Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Письмо ФТС России от 14.09.2015 № 01-11/45101

Методические рекомендаций по делам об АПН в сфере нарушений валютного законодательства
Письмо ФТС России от 14 сентября 2015 г. N 01-11/45101
"О направлении Методических рекомендаций по осуществлению производства
по делам об административных правонарушениях в сфере нарушений
валютного законодательства"
 

В целях обеспечения единообразного применения административного законодательства Российской Федерации и соблюдения процессуальных норм при привлечении лиц за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования к административной ответственности Федеральной таможенной службой совместно с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора разработаны Методические рекомендации по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в сфере нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (прилагаются).

Прошу обеспечить изучение и использование в практической деятельности указанных методических рекомендаций подчиненными должностными лицами.

Считать недействующим письмо ФТС России от 02.03.2011 N 01-11/9284 "О направлении Методических рекомендаций по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в сфере нарушений валютного законодательства".

 
Заместитель руководителя
генерал-лейтенант таможенной службы
Р.В.Давыдов
 
 
Методические рекомендации по осуществлению производства
по делам об административных правонарушениях в сфере нарушений
валютного законодательства Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования

 

1. По вопросу определения места рассмотрения дел об административных правонарушениях (далее - АП), возбужденных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (резидентов) по частям 4, 5, 6, 6.1, 6.2, 6.3 и 6.4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Вопрос об определении места рассмотрения дел об АП разрешается в соответствии с частями 1, 2 статьи 29.5 КоАП РФ. Для этих целей устанавливается место совершения правонарушения, а также наличие факта проведения по делу об АП административного расследования.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ, дело об АП рассматривается по месту совершения правонарушения.

Исключением исходя из части 2 статьи 29.5 КоАП РФ являются дела об АП, по которым проведено административное расследование, подлежащие рассмотрению по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5), местом совершения АП является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Таким образом, в случаях, когда нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования выражаются в неисполнении возложенных на резидента обязанностей, то место совершения АП определяется местом нахождения резидента.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа (без доверенности).

Место нахождения индивидуального предпринимателя определяется местом его государственной регистрации. На основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 5 указанного закона под местом жительства в Российской Федерации понимается адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

С учетом изложенного местом совершения АП, ответственность за которые предусмотрена частями 4, 5, 6, 6.1, 6.2, 6.3 и 6.4 статьи 15.25 КоАП РФ, являются:

- для юридического лица - место его нахождения, определенное на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц;

- для индивидуального предпринимателя - место жительства, определенное на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, исходя из характера правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ, в случае, если в момент неисполнения требований валютного законодательства Российской Федерации и (или) принятых в соответствии с ним актов органов валютного регулирования резидент был зарегистрирован в одном месте, а на момент выявления АП - в другом, местом совершения правонарушения будет являться место его нахождения в момент наступления события АП.

Изменение в последующем места нахождения субъекта правонарушения не изменяет места совершения АП.

Данный принцип также применяется при привлечении к административной ответственности юридического лица в случае его реорганизации.

Порядок определения юридического лица, подлежащего привлечению к административной ответственности при реорганизации, определяется частями 3 - 6 статьи 2.10 КоАП РФ. При таких обстоятельствах необходимо обеспечить получение и приобщение к материалам дела об АП выписки из единого государственного реестра юридических лиц, учредительных документов и передаточного акта, а также соблюдение процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица.

2. По вопросу надлежащего извещения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, привлекаемых к ответственности, о времени и месте составления протоколов об АП и рассмотрения дел об АП.

Извещение лиц, привлекаемых к административной ответственности, осуществляется в соответствии со статьей 25.15 КоАП РФ. Извещения, адресованные индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства, юридическим лицам - по месту нахождения.

Место жительства индивидуальных предпринимателей, а также место нахождения юридического лица в соответствии с частями 2 и 3 статьи 25.15 КоАП РФ устанавливаются на основании актуальной выписки из соответствующего единого государственного реестра.

