Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Центрального таможенного управления ФТС России от 31.12.2008 № 51-10/27320

Письмо ЦТУ от 31 декабря 2008 г. N 51-10/27320
"О направлении обзора практики рассмотрения решений
в порядке ведомственного контроля"

Направляю для использования в работе обзор практики рассмотрения Управлением в порядке ведомственного контроля решений, принятых таможенными органами, за 2008 год.

Обзор подлежит доведению до сведения правовых отделов, структурных подразделений, реализующих функции таможенных органов по осуществлению ведомственного контроля, и начальников таможенных постов.

 

И.о. заместителя
начальника Управления -
начальника правовой службы
подполковник таможенной службы
М.А.Малова

Приложение
к письму ЦТУ
от 31 декабря 2008 г. N 51-10/27320

1. Несоблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, является основанием для невыпуска товаров (подпункт 1 пункта 1 ст. 149 Таможенного кодекса Российской Федерации), в связи с чем отмене подлежит решение о выпуске товаров.

На таможенном посту Новолипецкий металлургический комбинат Липецкой таможни ОАО "Н" был задекларирован товар "Двойная система измерения толщины полосы Radiometrine RM 200 EM", заявленный в товарной подсубпозиции 9022290000 ТН ВЭД России.

При проведении документального контроля таможенным постом Новолипецкий металлургический комбинат на основании представленной декларантом копии санитарно-эпидемиологического заключения было принято решение о подтверждении соблюдения ОАО "Н" ограничений, установленных Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и условий выпуска товара, определенных подпунктом 2 пункта 1 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России). Товар был выпущен в свободное обращение.

При проведении контроля после выпуска товаров из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выдавшей санитарно-эпидемиологическое заключение, Липецкой таможней получена информация о том, что такое заключение на товар "Двойная система измерения толщины полосы Radiometrine RM 200 EM" не выдавалось.

Таким образом, копия санитарно-эпидемиологического заключения, представленная при таможенном оформлении, не могла быть принята в качестве документа, подтверждающего соблюдение ограничений, установленных Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Липецкой таможней в порядке ведомственного контроля вынесено решение об отмене действия должностного лица таможенного поста Новолипецкий металлургический комбинат в части соблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при этом решение о выпуске не отменено.

Вместе с тем соблюдение ограничений в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 149 ТК России является одним из условий, необходимых для выпуска товаров, которое не было соблюдено, в связи с чем отмене подлежит решение о выпуске товаров.

При проверке в порядке ведомственного контроля указанного выше решения Управлением была получена информация из Липецкой таможни о том, что в отношении ОАО "Н" возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, арестован и размещен на складе ЛПЦ N 5 ОАО "Н".

Руководствуясь статьей 412 ТК России, Управление изменило решение Липецкой таможни, вынесенное в порядке ведомственного контроля, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

"Решение таможенного поста Новолипецкий металлургический комбинат Липецкой таможни о выпуске товара признать неправомерным и отменить".

2. Только не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить вышестоящий таможенный орган.

На Белгородском западном таможенном посту Белгородской таможни ООО "С", являясь декларантом и получателем, оформило товар - шины резиновые пневматические новые с рисунком протектора "в елочку" для сельскохозяйственных транспортных средств 320/85 R34 и 320/90 R50. Заявленный декларантом код товара в соответствии с ТН ВЭД России 4011610000 (ставка ввозной таможенной пошлины 5%) был принят Белгородским западным таможенным постом. Выпуск товара осуществлен в соответствии с заявленным таможенным режимом.

По результатам проверки на основании ст. 361 ТК России Белгородской таможней вынесено решение об отмене в порядке ведомственного контроля решений Белгородского западного таможенного поста о подтверждении заявленного ООО "С" классификационного кода товара.

Основанием для отмены решений Белгородского западного таможенного поста о подтверждении заявленного классификационного кода товаров послужило то, что при контроле правильности классификации товара в ходе таможенного оформления Белгородским западным таможенным постом были нарушены положения писем ГТК России и ФТС России.

Как следует из содержания ст. 412 ТК России, только не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа.

В соответствии с пунктами 2, 3 ст. 3 ТК России таможенное законодательство Российской Федерации состоит из ТК России и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 412 ТК России, Управление признало неправомерным и отменило решение Белгородской таможни об отмене в порядке ведомственного контроля решений Белгородского западного таможенного поста о подтверждении заявленного ООО "С" классификационного кода товара.

3. Отмена не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения в сфере таможенного дела (решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости, решение о принятии классификационного кода по ТН ВЭД и др.) не всегда влечет безусловную отмену решения о выпуске товаров.

На Правобережном таможенном посту Липецкой таможни гражданином С в подсубпозиции 8705 90 9000 0 ТН ВЭД России был задекларирован товар "грузовой автомобиль разбрасыватель песка DAF XF 95 VIN XLRTE47XSOE587778". Товар был выпущен в соответствии с заявленным таможенным режимом (выпуск для внутреннего потребления).

Липецкой таможней на основании ст. 361 ТК России была проведена проверка правильности классификации товаров после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.

По результатом проверки Липецкой таможней было вынесено решение об отмене в порядке ведомственного контроля решений Правобережного таможенного поста о подтверждении заявленного гражданином С классификационного кода товара по ТН ВЭД и о выпуске товара, после чего вынесены решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России N 10109000-28/08 и N 10109000-28/09.

Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные ст. 152 ТК России, при соблюдении условий, установленных ст. 149 ТК России.

Решение о выпуске товара подлежит отмене, если по результатам ведомственного контроля установлен факт выпуска товаров при несоблюдении декларантом условий подпункта 2 пункта 1 ст. 149 ТК России, выразившихся в непредставлении в таможенный орган лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо в представлении недействительных (поддельных, аннулированных) документов.

ТК России предусматривает возможность принятия новых решений в сфере таможенного дела после отмены неправомерного решения без отмены решения о выпуске товаров. В данном случае изменение классификационного кода товара не повлекло за собой несоблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, решение Липецкой таможни об отмене выпуска товара вынесено в нарушение ст. 149 ТК России.

Руководствуясь статьей 412 ТК России, Управление изменило решение Липецкой таможни, вынесенное в порядке ведомственного контроля, исключив из резолютивной части отмену решения о выпуске товара.

4. Недопустимо в качестве основы для расчета таможенной стоимости использовать документально не подтвержденные сведения.

На таможенную территорию Российской Федерации ООО "К-А" ввезены и задекларированы товары: заслонки дроссельные, используемые для котельных и водоснабжения, и обратные двухтарельчатые клапаны. В процессе проведения таможенного оформления Павелецким таможенным постом Московской южной таможни было принято решение об уточнении таможенной стоимости товаров.

Товары были выпущены под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости.

По результатам проведенного таможенного контроля Московской южной таможней было принято решение о корректировке таможенной стоимости.

Процедура контроля таможенной стоимости товаров Московской южной таможней была осуществлена в соответствии с Положением о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399 .

Таможенная стоимость товаров была определена и принята Московской южной таможней по резервному методу.

Однако в ДТС-2 в качестве основного документа, представленного в подтверждение приводимых в ней сведений, указано пояснение лица, в то время как в данных пояснениях такое подтверждение отсутствует. В графе 11 ДТС-2 в качестве основы для расчета использованы документально не подтвержденные сведения.

Таким образом, решение о принятии таможенной стоимости товаров Московской южной таможней принято с нарушением п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе".

Руководствуясь статьей 412 ТК России, Управление признало неправомерным и отменило решение Московской южной таможни о принятии таможенной стоимости товаров, задекларированных ООО "К-А".

5. Возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей на основании пункта 1 статьи 355 ТК России производится, если при таможенном оформлении ввозимых товаров таможенному органу в таможенной декларации заявлены соответствующие сведения о применении в отношении указанных товаров льгот по уплате таможенных платежей и представлены документы, подтверждающие заявленные сведения, но при этом таможенные платежи были уплачены.

В рамках контракта, заключенного ОАО "А" (Россия) с ОАО "Ч" (Украина), в 2007 году поставлялся товар - ткань кордная для шин из высокопрочных капроновых нитей (код ТН ВЭД 5902109000 ).

ОАО "А" на Железногорском таможенном посту Курской таможни в период с июня по сентябрь 2007 года производилось таможенное оформление указанного товара по 12 ГТД с уплатой налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

24.04.1998 в г. Киеве во исполнение принципов, предусмотренных Соглашением об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Ашгабадское Соглашение), подписанным в г. Ашгабаде 23.12.1993, было заключено Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о производственной кооперации (далее - Киевское Соглашение). Согласно ст. 2 Киевского Соглашения номенклатура и объемы кооперированных поставок, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эти поставки, определяются на соответствующий год Протоколом между Сторонами, являющимся неотъемлемой частью Киевского Соглашения. Товары (услуги), поставляемые по производственной кооперации, включаемые в протоколы к Киевскому Соглашению, не будут облагаться налогом на добавленную стоимость и акцизами - ст. 3 Киевского Соглашения.

Так как на момент таможенного оформления товара в Курской таможне Протокол между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины подписан не был, льгота по уплате НДС ОАО "А" не предоставлялась.

Позднее ФТС России направила в Курскую таможню список ввозимых на таможенную территорию РФ товаров в соответствии с Ашгабадским Соглашением (далее - Список), после чего Курской таможней было принято решение о возврате ОАО "А" излишне уплаченного НДС по 12 ГТД.

Вместе с тем в соответствии с пунктами 1, 2 Порядка таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с Ашгабадским Соглашением, утвержденного приказом ГТК России от 24.12.98 N 870 "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с Ашгабадским Соглашением", таможенное оформление производится в соответствии со списками товаров, зарегистрированными и направленными ФТС России в таможенный орган, производящий таможенное оформление, только по номенклатуре и в количествах, предусмотренных списками.

Список ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров в соответствии с Протоколом между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о поставках по производственной кооперации в 2007 году от 22.06.2007 был зарегистрирован ФТС России 28.08.2007 и поступил в Курскую таможню 06.09.2008. Выпуск товаров по вышеуказанным ГТД был осуществлен в период с 28.06.2008 по 05.09.2008.

При этом в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом ФТС России от 04.09.2007 N 1057 , ОАО "А" в графе 36 "Преференция" ГТД в позиции 4 "налог на добавленную стоимость" проставило букву "О", следовательно, в отношении декларируемых товаров не запрашивало преференции, льготы или особенности по уплате таможенных платежей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 131 ТК России, если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.

Таким образом, возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей на основании пункта 1 статьи 355 ТК России производится только в случае, если при таможенном оформлении ввозимых товаров таможенному органу в таможенной декларации заявлены соответствующие сведения о применении в отношении указанных товаров льгот по уплате таможенных платежей и представлены документы, подтверждающие заявленные сведения, но при этом таможенные платежи были уплачены.

Таким образом, у Курской таможни отсутствовали правовые основания для возврата НДС ОАО "А".

Руководствуясь статьей 412 ТК России, Управление признало неправомерным и отменило решение Курской таможни о возврате ОАО "А" денежных средств.

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!