Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 11.12.2002 № 01-06/49408

           Письмо ГТК России от 11 декабря 2002 г. N 01-06/49408
       "О некоторых вопросах таможенного контроля подакцизных товаров,
             содержащих объекты интеллектуальной собственности"
 
    В последнее  время  увеличилось  количество  поступающих в ГТК России
обращений таможенных органов,  импортеров и обладателей прав на  товарные
знаки, свидетельствующих об отсутствии единообразного толкования вопросов
применения отдельных положений Инструкции о порядке маркировки  отдельных
подакцизных товаров акцизными марками (далее - Инструкция),  утвержденной
Приказом  ГТК  России  от  28.12.2000  N  1230  "О  маркировке  отдельных
подакцизных  товаров  акцизными марками" (зарегистрирован Минюстом России
14.03.2001,  рег.  N 2610)  (далее  -  Приказ),  касающихся  защиты  прав
интеллектуальной собственности, в частности, пунктов 15, 56 и 63.
    Если по   внешнеторговому   договору   планируется   ввозить   товар,
сопровождаемый товарными знаками и обозначениями,  подлежащими  охране  и
защите согласно установленному порядку, импортер для покупки марок должен
в  соответствии  с  подпунктом  "з"  пункта  15  Инструкции   представить
уполномоченному таможенному органу оригинал и заверенную импортером копию
свидетельства на товарный знак либо копию  лицензионного  договора  между
правообладателем  на  товарный  знак и импортером товара на использование
товарного  знака,   зарегистрированного   в   Государственном   патентном
ведомстве  Российской  Федерации.  Перечень товарных знаков,  внесенных в
реестр объектов интеллектуальной собственности ГТК  России  и  подлежащих
защите  таможенными  органами,  ГТК России доводит до сведения таможенных
органов.
    Соответствие данного положения Инструкции законодательству Российской
Федерации подтверждено Верховным Судом Российской Федерации  (решение  от
14.12.2001  N  ГКПИ  2001-1671)  и Кассационной коллегией Верховного Суда
Российской Федерации (определение от 14.03.2002 N КАС 02-100).
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2002 N 747
"О внесении дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации
от  04.09.1999  N  1008"  установлено,  что  продажа  акцизных  марок для
маркирования  ввозимой  на  таможенную  территорию  Российской  Федерации
алкогольной продукции,  табака и табачных изделий осуществляется с учетом
условий  и  ограничений,   установленных   законодательством   Российской
Федерации  в отношении оборота указанных товаров на территории Российской
Федерации.
    В настоящее  время  ГТК  России  подготовил  изменения и дополнения к
Приказу и к Инструкции.  В  связи  с  этим  до  издания  соответствующего
нормативного  правового  акта  ГТК  России  рекомендует руководствоваться
следующим.
    В соответствии   со   статьей   4  Конституции  Российской  Федерации
верховенство на всей территории Российской  Федерации  имеют  Конституция
Российской  Федерации  и  федеральные  законы,  что предполагает точное и
неуклонное их соблюдение и применение. Указанием ГТК России от 02.07.1997
N   01-14/836   "О   применении   таможенными  органами  законодательства
Российской   Федерации"   таможенным   органам   разъяснена   обязанность
применения  положений  федеральных  законов,  правовых  актов  Президента
Российской Федерации и  Правительства  Российской  Федерации,  содержащих
нормы  прямого  действия,  независимо  от наличия либо отсутствия к этому
времени специальных указаний ГТК России.  Кроме того,  в  соответствии  с
Указом  Президента  Российской  Федерации от 06.06.1996 N 810 "О мерах по
укреплению  дисциплины  в  системе  государственной   службы"   нарушение
федеральных  законов,  указов  Президента  Российской Федерации,  а также
неисполнение или ненадлежащее их исполнение и неисполнение  вступивших  в
законную  силу  решений  судов  является  однократным  грубым  нарушением
дисциплины  в  системе  государственной  службы,  влекущим  применение  в
отношении  виновных  должностных  лиц  и  работников  федеральных органов
исполнительной  власти  мер  дисциплинарной  ответственности,  вплоть  до
освобождения от занимаемой должности.
    В соответствии с Законом Российской Федерации от 23.09.92 N 3520-1 "О
товарных  знаках,  знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения
товаров" (далее - Закон),  регулирующим отношения,  возникающие в связи с
регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, правовая
охрана  товарного  знака  в  Российской  Федерации   предоставляется   на
основании  его  государственной  регистрации  в Государственном патентном
ведомстве Российской Федерации (статья 2 Закона) -  Российском  агентстве
по патентам и товарным знакам (Роспатент). На зарегистрированный товарный
знак  выдается  свидетельство  на  товарный  знак,  которое  удостоверяет
исключительное  право  владельца  на  товарный  знак в отношении товаров,
указанных в свидетельстве (статья 3 Закона).
    Владелец товарного  знака  имеет  исключительное право пользоваться и
распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим
лицам (пункт 1 статьи 4 Закона).
    В соответствии  со  статьей  22  и  с   учетом   статьи   27   Закона
использованием  товарного знака считается применение его на товарах,  для
которых товарный знак зарегистрирован,  и (или) на их упаковке владельцем
товарного  знака или лицом,  которому такое право предоставлено на основе
лицензионного  договора,  действительность  которого  подтверждается  его
регистрацией в Роспатенте.  Согласно разъяснениям Роспатента (доведены до
сведения  таможенных  органов  письмом  ГТК  России   от   02.12.2002   N
07-25/47630)   положения   статьи   22   Закона   относятся  к  законному
использованию  товарного  знака.  В  статье  46  Закона  определено,  что
незаконное  использование  товарного  знака влечет за собой гражданскую и
(или) уголовную ответственность.  Кроме того,  в соответствии со  статьей
14.10  Кодекса  Российской  Федерации об административных правонарушениях
установлена административная ответственность за незаконное  использование
товарного знака. При этом в указанной статье содержится ссылка на пункт 2
статьи 4  Закона,  согласно  которому  несанкционированное  изготовление,
применение,  ввоз,  предложение  к  продаже,  продажа,  иное  введение  в
хозяйственный оборот или  хранение  с  этой  целью  товарного  знака  или
товара,  обозначенного  этим знаком,  или обозначения,  сходного с ним до
степени смешения,  в отношении однородных товаров  признается  нарушением
прав владельца товарного знака. Таким образом, действия, нарушающие права
владельца товарного знака,  являются незаконным использованием  товарного
знака.
    Вместе с тем статьей 23 Закона определено,  что регистрация товарного
знака не дает права его владельцу запретить использование этого товарного
знака  другим  лицам  в  отношении  товаров,  которые  были   введены   в
хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его
согласия.
    Товары иностранного  производства,  сопровождаемые товарными знаками,
зарегистрированными в  Российской  Федерации,  вводятся  в  хозяйственный
оборот   с  момента  их  ввоза  в  установленном  порядке  на  территорию
Российской Федерации.  В соответствии с  Таможенным  кодексом  Российской
Федерации   иностранные   товары,   ввозимые   на  таможенную  территорию
Российской  Федерации,  подлежат  таможенному  оформлению  и  таможенному
контролю, а пользование ввезенными товарами осуществляется в соответствии
с  таможенными   режимами,   предусматривающими   последующее   владение,
пользование   и   распоряжение  этими  товарами.  Таможенным  режимом,  в
соответствии с которым ввозимые товары,  маркированные  акцизной  маркой,
могут считаться введенными в хозяйственный оборот,  является такой режим,
как выпуск товаров для  свободного  обращения  (решение  Верховного  Суда
Российской Федерации от 14.12.2001 N ГКПИ 2001-1671).
    На практике наличие между правообладателем  и  импортером  договорных
отношений    (внешнеторговых   договоров,   дилерских,   дистрибьюторских
соглашений и  т.д.),  предусматривающих  ввоз  на  территорию  Российской
Федерации  товаров,  обозначенных товарным знаком,  является согласием на
введение таких товаров иностранного производства в хозяйственный  оборот.
В связи с этим импортер при подаче заявления на покупку марок,  при ввозе
и таможенном оформлении товаров вправе представлять в  таможенные  органы
помимо документов,  указанных в Инструкции,  документы (или их заверенные
копии),  подтверждающие в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации  законность  использования  товарных знаков при ввозе товаров в
Российскую Федерацию.
    Обращаем внимание    на    то,    что   перечень   товарных   знаков,
зарегистрированных  в  Роспатенте  и  соответственно  охраноспособных  на
территории  Российской  Федерации  и  подлежащих  согласно установленному
порядку защите  таможенными  органами,  доводит  до  сведения  таможенных
органов Российской Федерации ГТК России.  При этом в доводимой информации
помимо сведений о самом подлежащем защите товарном  знаке  (наименование,
номер  и  дата  свидетельств,  описание  и  т.д.)  содержатся  сведения о
правообладателях и иных лицах,  вводящих  товары,  обозначенные  товарным
знаком, в хозяйственный оборот с согласия владельца товарного знака.
 
Председатель Комитета
действительный государственный
советник таможенной службы Российской Федерации             М.В.Ванин
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!