Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Центрального таможенного управления ФТС России от 13.10.2003 № 52-23/22317

Письмо ЦТУ от 13 октября 2003 г. N 52-23/22317

 

В связи с тем, что в правовую службу Центрального таможенного управления поступает большое количество запросов, связанных с взысканием таможенных платежей, в том числе с перевозчиков, правовая служба Управления считает необходимым дать таможенным органам следующие разъяснения.

1. Впредь до вступления в силу нового Таможенного кодекса Российской Федерации правовая служба Центрального таможенного управления при решении вопроса о взыскании таможенных платежей с налогоплательщиков предлагает руководствоваться следующим.

Согласно предписаниям частей первой и третьей статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налогов и сборов должно быть направлено налогоплательщику (при отсутствии факта проведения налоговой проверки) не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В связи с этим возникает вопрос о наличии правовой возможности для применения указанного положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах к отношениям по взиманию налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с требованиями части второй статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Согласно пункту 7 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, направляется налогоплательщику таможенным органом в порядке, установленном данным Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, указанное положение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах распространяет установленный данным законодательством порядок направления требования на правоотношения, связанные с направлением налогоплательщику требования об уплате таможенных платежей.

Вместе с тем, как следует из приведенного выше положения Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии в таможенном законодательстве Российской Федерации специальных норм, регулирующих порядок направления налогоплательщику требования об уплате таможенных платежей, применению при направлении налогоплательщику такого требования подлежат данные специальные нормы таможенного законодательства.

Режим применения специальных норм ограничивает сферу распространения главы 10 Налогового кодекса Российской Федерации на отношения по взиманию таможенных платежей.

Действующим на сегодняшний день таможенным законодательством Российской Федерации не определен порядок направления налогоплательщику требования об уплате таможенных платежей.

Часть первая статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливая порядок принудительного взыскания таможенных платежей, не определяет порядок направления налогоплательщику требования об уплате налогов и сборов.

Из правового анализа положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что направление налогоплательщику требования об уплате налогов и сборов не является элементом принудительного взыскания таковых.

Кроме того, статьи 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации содержат жесткие пресекательные сроки осуществления принудительного взыскания налогов и сборов и в силу пункта 11 статьи 46, пункта 9 статьи 47, пункта 3 статьи 48 данного Кодекса положения указанных правовых норм распространяются на правоотношения, связанные с взысканием налогов и сборов таможенными органами.

Из анализа статей 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 следует, что пропуск налоговым (таможенным) органом срока направления налогоплательщику требования об уплате налогов и сборов не влечет изменение порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и сбора, а также пресекательного срока на предъявление таможенным органом соответствующих требований в судебном порядке.

Таким образом, часть первая статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации не содержит специальных норм по отношению к главе 10 Налогового кодекса Российской Федерации и вступает в противоречие с положениями статей 46-48, 87, 87.1 Налогового кодекса Российской Федерации, и в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не подлежит применению таможенными органами.

Следовательно, по мнению правовой службы Управления, при выставлении и направлении налогоплательщику требования об уплате налогов и сборов, таможенные органы (до момента вступления в силу нового Таможенного кодекса Российской Федерации) должны руководствоваться предписаниями главы 10 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в пункте 4 письма ГТК России от 20.12.2002 N 27-19/50510 отмечено, что в силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.1993 N 5223-1 "О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации" часть первая статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации не применяется.

Вместе с тем из анализа пункта 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 следует, что (с учетом конкретных обстоятельств) нарушение таможенным органом срока направления налогоплательщику требования об уплате таможенных платежей не всегда лишает таможенный орган субъективного юридического права на принудительное взыскание таможенного платежа в судебном либо бесспорном порядке.

2. Что касается вопроса правомерности взыскания таможенных платежей с перевозчиков при наличии прекращенного дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении данного перевозчика, правовая служба Управления сообщает следующее.

При осуществлении мер по взиманию либо принудительному взысканию таможенных платежей, а также мер, связанных с привлечением перевозчика к административной ответственности за недоставление товаров и транспортных средств в таможенный орган назначения, необходимо учитывать, что указанные меры административно-правового и налогового воздействия не являются, по общему правилу, взаимозависимыми.

Так, требование об уплате таможенных платежей направляется налогоплательщику, а меры принудительного взыскания таможенных платежей подлежат приведению в действие не в связи с совершением налогоплательщиком соответствующего административного правонарушения, а при наличии установленного налоговым (таможенным) органом факта неуплаты (неполной уплаты) таможенных пошлин, налогов в установленные сроки.

Следует отметить, что ожидание должностными лицами таможенного органа факта вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении (либо ожидания иных мер, принимаемых должностными лицами таможенных органов при обнаружении либо для пресечения совершенного административного правонарушения), которым налогоплательщик привлекается к ответственности за совершенное правонарушение, повлекшее задолженность по налогу или сбору, может привести к пропуску таможенным органом срока направления налогоплательщику требования об уплате таможенных платежей и сроков приведения в действие механизма принудительного взыскания налогов и сборов.

С 01.01.2004 вступает в силу новый Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс). Кодекс, по сравнению с действующим законодательством, более качественно решает вопросы взыскания таможенных платежей с перевозчиков, возводя их в ранг налогоплательщиков (пункт 1 статьи 90 Кодекса), лиц, ответственных за уплату таможенных платежей (пункт 2 статьи 320 Кодекса), и определяя им ставки (пункт 1 статьи 327 Кодекса) и сроки уплаты таможенных платежей (пункт 5 статьи 329 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 90, пунктом 2 статьи 320 Кодекса в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения перевозчик обязан уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги (исключением из данного правила являются случаи, установленные пунктом 2 статьи 90 Кодекса) и только при таких обстоятельствах перевозчик может быть признан лицом, ответственным за уплату таможенных платежей.

Таким образом, только в том случае, если таможенными документами, материалами дела об административном правонарушении либо материалами судебного дела подтверждается, что факт недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения отсутствует, перевозчик не может нести ответственность за уплату таможенных платежей, так как в данном случае он не будет являться налогоплательщиком.

С учетом ныне действующего законодательства данная правовая позиция, по мнению правовой службы Управления, может быть распространена и на правоотношения, связанные с взысканием таможенных платежей с перевозчиков, и до вступления в силу нового Таможенного кодекса Российской Федерации.

 

Заместитель начальника Управления -
начальник правовой службы
полковник таможенной службы
В.И.Рягузов
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!