Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 26.12.2002 № 01-06/51406

           Письмо ГТК России от 26 декабря 2002 г. N 01-06/51406
     "О Методических рекомендациях по контролю правильности определения
      таможенной стоимости, проводимому в ходе проверки ФХД участников
                      внешнеэкономической деятельности"
 
    В целях   повышения  эффективности  проведения  таможенными  органами
проверок   финансово-хозяйственной    деятельности    (ФХД)    участников
внешнеэкономической  деятельности,  осуществляемых таможенными органами в
соответствии со ст. 186 Таможенного кодекса Российской Федерации" в части
контроля правильности определения таможенной стоимости ввезенных товаров,
ГТК России направляет Методические рекомендации по контролю  правильности
определения   таможенной   стоимости,   проводимому   в   ходе   проверки
финансово-хозяйственной   деятельности   участников   внешнеэкономической
деятельности.
    Прошу довести до должностных  лиц, уполномоченных проводить проверки
ФХД участников внешнеэкономической деятельности.
    Приложение: на 6 л.
 
Заместитель председателя Комитета,
генерал-лейтенант таможенной службы                     А.А.Каульбарс
 
 
                                                               Приложение
                                                      к письму ГТК России
 
                        Методические рекомендации
       по контролю правильности определения таможенной стоимости,
    проводимому в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности
               участников внешнеэкономической деятельности
 
                           I. Общие положения
 
    1. Настоящие    Методические    рекомендации    предназначены     для
использования  должностными  лицами  таможенных органов при осуществлении
контроля правильности определения таможенной стоимости ввезенных  товаров
в  рамках  проверки финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) участников
внешнеэкономической  деятельности  (далее  -  участник  ВЭД),  проводимой
таможенными  органами  в  соответствии  со  ст.  186  Таможенного кодекса
Российской Федерации.
    2. Проведение  контроля правильности определения таможенной стоимости
в  ходе  проверки  ФХД  (выездной  проверки)  участников  ВЭД  состоит  в
выявлении документов и сведений,  не представленных для целей таможенного
оформления  и  таможенного  контроля  при  ввозе  товаров  на  территорию
Российской  Федерации;  сопоставлении информации из различных документов,
как представленных в таможенный орган,  так и выявленных в ходе проверки;
в проведении проверки правильности определения таможенной стоимости путем
комплексного анализа всех сведений и документов, включая:
    договор, в  соответствии  с  которым  товары  ввозились на таможенную
территорию Российской Федерации,  договоры о проведении  работ,  оказании
услуг, предположительно имеющие отношение к ввезенным товарам;
    товаротранспортные и товаросопроводительные документы;
    документы бухгалтерского   учета   и  банковские,  платежно-расчетные
документы;
    коммерческую переписку;
    документы складского учета;
    заключения аудиторских и налоговых проверок;
    отчетность предприятия.
    3. Контроль  правильности  определения  таможенной стоимости товаров,
осуществляемый в ходе проверки ФХД участников ВЭД,  осуществляется в  три
этапа: подготовительный, основной и заключительный.
 