Следует также учитывать, что если лицо, привлекаемое к административной ответственности, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, извещения в соответствии с частью 4 статьи 25.15 КоАП РФ направляются также по этому адресу.

Надлежащее извещение предполагает заблаговременное направление лицу, привлекаемому к ответственности, извещения о времени и месте составления протокола об АП и рассмотрения дела об АП.

Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об АП, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

КоАП РФ не содержит ограничений, связанных со способом направления извещения, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом. В зависимости от конкретных обстоятельств дела такое извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью, посредством электронной почты и т.п.) (пункт 6 Постановления N 5, пункт 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10).

На основании изложенного доказательствами надлежащего извещения лица могут служить чек, свидетельствующий об отправке заказного письма, и распечатанные на бумажном носителе сведения об отслеживании почтового отправления, отраженные на интернет-портале ФГУП "Почта России", уведомление о вручении, информация на бумажном носителе об отправке и доставке извещения, направленного факсимильной связью, телеграфное сообщение.

Пунктом 62 Правил оказания услуг телеграфной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 222, установлено, что телеграммы, адресованные организациям и (или) должностным лицам, вручаются в пункте назначения лицу, уполномоченному на получение телеграмм, для последующего вручения адресату только при наличии договора между соответствующим юридическим лицом и оператором связи, осуществляющим доставку.

Таким образом, направление извещения о времени и месте составления протокола об АП, рассмотрения дела об АП через уполномоченного оператора почтовой связи не требует в дальнейшем обязательного наличия в материалах административного дела документов, подтверждающих полномочия лица, которому такое извещение было вручено.

При непосредственном вручении законному представителю юридического лица извещения о времени и месте составления протокола об АП и рассмотрения дела об АП его полномочия должны быть подтверждены материалами дела.

Аналогичное требование предъявляется к полномочиям лица, которое допущено в качестве защитника и также извещается о времени и месте составления протокола об АП и рассмотрении дела.

Необходимо учитывать, что законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 Постановления N 10, перечень законных представителей юридического лица является закрытым, в связи с чем представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является.

Убытие руководителя юридического лица в командировку, нахождение его в отпуске или в состоянии временной нетрудоспособности не освобождают юридическое лицо от исполнения публично-правовых обязанностей, в том числе от привлечения его к административной ответственности в установленном законом порядке. На период своего отсутствия единоличный исполнительный орган юридического лица имеет возможность и обязан организовать надлежащую работу юридического лица, в том числе возложить исполнение своих обязанностей на иное лицо.

Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола об АП может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является (пункт 24 Постановления N 10).

В связи с этим такая доверенность должна содержать информацию, позволяющую соотнести ее с конкретным административным делом (например, о номере дела об АП, о конкретном правонарушении, вменяемом лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП, и т.п.).

С учетом позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации в случае отсутствия привлекаемого к административной ответственности лица по адресам, имеющимся в материалах дела, должностные лица, уполномоченные составлять протокол об АП и (или) рассматривать административное дело, вправе на основании части 4.1 статьи 28.2 и части 2 статьи 25.1 КоАП РФ составить протокол об АП или рассмотреть дело в отсутствие этого лица при наличии документов, подтверждающих, что индивидуальный предприниматель не проживает по указанному адресу, а юридическое лицо (его законный представитель) фактически там не находится.

Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 13 января 2000 г. N 21-О, от 14 января 2000 г. N 4-О и от 4 апреля 2006 г. N 113-О, допускается применение по аналогии арбитражно-процессуальных норм в делах об АП.

Согласно части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) гражданин считается извещенным надлежащим образом, если судебное извещение вручено ему лично или совершеннолетнему лицу, проживающему совместно с этим гражданином, под расписку на подлежащем возврату в арбитражный суд уведомлении о вручении либо ином документе с указанием даты и времени вручения, а также источника информации.

Исходя из пунктов 1 и 2 части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи; несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.

Согласно пункту 6 Постановления N 5 лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

С учетом смысла пункта 24.1 Постановления N 10 отметки оператора почтовой связи: "адресат выбыл", "организация не найдена", "истек срок хранения" и т.д., также могут свидетельствовать об извещении юридического лица.

