Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 24.12.2015 № 01-11/64582

Письмо ФТС России от 24 декабря 2015 г. N 01-11/64582
"О направлении методических рекомендаций"
 

В целях совершенствования порядка проведения таможенного контроля при обороте товаров направляем для использования в работе методические рекомендации по организации и проведению таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Обеспечить доведение до сведения подчиненных таможенных органов.

 
Руководитель
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов
 
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБОРОТЕ ТОВАРОВ,
ВВЕЗЕННЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
 
I. Общие положения
 

Методические рекомендации по организации и проведению таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, разработаны в соответствии:

с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС);

с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);

с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);

с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных документов" (далее - Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260);

с приказом ФТС России от 31 января 2011 г. N 169 "Об утверждении формы предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий" (зарегистрирован Минюстом России 23.03.2011, регистрационный N 20246);

с приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2713 "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок" (далее - приказ ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2713) (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2011, регистрационный N 19737);

с приказом ФТС России от 6 июля 2012 г. N 1373 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки" (далее - Инструкция);

с приказом ФТС России от 16 марта 2011 г. N 578 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий" (далее - приказ ФТС России от 16 марта 2011 г. N 578);

с приказом ФТС России от 6 июля 2012 г. N 1372 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров";

с приказом ФТС России от 17 мая 2012 г. N 949 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки" (далее - приказ ФТС России от 17 мая 2012 г. N 949);

с приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199 "Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля" (зарегистрирован Минюстом России 05.12.2011, регистрационный N 22502);

с приказом ФТС России от 9 июня 2014 г. N 1057 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза" (далее - приказ ФТС России от 9 июня 2014 г. N 1057);

с приказом ФТС России от 27 февраля 2015 г. N 322 "Об утверждении Порядка взаимодействия структурных подразделений таможенных органов при выявлении незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза" (далее - приказ ФТС России от 27 февраля 2015 г. N 322).

Целью настоящих методических рекомендаций является создание единообразного подхода к организации и проведению таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров.

 

II. Рекомендации по организации проведения таможенного контроля
при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию
Евразийского экономического союза
 

В соответствии со статьей 100 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

В целях подтверждения факта наличия товаров, установления лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранение товаров, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территории этих лиц товаров, ввезенных с нарушением действующего законодательства, может проводиться таможенный контроль в форме таможенного осмотра помещений и территорий. Данная форма таможенного контроля может предшествовать проведению внеплановой выездной таможенной проверки, а также может применяться в ходе проведения выездной таможенной проверки.

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в соответствии с требованиями и в порядке, установленными статьей 119 ТК ТС, статьей 175 Федерального закона, и согласно приказу ФТС России от 16 марта 2011 г. N 578.

В ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий в соответствии со статьей 98 ТК ТС таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений, получать объяснения в соответствии со статьей 113 ТК ТС по форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260.

На основании статьи 98 ТК ТС целесообразно запросить копии следующих документов:

1) учредительных, регистрационных документов организации;

2) складской справки об остатках товара по состоянию на дату проведения таможенного осмотра помещений и территории;

3) документов, подтверждающих законность нахождения в обороте товаров иностранного производства, установленных в ходе таможенного осмотра помещений и территорий;

4) разрешительных документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям ГОСТа (декларации о соответствии, сертификаты соответствия), установленных в ходе таможенного осмотра помещений и территорий, и иных документов.

По результатам таможенного осмотра помещений и территорий составляется акт по форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались.

В целях фиксации индивидуальных признаков товаров в ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий может быть проведен таможенный досмотр товаров согласно приказу ФТС России от 9 июня 2014 г. N 1057 в порядке, предусмотренном статьей 116 ТК ТС.

Для обеспечения сохранности товаров на время проведения таможенного досмотра товаров в ходе таможенного осмотра помещений и территорий может создаваться временная зона таможенного контроля в соответствии со статьей 97 ТК ТС и статьей 163 Федерального закона.

По результатам таможенного досмотра уполномоченным должностным лицом, проводившим таможенный досмотр, составляется акт таможенного досмотра в двух экземплярах по форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260. Второй экземпляр акта таможенного досмотра вручается (направляется) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю.

Основной и наиболее эффективной формой таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, является внеплановая выездная таможенная проверка.

Внеплановая выездная таможенная проверка в соответствии со статьей 132 ТК ТС проводится таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства - члена Евразийского экономического союза.