                        II. Подготовительный этап
 
    4. На  подготовительном  этапе  (до  выезда  на  место  проверки  ФХД
участника  ВЭД)  осуществляется  сбор  и  обобщение  всей   имеющейся   у
таможенного органа информации в отношении данного участника ВЭД. В первую
очередь собирается информация о самом участнике ВЭД:
    - организационно-правовая  форма  (акционерное  общество,  общество с
ограниченной ответственностью и т.д.);
    - список  учредителей  (участников):  собирается  информация  о  том,
являются ли эти лица учредителями (участниками)  других  юридических  лиц
или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
    - баланс  предприятия  (организации)  для проведения предварительного
анализа структуры активов предприятия (организации);
    - размер уставного капитала;
    - список  лиц,  которые  являются  взаимозависимыми   с   проверяемым
участником ВЭД (филиалы,  дочерние компании и т.д., а также лица, которые
выявлены как взаимозависимые, по результатам проверки учредителей);
    - характер  внешнеэкономической  деятельности:  указывается  перечень
основных  импортируемых  товаров  и  цель  ввоза  в   Россию   (например,
производитель, совершающий разовые закупки оборудования и запасных частей
для собственных  нужд,  производитель,  совершающий  регулярные  поставки
сырья   для   собственного  производства,  лицо,  закупающее  товары  для
перепродажи за свой счет, посредник и т.д.).
    5. Изучается рынок товаров, включая выяснение следующих вопросов:
    - являются  ли  эти  товары  готовыми   изделиями,   полуфабрикатами,
необработанным сырьем;
    - в какой стране  и  каким  производителем  ввозимые  участником  ВЭД
товары произведены, является ли их производитель производителем с мировым
именем или это неизвестная фирма,  имеют  ли  ввезенные  товары  торговую
марку;
    - какие  страны  и  фирмы  являются   основными   производителями   и
экспортерами товаров того же класса и вида;
    - какие российские организации, кроме рассматриваемого участника ВЭД,
осуществляют  импорт  идентичных,  однородных товаров или товаров того же
класса или вида.
    6. По результатам проведенного сбора,  анализа и обобщения информации
определяется период времени,  по которому будет проводиться  проверка,  а
также   целесообразность   проведения   проверки   по   результатам  всей
внешнеэкономической деятельности участника ВЭД или по отдельным  вопросам
(поставки по определенному контракту,  поставки от определенного продавца
(поставщика), поставки определенного вида товаров и т.д.).
    7. Перед  выездом  на  место  проверки  ФХД участника ВЭД должны быть
собраны все документы  и  сведения,  которые  представлялись  таможенному
органу   для   подтверждения   заявленной  таможенной  стоимости  в  ходе
таможенного оформления,  в период временной (условной) оценки  (если  она
проводилась),   также   в   ходе  последующего  документального  контроля
таможенной стоимости,  т.е.  до принятия решения  о  проведении  выездной
проверки данного участника ВЭД.
    8. Эффективность   проведения   контроля   правильности   определения
таможенной  стоимости  в ходе выездных проверок участников ВЭД зависит от
того,  какой метод был применен декларантом  для  определения  таможенной
стоимости.  В первую очередь, рекомендуется проводить контроль таможенной
стоимости при использовании при  таможенном  оформлении  метода  по  цене
сделки с ввозимыми товарами,  установленного статьей 19 Закона Российской
Федерации  "О  таможенном  тарифе"  (далее  -   Закон),   для   выявления
ограничений применения метода.
    При использовании  при  таможенном  оформлении  методов   определения
таможенной  стоимости,  установленных  статьями  20  - 24 Закона,  в ходе
выездной проверки необходимо проверить,  насколько обоснованным был отказ
от  использования  основного  метода по цене сделки с ввозимыми товарами.
Проверка же правильности расчета самой величины  таможенной  стоимости  в
ходе  выездной  проверки в этом случае может осуществляться тогда,  когда
таможенная  стоимость  определялась  на  основе  коммерческих  документов
самого  участника ВЭД.  Например,  при применении метода по цене сделки с
идентичными товарами использовались данные о сделках этого же  участника,
или  при  применении  метода  на  основе  вычитания  стоимости - данные о
реализации товаров на внутреннем рынке самим участником ВЭД.
    Если определение  таможенной стоимости при таможенном оформлении было
проведено  на  основе  нейтральных  источников  информации,  правильность
расчета  таможенной  стоимости  в  ходе  выездной  проверки  контролю  не
подлежит.
 
                            II. Основной этап
 
    10. В  коде  проверки  ФХД  участника  ВЭД  основными   направлениями
контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, ввезенных
на таможенную территорию Российской Федерации, являются следующие.
    10.1. Проверка характера сделки с ввозимыми товарами.
    10.2. Проверка основания для ввоза товара  на  территорию  Российской
Федерации (договор купли - продажи,  договор консигнации, договор лизинга
и т.д.).
    10.3. Проверка  возможного  наличия  ограничений  прав  собственности
(владения,  пользования,  распоряжения товарами). Выявляются информация и
документы,   свидетельствующие  о  наличии  определенных  ограничений  по
пользованию участником ВЭД товаров,  установленных  продавцом  (например,
использование   товара  только  в  благотворительных  целях,  возможность
продажи товара ограниченному кругу лиц или только в установленные сроки и
т.д.).
    10.4. Проверка  взаимоотношений   между   продавцом   и   покупателем
ввезенных  товаров  с  целью  выявления возможной взаимозависимости между
ними, т.е. выявляются (устанавливаются) следующие признаки:
    должностное лицо   (сотрудник)   одного   участника  сделки  является
одновременно должностным лицом (сотрудником) другого участника сделки;
    сотрудники участников сделки связаны трудовыми отношениями;
    участники сделки являются совладельцами предприятия;
    один из  участников  сделки  является  владельцем  вклада  (пая)  или
обладателем акций с правом голоса в уставном капитале  другого  участника
сделки, составляющих не менее 5% уставного капитала;
    оба участника сделки находятся под  непосредственным  либо  косвенным
контролем третьего лица;
    участники сделки   совместно   контролируют,   непосредственно    или
косвенно, третье лицо;
    один из  участников  сделки  находится   под   непосредственным   или
косвенным контролем другого участника сделки;
    участники сделки или должностные лица являются родственниками.
    10.5. Проверка денежных расчетов за ввезенный товар, в том числе:
    - проверяются  все  платежи  в  адрес  продавца  в  рамках  контракта
(договора,   соглашения),   в   соответствии  с  которым  ввозился  товар
(авансовые, последующие и т.д.);
    - проверяются возможные раздельные платежи за товар,  в т.ч.  наличие
платежей за товары и услуги  (работы),  правомерность  такого  разделения
(шефмонтаж, обучение и т.д.);
    - проверяется наличие косвенных платежей в  пользу  продавца  третьим
лицам и возможность их отнесения к расчетам за полученный товар.
    10.6. Проверка наличия не денежных форм расчетов (платежей) за товар,
в том числе:
    - устанавливаются сведения об оказании покупателем (импортером) услуг
продавцу    (эскспортеру)   и   выявляются   соответствующие   документы,
подтверждающие их исполнение и стоимость;
    - проверяется наличие других договоров на закупку иных товаров у того
же продавца;
    - сопоставляются  бухгалтерские  данные  по  учету  и  движению тех и
других товаров;
    - выявляются   продажи   проверяемым   участником   ВЭД   на  экспорт
иностранному лицу (продавцу - экспортеру в сделке с ввезенными  товарами)
товаров,   а   также   соответствующие  договорные  и  платежно-расчетные
документы по ним (так называемые встречные взаимосвязанные поставки);
    - проверяется   полнота  платежей  нерезидента  за  поставленный  ему
российским лицом товар (например, возможность оплаты неполного количества
товара  в  связи с тем,  что часть проданного на экспорт российским лицом
товара используется в качестве оплаты за импортируемый товар);
    - сопоставляются  данные бухгалтерского учета по встречным поставкам,
проводится  анализ  формирования  (калькулирования)  цены  тех  и  других
товаров.
    10.7. Проверка условий (особенностей) организации сделки:
    - выявляется круг лиц, прямо или косвенно участвующих в сделке;
    - выявляется наличие  договорных,  бухгалтерских,  расчетно-платежных
документов, касающихся:
    транспортных расходов покупателя;
    страховых расходов покупателя;
    погрузочно-разгрузочных и складских расходов покупателя;
    - сопоставляется   сумма   денежных   средств,  уплаченная  продавцом
покупателю,  с ценой реализации ввезенных товаров на внутреннем  рынке  с
целью выявления платежей, относящихся к оплате комиссионных по закупке;
    - анализируются расчеты покупателя с продавцом и  третьими  лицами  с
целью  выявления  раздельной  оплаты  лицензионных  и  иных  платежей  за
использование покупателем объектов интеллектуальной собственности;
    - выявляются   возможные   перечисления  покупателем  продавцу  части
доходов от последующих перепродаж,  передачи или использования  ввезенных
товаров на территории Российской Федерации;
    - выявляется возможное наличие прямых или через третьи лица  поставок
товаров покупателем продавцу для использования при производстве ввезенных
товаров.
    10.8. Анализ  расходов  и  доходов  предприятия  в связи с дальнейшим
использованием и реализацией ввезенных товаров,  включая анализ структуры
себестоимости выпущенной из производства продукции (если ввезенные товары
использовались для такого производства) и анализ структуры  себестоимости
реализованных  товаров  (если  ввезенные товары использовались только для
перепродажи).
    10.9. Проверка  дальнейшего  движения  ввезенных  товаров  и денежных
средств, полученных от их реализации на внутреннем рынке:
    - проверяется движение денежных средств,  полученных от реализации на
внутреннем рынке;
    - анализируется   размер  прибыли,  в  том  числе  в  случае  наличия
взаимозависимости между продавцом  и  покупателем  с  целью  выявления  и
оценки влияния взаимозависимости на цену внешнеторговой сделки.
    10.10. Проверка идентичности документов  и  сведений,  представленных
участником  ВЭД  в  таможенный  орган  для целей таможенного оформления и
таможенного   контроля,   документам   и   сведениям,    хранящимся    на
предприятии-импортере.
 
                        III. Заключительный этап
 
    11. На  заключительном  этапе составляется акт о результатах проверки
ФХД участника  ВЭД,  в  том  числе  о  результатах  проведенной  проверки
таможенной    стоимости,    с    указанием    выявленных   обстоятельств,
подтверждающих факт недостоверного  декларирования  таможенной  стоимости
товаров.
    12. Целесообразно  вести  обобщение  сведений,  полученных   в   ходе
выездных  проверок  участников  ВЭД,  в  целях накопления и обмена опытом
между сотрудниками таможенных органов, с целью использования в дальнейшей
работе  по  контролю  таможенной  стоимости  товаров,  как при таможенном
оформлении, так и после выпуска товаров для свободного обращения.
 
Начальник Управления организации
контроля таможенной стоимости ГТК России,
генерал-майор таможенной службы                          В.Э.Саркисов
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!