Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 14.09.2011 № 14-57/44508

Письмо ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 14-57/44508
"О направлении информации"
 

Направляем информационные материалы, представленные письмом Минприроды России от 25.08.2011 N 03-13-31/12789, в целях принятия дополнительных мер таможенного контроля, направленных на пресечение недостоверного декларирования товаров, содержащих озоноразрушающие вещества, и недопущение ввоза озоноразрушающих веществ без получения предусмотренных законодательством лицензий на их ввоз.

 
Заместитель начальника
Управления торговых
ограничений валютного
и экспортного контроля
полковник таможенной службы
А.Г.Романенко
 
 
Приложение
к письму ФТС России
от 14 сентября 2011 г. N 14-57/44508

 

Поэтапное сокращение потребления ОРВ в рамках выполнения международных обязательств Российской Федерации по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой (далее - Монреальский протокол), и ужесточение национальных требований к их обороту действительно может привести к росту их нелегальной торговли.

В 2011 году в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими, из Монреальского протокола, в соответствии с Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также в соответствии с мерами, принятыми Российской Федерацией в одностороннем порядке временными количественными ограничениями на ввоз озоноразрушающих веществ на территорию Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2011 г. N 564), на территорию Российской Федерация при наличии лицензии Минпромторга и разрешения Росприроднадзора возможен ввоз озоноразрушающих веществ только в следующих случаях:

1) из списка А раздела 1.1. Единого перечня:

ХФУ-11 и ХФУ-12 в количестве не более 212 метрических тонн в соответствии с решением XXII/4, принятом на 22-ом совещании сторон Монреальского протокола, в качестве исключений для основных видов применения (в целях производства дозированных ингаляторов для лечения астмы и острой хронической легочной недостаточности) на ОАО "Алтайвитамины" и ОАО "Мосхимфармпрепараты" им. Н.А.Семашко". Импортер: ЗАО "Холдинговая компания "Фитон";

ОРВ списка А, ввозимых для использования исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ;

рециклированных ОРВ списка А.

С текстами решений сторон можно ознакомиться на сайте http://ozone.unep.org/new_site/en/committee_documents.php?committee_id=1.

Иные случаи ввоза ОРВ списка А являются потенциально нелегальными. В целях предотвращения возможного нелегального ввоза таможенным органам необходимо обращать внимание на страну-экспортера рециклированных ОРВ списка А.

Так, согласно отчетам сторон Монреальского протокола следующие страны экспортировали рециклированные ОРВ списка А в 2005 - 2010 годах (http://ozone.unep.org/new_site/en/ozone_data_tools_access.php):

Exports of Recovered/Recycled/Reclaimed in Metric Tonnes (Database last updated: Friday 12th August 2011 at 14:49)

 

Annex A, Group 1 (CFCs)
  Party
2005
2006
2007
2008
2009
2010
1.
Canada
101.6
50.7
82.5
11.6
116.4
 
2.
China
 
 
 
 
0.1
 
3.
New Zealand
 
 
4.3
1.1
0.6
 
4.
Norway
 
 
 
 
122.9
 
5.
South Africa
 
 
 
 
16.0
 
6.
Switzerland
 
 
 
5.9
 
 
Annex A, Group II (Halons)
  Party
2005
2006
2007
2008
2009
2010
1.
Andorra
 
 
 
 
0.2
 
2.
Australia
0.6
36.1
0.2
 
 
 
3.
Bahrain
13.0
 
 
 
 
 
4.
Canada
32.3
8.1
72.0
42.0
48.3
 
5.
China
 
 
 
5.0
 
 
6.
Colombia
 
 
 
 
7.7
 
7.
European Union
115.4
79.8
243.2
102.3
77.8
68.7
8.
Norway
44.1
0.8
747.0
 
37.6
 
9.
Singapore
1.0
15.1
 
1.0
4.6
 
10.
Switzerland
2.0
4.0
3.2
3.2
 
 
11
United States of America
 
 
 
 
49.7
18.8

 

Данные об организациях стран, потенциально имеющих мощности по рециклингу, представлены на сайте Озонового секретариата http://ozone.unep.org/new_site/en/ozone_data_tools_reclaimation_facilities.php.

Так, в случаях, если участником ВЭД заявлена страна-экспотрер рециклированных ОРВ списка А, не входящая в список стран по наличию в них мощностей по рециклингу и не экспортировала их в последние годы, под видом заявленного рециклированного ОРВ может ввозиться вновь произведенное ОРВ списка А, ввоз которого запрещен. Для Российской Федерации наиболее вероятным возможен ввоз под видом рециклированного востребованных ХФУ-11, 12, 113 и галонов (1301, 2402).

