Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Письмо СЗТУ ФТС России от 29.12.2011 № 12-03-21/30095 "О направлении обзора практики рассмотрения жалоб"

Обзор практики рассмотрения жалоб
Письмо Северо-Западного таможенного управления
от 29 декабря 2011 г. N 12-03-21/30095
"О направлении обзора практики рассмотрения жалоб"

Направляю обзор практики рассмотрения Северо-Западным таможенным управлением жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела за второе полугодие 2011 года для использования в работе.

Обзор необходимо довести до сведения правовых отделов, а также структурных подразделений, реализующих функции таможенных органов в области таможенного дела.

 

Заместитель начальника
Северо-Западного таможенного управления -
начальник правовой службы,
полковник таможенной службы
И.А.Пушкарева
 
 
Приложение
к письму Северо-Западного
таможенного управления
от 29.12.2011 N 12-03-21/30095

 

ОБЗОР
ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СЗТУ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ,
ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ЗА 2 ПОЛУГОДИЕ 2011 ГОДА

 

Неисправность временно ввезенного транспортного средства или его хищение после окончания срока временного ввоза не может являться основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов

 

В СЗТУ поступила жалоба гражданина С. на требование Кингисеппской таможни об уплате таможенных платежей, задолженность по уплате которых возникла в связи с невывозом временно ввезенного автомобиля в установленный таможенным органом срок.

В жалобе заявитель указывает, что невыполнение условий временного ввоза транспортного средства явилось результатом действия непреодолимой силы, выразившейся в возникновении неотвратимых обстоятельств, - в неисправности автомобиля, в результате которой автомобиль не мог двигаться своим ходом, и впоследствии в его хищении.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

21.09.2010 гражданином С. через таможенный пост МАПП Ивангород Кингисеппской таможни на таможенную территорию Таможенного союза был ввезен автомобиль. Согласно отметке в пассажирской таможенной декларации, поданной гражданином С., вышеуказанное транспортное средство было ввезено на таможенную территорию Таможенного союза временно, срок временного ввоза автомобиля был установлен до 20.12.2010. В установленный таможенным органом срок вышеуказанное транспортное средство не было вывезено с таможенной территории Таможенного союза.

По данному факту Кингисеппской таможней в отношении гражданина С. было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.18 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП России). Впоследствии Кингисеппской таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым гражданин С. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.18 КоАП России, и ему назначено наказание в виде административного штрафа.

Кингисеппской таможней в соответствии со ст. 91, 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон), Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) в адрес гражданина С. было направлено требование об уплате таможенных платежей.

Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, установлен Соглашением. Данным порядком определены в том числе случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования.

Согласно п. 2 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Пунктом 6 ст. 358 ТК ТС предусмотрено, что в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории Таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.

В соответствии с положениями пп. 3 п. 5 ст. 14, пп. 5 п. 2 ст. 13 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта при уничтожении (безвозвратной утрате) товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и(или) хранения.

Согласно ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие. К таким событиям относятся стихийные бедствия, пожары, военные действия и т.п.

Неисправность транспортного средства не относится к событиям непреодолимой силы. Кроме того, из жалобы заявителя, а также из представленных Кингисеппской таможней документов следует, что возникшая неисправность транспортного средства (поломка автоматической коробки передач) подлежала восстановлению, автомобиль мог быть приведен в исправное состояние, в связи с чем данная поломка не может рассматриваться в качестве обстоятельства, послужившего причиной невывоза автомобиля с таможенной территории Таможенного союза. При изложенных обстоятельствах ввезенный гражданином С. автомобиль не может являться уничтоженным или безвозвратно утраченным в результате поломки. Транспортное средство осталось на таможенной территории Таможенного союза и могло быть отремонтировано в сроки временного ввоза.

Как следует из представленных гражданином С. в СЗТУ документов (копии талона-уведомления о принятии заявления о хищении транспортного средства, копии постановления о возбуждении уголовного дела и о принятии его к производству), хищение автомобиля произошло после окончания срока временного ввоза данного транспортного средства.

Следовательно, до истечения срока временного ввоза автомобиля какие-либо меры по вывозу автомобиля с таможенной территории Таможенного союза гражданином С. предприняты не были, срок временного ввоза транспортного средства продлен не был.

Таким образом, обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения жалобы, не являлись основаниями для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства, ввезенного гражданином С.

С учетом изложенного, СЗТУ в удовлетворении жалобы гражданина С. отказано. Требование Кингисеппской таможни об уплате таможенных платежей признано правомерным.

 

Непредставление документов при таможенном декларировании товаров для личного пользования, подтверждающих право владения, пользования и(или) распоряжения транспортным средством, является основанием для принятия решения об отказе в выпуске товара

 

СЗТУ рассмотрена жалоба гражданина М. на решение таможенного поста МАПП Лудонка Псковской таможни об отказе в выпуске товара - прицеп к автомобилю. Основанием для принятия данного решения послужило непредставление гражданином М. документов, подтверждающих право владения, пользования и(или) распоряжения прицепом.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В июле 2011 года гражданином М. при въезде из Республики Латвия на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Лудонка Псковской таможни таможенному органу была подана пассажирская таможенная декларация (далее - ПТД), в которой указаны сведения о перемещении сопровождаемого багажа в количестве 5 мест и автомобиля, а также представлено свидетельство о регистрации транспортного средства.

При проведении таможенного контроля уполномоченным должностным лицом таможенного поста установлено, что автомобиль перемещался с прицепом.

Документы на право пользования и владения прицепом гражданином М. для совершения таможенных операций представлены не были.

В целях выпуска товара - прицепа к автомобилю должностным лицом МАПП Лудонка Псковской таможни у гражданина М. был запрошен документ, подтверждающий право пользования, владения прицепом.

В связи с непредставлением запрошенного документа таможенным постом МАПП Лудонка Псковской таможни принято решение об отказе в выпуске товара - прицепа к автомобилю.

Товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 ТК ТС.

Согласно пп. 39 п. 1 ст. 4 ТК ТС к транспортным средствам относится категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

В соответствии с пп. 4 пункта 2 статьи 355 ТК ТС транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию, подлежат таможенному декларированию в письменной форме.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования в соответствии с п. 2 ст. 355 ТК ТС производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

В соответствии с п. 1 ст. 356 ТК ТС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся в том числе документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования, и документы, подтверждающие право владения, пользования и(или) распоряжения транспортным средством личного пользования (пп. 7, 8 пункта 1 статьи 356 ТК ТС).

Пунктом 4 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу (далее - Инструкция), утвержденной решением Комиссии Таможенного союза 18.06.2010 N 311, установлено, что к документам, подтверждающим право владения, пользования и распоряжения транспортным средством личного пользования, относятся свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) авто-, мототранспортного средства или документ, его заменяющий, при выпуске авто-, мототранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещаемых через таможенную границу.

Таким образом, исходя из вышеизложенных норм закона, прицеп к автомобилю относится к транспортным средствам и подлежит декларированию в письменной форме с представлением таможенному органу документов, подтверждающих право владения, пользования и(или) распоряжения транспортным средством личного пользования.

Согласно п. 1 ст. 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и(или) правильности их заполнения и(или) оформления. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах (п. 3 ст. 111 ТК ТС).

При несоблюдении декларантом условий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган отказывает в выпуске товаров (п. 11 Инструкции).

Из представленных Псковской таможней документов следовало, что таможенным постом МАПП Лудонка при проверке сведений, заявленных гражданином М. в ПТД, установлено, что сведения о перемещаемом прицепе к автомобилю заявлены не были, документы, предусмотренные ст. 356 ТК ТС, Инструкцией, представлены не были.

В связи с непредставлением гражданином М. при декларировании товара - прицепа к автомобилю необходимых документов таможенным постом было предъявлено гражданину М. требование об их представлении, формализованное в виде уведомления.

Запрошенные таможенным органом документы гражданином М. представлены не были.

Непредставление при декларировании товаров документов, предусмотренных таможенным законодательством, являлось основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в их выпуске.

С учетом изложенного, СЗТУ в удовлетворении жалобы гражданина М. отказано. Решение таможенного поста МАПП Лудонка Псковской таможни об отказе в выпуске товара - прицепа к автомобилю признано правомерным.

 

Таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле не содержит требования производить взвешивание товара только в рамках установленных форм таможенного контроля

 

В СЗТУ поступила жалоба ООО "Н" на действия Турухтанного таможенного поста Балтийской таможни, выразившееся в проведении взвешивания товара.

В жалобе заявитель указывает, что взвешивание товара не является формой таможенного контроля, предусмотренной статьей 110 ТК ТС, и не может проводиться вне форм таможенного контроля.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В мае 2011 года ООО "Н" на Турухтанный таможенный пост Балтийской таможни была подана ДТ на товар "пленка упаковочная самоклеящаяся...".

Турухтанным таможенным постом Балтийской таможни произведен таможенный осмотр указанного товара с применением в качестве технического средства таможенного контроля инспекционно-досмотрового комплекса, также по требованию таможенного органа было произведено взвешивание товара, находящегося в контейнере.

В соответствии с п. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с пп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями (п. 1 ст. 95 ТК ТС).

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта.

Положениями ст. 188 ТК ТС установлено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан выполнять требования, предусмотренные ТК ТС.

По требованию таможенного органа в соответствии с п. 1 ст. 108 ТК ТС декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.

Таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле не содержит требования производить взвешивание товара только в рамках установленных форм таможенного контроля, в связи с чем декларант обязан был выполнить требование таможенного органа о проведении взвешивания товара.

При указанных обстоятельствах действия Турухтанного таможенного поста Балтийской таможни, выразившиеся в проведении взвешивания товара, были признаны СЗТУ правомерными.

 

Начальник отдела рассмотрения жалоб
в сфере таможенного дела,
майор таможенной службы
О.В.Болоткин
 
  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha