Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Северо-Западного таможенного управления от 14.11.2005 № 07-04-16/21802

Письмо Северо-Западного таможенного управления
от 14 ноября 2005 г. N 07-04-16/21802
"О ведомственном контроле решений по таможенной стоимости,
обжалованных участниками ВЭД, в суд"
 

Северо-Западное таможенное управление (далее - СЗТУ) в порядке ведомственного контроля осуществило проверку решений, действий (бездействия) таможенных органов Северо-Западного региона по таможенной стоимости, обжалованных участниками ВЭД в суд в 2005 году.

В результате контроля установлен перечень правовых нарушений должностных лиц таможенных органов при осуществлении ими контроля таможенной стоимости, которые не подлежали судебной защите.

В целях корректировки таможенной стоимости отдельные таможни в нарушении пункта 10 Положения (абзаца 1, 2) о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (утверждено приказом ГТК России 05.12.2003 N 1399 , зарегистрированным Минюстом 18.12.2003 N 5347, далее - Положение), направляли декларанту не установленные формы:

- требования о представлении документов;

- дополнения N 1 к ДТС-1.

Согласно указанным положениям законодательства нарушения выразились в не направлении декларанту установленной формы Запроса о представлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости (приложение N 1 к Положению), либо в направлении запроса, но без указания перечня сведений по таможенной стоимости, требующих подтверждения.

Такие нарушения законодательства не позволяют установить правовые основания для запроса дополнительных документов и принятия других мер, связанных с проведением корректировки таможенной стоимости.

Отдельные таможни в целях проведения корректировки таможенной стоимости разработали бланк "Дополнение N 1 к ДТС - 1" для одновременного его заполнения должностными лицами таможни и декларантом.

Такой бланк не установлен ни одним законодательным и/или нормативным актом, никем не утвержден и не введен.

Согласно бланку таможенный орган вменяет декларанту бездоказанность заявленной таможенной стоимости, отказ от проведения консультации, ознакомление с ценовой информацией ОКТС, которой нет, согласие с заполнением КТС и ДТС-2 из расчета нового уровня.

Вместе с тем, таможенный орган заблаговременно исключает возможность применения оценочных методов 2 - 5 в связи с отсутствием достоверной ценовой информации и принимает решение "об оформлении КТС с окончательной оценкой по методу 6 из расчета таможенной стоимости нового уровня".

В результате таможенный орган уведомляет декларанта о необходимости заполнения КТС и ДТС-2 из расчета не конкретной таможенной стоимости, определенной с учетом мировой практики, а ее "нового уровня" в нарушение положений статьи 24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".

При этом понятия "новый уровень таможенной стоимости" нет ни в одном законодательном или нормативном акте, справочнике.

Таким образом, указанные выше нарушения влекут за собой принятие неправомерных и необоснованных решений по таможенной стоимости и не подлежат судебной защите.

Таможни не аргументировали и не обосновывали отказ от применения метода "по цене сделки с ввозимыми товарами" в нарушение положений пункта 2 статьи 18, пункта 1 статьи 24 (абзац 1) Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон), абзаца 2 пункта 14 Положения.

Таможни не применяли метод "по цене сделки с ввозимыми товарами", ссылаясь на положения пункта 2 статьи 19 Закона.

При этом в нарушение пункта 14 (абзац 2) Положения, таможенные органы не приводили обоснование решения о неправомерном использовании декларантом метода и (или) неправомерном определении структуры заявленной таможенной стоимости.

При проведении корректировки таможенной стоимости таможни в нарушение пункта 4 Положения о корректировке таможенной стоимости товаров (утверждено приказом ГТК России от 26.12.2003 N 1546 , зарегистрированным Минюстом России 16.01.2004 N 5421), не прилагали документы, на основании которых производили расчеты скорректированной/уточненной таможенной стоимости.

При этом согласно искам участников ВЭД в суд, таможенные органы не соблюдали положения пункта 1 статьи 24 Закона (абзац 2), - при применении резервного метода не представляли декларанту имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию.

Таким образом, в качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу таможни использовали произвольно установленную и достоверно не подтвержденную цену товара. Доказать обратное в суде невозможно в силу отсутствия у таможни каких-либо достоверных и документально подтвержденных источников ценовой информации, как на этапе таможенного оформления, так и после выпуска товара.

Одновременно СЗТУ отмечает отсутствие в порядке досудебного разбирательства оперативно-розыскной деятельности в отношении участников ВЭД, которые обжаловали решения, действия (бездействие) таможенных органов по корректировке таможенной стоимости (установление нахождения/отсутствия организации по фактическому или юридическому адресу, генерального директора, главного бухгалтера, проверка ведения финансово-хозяйственной деятельности).

В этой связи, начальникам таможен надлежит:

- в порядке досудебного разбирательства по вопросам, связанным с корректировкой таможенной стоимости, организовать оперативную работу по проверке деятельности участника ВЭД, достоверности представленных документов (проведение таможенных ревизий, оперативно-розыскных мероприятий и т.п.);

- неукоснительно соблюдать положения приказа ФТС России от 28.12.2004 N 448 "О мерах реагирования на принятие судебными органами судебных актов (судебных постановлений) не в пользу таможенных органов" и не оставлять безнаказанным нарушения должностных лиц законодательства Российской Федерации, которые продолжают их совершать;

- признать незаконным форму "Дополнения N 1 к ДТС-1" (относится к таможенным органам, применяющих указанную форму), введенную подразделением контроля таможенной стоимости с нарушением законодательства Российской Федерации, и исключить ее использование;

- незамедлительно принять меры, направленные на повышение качества контроля таможенной стоимости и принятия по ней решения (каждое действие при осуществлении контроля таможенной стоимости должно иметь правовое основание, уточненная (скорректированная) таможенная стоимость за единицу измерения товара, определенная по оценочному методу, должна быть документально подтверждена).

 

Заместитель начальника Северо-Западного
Таможенного управления
по экономической деятельности
полковник таможенной службы
В.В.Кулешов

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!