Отказ адресата от получения извещения фиксируется в порядке, установленном пунктом 343 Требований к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 108 (зарегистрирован Минюстом России 01.10.2007, рег. N 10209).

Указанные положения применимы только в том случае, если должностным лицом приняты все возможные законные меры для оповещения привлекаемого к ответственности лица о времени и месте составления протокола об АП (рассмотрения дела об административном правонарушении) и отсутствуют иные способы для установления места нахождения этого лица.

3. По вопросу прекращения производства по делу об АП до передачи его на рассмотрение.

Наступление по делу об АП хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является безусловным основанием для прекращения административного производства. Осуществление дальнейшего производства является необоснованным.

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (в редакции Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2010 г.) при наступлении хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, до направления дела в суд должностное лицо, в производстве которого находится дело об АП, обязано вынести постановление о прекращении производства по делу об АП.

Таким образом, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об АП, постановление о прекращении производства по делу об АП, предусмотренное статьей 28.9 КоАП РФ либо частью 2 статьи 29.4 и пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, выносится тем должностным лицом, в производстве которого находится соответствующее дело об АП (до передачи дела на рассмотрение либо до возвращения этого дела должностному лицу, составившему протокол, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ).

При этом Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 г. N 9-П разъяснено, что прекращение производства по делу об АП в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не предполагает возможность отказа от оценки выводов о наличии в действиях лица состава АП.

4. По вопросу доказывания наличия события и состава АП, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, в рамках взаимной торговли резидентов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).

Для осуществления контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации в соответствии с международными договорами государств - членов ЕАЭС, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования при исполнении обязательств по сделкам, предусматривающим ввоз в Российскую Федерацию товаров с территории государств - членов ЕАЭС, могут быть использованы следующие документы и сведения:

1) сведения из электронного банка данных об изготовленных и реализованных бланках товаротранспортных накладных Республики Беларусь, размещенные на сайте http://blank/bisk.by;

2) сведения о признании недействительными бланков товаротранспортных накладных, полученные из автоматизированной системы ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции Республики Беларусь, размещенном на сайте http://blank/bisk.by;

3) информация из Департамента таможенного контроля Республики Казахстан об осуществлении грузоотправителем и грузоперевозчиком экспортно-импортных операций (объяснения контрагента, грузоотправителя, грузоперевозчика по вопросу подтверждения факта поставки и перевозки товара в Российскую Федерацию);

4) информация из таможенных органов государств - членов ЕАЭС (объяснения грузоотправителей и грузоперевозчиков);

5) информация из территориальных органов ГИБДД МВД России, а также соответствующих органов государственной власти государств - членов ЕАЭС о регистрации транспортных средств и выдачи на них государственных регистрационных знаков, а также собственниках транспортных средств;

6) информация территориальных управлений Ространснадзора о подтверждении/опровержении фактов проставления оттисков печатей и штампов весового контроля Ространснадзора на товаротранспортных документах (при их наличии);

7) информация из Торгово-промышленной палаты Республики Беларусь для подтверждения/опровержения выдачи сертификата происхождения товара формы СТ-1 конкретным грузоотправителям Республики Беларусь.

Приведенный перечень документов и сведений не является исчерпывающим и определяется в зависимости от конкретных обстоятельств правонарушений.

5. По вопросу переквалификации АП на стадии рассмотрения административного дела.

Право окончательной юридической квалификации правонарушения относит к полномочиям судьи (лица, рассматривающего дело об АП).

В случае если при рассмотрении административного дела будет установлено, что протокол об АП содержит неправильную квалификацию правонарушения, лицо, рассматривающее дело об АП, должен переквалифицировать действия (бездействие) субъекта ответственности на другую статью КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. Сведения об этих обстоятельствах указываются в постановлении по делу об АП. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Данная позиция согласуется с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 20 Постановления N 5 и пункте 8 Постановления N 10.

 
Начальник Управления
торговых ограничений,
валютного и экспортного контроля
С.В.Шкляев
 
  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha