Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Северо-Западного таможенного управления от 27.04.2007 № 06-04-21/11198Ф

Письмо Северо-Западного таможенного управления
от 27 апреля 2007 г. N 06-04-21/11198ф
"О порядке таможенного оформления многооборотной тары"
 

Рассмотрев обращение Санкт-Петербургской таможни от 27.03.2007 N 19-31/4081 по вопросам, касающимся порядка таможенного оформления многооборотной тары, временно ввозимой на таможенную территорию РФ, Северо-Западное таможенное управление сообщает следующее.

В соответствии с требованиями, установленными статьей 123, пунктом 1 статьи 14 и пунктом 1 статьи 156 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России), товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, а также вывозимые с этой территории, подлежат декларированию таможенному органу, таможенному оформлению и помещению под определенный таможенный режим.

Согласно подпункту "а" статьи 1 Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990 (далее - Конвенция) под временным ввозом понимается таможенный режим, позволяющим ввозить на таможенную территорию с определенной целью и на определенный срок некоторые товары с условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов.

Как следует из пункта 1 статьи 4 Конвенции, если Приложением к Конвенции не установлен иной порядок предоставления таможенного режима временного ввоза, то в общем случае условиями помещения товаров под таможенный режим временного ввоза является предоставление таможенному органу таможенного документа (карнета АТА) и гарантии.

В соответствии с положениями статьи 5 Конвенции и пункта 1 статьи 2 приложения А к Конвенции декларирование товаров, подпадающих под действие Конвенции, осуществляется путем представления таможенному органу карнета АТА.

Таким образом, Конвенция, также как и ТК России, предусматривает необходимость декларирования временно ввозимых товаров, их таможенного оформления и помещения под таможенный режим временного ввоза.

В соответствии со статьей 9 Конвенции действие таможенного режима временного ввоза прекращается с обратным вывозом товаров, помещенных под указанный таможенный режим.

Приложением В.3 к Конвенции предусмотрена возможность помещения под таможенный режим временного ввоза следующих категорий товаров, используемых для размещения в них (на них) или разделения других товаров:

- контейнеров;

- поддонов;

- упаковки.

Необходимо отметить, что в названном приложении не используется термин "многооборотная тара", содержащийся и обращении Санкт-Петербургской таможни. Поскольку в представленных Санкт-Петербургской таможней информационных письмах идет речь о контейнерах и поддонах, то в данном письме также будет рассматриваться порядок таможенного оформления контейнеров и поддонов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 приложения В.3 к Конвенции таможенный режим временного ввоза в отношении контейнеров и поддонов предоставляется без предъявления таможенного документа и установления гарантии.

Таким образом, мнение ООО "Северо-Западный таможенный комплекс" о том, что ввоз контейнеров и поддонов на таможенную территорию РФ осуществляется без их помещения под таможенный режим временного ввоза, является неверным.

Пунктами 2 и 3 статьи 5 приложения В.3 к Конвенции установлено, что вместо таможенного документа и гарантии на контейнеры и поддоны таможенным органом может быть потребовано от пользователя права временного ввоза письменное обязательство.

Таким образом, поскольку письменное обязательство указанного лица заменяет карнет АТА при временном ввозе контейнеров и поддонов, то указанный документ выполняет те же функции, что и карнет АТА, т.е. одновременно является таможенной декларацией и гарантией соблюдения таможенного режима временного ввоза.

Необходимо отметить, что аналогичный вывод содержался в письме ГТК России от 19.11.2002 N 05-33/45671 "О таможенном оформлении поддонов (паллет)".

Приложением В.3 к Конвенции, а также действующими нормативными документами в области таможенного дела форма письменного обязательства не установлена. Относительно формы заявления-обязательства, приведенной в обращении Санкт-Петербургской таможни, обращаем внимание на следующее:

1) Конвенцией о временном ввозе не предусмотрено заявление сведений о коде по ТН ВЭД временно ввозимых товаров;

2) Статья 4 приложения В.3 к Конвенции допускает возможность обратного вывоза поддонов, аналогичных по типу временно ввезенным поддонам и имеющих приблизительно равную стоимость, т.е. допускает возможность замены временно ввезенных поддонов.

Пунктом 1 статьи 210 ТК России установлено, что временный ввоз товаров допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при обратном их вывозе (реэкспорте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами РФ допускается замена временно ввезенных товаров.

Таким образом, при применении таможенного режима временного ввоза в отношении поддонов идентификация поддонов при их обратном вывозе за пределы таможенной территории РФ не является обязательной как в соответствии с Конвенцией, так и в соответствии с российским таможенным законодательством.

Вопрос о применении процедуры ВТТ при перемещении между таможенными органами отправления и назначения контейнером и поддонов, ввозимых на таможенную территорию РФ, а также вывозимых обратно с этой территории, необходимо рассматривать применительно к следующим ситуациям:

1) контейнеры и поддоны перемещаются через таможенную границу РФ вместе с товарами, которые в них (на них) размещены (при этом сами товары перемещаются без применения карнета АТА);

2) контейнеры и поддоны перемещаются через таможенную границу РФ без товаров.

