
вынесено  таможенным  органом  как органом дознания,  а материалы,
содержащие   достаточные   данные,   указывающие    на    признаки
административных   правонарушений,  переданы  в  отдел  таможенных
расследований.  В этом случае такие материалы в  таможенный  орган
Российской  Федерации  не поступали,  а находились в нем с момента
обнаружения правонарушения.
    4. В  соответствии  со  статьей  290 ТК России производство по
делу о  нарушении  таможенных  правил  ведется  должностным  лицом
таможенного    органа    Российской   Федерации,   непосредственно
обнаружившим нарушение  таможенных  правил.  Однако  в  ТК  России
предусмотрена  возможность  передачи  дела  о  НТП для дальнейшего
производства  и  другому  должностному  лицу  таможенного  органа,
являющемуся  сотрудником  структурного  подразделения  по борьбе с
контрабандой и нарушениями таможенных правил (в настоящее время  -
отдела таможенных расследований). Такая передача осуществляется по
решению начальника таможенного органа  или  его  заместителя.  При
этом  в  соответствии  с Приказом ГТК России от 28.07.98 N 517 "Об
усилении контроля за  ходом  производства  по  делам  о  нарушении
таможенных  правил"  до  передачи  дела  о  НТП  должностное  лицо
таможенного  органа,   непосредственно   обнаружившее   таможенное
правонарушение  и  составившее протокол о НТП,  если это возможно,
должно выполнить первичные процессуальные  действия  (опрос  лица,
привлекаемого  к ответственности,  или его представителя,  изъятие
товаров и  транспортных  средств,  документов  и  иных  предметов,
разместить изъятый товар на хранение и др.).
    Порядок передачи  дела  о  НТП  от  одного  должностного  лица
таможенного  органа  другому  был  разъяснен письмом ГТК России от
18.07.95 N 03-43/10147 "О некоторых вопросах ведения  производства
и рассмотрения дел о нарушении таможенных правил".
    В случае,  если  начальником  таможенного  органа   Российской
Федерации  или  его  заместителем  было принято решение о передаче
дела о НТП сотруднику отдела таможенных  расследований,  последний
не  вправе  отказаться  от  принятия дела к своему производству по
основаниям невыполнения первичных  процессуальных  действий,  даже
если  их возможно и необходимо было осуществить.  Данный факт,  по
нашему мнению, может послужить основанием для проведения служебной
проверки, но он не должен влиять на принятие к своему производству
дела о НТП.
    5. При  разрешении  вопроса  о  судьбе  дела  о  НТП  в случае
ликвидации юридического лица - субъекта ответственности - хотелось
бы  обратить  внимание  на тот факт,  что в соответствии с пунктом
вторым статьи 51 и пунктом восьмым статьи 63 Гражданского  кодекса
Российской   Федерации  юридическое  лицо  считается  созданным  с
момента  его  государственной  регистрации,  а  прекратившим  свое
существование  (завершившим  ликвидацию)  после  внесения  об этом
записи в единый государственный реестр юридических лиц.
    Начало процедуры   ликвидации  юридического  лица  в  порядке,
предусмотренном статьями 61 - 64 Гражданского  кодекса  Российской
Федерации, или открытие конкурсного производства (для юридического
лица,  признанного в установленном законом порядке  банкротом)  не
означает   необходимости   "автоматического"  прекращения  дела  о
нарушении таможенных правил.  Прекращение дела по пункту 2  статьи
291  ТК  России (в связи с отсутствием субъекта правонарушения,  а
потому и отсутствием состава правонарушения) возможно только после
внесения  в единый государственный реестр юридических лиц записи о
завершении ликвидации лица.
    6. В   соответствии   с   пунктом  10  статьи  291  ТК  России
производство по делу о нарушении таможенных правил не  может  быть
начато   при   наличии   по   тому  же  факту  в  отношении  лица,
привлекаемого к ответственности,  не отмененного  в  установленном
порядке  постановления  о  прекращении дела о нарушении таможенных
правил.  Согласно статье 302 ТК России при получении материалов  о
прекращении   уголовного   дела   и  наличии  признаков  нарушения
таможенных правил,  производство по делу  о  НТП  должно  быть  по
существу  возобновлено.  Учитывая,  что  в  связи  с  возбуждением
уголовного дела в отношении того  же  лица  и  по  тому  же  факту
правонарушения  производство по делу о нарушении таможенных правил
было  прекращено  по  пункту  11  статьи  291   ТК   России,   при
возобновлении   административного  расследования  постановление  о
прекращении производства по делу о НТП подлежит отмене.
    Постановление о  прекращении  производства по делу о нарушении
таможенных правил,  вынесенное в соответствии с пунктом 11  статьи
291  и  статьей 357 ТК России должностным лицом таможенного органа
Российской Федерации,  в производстве которого  находилось  данное
дело,  и  утвержденное  заместителем  начальника этого таможенного
органа,  подлежит  отмене  вышестоящим,  по  отношению   к   лицу,
утвердившему постановление, должностным лицом.
    В случае,  если постановление о  прекращении  производства  по
делу   о   НТП   вынесено  должностным  лицом  таможенного  органа
Российской Федерации,  в производстве которого дело  находилось  и
было  утверждено  начальником  этого  таможенного органа в порядке
статьи  357  ТК  России,  такое  постановление   подлежит   отмене
вышестоящим таможенным органом.
