Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 12

Решение Высшего Евразийского экономического совета
от 8 мая 2015 г. N 12
"О Концепции формирования общего электроэнергетического рынка
Евразийского экономического союза"

 

В соответствии со статьями 81 и 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийский экономический совет РЕШИЛ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза.

2. При разработке программы формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза учесть особое мнение Республики Беларусь (прилагается).

 
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
 
От Республики Армения
 
От Республики Беларусь
 
От Республики Казахстан
 
От Российской Федерации
 
 
УТВЕРЖДЕНА
Решением Высшего Евразийского
экономического совета
от 8 мая 2015 г. N 12
 
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
 
I. Общие положения

 

Настоящая Концепция разработана в целях реализации пункта 2 статьи 81 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор).

Общий электроэнергетический рынок Евразийского экономического союза (далее - Союз) - система отношений между субъектами внутренних оптовых электроэнергетических рынков государств - членов Союза (далее - государства-члены) на основе параллельно работающих электроэнергетических систем, связанная с куплей-продажей электрической энергии (мощности), действующая на основании актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза, и соответствующих договоров между субъектами общего электроэнергетического рынка Союза.

Настоящая Концепция направлена на обеспечение формирования государствами-членами общего электроэнергетического рынка Союза.

Формирование общего электроэнергетического рынка Союза осуществляется с учетом:

существующих взаимоотношений государств-членов, определяемых международными договорами;

особенностей функционирования и развития электроэнергетических рынков государств-членов;

приоритетного обеспечения электрической энергией внутренних потребителей государств-членов;

взаимодействия государств-членов в рамках параллельной работы их электроэнергетических систем;

мирового опыта формирования общих электроэнергетических рынков.

Понятия, используемые в настоящей Концепции, понимаются в значениях, приведенных в Договоре и соответствующих разделах настоящей Концепции.

 
II. Цели и задачи формирования общего электроэнергетического рынка Союза
 

Формирование общего электроэнергетического рынка Союза осуществляется в целях:

обеспечения устойчивого развития экономик и энергетической безопасности государств-членов;

повышения экономической эффективности и надежности функционирования электроэнергетических комплексов государств-членов;

повышения конкурентоспособности государств-членов и Союза в целом на мировом рынке;

формирования единого экономического пространства государств-членов в сфере электроэнергетики;

удовлетворения спроса потребителей электрической энергии на общем электроэнергетическом рынке Союза;

обеспечения баланса экономических интересов участников общего электроэнергетического рынка Союза на основе принципа добросовестной конкуренции.

Задачами формирования общего электроэнергетического рынка Союза являются:

развитие и повышение эффективности рыночных механизмов взаимной торговли электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза;

создание благоприятных условий для развития экономик государств-членов;

повышение уровня конкуренции в торговле электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза;

повышение прозрачности ценообразования;

создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики в пределах технической возможности при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей государств-членов при осуществлении межгосударственной передачи электрической энергии (мощности);

создание условий для обеспечения на соответствующем этапе интеграции рынков доступа производителей и потребителей электрической энергии на рынки электрической энергии государств-членов с учетом интересов национальных экономик;

расширение возможностей для взаимной торговли электрической энергией;

снижение темпов роста цен на электрическую энергию для конечных потребителей;

создание благоприятных условий для инвестирования в объекты электроэнергетики.

 

III. Принципы формирования общего электроэнергетического рынка Союза
 

Формирование общего электроэнергетического рынка Союза осуществляется на основании следующих принципов, указанных в пункте 5 Протокола об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики (приложение N 21 к Договору):

сотрудничество на основе равноправия, взаимной выгоды и ненанесения экономического ущерба любому из государств-членов;

соблюдение баланса экономических интересов производителей и потребителей электрической энергии, а также других субъектов общего электроэнергетического рынка Союза;

поэтапная гармонизация законодательства государств-членов в сфере электроэнергетики, в том числе в части раскрытия информации субъектами общего электроэнергетического рынка Союза;

приоритетное использование механизмов, основанных на рыночных отношениях и добросовестной конкуренции, для формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию (мощность) в конкурентных видах деятельности;

обеспечение беспрепятственного доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики в пределах технической возможности при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей государств-членов при осуществлении межгосударственной передачи электрической энергии (мощности);

поэтапная трансформация структуры национальных вертикально интегрированных компаний в сфере электроэнергетики с целью выделения конкурентных и монопольных видов деятельности;

развитие межгосударственных отношений в сфере электроэнергетики государств-членов в соответствии с согласованной моделью общего электроэнергетического рынка Союза;

поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка Союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем государств-членов с учетом особенностей существующих моделей электроэнергетических рынков государств-членов;

использование технических и экономических преимуществ параллельной работы электроэнергетических систем государств-членов с соблюдением взаимосогласованных условий параллельной работы;

обеспечение на соответствующем этапе интеграции рынков доступа производителей и потребителей электрической энергии на рынки электрической энергии государств-членов с учетом интересов национальных экономик;

осуществление торговли электрической энергией между субъектами государств-членов с учетом энергетической безопасности государств-членов.

