Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Центрального таможенного управления ФТС России от 15.04.2008 № 21-22/7117

Письмо ЦТУ от 15 апреля 2008 г. N 21-22/7117
"О направлении методических рекомендаций"
 

В соответствии с пунктом 6 расширенного плана мероприятий по борьбе с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров, утвержденного 25.01.2008 врио начальника Управления полковником таможенной службы М.И.Столяревским, а также для усиления борьбы с контрабандой и незаконным оборотом контролируемых веществ Управлением разработаны Методические рекомендации по выявлению наркотических, сильнодействующих средств, психотропных веществ и их прекурсоров для должностных лиц оперативных подразделений таможенных органов, а также должностных лиц, непосредственно осуществляющих проведение документального и фактического контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу в регионе деятельности ЦТУ.

Направляем указанные Методические рекомендации для использования при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств.

 


Первый заместитель начальника
Управления по таможенному контролю,
полковник таможенной службы

 
 
С.В.Рыбкин

 

 

Приложение
к письму ЦТУ
от 15 апреля 2008 г. N 21-22/7117

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИХ, СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ СРЕДСТВ,
ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ ДЛЯ ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЕ
ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ,
ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ В РЕГИОНЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦТУ

 

Настоящие Методические рекомендации по выявлению наркотических, сильнодействующих средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - Методические рекомендации) разработаны в рамках реализации мер по противодействию контрабанде и незаконному обороту наркотических, сильнодействующих средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - контролируемые вещества) и имеют целью повышение эффективности таможенного оформления и таможенного контроля в отношении контролируемых веществ.

Методические рекомендации предназначены для использования в работе должностными лицами оперативных подразделений таможенных органов, а также должностными лицами, непосредственно осуществляющими проведение документального и фактического контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Методические рекомендации разработаны на основе положений Таможенного кодекса РФ, ведомственных нормативных правовых актов ФТС России, а также приказов, распоряжений, писем Управления и Центральной оперативной таможни.

 

При оформлении юридических лиц

 

Документальный контроль:

1. При осуществлении документального контроля в отношении товаров, в которых могут содержаться контролируемые вещества, правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД России, страны происхождения товаров, соблюдения актов законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации отдельных товаров (далее - запреты и ограничения), и соблюдения законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности уполномоченным должностным лицом таможенного поста осуществляется контроль за полнотой и достоверностью сведений о товарах, указываемых в графе 31 ГТД в соответствии с приказом ФТС России от 04.09.2007 N 1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации" и требованиями к описанию отдельных видов товаров из приказа ФТС России от 12.12.2006 N 1302 "О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 ГТД".

В том числе осуществляется контроль:

- правильности описания товара его наименования (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) с добавлением сведений о производителе, обо всех товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристиках, а также сведений о количественном и качественном составе;

- наличия сведений о химическом составе в случае, если оформляются растворители и иные сложные химические соединения и смеси, в состав которых могут входить прекурсоры, а также товаров, которые по своим физико-химическим характеристикам могут служить товарами "прикрытия" для наркотических веществ и прекурсоров (например, уксусная кислота - уксусный ангидрид и т.д.);

- наличия среди оформляемых товаров запрещенных к обороту веществ либо оборот которых ограничен;

- контроль соблюдения мер нетарифного регулирования (т.е. наличия и правильности оформления выдаваемых разрешений, лицензий, сертификатов и прочих разрешительных документов, сроков их действия, контроль за квотами, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации).

2. На основании информации, содержащейся в ГТД и другой документации, проверяющий инспектор должен:

а) устанавливать маршрут следования товаров:

- определять страну отправления груза (не отправлен ли груз из наркоопасных регионов) (приложение N 1);

- транзит через страны, которые являются традиционными поставщиками контролируемых веществ;

- принадлежность транспортного средства (не зарегистрирован ли перевозчик в наркоопасном регионе);

б) осуществлять проверку маршрута движения товаров:

- является ли указанный маршрут характерным для перевозчика, осуществляющего транспортировку товаров;

- обращать внимание на значительную разницу во времени между погрузкой товара и выездом за пределы страны отправления;

- нехарактерная длительность пребывания в транзитных государствах;

- выявлять отклонения от избранного маршрута, а также следование по нехарактерному маршруту по отношению к месту назначения и длительный срок пребывания в транзитных странах, в связи с чем проверять по возможности показания тахографов, позволяющих устанавливать возможные места длительных остановок, маршрут следования, время в пути;

- несоответствие между расходами на перевозку и стоимостью товара и т.д.