Под проверяемыми лицами, осуществляющими оборот товаров на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 122 ТК ТС понимаются лица, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Основания для назначения внеплановой выездной таможенной проверки в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, определены статьей 132 ТК ТС. В качестве оснований могут быть использованы:

информация, поступившая из правоохранительных подразделений таможенного органа и подразделений по противодействию коррупции;

информация, полученная из иных контролирующих органов (МВД России, ФСБ России, органов прокуратуры, ФНС России);

информация, полученная в рамках Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года;

результаты применения иных форм таможенного контроля;

обращения граждан и бизнес-сообществ;

информация о нарушениях, полученная официальным путем.

 

III. Рекомендации по проведению аналитической и подготовительной работы
при организации таможенного контроля товаров, ввезенных
на территорию Евразийского экономического союза
 

Порядок организации проведения внеплановой выездной таможенной проверки регламентирован главой 19 ТК ТС, главой 20 Федерального закона и подробно изложен в Инструкции.

Проведению выездной таможенной проверки предшествует проведение аналитической и подготовительной работы.

Аналитическая работа может включать следующие мероприятия:

1) сбор, анализ документов и информации, имеющихся в таможенных органах;

2) сбор информации, содержащейся в интернет-ресурсах;

3) направление запросов в налоговые, правоохранительные и контролирующие органы, в органы по сертификации, научно-исследовательские учреждения в целях получения документов и сведений о деятельности организации и объекте планируемой проверки;

4) анализ информации, полученной из структурных подразделений таможенных органов или вышестоящих таможенных органов, а также информации, полученной из налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органов;

5) иные мероприятия в зависимости от особенности объекта таможенного контроля.

По результатам собственной аналитической работы принимается решение о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенной проверки. Данное решение оформляется в соответствии с требованиями Инструкции с составлением при целесообразности проведения таможенной проверки информационно-аналитической справки.

В случае поступления информации в подразделения таможенного контроля после выпуска товаров, свидетельствующей о нарушении международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, в отношении товаров, находящихся в обороте, содержащей необходимые сведения для организации проверочных мероприятий, аналитическая работа проводится в кратчайший срок.

При получении информации из правоохранительных подразделений или подразделения по противодействию коррупции таможенного органа взаимодействие по организации проведения проверочных мероприятий при обороте ввезенных товаров регламентировано Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки, утвержденной приказом ФТС России от 17 мая 2012 г. N 949, и приказом ФТС России от 27 февраля 2015 г. N 322.

Проведению таможенной проверки в соответствии со статьей 122 ТК ТС предшествует подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке. По решению начальника уполномоченного подразделения разрабатывается программа ее проведения.

Подготовительная работа проводится в кратчайший срок и не должна превышать срока, предусмотренного пунктом 15 Инструкции.

 

IV. Рекомендации по проведению выездной таможенной проверки
при обороте товаров
 

Выездная таможенная проверка проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки (далее - Решение), подписанного начальником (заместителем начальника) таможенного органа.

Решение составляется по форме, утвержденной приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2713.

Должностные лица таможенного органа при проведении выездной таможенной проверки пользуются правами и обязанностями, установленными статьей 134 ТК ТС.

В целях проверки факта выпуска установленных товаров и для получения дополнительной информации о проверяемом лице после вручения Решения выставляется требование о предъявлении товаров и (или) представлении документов и сведений при выездной таможенной проверке.

Требование о представлении документов и сведений при выездной таможенной проверке оформляется по форме, утвержденной приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2713.

В первичном требовании, исключив дублирование информации, запрошенной на основании статьи 98 ТК ТС, при применении проверяемым лицом общей системы налогообложения целесообразно запросить копии следующих документов:

устава, учредительных документов;

приказов о назначении генерального директора, главного бухгалтера;

свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

справок банков и других кредитных организаций об открытых счетах (рублевых и валютных);

приказов об учетной политике, а также документов, касающихся организации ведения бухгалтерского учета, организационно-распорядительных документов, определяющих порядок совершения операций, связанных с получением, отгрузкой, помещением на склад (передачей в производство), и иного использования товарно-материальных ценностей;

лицензий и иных специальных разрешений, свидетельств на право осуществления деятельности, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензированию, специальной регистрации или учету;

сведений об остатках товара, находящихся на осматриваемых помещениях и территориях на дату начала проверки (при использовании программы 1-С возможна выгрузка в виде электронной таблицы в формате Excel), содержащих следующие данные: наименование товара, страна происхождения, торговая марка, дата и номер входящего счета-фактуры, наименование поставщика, стоимость, номер декларации на товар;

документов, подтверждающих законность приобретения товаров иностранного производства, находящихся в обороте;

деклараций о соответствии, сертификатов соответствия и иных разрешительных документов, подтверждающих соответствие требованиям ГОСТа рассматриваемых в ходе проверки товаров;

журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (для удобства использования в электронном виде в формате Excel).

Истребование иных документов осуществляется по результатам анализа требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", и в соответствии с выбранной проверяемым лицом системой налогообложения.

При применении патентной системы налогообложения необходимо запросить патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения. Форма и порядок заполнения книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, отражения документов, подтверждающих факт приобретения товаров, не предусматривает.

В случае применения проверяемым лицом упрощенной системы налогообложения (далее - УСНО) целесообразно запросить:

уведомление о праве применения УСНО (форма N 26.2-1);

налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, за последний отчетный период;

книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО.

Обязанность отражения расходов, связанных с получением доходов, налогообложение которых осуществляется в соответствии с УСНО, у налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы", отсутствует.

Ведение учета организациями или индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, Налоговым кодексом Российской Федерации не регламентировано.

Для подтверждения законности ввоза проверяемого товара в ходе выездной таможенной проверки необходимо провести полный и всесторонний анализ документов, представленных по выставленным требованиям.

Данный анализ осуществляется путем:

сверки фактического наличия товара с данными, содержащимися в коммерческих документах организации;

проверки информации о выпуске товара, содержащейся в счетах-фактурах, накладных, с данными, содержащимися в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов, на предмет соответствия сведений;

сверки данных, полученных от налоговых, банковских и иных контролирующих органов, с информацией, представленной проверяемым лицом и содержащейся в коммерческих документах.

При необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенный орган, проводящий выездную таможенную проверку, может инициировать проведение встречной выездной таможенной проверки у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в соответствии с пунктом 6 статьи 132 ТК ТС.

Для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, на проверяемые товары может быть наложен арест, а также произведено изъятие товаров и документов в соответствии со статьей 183 Федерального закона.

Арест товара при выездной таможенной проверке производится на основании постановления о наложении ареста на товары. На основании указанного постановления составляется акт о наложении ареста на товары.

Изъятие товаров или документов при выездной таможенной поверке производится на основании постановления об изъятии товаров или постановления об изъятии документов. На основании указанных постановлений составляется акт изъятия товаров или акт изъятия документов соответственно.

Возврат арестованного товара производится на основании постановления о снятии наложенного ареста. Возврат изъятого товара или документов производится на основании постановления о возврате изъятых товаров или постановления о возврате изъятых документов и акта о возврате изъятых товаров или акта о возврате изъятых документов соответственно.

Данные постановления и акты составляются по формам, утвержденным приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2713.

Срок проведения выездной таможенной проверки, порядок продления и приостановления выездной таможенной проверки определены статьей 132 ТК ТС и статьей 180 Федерального закона.

Запрет на направление запросов и получение необходимой информации в период приостановления проведения выездной таможенной проверки международные договоры и акты, составляющие право Евразийского экономического союза, и законодательство Российской Федерации о таможенном деле не содержат.

 

V. Рекомендации по оформлению результатов выездной таможенной
проверки и принятия решений по ее результатам
 

Порядок оформления результатов проведения выездной таможенной проверки, порядок принятия решений в случае выявления по результатам проведенной таможенной проверки достаточных данных, указывающих на наличие факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, и выявления по ее результатам неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов определен статьей 178 Федерального закона и требованиями Инструкции.

Порядок действий в отношении товаров, изъятых или арестованных в ходе проведения выездной таможенной проверки, а также порядок возврата данных товаров по окончании проведения выездной таможенной проверки определен приказом ФТС России от 27 февраля 2015 г. N 322.

Результаты выездной таможенной проверки оформляются по форме, утвержденной приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2713, с изложением выявленных обстоятельств, признаков правонарушений или указанием на отсутствие таковых, а также выводами и предложениями об их устранении.

В случае обнаружения в процессе проведения выездной таможенной проверки нарушений международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, должностное лицо, обнаружившее их, действует в соответствии с требованиями Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки, утвержденной приказом ФТС России от 17 мая 2012 г. N 949.

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!