 

IV. Функции общего электроэнергетического рынка Союза
 

Функциями общего электроэнергетического рынка Союза являются:

обеспечение соблюдения баланса экономических интересов субъектов общего электроэнергетического рынка Союза;

обеспечение равновесия спроса и предложения на электрическую энергию на основе конкурентного ценообразования.

 
V. Функциональная структура общего электроэнергетического
рынка Союза
 

Общий электроэнергетический рынок Союза функционирует на основании актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза, с учетом особенностей, определяемых в соответствии с этапами формирования общего электроэнергетического рынка Союза. Торговля электрической энергией на общем электроэнергетическом рынке Союза осуществляется следующими способами:

взаимная торговля электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза по свободным двусторонним договорам в соответствии с абзацем шестым настоящего раздела;

взаимная торговля электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза на централизованных торгах, в том числе на торгах на сутки вперед на соответствующем этапе формирования общего электроэнергетического рынка Союза при условии экономической целесообразности (далее - взаимная торговля электрической энергией на централизованных торгах);

урегулирование почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений.

Технологическая основа взаимной торговли электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза по свободным двусторонним договорам и на централизованных торгах создается государствами-членами путем разработки механизма распределения пропускной способности межгосударственных линий электропередачи.

Взаимная торговля электрической энергией по свободным двусторонним договорам осуществляется участниками общего электроэнергетического рынка Союза посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии по ценам, в объеме и на условиях поставок, которые определяются сторонами договоров самостоятельно, с учетом пропускных способностей межгосударственных сечений, других технологических и регулятивных ограничений. Взаимная торговля электрической энергией по свободным двусторонним договорам осуществляется в соответствии с актами, регулирующими общий электроэнергетический рынок Союза.

Взаимная торговля электрической энергией на централизованных торгах осуществляется участниками общего электроэнергетического рынка Союза в электронной системе торговли в соответствии с актами, регулирующими общий электроэнергетический рынок Союза. Целью проведения централизованных торгов является определение цен и объемов купли-продажи электрической энергии в соответствии с согласованным государствами-членами алгоритмом.

Урегулирование почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений осуществляется на основании договоров между уполномоченными организациями государств-членов в соответствии с актами, регулирующими общий электроэнергетический рынок Союза.

 
VI. Субъекты общего электроэнергетического рынка Союза
 

В состав субъектов общего электроэнергетического рынка Союза входят:

участники общего электроэнергетического рынка Союза; инфраструктурные организации общего электроэнергетического рынка Союза.

В состав участников общего электроэнергетического рынка Союза входят:

юридические лица, осуществляющие продажу (поставку) электрической энергии и являющиеся участниками оптовых электроэнергетических рынков государств-членов в соответствии с законодательством государств-членов;

юридические лица, осуществляющие покупку электрической энергии и являющиеся участниками оптовых электроэнергетических рынков государств-членов в соответствии с законодательством государств-членов;

юридические лица, участвующие в урегулировании почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений в соответствии с законодательством государств-членов.

В состав инфраструктурных организаций общего электроэнергетического рынка Союза входят:

организации, оказывающие услуги по организации централизованных торгов электрической энергией на оптовых электроэнергетических рынках государств-членов в соответствии с законодательством государств-членов (далее - операторы централизованных торгов);

организации, оказывающие услуги по расчету обязательств и требований на оптовых электроэнергетических рынках государств-членов и проведению финансовых расчетов на оптовых электроэнергетических рынках государств-членов в соответствии с законодательством государств-членов (далее - финансовые операторы);

организации, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление электроэнергетическими системами государств-членов, а также оказывающие другие услуги в соответствии с законодательством государств-членов (далее - системные операторы);

организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии участникам общего электроэнергетического рынка Союза в соответствии с законодательством государств-членов (далее - сетевые операторы).

Функции системного и сетевого оператора могут осуществляться одной организацией в случае, если это предусмотрено законодательством государств-членов.

Права и обязанности субъектов общего электроэнергетического рынка Союза устанавливаются законодательством государств-членов в сфере электроэнергетики, а также актами, регулирующими общий электроэнергетический рынок Союза.

 

VII. Регулирование общего электроэнергетического рынка Союза

 

Регулирование общего электроэнергетического рынка Союза включает в себя:

регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики на основе права Союза и в соответствии с законодательством государств-членов;

антимонопольное регулирование, осуществляемое в соответствии с разделом XVIII Договора с учетом особенностей, установленных разделами XIX и XX Договора и законодательством государств-членов.

 
VIII. Управление общим электроэнергетическим рынком Союза
и обеспечение его функционирования
 

В рамках управления общим электроэнергетическим рынком Союза и обеспечения его функционирования осуществляется:

выработка и реализация государствами-членами государственной политики в части технологического, регулятивного и коммерческого обеспечения формирования и функционирования общего электроэнергетического рынка Союза;

разработка актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза;

взаимодействие структур управления и обеспечения функционирования общего электроэнергетического рынка Союза и участников общего электроэнергетического рынка Союза.

К структурам управления и обеспечения функционирования общего электроэнергетического рынка Союза относятся:

государственные органы государств-членов, уполномоченные на регулирование в сфере электроэнергетики;

инфраструктурные организации общего электроэнергетического рынка Союза;

вспомогательные органы общего электроэнергетического рынка Союза (советы руководителей государственных органов государств-членов, рабочие группы, специальные комиссии, которые могут быть сформированы для обеспечения взаимодействия государственных органов государств-членов, участников общего электроэнергетического рынка Союза, инфраструктурных организаций при формировании и функционировании общего электроэнергетического рынка Союза). Вспомогательные органы общего электроэнергетического рынка Союза создаются по решению Высшего Евразийского экономического совета в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 12 Договора.

В целях формирования и функционирования общего электроэнергетического рынка Союза государства-члены обеспечивают:

взаимодействие структур управления и обеспечения функционирования общего электроэнергетического рынка Союза и участников общего электроэнергетического рынка Союза;

взаимодействие государственных органов государств-членов, уполномоченных на регулирование в сфере электроэнергетики;

взаимодействие системных операторов;

взаимодействие сетевых операторов;

взаимодействие операторов централизованных торгов и финансовых операторов.

Взаимодействие структур управления и обеспечения функционирования общего электроэнергетического рынка Союза и участников общего электроэнергетического рынка Союза осуществляется по общим вопросам функционирования и развития общего электроэнергетического рынка Союза, включая:

выработку согласованных предложений по вопросам развития общего электроэнергетического рынка Союза, в том числе по совершенствованию модели общего электроэнергетического рынка Союза, правил торговли и ценообразования в рамках общего электроэнергетического рынка Союза;

организацию мониторинга функционирования общего электроэнергетического рынка Союза;

урегулирование споров между субъектами общего электроэнергетического рынка Союза в случаях, предусмотренных актами, регулирующими общий электроэнергетический рынок Союза;

функционирование и взаимодействие информационных систем, обеспечивающих функционирование общего электроэнергетического рынка Союза, в том числе электронной системы при осуществлении взаимной торговли электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза на централизованных торгах;

иные вопросы.

Взаимодействие государственных органов государств-членов, уполномоченных на регулирование в сфере электроэнергетики, осуществляется по следующим направлениям:

разработка актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза;

содействие гармонизации законодательства государств-членов в сфере электроэнергетики в соответствии с актами, регулирующими общий электроэнергетический рынок Союза;

рассмотрение данных мониторинга функционирования общего электроэнергетического рынка Союза;

применение единых правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики.

Взаимодействие системных операторов в условиях функционирования общего электроэнергетического рынка Союза осуществляется по следующим направлениям:

формирование базовых расчетных моделей режима параллельной работы электроэнергетических систем государств-членов;

организация информационного обмена между системными операторами (для целей планирования);

проведение расчетов электроэнергетических режимов на основе данных, полученных от системных операторов, и определение плановых значений сальдо-перетоков электрической энергии государств-членов;

согласование графиков ремонтов электросетевого оборудования, влияющего на пропускную способность и надежность работы межгосударственных сечений;

разработка документов, регламентирующих работу электроэнергетических систем в нормальном режиме и при ликвидации нарушений нормального режима работы.

Системные операторы осуществляют оперативно-диспетчерское управление национальными электроэнергетическими системами в соответствии с законодательством государств-членов.

Системные операторы отвечают за поддержание согласованного ими графика межгосударственных сальдо-перетоков электрической энергии.

Взаимодействие сетевых операторов осуществляется с целью информационного обмена планами развития передающих сетей в соответствии с системами планирования государств-членов.