Данные по ввозу ОРВ списка А, как рециклированных представлен ниже:

Imports of Recovered/Recycled/Reclaimed in Metric Tonnes (Database last updated: Friday 12th August 2011 at 14:49).

 

Russian Federation
 
Anx
Grp
AnxGrpName
2005
2006
2007
2008
2009
2010
A I CFCs
168.3
456.2
537.2
268.2
322.8
51.5
A II Halons
31.4
 
16.7
15.0
14.0
18.5

 

Данные по потенциальным странам-производителям чистых ОРВ и не имеющим мощности по рециклингу могут помочь таможенным органам в выявлении нелегального ввоза чистых ОРВ списка А под видом рециклированных.

ODS Production in ODP Tonnes (Database last updated: Friday 12th August 2011 at 14:49.)

 

Annex A, Group 1 (CFCs)
  Party
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Baseline
1.
Argentina
1,646.0
1,645.2
442.9
 
 
 
2,745.3
2.
Australia
-51.4
-80.0
-55.0
-42.0
-46.4
-23.9
15,385.4
3.
Belgium
-95.6
-76.1
-59.6
 
 
 
 
4.
Brazil
-0.1
 
 
 
 
 
10,182.2
5.
Cameroon
 
 
 
 
-1.5
-6.0
 
6.
China
18,700.2
13,060.1
6,085.1
531.8
547.4
 
47,003.9
7.
Czech Republic
-13.8
-7.7
-7.9
-19.3
-19.7
-19.7
1,977.6
8.
Denmark
 
-19.2
-14.2
-17.5
 
 
 
9.
Finland
-95.0
-100.5
-124.5
-120.2
-106.9
-92.0
 
10.
France
-5.5
-179.6
-640.4
-650.0
-742.2
-
71,018.4
 
 
 
 
 
 
 
126.4
 
11.
Germany
-351.3
-386.0
-272.5
-296.5
-258.0
-
123,652.8
 
 
 
 
 
 
 
341.0
 
12.
Greece
2,142.0
150.0
 
 
 
 
14,045.0
13.
Hungary
-3.1
 
-8.6
-9.0
-9.8
 
 
14.
India
11,259.9
6,889.8
2,294.7
672.5
 
 
22,632.4
15.
Mexico
5,201.0
 
 
-0.7
 
 
11,042.3
16.
Netherlands
2,006.0
-124.7
-86.2
-61.2
-54.7
 
42,330.8
17.
Norway
-21.8
-26.8
-64.2
-3.8
-20.7
-0.3
 
18.
Poland
 
 
 
-9.1
-25.1
-8.7
 
19.
Republic of Korea
3,518.0
4,601.0
1,380.0
1,380.0
1,380.0
 
9,202.0
20.
Romania
 
 
 
 
-
 
 
 
 
 
 
 
 
6,049.0
 
 
21.
Russian Federation
 
 
120.0
112.0
104.0
96.0
105,296.0
22.
Slovakia
-1.9
-3.0
-3.7
-3.7
-0.2
 
 
23.
Spain
3,600.0
2,964.0
1,364.9
1,293.0
1,426.0
 
33,728.0
24.
Sweden
-33.0
-117.5
-157.7
-41.9
-0.1
 
 
25.
Switzerland
-30.0
 
 
 
 
 
 
26.
United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland
-474.7
-391.3
-380.6
 
 
 
102,014.4
27.
United Slates of America
210.8
1,087.6
575.9
31.6
-76.4
-
311,021.2
 
 
 
 
 
638.8
 
28.
Venezuela (Bolivarian Republic of)
2,451.3
2,876.3
 
 
 
 
4,786.9
Annex A. Group II (Halons)
  Party
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Baseline
1. Australia
 
 
 
 
 
-
56.0
 
2. Belgium
-198.1
-123.0
-49.8
 
 
 
 
3. China
5,475.8
995.0
988.3
977.3
985.9
 
40,993.0
4. Czech Republic
 
-2.0
 
 
 
 
 
5. Finland
-100.0
-28.0
-46.0
-50.7
-23.1
 
 
6. France
 
-764,3
-392.7
-
297.2
-175.6
-
53.5
34,465.0
7. Hungary
-30.9
 
-18.1
-27.4
-7.9
 
 
8. Netherlands
-7.2
-24.0
-2.0
-
207.3
-71.1
 
 
9. Republic of Korea
855.0
1,470.0
1,104.0
737.0
1,122.0
 
3,678.0
10. Sweden
-69.0
-175.0
-69.4
-12.4
 
 
 
11. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland
-145.4
-202.0
-510.0
 
 
 
16,500.0
12. United Slates of America
 
 
-1.3
-
224.4
-12.5
-
19.7
58,7560

 

2) Из списка В раздела 1.1 Единого перечня:

ОРВ списка В, ввозимых для использования исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ;

рециклированных ОРВ списка В.