Если у уполномоченного должностного лица таможенного поста отсутствуют сведения о товаре, необходимые для осуществления контроля правильности определения классификационного кода ТН ВЭД России, или если такие сведения должным образом не подтверждены, уполномоченное должностное лицо таможенного поста направляет декларанту в соответствии с установленным порядком уведомление согласно форме, утвержденной приказом ГТК России от 02.10.2003 N 1096 "Об утверждении форм документов" (далее - уведомление), о том, какие именно сведения и документы могут быть представлены (например, описание товара, химический состав, техническая документация, фотографии, рисунки, технологические схемы изготовления, оригиналы или заверенные в соответствии с установленным порядком копии заключений специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования товара, и т.п.).

При выявлении в результате проведения документального или фактического контроля нарушения правил классификации товаров при их декларировании уполномоченное должностное лицо таможенного поста принимает решение о корректировке классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД России.

Если уполномоченным должностным лицом обнаружено, что при декларировании заявлены недостоверные сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, одновременно с уведомлением уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, направляет декларанту в соответствии с порядком, установленным иным нормативным правовым актом ФТС России, требование осуществить корректировку таких сведений в порядке и по форме, установленным Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и иными нормативными правовыми актами ФТС России, и представить документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений (лицензию Минэкономразвития России, заключение Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и пр.).

При обнаружении уполномоченным должностным лицом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов или на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, осуществляет в рамках сроков, установленных статьей 152 Кодекса, дополнительную проверку заявленных сведений способами, относящимися в соответствии с нормативными правовыми актами к компетенции таможенного поста:

- письменно докладывает начальнику таможенного поста о необходимости проведения таможенного осмотра либо таможенного досмотра товара с применением соответствующего профиля риска;

- проводит при необходимости консультацию с функциональными отделами по направлениям деятельности;

- письменно докладывает начальнику таможенного поста о необходимости применения таких мер по минимизации риска, как выборочное взятие проб и образцов <*> для осуществления экспертизы товара (вопросы, поставленные перед экспертом, согласовываются с функциональным отделом таможни) с целью подтверждения сведений о составе товара и наличия в нем контролируемых веществ;

- запрашивает дополнительные документы и сведения (заключение ФСКН России и пр.);

- сообщает лицу, подавшему таможенную декларацию, в порядке и по форме, установленным нормативными правовыми актами, размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки, направляет требование о представлении документов, подтверждающих сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, а также документов, подтверждающих соблюдение соответствующих запретов и ограничений.

____________________

* При обоснованном подозрении уполномоченных должностных лиц таможенных органов на незаконное перемещение контролируемых веществ допускается производить выборочное взятие проб и образцов по собственному решению и без специального указания в профилях риска в соответствии с приложением 4 к Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками, утвержденной приказом ГТК России от 28.06.2004 N 750дсп.

 

Решение о выпуске товара принимает начальник таможенного поста.

4. При перемещении плодоовощной продукции из наркоопасных регионов, классифицируемой кодами ТН ВЭД России, перечисленными в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям, необходимо применять прямые меры по минимизации рисков в соответствии с действующими профилями рисков, в том числе по правоохранительной деятельности.

Фактический контроль:

1. До принятия решения о применении степени досмотра должностные лица подразделений таможенного органа, осуществляющие досмотр, проводят общий осмотр грузовых мест (товара), руководствуясь следующими основными критериями:

а) внешние особенности упаковки:

- имеются ли сведения или ориентировки о возможном использовании данных типов и видов упаковки товаров к имевшим ранее место фактам выявления признаков контрабанды товаров, содержащих наркотические, психотропные и сильнодействующие вещества и их прекурсоры;

- имеются ли на конструкции упаковки грузовых мест необычные детали, не характерные для данного вида упаковки, избыточность упаковки, необычное ее состояние;

- присутствуют ли на внешней упаковке груза (товара) какие-либо признаки или детали, свидетельствующие о возможности несложного доступа к содержимому упаковки, о возможной несанкционированной переупаковке;

- присутствие какого-либо сильного постороннего или избыточного запаха (парфюмерных средств, ароматизаторов, нафталина и т.п.);

- относится ли груз (товар) к типам груза (товарам), которые могут быть приспособлены для сокрытия в них химических (ядовитых) веществ;

б) особенности сопроводительной информации на упаковке груза (товара):

- присутствие на внешней упаковке каких-либо нестандартных для маркировки аналогичных грузов (товаров) отличительных признаков (дополнительные метки, штрихи, цветные полосы и т.д.);

- соответствует ли имеющаяся на упаковке маркировка фактическому изготовителю, подвергалась ли маркировка каким-либо изменениям;

- наличие на упаковке предупредительных надписей ("герметичная упаковка", "хрупкий товар", "осторожно" и т.д.);

- сведения на маркировке упаковки о маршруте транспортировки груза (товара);

в) особенности складирования груза (товара) в местах его хранения:

- проявление излишнего интереса к грузу (товару), к отдельным партиям груза (товара) со стороны получателей (посредников), обслуживающего персонала;

- необоснованное затягивание времени для представления груза (товара) к проведению таможенных операций.

2. При проведении таможенного досмотра (осмотра) товаров уполномоченными должностными лицами для выявления наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров целесообразно применять ТСТК (щупы, наркотесты, ДРТ).

3. При проведении таможенного досмотра обращать внимание на перемещаемый товар (сельскохозяйственная продукция, химическая продукция, сборные грузы из наркоопасных регионов и др.), нарушение сохранности груза (повреждение шнура, пломбы, тента). Проводить визуальный осмотр автотранспортного средства и прицепа, обращая особое внимание на свежие следы краски, сварочные работы, свежие следы на гайках и болтах, различные размеры рабочих и запасных колес, следы на подвеске бака, пневматической системе, изменение конструктивных особенностей транспортного средства.

4. Должностным лицам таможенных постов привлекать специалиста-кинолога при проведении фактического контроля при следующих условиях:

- товар ввозится с территории наркоопасных регионов;

- при наличии информации о возможном сокрытии перемещаемых товаров от таможенного контроля.

 

При оформлении физических лиц

 

Документальный контроль:

1. Уделять особое внимание контролю за товарами для личного пользования, перемещаемыми физическими лицами, переселяющимися в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, беженцами, вынужденными переселенцами, а именно:

а) на этапе получения электронного уведомления из таможни на границе до таможенного оформления подразделениям таможни (ОРО, ОПСУР, таможенные посты) производить мониторинг партий товаров;

б) по результатам мониторинга производить проверку отправителя/получателя таких товаров, лиц, зарегистрированных по адресу получателя товара, через территориальные органы ФСКН на причастность их к незаконному обороту наркотиков;

в) при документальном оформлении таких товаров в обязательном порядке проводить устный опрос лиц.

2. Уделять особое внимание контролю за плодоовощной продукцией и товарами, поступающими в адрес индивидуальных частных предпринимателей и физических лиц не для личного потребления из наркоопасных регионов.

Фактический контроль:

При проведении фактического контроля следует обращать внимание на многослойные свертки, герметично закрытые емкости, кухонные принадлежности с пряностями, на наличие в багаже лекарственных средств без упаковки, с нарушенной упаковкой или признаков, указывающих на возможность подмены содержимого упаковки для лекарственных средств.

При досмотре (осмотре) личных транспортных средств на предмет выявления тайников, конструктивно не предусмотренных пустот и т.д. целесообразно использовать имеющиеся ТСТК с привлечением (по возможности) кинологической службы.

При опросе:

следует устанавливать круг лиц, участвующих в загрузке контейнера в стране отправления;

установить, нет ли в составе багажа предметов, перевозимых по чьей-либо просьбе;

обращать внимание на мимику и жестикуляцию человека, его внешний вид и т.д. (приложение N 3).

 

При оформлении международных почтовых отправлений

 

Осуществлять контроль за международными почтовыми оправлениями (особенно из наркоопасных регионов):

- с целью установления истинного отправителя/получателя МПО;

- возможности использования упаковки МПО (наличие дополнительных упаковок, толщина упаковочной тары, дополнительные емкости и изолированность контейнеров) для сокрытия и пересылки контролируемых веществ;

- если МПО предназначено для физического лица, обращать внимание на частоту перемещения МПО, а также на характер перемещаемого в нем товара;

- обращать внимание на характерность товара для страны отправления МПО;

- на наличие посторонних резких запахов и т.д.

В случае наличия обоснованных подозрений на незаконное перемещение контролируемых веществ уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает меры, предусмотренные действующим законодательством.

 


И.о. начальника службы
организации таможенного контроля,
полковник таможенной службы

 
 
А.А.Ежов

 

 

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям

 

1. "Опийная группа": Афганистан, Пакистан, Узбекистан, Таджикистан.

2. "Канабисная группа": Нидерланды, Индия, Молдавия, Украина, Казахстан, Туркменистан, Иран.

3. "Синтетическая группа": Бразилия, Латвия, Эстония, Литва, Колумбия, Нидерланды.

 

 

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям

 

0702 - томаты свежие или охлажденные;

0704 - капуста кочанная, капуста цветная, кольраби, капуста листовая и аналогичные съедобные овощи из рода Brassica, свежие или охлажденные;

0706 - морковь, репа, свекла столовая, козлобородник, сельдерей корневой, редис и прочие аналогичные съедобные корнеплоды, свежие или охлажденные;

0708 - бобовые овощи, лущеные или нелущеные, свежие или охлажденные;

0709 - овощи прочие, свежие или охлажденные;

0710 - овощи (сырые или сваренные в воде или на пару) замороженные;

0712 - овощи сушеные, целые, нарезанные кусками, ломтиками, измельченные или в виде порошка, но не подвергнутые дальнейшей обработке;

0713 - овощи бобовые сушеные, лущеные, очищенные от семенной кожуры или неочищенные, колотые или неколотые;

0801 - орехи кокосовые, орехи бразильские и орехи кешью, свежие или сушеные, очищенные от скорлупы или неочищенные, с кожурой или без кожуры;

0802 - прочие орехи, свежие или сушеные, очищенные от скорлупы или неочищенные, с кожурой или без кожуры;

0804 - финики, инжир, ананасы, авокадо, гуайява, манго и мангостан, или гарциния, свежие или сушеные;

0805 - цитрусовые плоды, свежие или сушеные;

0806 - виноград, свежий или сушеный;

0809 - абрикосы, вишня и черешня, персики (включая нектарины), сливы и терн, свежие;

0811 90 850 0 - тропические плоды и тропические орехи;

0813 - фрукты сушеные, кроме плодов товарных позиций 0801-0806 ; смеси орехов или сушеных плодов данной группы;

0814 00 000 0 - кожура цитрусовых плодов или корки дынь (включая корки арбуза), свежие, замороженные, сушеные или консервированные для кратковременного хранения в рассоле, сернистой воде или в другом временно консервирующем растворе;

1207 - семена и плоды прочих масличных культур, дробленые или недробленые:

1209 - семена, плоды и споры для посева;

1211 - растения и их части (включая семена и плоды), используемые в основном в парфюмерии, фармации или инсектицидных, фунгицидных или аналогичных целях, свежие или сушеные, целые или измельченные, дробленые или молотые;

1302 - соки и экстракты растительные; пектиновые вещества, пектинаты и пектаты; агар-агар и другие клеи и загустители растительного происхождения, видоизмененные или невидоизмененные.

 

 

Приложение N 3
к Методическим рекомендациям

 

ТЕХНИКА
ОПРОСА ПАССАЖИРОВ

 

Существует четыре типа вопросов, которые следует задавать в ходе опроса в определенном, методичном порядке (в отличие от неупорядоченных вопросов):

1. Уместный вопрос. (Уместный вопрос - это прямой вопрос, задаваемый с целью выявить психологическую реакцию и сопровождающие ее физические проявления.)

Примеры:

- "Везете ли Вы незадекларированные предметы?";

- "Везете ли Вы сумму, превышающую 10000 долларов?";

- "Есть ли у Вас какие-нибудь предметы, запрещенные к провозу?";

- "Есть ли у Вас наркотики?".

Несколько партий наркотиков удалось захватить только потому, что при произнесении сотрудником таможни слова "наркотики" субъект тут же выдавал себя. Такое случается, безусловно, не каждый раз, но наблюдение за физической реакцией позволяет выявить многое.

2. Контрольный вопрос. (Контрольный вопрос преследует цель получения лживого ответа с тем, чтобы затем сравнить сходства и различия в реакции.)

Примеры:

- "Вам приходилось когда-нибудь лгать в беседе с официальными лицами?";

- "Вам случалось когда-нибудь давать ложные сведения в налоговой декларации?";

- "Совершали ли Вы когда-либо кражу?".

Большинство в такой ситуации даст отрицательный ответ, что будет ложью, и их реакция даст вам точку для сравнения с ответами на уместные вопросы.

3. Симптоматичный вопрос. (Симптоматичный вопрос используется, чтобы установить, вызывает ли стрессовую реакцию у лица разговор на постороннюю тему.)

Примеры:

- "У вас все в порядке?";

- "Вы плохо/хорошо себя чувствуете?";

- "Вы боитесь, что я Вас о чем-то спрошу?".

Сравнение ответов на уместные вопросы, относящиеся к потенциальному нарушению правил провоза товаров, может привести к раскрытию нелегального провоза валюты или наркотиков, если окажется, что пассажир реагирует слишком сильно.

4. Нейтральный вопрос: нейтральный вопрос должен быть действительно совершенно нейтральным. Такие вопросы должны задаваться в ходе всего опроса и призваны затенить уместные вопросы с тем, чтобы они не так выделялись. Это позволяет организму вернуться к норме (гомеостазу) и дает возможность получить ряд проверяемых результатов. Если при упоминании "наркотики" у опрашиваемого побежали по телу мурашки, рекомендуется задать пару нейтральных вопросов, прежде чем вернуться к уместным вопросам.

Примеры:

- "Поездка была приятной?";

- "Вам понравился Хельсинки (Выборг)?".

Естественно, взволнованный ответ на этот вопрос может оказаться симптоматичным; в этом случае Вы должны прощупать другие области или нейтрализовать ситуацию, проявив понимание.

Вопросы типа:

- "Где Вы покупали билет?";

- "Когда Вы получали паспорт?";

- "Назовите дату Вашего рождения" -

являются нейтральными в случае, когда подозревается нарушение правил провоза товаров, и уместными, когда речь идет о возможном провозе наркотиков, поскольку контрабандист может не знать правильных ответов, если документы подделанные.

Вопросы должны задаваться по определенной системе для получения сравнительных физических и поведенческих реакций. Повторите один и тот же вопрос в разные моменты опроса для сравнения положительной реакции. Никогда не ищите какой-то один ключевой элемент, всегда ищите комплекс признаков обмана. Двумя важнейшими органами восприятия являются зрение и слух. Смотрите на человека. Слушайте его. Во время опроса доверяйте своим ощущениям и интуиции, будьте наблюдательным. Слушайте не только, что человек говорит, но и как он говорит. Если на вопрос: "Есть ли у Вас гашиш?" - человек отвечает: "Нет", но при этом не может унять дрожь головы, Вы рискуете пропустить ключевой элемент, если в это время роетесь у него в чемодане.

Используйте восприятие запахов (некоторые утверждают, что способны "унюхать" страх).

Относитесь с осторожностью к "маскировке" - преувеличенным, не относящимся к делу ответам, излишней улыбчивости, проявлениям фамильярности, готовности к непрошеному сотрудничеству. Помните: лжецы, как правило, прирожденные "артисты", обманщики, умеющие "заговаривать зубы". Они постараются спрятаться за "дымовой завесой" отвлекающих маневров, в числе которых возмущение, уверения, заигрывание или юмор. Они попытаются расположить Вас в свою пользу замечаниями типа:

- "Надеюсь, вы не думаете, что я контрабандист?";

- "Это ведь все не серьезно, да?";

На Вас также будут пытаться влиять путем использования следующих слов и выражений:

- "честное слово!";

- "чистосердечно";

- "поверьте мне!";

- "по правде говоря, я...";

- "откровенно говоря, я...";

- "клянусь!";

- "чтоб мне не сойти с этого места!";

- "зачем я вам буду врать?";

- "насколько я знаю..." и т.д.

Все это - попытки оказать воздействие на Вашу оценку. Не позволяйте завладеть инициативой в опросе или увести его в сторону. Вы - сотрудник таможни. Вам надлежит контролировать положение, а не пускать его на самотек.

 

Правильное распознавание сигналов
жестикуляции и мимики

 

Обычно люди непроизвольно реагируют на стрессовые или напряженные ситуации, однако часто профессиональные контрабандисты умеют быстро замаскировать или скрыть такие реакции. Если за ними нет пристального наблюдения, можно упустить из вида эти реакции, и тогда может остаться несформированным первоначальное, часто критическое подозрение в том, что пассажир - контрабандист. Распознание этих признаков стресса у многих должностных лиц происходит интуитивно, но их можно определить, изучить и использовать как средство в работе всех сотрудников правоохранительных органов.

Успешное использование признаков обусловлено тремя важными взаимосвязанными факторами: знание признаков, наблюдательность и умение затем распознавать замеченные признаки.

Во многих случаях разоблачение контрабандистов было результатом разоблачения таких "поведенческих" признаков. Это подтверждает важность наблюдения за пассажиром на всех стадиях досмотра и умения распознавать замеченные признаки. Пассажир должен быть под постоянным наблюдением, когда задают вопросы и когда он на них отвечает. Также во время досмотра багажа или других личных вещей частое обращение взгляда на него может подловить реакции или поведение, подсказывающие, что человек находится под стрессом.

Ниже приводятся наиболее часто встречающиеся исходные и углубленные признаки, на которые стоит обращать внимание на всех стадиях досмотра.

 

Исходные признаки

 

1. Общее.

Есть ли у субъекта явные осложнения со зрением, слухом, координацией или рефлексами? (Это может указывать на то, что субъект находится под влиянием наркотических средств или на наличие утечки во внутреннем или внешнем тайнике.)

2. Внешность.

Неуместность костюма субъекта, например, слишком тяжелая одежда большого размера, выпирающие части, длинные рукава при теплой погоде.

Солнцезащитные очки, которые субъект не снимает в помещении (и не снимает во время опроса).

Заметная неопрятность и нечистоплотность субъекта.

Видимая неестественность походки субъекта (возможно, из-за нательного или внутреннего тайника).

3. Поведение.

Неопределенность, уклончивость, видимый дискомфорт субъекта при ответах на прямые вопросы, например, о заявленном роде деятельности.

Проявление со стороны субъекта экстремального поведения, как то:

- чрезмерная улыбчивость/дружелюбие;

- чрезмерное непрошеное содействие;

- чрезмерное негодование;

- чрезмерное заострение внимания на пустяках.

Попытки субъекта оказать влияние на мнение должностного лица употреблением таких удобоприятных слов и фраз, как:

- "честное слово";

- "по правде говоря";

- "я бы не стал Вам врать";

- "насколько мне известно" и т.д.

Субъект кивает, когда говорит "нет" и наоборот (это может быть почти неуловимым).

Субъект декларирует товар, не подлежащий декларации (попытка избежать отбора для более тщательного досмотра).

Субъект проявляет медлительность в приближении к контролю.

 

Углубленные признаки

 

1. Общее поведение.

Субъект жалуется на плохое самочувствие, просит об оказании медицинской помощи (возможная уловка, чтобы отвлечь или ускорить досмотр; может также указывать на утечку в тайнике).

Поведение субъекта меняется во время досмотра, например:

- от спокойного к нервному;

- от проявления ответной реакции к отсутствию таковой;

- от конкретного к неопределенному;

- от безмятежного к разгневанному и т.д.

Попытка субъекта каким-то образом отвлечь сотрудника, производящего досмотр, например:

- болтая без умолку;

- задавая слишком много вопросов;

- роняя предметы и т.д.

Субъект демонстрирует "избирательную" потерю памяти.

Субъект пытается изменить декларацию или свою историю во время досмотра.

Субъект пытается преувеличить важность своей заявленной профессии, положения, рода деятельности или ложно причислить себя к респектабельной профессии.

Субъект пытается приуменьшить значимость досмотра, употребляя такие слова и фразы, как:

- "смотрите где угодно";

- "мне нечего скрывать";

- "Вы меня долго не задержите?";

- "Вы что это, серьезно?";

- "Зачем мне обманывать Вас?";

- "Вы что, в самом деле думаете, я попытаюсь провести контрабанду?".

