;
Действует
История статусов
Подписан 28.04.2009 |
В целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации в области защиты прав интеллектуальной собственности при таможенном контроле после выпуска товаров и (или) транспортных средств направляю для использования в работе разъяснения по организации таможенного контроля после выпуска в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
1. Нормативная правовая база в области правовой охраны интеллектуальной собственности включает следующие нормативные правовые акты:
- Парижская конвенция об охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 года);
- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (Мадрид, 14 апреля 1891 года);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) (далее - ГК России).
Часть 4 ГК России применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ . К правоотношениям, возникшим до введения в действие части 4 ГК России, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения ее в действие. Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые на день введения в действие части 4 ГК России, продолжают охраняться в соответствии с правилами части 4 ГК России;
- Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК России);
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП России).
2. При проведении таможенного контроля после выпуска в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, также следует руководствоваться:
1) Приказом ФТС России от 27 октября 2003 года N 1199 "Об утверждении положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами", зарегистрированным Минюстом России 18 декабря 2003 года, рег. N 5341;
2) Приказом ФТС России от 8 июня 2007 года N 714 "Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности", зарегистрированным Минюстом России 22 августа 2007 года, рег. N 10038;
3) Приказом ФТС России от 4 сентября 2007 года N 1057 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации", зарегистрированным Минюстом России 26 сентября 2007 года, рег. N 10183.
3. Основные понятия и определения, используемые в данном письме:
- интеллектуальная собственность - результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (ч. 1 ст. 1225 ГК России);
- объект интеллектуальной собственности - произведение науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, промышленные образцы, программы ЭВМ, базы данных, экспертные системы, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания;
- товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (ч. 1 ст. 1477 ГК России);
- знак обслуживания - обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг (ч. 2 ст. 1477 ГК России);
- наименование места происхождения товара - обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ч. 1 ст. 1516 ГК России);
- авторское право - интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства (ч. 1 ст. 1255 ГК России);
- смежные права - интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние (ч. 1 ст. 1303 ГК России);
- лицензионный договор - договор, по которому обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации предоставляет или обязуется предоставить право использования такого результата или такого средства иному лицу в предусмотренных договором пределах (ч. 1 ст. 1235 ГК России);
- правообладатель - гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ч. 1 ст. 1229 ГК России);
- контрафактные материальные носители - материальные носители, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка которых приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство (ч. 4 ст. 1252 ГК России). Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (ч. 1 ст. 1515 ГК РФ).
4. К товарам, содержащим объекты интеллектуальной собственности, относятся:
- товары, обозначенные товарными знаками и (или) знаками обслуживания и (или) содержащие наименования места происхождения товара;
- товары, содержащие объекты авторского права, смежных прав.
5. При проведении таможенного контроля после выпуска вопросы соблюдения законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности включаются в проверку должностными лицами подразделений таможенной инспекции как инициативно, так и на основании заявления правообладателя.
6. При проведении таможенного контроля после выпуска в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, могут привлекаться:
- должностные лица подразделений, осуществляющих защиту прав интеллектуальной собственности, а также контроль за обеспечением соблюдения торговых ограничений;
- должностные лица иных подразделений таможенных органов Российской Федерации;
- представители правообладателя.
7. Таможенный контроль после выпуска в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, может проводиться таможенными органами во взаимодействии с иными государственными контролирующими органами.
8. В ходе проведения таможенного контроля после выпуска в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, может назначаться экспертиза (исследование). Экспертиза (исследование) товара проводится в соответствии с гл. 36 ТК России.
9. При проведении таможенного контроля после выпуска в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, целесообразно получить следующую информацию:
- о правовой охране данных объектов интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации;
- о международной регистрации объектов интеллектуальной собственности;
- о лицах, обладающих правом использования объектов интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации на основании соответствующих лицензионных договоров, зарегистрированных в Роспатенте;
- об уполномоченных импортерах и дилерах товаров, обозначенных товарными знаками, на территории Российской Федерации;
- о признаках, позволяющих отличить товары, обладающие признаками контрафактных, от оригинальных товаров (при условии предоставления правообладателем образцов оригинальных товаров с нанесенными на них обозначениями (объектами интеллектуальной собственности) либо подробного описания конкретного объекта интеллектуальной собственности, в отношении которого выдано свидетельство на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара);
- о движении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (например, о розничной продаже ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров с нанесенным товарным знаком без заключения лицензионного договора с правообладателем).
Источниками такой информации могут служить:
- таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;
- сведения, полученные из Роспатента;
- копии документов и сведения, полученные от правообладателя (его представителя);
- иные источники.
10. При обнаружении в результате анализа полученных материалов достаточных данных, указывающих на наличие событий административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.10, ч. 1 ст. 7.12 КоАП России, рассматривается вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях.
При обнаружении признаков административных правонарушений, производство по которым отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции иных государственных органов, на основании ст. 411 ТК России материалы, содержащие информацию о правонарушении, незамедлительно направляются для принятия решения в порядке ст. 28.1 КоАП России в органы внутренних дел либо территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП России.
При этом проведение таможенного контроля после выпуска по вопросам соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации продолжается.
11. В соответствии с законодательством Российской Федерации правообладатель (его представитель) имеет право подать в таможенные органы соответствующее письменное заявление о защите своих исключительных прав.
12. При указании в заявлении правообладателя (его представителя):
- признаков нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, повлекшего нарушение прав интеллектуальной собственности;
- сведений о правообладателе, его представителе на территории Российской Федерации, уполномоченных импортерах (лицах, которым правообладателем разрешено использование товарного знака);
- сведений об охраняемом объекте интеллектуальной собственности (данных о национальной или международной регистрации объекта интеллектуальной собственности, государственной регистрации лицензионных договоров);
- признаков незаконного использования объекта интеллектуальной собственности;
- информации об обстоятельствах незаконного использования объекта интеллектуальной собственности, в частности о месте, времени предположительного нарушения, о товарах, на которых незаконно размещен товарный знак, а также известные данные о предполагаемом нарушителе;
- предварительных сведений о размере причиненного ущерба;
- требований о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении: осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП России), изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП России), арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП России),
принимается решение о проведении таможенного контроля после выпуска в одной из форм, предусмотренных гл. 35 ТК России.
13. В случае, если заявление правообладателя (его представителя) не содержит информацию о нарушении таможенного законодательства, оно направляется в установленном порядке в органы внутренних дел либо территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП России.
14. Проведение таможенного контроля в формах, предусмотренных гл. 35 ТК России, осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими проведение той или иной формы таможенного контроля.
Начальник Управления таможенной инспекции, генерал-майор таможенной службы |
О.В.Грачев |