    И  в первом,  и  во  втором случаях при отмене постановлений о
прекращении  производства  по делам о нарушениях таможенных правил
необходимо руководствоваться положениями статьи 419 ТК России.
    7.  При  применении  положений статьи 298 ТК России необходимо
обратить  внимание  на  то,   что  соединение  дел  о НТП  в одном
производстве  не  является обязательным.  При привлечении одного и
того   же   лица   к  ответственности   за  совершение  нескольких
правонарушений  соединение  дел целесообразно в тех случаях, когда
это  не повлечет за собой затягивания производства по делу и,  как
следствие,   невозможность  наложения  взыскания  ввиду  истечения
установленных частью первой статьи 247 ТК России сроков.
    Выделение дела   о   НТП  допускается  в  случаях,  вызываемых
необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и
объективности     разрешения    дела.    При    этом    необходимо
руководствоваться  следующим:  в  случае,  когда  по  одному  делу
подлежат доказыванию несколько фактов нарушений таможенных правил,
а собранных  доказательств  достаточно  для  принятия  решения  по
одному или нескольким из них, лицо, ведущее производство, выделяет
такие дела и направляет их на рассмотрение согласно установленному
порядку.   Выполнение   указанной   процедуры   позволит  избежать
необоснованного затягивания  производства  и  прекращения  дела  в
связи с истечением сроков наложения взысканий.
    8. Статус товаров и транспортных средств,  изымаемых по делу о
нарушении   таможенных  правил,  определяется  в  соответствии  со
статьей 337 ТК России,  исходя из  конкретных  обстоятельств  дела
(изъятые:   в   качестве   непосредственного   объекта   нарушения
таможенных правил;  для обеспечения взыскания возможных штрафов  и
стоимости товаров и транспортных средств;  в качестве транспортных
средств,    на    которых    перевозились    товары,    являющиеся
непосредственным объектом нарушения таможенных правил;  в качестве
товаров  и  транспортных  средств  со  специально   изготовленными
тайниками,   использованными   для  перемещения  через  таможенную
границу  Российской  Федерации  с  сокрытием  товаров,  являющихся
непосредственным объектом нарушения таможенных правил).  Он должен
быть правильно определен еще до фактического изъятия и  оставаться
неизменным,  по крайней мере,  до выяснения обстоятельств, которые
коренным образом влияют на определение  статуса  таких  товаров  и
транспортных средств.
    Для изменения статуса  товаров  и  транспортных  средств,  при
наличии достаточных к тому оснований, вышестоящее должностное лицо
таможенного органа, руководствуясь статьей 419 ТК России, изменяет
первоначальное решение об изъятии путем вынесения соответствующего
постановления.
    Изменение статуса  изъятых  товаров  и  транспортных  средств,
руководствуясь при этом только соображениями целесообразности,  не
основано на законе и, следовательно, недопустимо.
    9. Отмена решения об изъятии товаров и транспортных средств  в
ходе  производства  по  делу  о НТП таможенным законодательством и
нормативными правовыми актами ГТК России прямо  не  предусмотрена,
но  возможность  ее применения вытекает из положений статьи 419 ТК
России.
    Так, если в ходе производства по делу о НТП будет установлено,
что  товары  и транспортные  средства были необоснованно изъяты по
решению  лица,  в  производстве  которого  находилось данное дело,
представляется,  что  в этом случае вышестоящее должностное лицо в
порядке  контроля,  руководствуясь  статьей 419 ТК России,  должно
отменить  решение нижестоящего должностного лица.  При этом данное
решение   должно   быть   формализовано   в  виде   постановления,
вынесенного вышестоящим должностным лицом таможенного органа.
    10. В соответствии с частью третьей статьи 363 ТК России  дело
о  НТП  может быть рассмотрено в отсутствие лица,  привлекаемого к
ответственности,   руководителя   или   заместителя   руководителя
предприятия,    учреждения   или   организации,   привлекаемых   к
ответственности за нарушение таможенных правил,  их адвокатов  или
представителей   только   в   случаях,   когда  имеются  данные  о
своевременном извещении такого лица о месте и времени рассмотрения
дела, но от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения
дела.
    Критерий     определения      своевременности      уведомления
законодательно не  определен,  в  связи  с  чем  должностное  лицо
таможенного  органа,  рассматривающее  дело о нарушении таможенных
правил,  оценивает  обстоятельства,  указанные  в  статье  359  ТК
России,  исходя  из имеющихся в деле материалов,  и при этом несет
персональную  ответственность  за  выполнение  требований   данной
статьи.
    В   связи   с  изложенным   необходимо  также  отметить,   что
предварительный  отказ лица,  привлекаемого к ответственности,  от
участия  в рассмотрении  дела  о нарушении  таможенных  правил  не
освобождает  таможенный орган от обязанности уведомить его о месте
и времени рассмотрения, поскольку в соответствии со статьей 363 ТК
России подобный отказ не является основанием для рассмотрения дела
в отсутствие субъекта ответственности.  Ходатайство о рассмотрении
дела   в  отсутствие  лица,   привлекаемого  к ответственности  за
нарушение  таможенных правил,  может явиться основанием для такого
рассмотрения   только   в  случаях,   когда   правонарушитель  был
надлежащим  образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела,
однако  уже  после  этого  отказался  присутствовать  при принятии
решения по делу.
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!