Согласно отчетам сторон Монреальского протокола следующие страны экспортировали рециклированные ОРВ списка В в 2005-2010 годах (http://ozone.unep.org/new_site/en/ozone_data_tools_access.php):

Exports of Recovered/Recycled/Reclaimed in Metric Tonnes (Database last updated: Friday 12th August 2011 at 14:49).

 

Annex B, Group I (Other Fully Halogenated CFCs)
 
Party
2009
1. New Zealand
0.8

 

По имеющейся информации, потребности в потреблении ОРВ списка В в Российской Федерации отсутствуют, в связи с чем риск нелегального ввоза минимален.

За последние пять лет разрешения на ввоз рециклированных ОРВ списка В не выдавались.

В случаях, если участником ВЭД заявлена страна-экспотрер рециклированных ОРВ списка В, не входящая в список стран по наличию в них мощностей по рециклингу и не экспортировала их в последние годы, под видом заявленного рециклированного ОРВ может ввозиться вновь произведенное ОРВ списка В, ввоз которого запрещен.

При этом, данные по странам-производителям ОРВ списка В согласно их отчетам представлены ниже:

ODS Production in ODP Tonnes (Database last updated: Friday 12th August 2011 at 14:49.)

 

Annex B, Group I (Other Fully Halogenated CFCs)
  Party
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Baseline
1. Belgium
-11.9
 
 
 
 
 
 
2. China
20.3
19.5
4.0
 
 
 
26.7
3. Netherlands
-1.6
 
 
 
 
 
23.0
4. Norway
 
 
 
 
 
-0.1
 
5. United States of America
 
 
-6.8
-6.2
-1.9
-2.5
577.0
Annex B, Group II (Carbon Tetrachloride)
  Party
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Baseline
1. Argentina
 
 
 
-53.9
-332.4
 
 
2. Brazil
 
 
 
 
 
-18.0
11,629.6
3. China
1,060.3
775.0
265.1
219.2
86.8
 
32,479.7
4. Czech Republic
-96.9
67.4
-68.1
 
 
 
5,285.5
5. Democratic People's Republic оf Korea
191.4
 
 
 
 
 
1,285.2
6. France
-6,838.7
-5,297.6
-667.1
-5,451.6
470.2
676.1
5,119.4
7. Germany
-457.6
 
-10,826.2
 
 
-12.8
8,067.4
8. Hungary
 
 
 
 
-0.6
 
 
9. India
1,660.5
1,127.5
707.3
680.5
39.1
 
11,552.9
10. Japan
32.8
25.7
25.7
28.1
14.2
19.8
19,602.0
11. Netherlands
-6.7
-4.4
-2.3
-69.9
-18.4
 
 
12. Poland
 
 
 
-9.3
-2.9
-6.0
3,960.0
13. Republic of Korea
-224.4
74.8
58.3
30.7
18.5
 
584.8
14. Romania
30.9
42.0
34.6
-2.8
-47.7
 
11,878.5
15. Russian Federation
-78.9
-50.2
 
 
 
 
103,290.0
16. Spain
 
136.4
-698.5
-198.0
-744.7
 
40,634.0
17. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland
 
2,214.3
1,901.9
-1,711.5
 
 
14,094.3
18. United States of America
-1,718.2
7.4
-221.8
-410.5
-192.9
-931.4
56,036.2
Annex B, Group III (Methyl Chloroform)
  Party
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Baseline
1. China
77.9
77.9
77.9
77.8
77.8
 
112.8
2. France
38.8
18.6
 
 
 
 
6,169.5
3. Japan
399.9
348.0
418.0
245.7
193.8
 
15,636.4
4.  
 
 
 
 
 
 
 

 

Данные по потенциальным странам-производителям чистых OPB и не имеющим мощности по рециклингу могут помочь таможенным органам в выявлении нелегального ввоза чистых ОРВ списка В под видом рециклированных.

3) Из списка Е раздела 2.1 Единого перечня:

ОРВ списка Е, ввозимых для использования исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ;

рециклированных ОРВ списка Е.

Согласно отчетам сторон Монреальского протокола следующие страны экспортировали рециклированные ОРВ списка Е в 2005 - 2010 годах (http://ozone.unep.org/new_site/en/ozone_data_tools_access.php):

Exports of Recovered/Recycled/Reclaimed in Metric Tonnes (Database last updated: Friday 12th August 2011 at 14:49).

 

Annex E, Croup I (Methyl Bromide)
 
Party
2008
1. Switzerland
0.1

 

По имеющейся информации, потребности в потреблении ОРВ списка Е в Российской Федерации отсутствуют, в связи с чем риск нелегального ввоза минимален.

За последние пять лет ввоз рециклированных ОРВ списка Е не осуществлялся.

В случаях, если участником ВЭД заявлена страна-экспотрер рециклированных ОРВ списка Е, не входящая в список стран по наличию в них мощностей по рециклингу и не экспортировала их в последние годы, под видом заявленного рециклированного ОРВ может ввозиться вновь произведенное ОРВ списка Е, ввоз которого запрещен.

Данные по странам-производителям ОРВ списка Е согласно их отчетам представлены ниже:

ODS Production in ODP Tonnes (Database last updated: Friday 12th August 2011 at 14:49.)

 

Annex E, Croup I (Methyl Bromide)
  Party
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Baseline
1. Brazil
-0.3
 
 
 
 
 
 
2. China
322.8
581.5
411.8
382.7
241.9
 
776.3
3. Czech Republic
-1.2
 
 
-0.1
 
 
 
4. France
94.2
-3.6
 
 
 
 
2,517.0
5. Israel
3,532.6
4,409.8
2,344.2
2,094.1
1,390.8
 
16,800.0
6. Japan
346.0
287.3
281.6
223.2
161.2
138.4
3,376.1
7. Netherlands
-15.6
-15.0
-1.2
-0.3
 
 
 
8. Switzerland
 
 
-0.2
 
 
 
 
9. The Former Yugoslav Republic of Macedonia
 
-0.3
 
 
 
 
 
10. United States of America
6,589.2
6,502.2
4,688.5
3,770.7
3,562.9
2,276.9
16,908.0

 

4) Из списка С раздела 2.1 Единого перечня:

в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2011 г. N 564 только ГФХУ 141b после распределения квоты между участниками ВЭД, подавшими до 1 августа 2011 года заявки в Росприроднадзор: ООО "Дау Изолан", ООО "Натана Групп", ООО "Химснаб М", ОАО "Химпром", ООО "Фреоника", ООО "Маркой-Холод".

ОРВ списка С, ввозимых для использования исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ;

рециклированных ОРВ списка С.

Согласно отчетам сторон Монреальского протокола следующие страны экспортировали рециклированные ОРВ списка С в 2005 - 2010 годах (http://ozone.unep.org/new_site/en/ozone_data_tools_access.php):

Exports of Recovered/Recycled/Reclaimed in Metric Tonnes (Database last updated: Friday 12th August 2011 at 14:49).

 

Annex E, Croup I (HCFCs)
  Party
2005
2006
2007
2008
2009
2010
1. Canada
64.6
50.7
95.6
79.7
81.9
49.0
2. European Union
 
 
 
 
 
29.5
3. Monaco
 
 
0.3
0.3
 
0.7
4. New Zealand
9.2
 
13.4
15.8
19.4
 
5. United States of America
123.0
35.9
 
 
422.4
208.0
Annex C, Group III (Bromochloromethane)
  Party
2005
2006
2007
2008
2009
2010
1. United States of America
19.0
 
 
 
 
 

 

В случаях, если участником ВЭД заявлена страна-экспотрер рециклированных ОРВ списка С, не входящая в список стран по наличию в них мощностей по рециклингу и не экспортировала их в последние годы, под видом заявленного рециклированного ОРВ может ввозиться вновь произведенное ОРВ списка C, ввоз которого запрещен.

Данные по странам-производителям ОРВ списка С согласно их отчетам представлены ниже:

ODS Production in ODP Tonnes (Database last updated: Friday 12th August 2011 at 14-49)

 

Annex C, Group I (HCFCs)
 
Party
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Baseline
1. Argentina
19.4
11.2
45.0
157.1
215.3
233.8
224.6
2. Australia
 
-13.4
-14.8
-14.2
-15.7
-14.5
587.1
3. Belgium
 
 
-0.6
-1.2
 
 
 
4. Brazil
-0.3
 
 
 
 
 
 
5. Canada
92.9
80.6
84.5
59.2
72.3
 
819.6
6. China
18,101.2
24,265.2
27,482.4
24,985.0
28,200.6
 
 
7. Czech Republic
-0.1
 
-0.3
-0.7
-0.1
-0.2
107.6
8. Democratic People's Republic оf Korea
 
 
 
21.7
27.7
 
 
9. Denmark
 
-0.7
-0.4
-1.0
 
 
68.9
10. Finland
 
-1.6
 
 
-1.1
 
36.5
11. France
1,537.2
1,164.0
1,584.7
2,314.1
845.0
589.3
2,337.5
12. Germany
380.3
363.8
287.4
957.8
892.0
175.5
3,425.6
13. Greece
253.6
 
 
 
 
 
235.3
14. Hungary
 
 
 
-0.1
-0.1
 
67.9
15. India
1,313.4
1,589.0
2,211.7
2,258.2
2,562.1
 
 
16. Japan
1,042.0
851.7
680.4
777.0
494.2
399.6
5,645.4
17. Mexico
482.7
687.8
778.3
771.2
699.9
694.0
697.0
18. Netherlands
867.2
1,016.8
787.3
800.8
208.0
333.6
1,568.7
19. Norway
-0.1
-0.2
-0.4
-0.2
-0.2
 
38.0
20. Poland
 
 
 
 
 
-0.2
97.3
21. Republic of Korea
597.2
394.9
372.5
363.6
375.3
 
 
22. Russian Federation
221.9
267.6
281.4
279.0
292.1
552.8
4,066.1
23. Slovakia
 
 
-0.1
-0.1
-0.1
-0.1
29.1
24. Spain
579.1
 
9.3
105.1
83.9
92.7
1,345.5
25. Sweden
-1.8
 
 
 
 
 
78.6
26. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland
882.0
7.7
1,197.2
275.8
131.7
 
2,755.8
27. United States of America
6,008.6
5,716.0
5,644.7
4,865.0
2,799.1
2,349.1
15,389.6
28. Venezuela (Bolivarian Republic of)
35.0
55.2
63.9
76.5
126.9
 
 
Annex C, Group II (HBFCs)
  Party
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Baseline
1. France
 
 
 
 
-51.3
-0.3
 
2. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland
 
 
 
 
1.2
 
 
3. United States of America
 
 
2.7
-1.0
 
 
 
Annex C, Group III (Bromochloromethane)
  Party
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Baseline
1. Brazil
-1.0
 
 
 
 
 
 
2. Czech Republic
-0.2
-0.2
 
-0.3
-0.3
 
 
3. Israel
-169.2
 
 
 
 
 
 
4. Netherlands
 
-1.0
 
-2.3
 
 
 
5. United States of America
-39.2
 
 
 
 
 
 

 

Данные по потенциальным странам-производителям чистых ОРВ и не имеющим мощности по рециклингу могут помочь таможенным органам в выявлении нелегального ввоза чистых ОРВ списка С под видом рециклированных.

До настоящего времени ввоз рециклированных ОРВ списка С в Российскую Федерацию не осуществлялся. В связи с введением в 2010 - 2011 годах количественных ограничений на ввоз ОРВ данного списка, в том числе нулевых импортных квот на востребованные в стране ГФХУ-22, 21, 142b, риск нелегального ввоза таких веществ и 141b может возрасти.

Кроме случаев, указанных выше, часто встречающимися и выявляемыми случаями контрабандного ввоза ОРВ являются:

1. ввоз ОРВ под видом следующих озонобезопасных веществ:

 

Название/
группы
Химическое название
Формулы
АОИНОК
N только для хладагентов
АОИНОК группа безопасности (1)
СХА N (2)
ООН N (3)
ГС код
Гидрофторуглероды (ГФУ)
134а 1,1,1,2-Тетрафторэтан CF3CH2F R-134a A1 811-97-2 3159 --2903.39
152а 1,1-Дифторэтан CHF2CH3 R-152a A2 75-37-6   --2903.39
125 Пентафторэтан CF3CHF2 R-125 A1 354-33-6   --2903.39
143а 1,1,1-трифторэтан CF3CH3 R-143a A2 420-46-2   --2903.39
32 Дифторметан CH2F2 R-32 A2 75-10-5   --2903.39
23 Трифторметан CHF3 R-23 A1 75-46-7   --2903.39
245fa 1,1,1,3,3-Пентафторпропан CF3CH2CHF2 R-245fa A1 460-73-1   --2903.39
Хладагенты, не содержащие галогены
R-717 Аммиак NH3 R-717 B2 7664-417 1005 -2814.10
R-744 Двуокись углерода CO2     124-38-9   --2811.21
R-600 Бутан CH3CH2CH2CH     106-97-8   -2901.10
R-600a Изобутан C4H10 R-600a A3 75-28-5 1969 -2901.10
R-290 Пропан C3H8 R-290 A3 74-98-6 1978 --2711.12
1 - Группы безопасности АОИНОК (Американское общество инженеров по нагревательным, охлаждающим и кондиционирующим установкам)
A1 Низкая токсичность, невоспламеняемость B1 Высокая токсичность, невоспламеняемость
A2 Низкая токсичность, низкая воспламеняемость B2 Высокая токсичность, низкая воспламеняемость
A3 Низкая токсичность, высокая воспламеняемость B3 Высокая токсичность, высокая воспламеняемость
2 - СХА N: Номер службы химической абстракции
3 - ООН N: Номер ООН для некоторых химических веществ
**СХА N для смесей из компонентов (Например: R-500 СХА N 75-71-8/75-37-6 СХА которого N как для ХФУ-12 и ГФУ-152а)