2. Визуальные подсказки.

Внимательно наблюдайте за субъектом на предмет наличия следующих признаков:

В области головы/лица:

- причесывает/приглаживает волосы (самоуспокаивающий жест);

- краснеет/заливается румянцем;

- белеет/бледнеет (более многозначительно);

- поднимает брови;

- хмурит брови/испуг;

- отводит глаза, избегает смотреть в глаза (особенно во время вопросов по существу);

- взгляд бегает, не останавливается на месте;

- уклончивый взгляд, направленный в пол;

- чрезмерное моргание;

- расширение зрачков (если оно происходит во время опроса, то указывает на стресс, а если наблюдается вообще, может свидетельствовать о злоупотреблении наркотиками);

- закрывает глаза или щурится;

- вытаращенные глаза;

- укрывает глаза;

- трет/трогает нос (убедительный признак лжи, если это действие производится во время разговора);

- поглаживание, подкручивание, причесывание усов/бороды;

- дергает/закрывает уши (не нравится то, что говорят);

- похлопывает себе по щеке (самоуспокаивающий жест);

- зевает (чрезмерное или повторное зевание - убедительный признак лжи);

- облизывает, кусает, жует губы;

- напрягает губы;

- кривит рот;

- улыбается не вовремя, слишком часто, слишком долго;

- прикрывает рот руками, держит руки близко ко рту, особенно во время разговора (показатель того, что боится сказать правду);

- закрывает руками область горла (реакция страха);

- часто или чрезмерно сглатывает (следите за резкими движениями кадыка - это реакция на напряженную ситуацию);

- пульсация сонной артерии на шее;

- опущенная голова со втянутым подбородком (уход от угрожающей ситуации).

Кисти рук/руки:

- гусиная кожа;

- волосы стоят (руки и загривок особо показательные зоны);

- занимается ногтями;

- беспокойные руки;

- сжатые руки;

- теребит украшения или одежду (указывает на напряжение);

- потирает руки или пальцы;

- вытирает руки (Леди Макбет);

- похлопывает/разглаживает/поглаживает/массирует какую-то часть тела (самоуспокаивающий жест);

- повторно почесывается;

- подергивает какую-то часть одежды или тела;

- прячет руки, указывает в сторону (попытка отвлечь внимание от себя);

- постоянно снимает пылинки;

- руки не остаются в покое;

- скрещивает руки на груди (возведение барьера);

- фиксируется на каком-либо предмете, облокачивается, хватает, держит портфель, стул, стойку досмотра, тележку, дверь автомобиля и т.д.

Тело:

- общая оцепенелость или неподвижность тела (может быть вызвана страхом или пакетом на теле);

- преувеличенные движения;

- общая беспокойность;

- постукивает ногой/шаркает;

- нетерпеливо переминается с ноги на ногу;

- сгибает/разгибает колени;

- постоянно закидывает ногу за ногу;

- держит руки в области паха (защитный/успокаивающий жест);

- тело повернуто в сторону (желание прекратить контакт);

- неконтролируемый метеоризм.

3. Слуховые подсказки.

Внимательно слушайте субъекта, обращая внимание на следующее:

- неспособность отвечать;

- нежелание отвечать;

- делает паузу перед тем, как ответить;

- отвечает вопросом на вопрос;

- повторяет вопрос или просит, чтобы вопрос повторили;

- постоянно просит пояснить вопрос;

- отвечает слишком медленно или слишком запутанно;

- маскирует суть лишней, не относящейся к делу информацией и/или преувеличенными заявлениями;

- дрожащий голос, заикание;

- голос прерывается;

- нерешительность речи;

- пощелкивание языком;

- глубокие вздохи;

- повторное откашливание;

- зевота (очень важный признак);

- скрипит зубами;

- меняется тон или тембр голоса: более высокий тембр указывает на стресс/напряжение, более резкий тон указывает на страх, более мягкий тон может быть попыткой усыпить бдительность и обмануть изменение громкости:

а) более громкий голос указывает на стресс/напряжение;

б) более тихий указывает на страх;

- меняется скорость речи:

а) быстрая речь означает желание прекратить контакт;

б) медленная речь может указать на то, что субъект лжет, приукрашивание ранее данных ответов.

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!