Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Распоряжение Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 05.01.2000 № 01-99/1

            Распоряжение ГТК РФ от 5 января 2000 г. N 01-99/1
      "О действиях таможенных органов при выявлении фактов нарушения
       таможенных правил с целью уклонения от таможенного оформления
                          транспортных средств"
 
     В ГТК  России поступают многочисленные запросы о порядке действий при
выявлении случаев ввоза  на  таможенную  территорию  Российской  Федерации
транспортных средств,  не прошедших таможенное оформление,  и последующего
отчуждения таких транспортных средств лицам,  которые не знали и не  могли
знать об указанном нарушении,  и которые являются фактическими владельцами
транспортных средств (далее по тексту - фактические владельцы).
     Практика свидетельствует   об   отсутствии  единообразия  в  принятии
решений таможенными органами при выявлении таких  фактов.  Неоднозначен  и
подход судебных органов к рассмотрению заявлений фактических владельцев.
     В соответствии  со  статьей  131   Таможенного   кодекса   Российской
Федерации  (Ведомости  Съезда  народных  депутатов  Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации,  1993,  N 31,  ст.1224)  никто  не
вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в
отношении которых таможенное оформление не завершено.
     Постановлением Конституционного  Суда  Российской Федерации от 14 мая
1999 года "По делу о проверке  конституционности  положений  части  первой
статьи  131  и  части  первой  статьи  380  Таможенного кодекса Российской
Федерации в связи с жалобой  закрытого  акционерного  общества  "Сибирское
агентство"  "Экспресс"  и  гражданина С.И.Тененева,  а также жалобой фирмы
"Y.&.G.  Reliable Services,  Inc." (Собрание  законодательства  Российской
Федерации,  1999,  N  21,  ст.2669)  данное  положение Таможенного кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) признано соответствующим Конституции
Российской Федерации.
     В постановлении Конституционного Суда содержится оценка  приведенного
положения Кодекса с точки зрения соотношения гарантии прав собственности и
их ограничений, предусмотренных статьей 131 Кодекса.
     В соответствии    с    абзацем    вторым   пункта   3   Постановления
Конституционного  Суда  "осуществление  прав  пользования  и  распоряжения
перемещаемым  имуществом (в частности,  заключение договора купли-продажи)
вопреки требованиям части первой статьи 131 Кодекса,  т.е.  без выполнения
всех   необходимых   обязанностей,  связанных  с  перемещением  товаров  и
транспортных  средств  через  таможенную  границу  и  выбором  таможенного
режима,  фактически  означало  бы  их  выпуск  в  свободное  обращение без
таможенного оформления и контроля,  что  в  конечном  счете  разрушило  бы
таможенный  режим,  сделало бы невозможным само таможенное регулирование и
достижение тех конституционно защищаемых ценностей и  целей,  для  которых
оно  предназначено,  со  всеми  вытекающими  последствиями,  в  том  числе
криминогенного характера".
     В этом  же  постановлении  Конституционного  Суда  (абзац 9 пункта 5)
разъясняется что "...федеральный законодатель вправе допустить конфискацию
имущества,    явившегося    орудием    или   средством   совершения   либо
непосредственным объектом таможенного правонарушения,  независимо от того,
находятся   ли   соответствующие   товары   и   транспортные   средства  в
собственности  совершившего  его  лица,  а  также  независимо   от   того,
установлено это лицо или нет".
     В связи с изложенным обязываю:
     1. При  обнаружении  фактов транспортировки,  хранения,  приобретения
транспортных  средств,  ввезенных  на  таможенную  территорию   Российской
Федерации   с   нарушением  таможенных  правил,  а  также  пользоваться  и
распоряжения ими  и  заведении  дела  о  нарушении  таможенных  правил  по
признакам  статьи  280  Кодекса  транспортные  средства  в соответствии со
статьей 327 Кодекса изымать как вещественные  доказательства  с  принятием
мер  по  обеспечению  их  сохранности.  При  производстве по таким делам о
нарушении таможенных правил принимать меры по  установлению  обстоятельств
перемещения  транспортных  средств  через  таможенную  границу  и лиц,  их
переместивших.
     2. При   обнаружении   признаков   правонарушения,   предусмотренного
статьями 276,  277,  278,  частью 1 статьи 279  Кодекса,  заводит  дело  о
нарушении   таможенных  правил  независимо  от  того  установлено  или  не
установлено лицо, незаконно переместившее транспортное средство.
     3. При   принятии  решения  о  прекращении  производства  по  делу  о
нарушении  таможенных  правил,  заведенному  по  статье  280  Кодекса,  за
отсутствием   в   действиях   привлекаемого   к   ответственности  лица  -
фактического владельца - признаков нарушения таможенных  правил,  исходить
из  того,  что прекращение производства по делу не является основанием для
передачи  фактическому  владельцу  транспортного  средства,  так   как   в
отношении  этого транспортного средства не завершено таможенное оформление
и не уплачены таможенные  платежи,  что  в  соответствии  со  статьей  131
Кодекса является препятствием для пользования и распоряжения им.
     Вместе с тем, следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 118
Кодекса  любое  заинтересованное  лицо вправе уплатить таможенные платежи,
если  иное  не  предусмотрено  Кодексом.  Указанным  лицом  может  быть  и
фактический  владелец,  который  вправе  выступать  в  качестве декларанта
согласно пункту 9 статьи 18 Кодекса.
     Данное положение закона должно быть разъяснено фактическому владельцу
в ходе ведения производства или при  вынесении  постановления  по  делу  о
нарушении таможенных правил.
     Согласие либо несогласие фактического владельца  провести  таможенное
оформление  и  уплатить  таможенные  платежи  должно  быть  выражено в его
заявлении на имя начальника  таможенного  органа,  которое  приобщается  к
материалам дела.
     В постановлении  по  делу  о  нарушении  таможенных   правил   судьба
вещественного  доказательства  решается  с  учетом  заявления фактического
владельца.
     При наличии    волеизъявления   фактического   владельца   таможенное
оформление и уплату таможенных платежей проводить в срок не более 15  дней
со дня вынесения постановления по делу о нарушении таможенных правил.
     4. В  случае  несогласия   фактического   владельца   с   проведением
таможенного оформления и уплатой таможенных платежей либо при непроведении
таможенного оформления и уплаты таможенных платежей в указанный выше  срок
в  соответствии  со  статьей  327  Кодекса  решать  вопрос  о транспортном
средстве в соответствии с пунктом 2 настоящего распоряжения.
     5. В  случае  возбуждения  уголовного дела по признакам преступления,
производство  дознания  по  которому  отнесено  к  компетенции  таможенных
органов,   при  согласии  фактического  владельца  оформить  автомобиль  и
уплатить таможенные  платежи,  данный  вопрос  решать  по  согласованию  с
органами предварительного следствия.
     6. Таможенное  оформление  производить   в   порядке,   установленном
действующими  нормативными  актами,  в  таможенном органе по месту ведения
производства по делу.
     При этом  в  соответствии  с  постановлением Правительства Российской
Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 "О выдаче паспортов транспортных средств
таможенными  органами  Российской  Федерации"  (Собрание  законодательства
Российской Федерации,  1993,  N 51,  ст.5804) в целях упорядочения допуска
транспортного   средства   к  эксплуатации  после  проведения  таможенного
оформления  и  уплаты   таможенных   платежей   выдается   новый   паспорт
транспортного средства по месту жительства фактического владельца (прежний
паспорт транспортного средства приобщается к материалам дела  о  нарушении
таможенных правил).
     В органы ГИБДД направляется соблюдение о  недействительности  прежней
регистрации транспортного средства.
     7. При проведении таможенного оформления применять ставки  таможенных
платежей, курсы иностранных валют, а также меры тарифного регулирования (в
случаях,  когда  фактическим  владельцем   является   юридическое   лицо),
действующие  на  день  принятия  таможенным органом таможенной декларации,
поданной фактическим владельцем.
     8. При  рассмотрении  дела  о  нарушении  таможенных  правил с учетом
конкретных обстоятельств и квалификации  правонарушения  решать  вопрос  о
конфискации  транспортного средства независимо от того,  установлено лицо,
совершившее нарушение таможенных правил, или нет.
     9. Контроль  за  исполнением  настоящего  распоряжения  возложить  на
заместителя председателя ГТК России Каульбарса А.А.
 
Председатель Комитета
генерал-полковник
таможенной службы                                                М.В.Ванин
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!