В первом случае при ввозе на таможенную территорию контейнеров и поддонов с размещенными в них (на них) товарами такие контейнеры и поддоны помещаются под таможенную процедуру ВТТ одновременно с товарами (разрешение на ВТТ в отношении товаров является одновременно разрешением на ВТТ контейнеров и поддонов, в которых (на которых) эти товары размещены). Если при обратном вывозе с этой территории контейнеры и поддоны перемещаются между таможенным органом отправления и таможенным органом назначения вместе с размещенными в них (на них) иностранными товарами, вывозимыми с таможенной территории РФ, то такие контейнеры и поддоны также подлежат помещению под таможенную процедуру ВТТ одновременно с товарами.

В соответствии с условиями предоставления льгот, установленными приложением В.3 к Конвенции, контейнеры и поддоны должны временно ввозиться на территорию страны, присоединившейся к Конвенции, в связи с совершением какой-либо коммерческой операции с перевозимыми в них (на них) товарами, но сами при этом не должны являться предметом внешнеторговой сделки. Таким образом, во втором случае перемещение через таможенную границу порожних контейнеров и поддонов возможно только в одном направлении (либо ввоз порожних контейнеров (поддонов) с их последующим обратным вывозом вместе с товарами, либо ввоз контейнеров (поддонов) вместе с товарами с последующим обратным вывозом порожними).

В соответствии со статьей 5 Конвенции на территории страны, присоединившейся к Конвенции, карнет АТА используется вместо национальных таможенных документов.

В соответствии с порядком таможенного оформления товаров с применением карнета АТА, установленным разделом 3 Методических рекомендаций о применении карнета АТА, утвержденными распоряжением ГТК России от 09.02.2000 N 01-99/152 (далее - Методические рекомендации), таможенное оформление временно ввезенных товаров при их перемещении между таможенным органом ввоза и контролирующим таможенным органом производится с применением голубого листа "Транзит" карнета АТА. При этом должностным лицом таможенного органа ввоза в листе "Транзит" карнета АТА указываются в т.ч. сведения о таможенном органе назначения и о сроке перемещения товаров в этот таможенный орган.

Исходя из того что, как указано выше, при временном ввозе контейнеров и поддонов вместо карнета АТА используется письменное обязательство лица, можно сделать вывод, что при производстве таможенного оформления указанных товаров при их перемещении между таможней ввоза и таможней назначения также должно использоваться письменное обязательство лица.

Однако Методическими рекомендациями не урегулирован порядок таможенного оформления товаров, временный ввоз которых в соответствии с Конвенцией допускается без представления карнета АТА.

В соответствии с пунктом 3 статьи 59 ТК России порядок и технологии таможенного оформления устанавливаются ФТС России в зависимости от видов товаров, видов транспорта и категорий лиц. СЗТУ не вправе устанавливать порядок таможенного оформления поддонов и паллет при их перемещении между таможенными органами.

Действующими нормативными актами ФТС России, определяющими порядок совершения таможенных операций при перемещении товаров различными видами транспорта, не урегулирован порядок таможенного оформления временно ввозимых порожних контейнеров и поддонов при их перемещении по таможенной территории РФ между таможенным органом отправления и таможенным органом назначения.

Разъяснения по отдельным вопросам порядка таможенного оформления поддонов (паллет) изложены в письмах ГТК России от 26.04.2001 N 01-06/16742 "О таможенном оформлении поддонов (паллет)", от 15.08.2001 N 01-06/32750 "О дополнении к письму ГТК России от 26.04.2001 N 01-06/16742", от 19.11.2002 N 05-33/45671 "О таможенном оформлении поддонов (паллет)", от 15.08.2001 N 01-06/32750, от 08.10.2002 N 01-08/40141 "О направлении разъяснений", от 19.09.2002 N 01-06/37604 "О временно ввозимых паллетах ООО "Икеа Торг".

Однако за исключением письма ГТК России от 08.10.2002 N 01-08/40141 "О направлении разъяснений", вышеперечисленные письма не затрагивают вопросы, касающиеся порядка перемещения порожних поддонов по таможенной территории РФ между таможенным органом отправления и таможенным органом назначения. Согласно пункту 8 письма ГТК России от 08.10.2002 N 01-08/40141, разъясняющего порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ ЗАО "Форд Мотор Компании", вывоз временно ввезенной многооборотной тары с таможенной территории РФ осуществляется без оформления ДКД, на основании товаросопроводительных документов с проставлением соответствующих отметок сотрудников таможенного поста.

В связи с неурегулированностью указанного вопроса действующим таможенным законодательством СЗТУ подготовлено соответствующее обращение в ФТС России. О полученном ответе ФТС России Санкт-Петербургская таможня будет незамедлительно информирована.

 

Первый заместитель начальника
Северо-Западного таможенного управления
по таможенному контролю
генерал-майор таможенной службы
М.Ю.Прокофьев

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!