 

Примерный перечень производителей озонобезопасных веществ и ОРВ представлен на сайте ЮНЕП (http://www.unep.fr/ozonaction/information/tradenames/main.asp)

Под видом озонобезопасных веществ наиболее вероятен ввоз ОРВ в соответствующем агрегатном состоянии:

 

Физическое
состояние
Таблица зависимости температуры от давления
Примеры
Жидкий, сжатый газ При комнатной температуре, давление пара выше стандартного атмосферного давления на уровне моря R-12, R-13, R-22, R-115,
галон 1211, галон 1301,
бромистый метил
Жидкость При комнатной температуре, давление пара ниже стандартного атмосферного давления на уровне моря R-1, R-113, R-141b,
четыреххлористый углерод,
метилхлороформ

 

Нелегальный товар можно выявить по несоответствию маркировки и физико-химическим свойствам товара (токсичный, воспламеняемый, взрывоопасный, окисляющий, коррозионный) (копии карточек безопасности прилагаются (не приводятся).

2. ХФУ и ГХФУ, неправильно маркированные как ГФУ. Таможенные служащие должны внимательно досматривать партии грузов, маркированных как ГФУ-134а, альтернативное ОРВ вещество, потому что они могут быть незаконными. Действительно, у них должно возникать двойное подозрение, относительно партий с ГФУ, которые не регулируются и в настоящее время являются одним из обычных способов маскировки контрабанды. Во всем мире многие партии ГФУ-134а оказались незаконными партиями ХФУ-12 и ГХФУ-22 (или смеси, содержащие ГХФУ). Обычными методами контрабанды являются следующие: неправильное декларирование ОРВ как ГФУ134а, изменение упаковки и контрабанда ГХФУ в больших количествах в тепловых насосах. Восстановленные загрязненные ОРВ также неправильно маркируются как вновь созданные хладагенты, такие как ГФУ-134а, ГХФУ-22 или ХФУ-12. Прибыль, полученная от такого типа контрабанды, может быть высокой, из-за малой стоимости низкокачественных, восстановленных ОРВ.

Под видом смесей, состоящих из озонобезопасных веществ, не регулируемых Монреальским протоколом, могут провозить смеси, состоящие из ОРВ (список раздела 2.1. Единого перечня).

Наиболее распространенные смеси хладагентов представлены в таблице:

 

Озоноразрушающие смеси
Озонобезопасные смеси
Название
Состав
Название
Состав
R401 R22+R124+R125a R404 R125+R134a+R143a
R402 R22+R125+R290 R407 R32+R125+R134a
R403 R22+R218+R290 R410 R32+R125
R405 R22+R142b+R152a+RC318 R412 R134a+R218+R600
R406 R22+R142b+R600 R416 R124+R134a+R600
R408 R22+R124+R143b R507 R125+R134a
R409 R22+R124-R142b R508 R23+R116
R411 R22+R1270+R152a C1 R152a+R600
R412 R22+R142b    
R414 R22+R124+R142b+R600    
R415 R22+R23+R152a    
R509 R22+R218    
C10M1A R22+R21+R142b    

 

3. Еще одним примером недостоверной маркировки партии является провоз баллонов с ОРВ, спрятанных в заявляемый в декларации груз.

4. Нарушение режима транзитных перевозок ОРВ.

Законодательством, регулирующим трансграничное перемещение ОРВ не регулируется транзит. Транзит ОРВ осуществляется без лицензий и разрешительных документов. В транзитных пунктах может быть изменен маршрут контейнеров; они могут быть заменены на пустые или ОРВ, содержащиеся в них, могут быть удалены и заменены на другие химические вещества.

5. Декларирование как оборудование.

ХФУ часто неправильно декларируются как оборудование, например, как холодильное оборудование, компрессоры или автодетали. Более сложный метод контрабанды - это использование декларации возвращенных товаров, загрузка оборудования ХФУ и его экспорт и импорт для ремонта. Затем оборудование заполняется ХФУ при каждом экспорте и разгружается при каждом импорте.

6. Подделка разрешительных документов.

7. Контрабандным считается ввоз ОРВ из стран, не являющихся стороной Монреальского протокола и поправок к нему.

По состоянию на 25.08.2011 года Российская Федерация присоединилась ко всем поправкам, и не может осуществлять внешнюю торговлю ОРВ, меры по ограничению торговли с которыми введены поправками к Монреальскому протоколу (в том числе, Монреальская, Копенгагенская, Пекинская), со странами, не присоединившимися к данным поправкам: Зимбабве, Азербайджан, Бахрейн, Боливия, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Чад, Кабо-Верде, Кот-д'Ивуар, Джибути, Эквадор, Гвинея, Гаити, Иран, Казахстан, Кения, Ливия, Мавритания, Марокко, Мьянма, Непал, Никарагуа, Папуа Новая Гвинея, Перу, Саудовская Аравия, Сирия, Соломоновы острова.

8. Потенциально контрабандным может быть ввоз ОРВ под видом озонобезопасных веществ по заниженной цене, по данным контрактов - ОРВ в настоящее время стоят дешевле на рынке, чем озонобезопасные вещества, применяемые в новых технологиях, или рециклированные. Возможность анализа ценового рынка целесообразно обсудить с представителями проекта ЮНИДО/ГЭФ.

9. Ввоз для лабораторных и аналитических целей, в качестве технических агентов - ранее в России никогда не осуществлялся. При таких таможенных декларациях возможен риск нелегального ввоза ОРВ.

Возможные визуальные признаки нелегальных ОРВ.

Если контейнер с хладагентом был покрашен, видны признаки вмешательства или имеется бумажная маркировка, это может означать неправильную маркировку. Большинство газовых цилиндров имеют этикетки с покрытием, нанесенным трафаретной печатью или окрашенные распылением. Если цилиндр был перекрашен, необходим более тщательный осмотр. Цилиндры с хладагентами, содержащими вновь произведенные ОРВ, обычно имеют универсальный клапан. Если универсальный клапан поврежден или отсутствует, необходимо проверить содержимое цилиндра. Таможенные служащие должны проверить, чтобы страна происхождения, указанная на упаковке или на контейнере, соответствовала стране происхождения, указанной в грузовых документах.

Хладагенты, содержащие углеводороды (УВ), должны маркироваться как воспламеняемые, а хладагенты, содержащие ХФУ, как невоспламеняемые. Любой цилиндр с хладагентом, промаркированным как хладагент, содержащий УВ, без предупреждения, что он содержит огнеопасные газы, должен быть проверен. Цилиндры с хладагентами, содержащими огнеопасные газы, оснащаются клапанами с левой резьбой. Любой цилиндр, промаркированный как УВ - содержащий хладагент или огнеопасный газ, должен быть оснащен клапанами с левой резьбой. Если этого нет, содержимое цилиндра должно быть проверено.

Некоторые ОРВ являются газами при комнатной температуре, но транспортируются и хранятся как сжиженные сжатые газы в герметичных цилиндрах. Другие ОРВ являются жидкостями при комнатной температуре и помещаются в барабаны, бочки, бутыли или другие стандартные контейнеры. Цилиндры для хладагентов многократного пользования могут повторно заполняться любым типом хладагентов и могут содержать неправильно маркированные ОРВ. Их следует осматривать и определять хладагент идентификаторами хладагентов. Повторно заполненные цилиндры могут не иметь универсальных клапанов и могут протекать. Следовательно, детекторы утечки могут определить потайные цилиндры многократного пользования, содержащие ОРВ.

Инструментальные способы идентификации ОРВ.

Идентификаторы/анализаторы хладагентов представляют собой небольшие переносные устройства, используемые для идентификации определенных ОРВ и не - ОРВ. Более сложные модели позволяют определять ХФУ, ГХФУ, ГФУ и углеводороды. Они также могут анализировать состав определенных смесей хладагентов, содержание воды и чистоту вещества, а также указывать на наличие высоковоспламеняемых веществ.

Основная функция идентификаторов хладагентов - это помочь техникам по обслуживанию проверять чистоту используемых хладагентов в холодильном оборудовании и установках кондиционирования воздуха. Однако эти идентификаторы широко используются таможенными служащими на контрольно-пропускных пунктах для досмотра подозрительных партий ОРВ, которые могут быть неправильно или намеренно задекларированы как химические вещества, не содержащие ОРВ.

Переносные идентификаторы/анализаторы подсоединяются к цилиндру или прибору; они не требуют отбора проб. Поэтому, любые прошедшие подготовку таможенные служащие могут тестировать хладагенты, загруженные в цилиндры, холодильники, стационарные и мобильные системы кондиционирования воздуха. Впускные клапаны оборудования, содержащего ОРВ, различны по конструкции. Специальное оборудование может понадобиться для тестирования рефрижераторов, компрессоров, мобильных и стационарных кондиционеров, потому что многие из них имеют опечатанные металлические клапаны. Впускной клапан для автомобильного кондиционера помещается на компрессоре. При тестировании, необходимо соблюдать меры безопасности. Толстая трубка присоединяется к клапану при низком давлении или паре. Голубой клапан указывает на низкое давление. Тонкая трубка указывает на высокое давление, и клапан, указывающий на низкое давление, красного цвета.

В идентификаторах хладагентов используется недисперсионные инфракрасные технологии (NDIR) для определения весовых концентраций выбранных типов хладагентов. Инструмент обычно предназначен для использования при идентификации только обычно используемых хладагентов: R-12, R-134a, R-22 и углеводородов.

С внедрением новых смесей хладагентов, не содержащих R-12, R-134a, R-22 и углеводороды, инструмент может неправильно определять состав смесей хладагентов, из-за измерительного устройства.

Давление пара чистых хладагентов, измеряемое при определенной температуре, существенно отличается у большинства хладагентов и явным образом указывает на тип хладагента. Исключение составляют ХФУ-12 / ГФУ-134а и ХФУ-11 / ГХФУ-123, у которых давление пара сходно и не позволяет точно определить вещества. Чтобы измерить давление, цилиндр/оборудование должны быть подсоединены к манометру. Давление и температура должны измеряться одновременно. Если цилиндр/оборудование хранится при постоянной температуре, температура окружающей среды будет такая же, как и температура ОРВ. Расположение впускных клапанов описывается в предыдущих разделах по идентификаторам/анализаторам хладагентов. Используя отношение давления к температуре, можно определить тип ОРВ.

Детекторы утечки не идентифицируют и не анализируют конкретный тип хладагента. Они указывают на присутствие определенных атомов в воздухе (таких как атомы хлора или фтора), что возможно лишь в случае, если в цилиндре есть утечка. Следовательно, детекторы утечки нельзя использовать для идентификации ОРВ; они могут указывать только на то, что в цилиндре, в котором есть утечка, содержатся некоторые ОРВ или заменители ОРВ. Новые цилиндры, заполненные чистым хладагентом, обычно герметичны и не протекают. Повторно заполненные контейнеры могут течь, и могут быть неверно маркированы.

"Метод мыльных пузырей" - это еще один простой метод определения мест утечки.

Масс-спектрометры и хроматографы обычно используются при анализе таких химических веществ как бромистый метил, ЧХУ и другие ОРВ. Химический анализ содержимого больших контейнеров или резервуаров требует, чтобы отбор образцов производился специально подготовленным и уполномоченным техническим персоналом, сотрудниками аккредитованной государственной лаборатории или коммерческой лаборатории, уполномоченными производить такие анализы. Небольшие цилиндры с хладагентом могут быть отправлены в лабораторию без забора образцов. Таможенные служащие не должны производить отбор проб бромистого метила или открывать контейнеры с бромистым метилом. Им следует отправить закрытые контейнеры с бромистым метилом в специальную лабораторию, которая сможет либо провести стандартный химический анализ, что достаточно легко сделать в отношении бромистого метила, или провести анализ с использованием более сложных методов, таких как инфракрасная или газовая хроматография.

Пенополиуретан (PU), может содержать ОРВ и часто заполняет стенки холодильников и морозильников, а также стены в складах-холодильниках. Анализ по определению содержания ХФУ в пенополиуретане (PU) может быть проведен только обученным профессионалом с использованием газового хроматографа/масс-спектрографа (GC-MS).

Конкретные виды аналитического оборудования для идентификации ОРВ будут отбираться, закупаться и поставляться на таможенные посты для оснащения пунктов пропуска компаниями ЮНИДО в рамках реализации проекта с обучением таможенных служащих их применению.

 

Материалы подготовлены с использованием
Учебного пособия для таможенных служащих
(публикация Организации
Объединенных Наций ISBN:
978-92-807-2941-2 DTI/1070/PA)
 
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!