Взаимодействие операторов централизованных торгов и финансовых операторов общего электроэнергетического рынка Союза осуществляется по следующим вопросам:

взаимная торговля электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза на централизованных торгах;

расчеты между субъектами общего электроэнергетического рынка Союза;

взаимодействие с системными операторами при осуществлении взаимной торговли электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза на централизованных торгах.

 
IX. Механизмы ценообразования на общем электроэнергетическом рынке Союза
 

Механизмы ценообразования на общем электроэнергетическом рынке Союза формируются с учетом существующих механизмов ценообразования на электрическую энергию и мощность на электроэнергетических рынках государств-членов и этапов формирования общего электроэнергетического рынка Союза.

При взаимной торговле электрической энергией по свободным двусторонним договорам товаром является электрическая энергия, ценообразование на которую осуществляется по соглашению сторон договора, заключенного на основании актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза.

При взаимной торговле электрической энергией на централизованных торгах товаром является электрическая энергия, ценообразование на которую осуществляется в соответствии с согласованным государствами-членами алгоритмом на основании актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза.

При урегулировании почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии от плановых значений товаром является электрическая энергия, ценообразование на которую осуществляется на основании актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза.

Ценообразование (тарифообразование) на услуги субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики и инфраструктурных организаций оптовых электроэнергетических рынков государств-членов осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов.

Тарифы на услуги субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики на общем электроэнергетическом рынке Союза не должны превышать аналогичные внутренние тарифы для субъектов внутреннего рынка электрической энергии.

 
X. Развитие межгосударственных электрических сетей
 

Государство-член на своей территории обеспечивает развитие инфраструктуры общего электроэнергетического рынка Союза в интересах его участников в соответствии с законодательством государства-члена.

Взаимодействие государств-членов по развитию межгосударственных электрических сетей осуществляется путем:

подготовки предложений по согласованию сроков и параметров сооружения межгосударственных линий электропередачи;

создания механизмов развития межгосударственных электрических сетей.

 

XI. Инвестиции
 

Государства-члены содействуют привлечению инвестиций в сферу электроэнергетики государств-членов в целях формирования и развития общего электроэнергетического рынка Союза.

 
XII. Акты, регулирующие общий электроэнергетический рынок Союза
 

Систему актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза составляют: Договор;

международный договор о формировании общего электроэнергетического рынка Союза, содержащий в том числе единые правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики и заключаемый в соответствии с пунктом 3 статьи 81 и пунктом 3 статьи 104 Договора;

акты органов Союза, определяющие функционирование субъектов общего электроэнергетического рынка Союза и разрабатываемые в соответствии с программой формирования общего электроэнергетического рынка Союза (далее - программа), утверждаемой в соответствии с пунктом 2 статьи 81 и пунктом 2 статьи 104 Договора.

Перечень, последовательность и сроки разработки актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза, определяются Договором, настоящей Концепцией и программой.

Мероприятия по гармонизации законодательства государств-членов, регулирующего функционирование оптовых электроэнергетических рынков государств-членов, определяются программой.

 
XIII. Этапы формирования общего электроэнергетического рынка Союза
 

Государства-члены осуществляют поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка Союза на основе параллельно работающих электроэнергетических систем с учетом:

планов формирования и развития электроэнергетических рынков государств-членов;

обязательств государств-членов в рамках международных договоров;

международного опыта формирования общих электроэнергетических рынков;

особенностей функционирования оптовых электроэнергетических рынков государств-членов;

законодательства государств-членов.

Государства-члены на основании Договора, настоящей Концепции и программы обеспечивают формирование общего электроэнергетического рынка Союза в соответствии со следующими этапами:

этап I (2015 год - I и II кварталы 2016 г.) - разработка и утверждение программы;

этап II (III и IV кварталы 2016 г. - I и II кварталы 2018 г.) - выполнение мероприятий программы, в том числе разделение в вертикально интегрированных структурах конкурентных и монопольных видов деятельности, разработка единых правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики;

этап III (III и IV кварталы 2018 г. - I и II кварталы 2019 г.) - заключение и вступление в силу международного договора о формировании общего электроэнергетического рынка Союза, содержащего, в том числе, единые правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики.

 
ОСОБОЕ МНЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПО КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
 

До создания общего рынка газа функционирование общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза предполагается субъектным составом, уполномоченным государствами - членами Евразийского экономического союза.

Полномасштабная работа общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза на конкурентных началах предусматривается после создания общего рынка газа.

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!