Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2016 № АКПИ16-289

Решение Верховного Суда Российской Федерации
от 25 мая 2016 г. N АКПИ16-289
 
Именем Российской Федерации
 

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Борисовой Л.В.,

Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТИГР" о признании частично недействующими пунктов 14, 17 раздела I, пунктов 28, 40 раздела III перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042, примечаний 1, 3 к Перечню, УСТАНОВИЛ:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).

ООО "ТИГР" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 14, 17 раздела I, пунктов 28, 40 раздела III Перечня, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют нормам Налогового кодекса Российской Федерации и ухудшают положение административного истца как налогоплательщика.

Как указывает административный истец, ООО "ТИГР" импортирует медицинские изделия "матрасы противопролежневые с компрессором" и до вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта было освобождено от уплаты НДС как при ввозе в Российскую Федерацию указанных товаров, так и при их реализации в соответствии с перечнем важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. N 19.

По мнению административного истца, Перечень неправомерно обуславливает обязательное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС, с одной стороны, и кода по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 либо наименования товара, с другой стороны. Кроме того, он введен в действие с 13 октября 2015 г., что не соответствует порядку вступления в силу актов законодательства о налогах.

В суде представитель ООО "ТИГР" Я. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта создают неравное налогообложение для различных налогоплательщиков производителей, импортеров и продавцов матрасов противопролежневых, зарегистрированных под разными кодами ОКП и не отвечают требованиям должной определенности и экономической обоснованности, обязательным для актов законодательства о налогах.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения Российской Федерации (поручение от 4 апреля 2016 г. N ОГ-П12-1843).

Представитель Правительства Российской Федерации А. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ООО "ТИГР" Я., Правительства Российской Федерации А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению частично, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации ввоз в Российскую Федерацию медицинских товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 данного Кодекса (в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий), не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения НДС) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (подпункт 2 статьи 150).

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий;

протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения).

Во исполнение требований федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 октября 2015 г., N 41 (часть II), на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 октября 2015 г.

В пункте 14 раздела I "Важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия" Перечня указаны наименование товара и ссылка на соответствующий код Общероссийского классификатора продукции (ОКП): приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма 94 4400 (приборы и аппараты для электролечения низкочастотные; аппараты для электролечения высокочастотные и квантовые; приборы и аппараты для воздействия ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами; эндоскопы для лечения; аппараты водолечебные и бальнеологические, механотерапевтические; приборы и аппараты радиотерапевтические, рентгенотерапевтические и ультразвуковые; аппараты ингаляционного наркоза, вентиляции легких, аэрозольтерапии, компенсации и лечения кислородной недостаточности; аппараты вакуумно-нагнетательные, для вливания и ирригации; аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма; приборы и аппараты для лечения другие); код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС): 2844 40 200 0, 3926 90 970 1, из 8414, из 8418, из 8421, 8439 30 000 0, из 8471 60, 8523 49 450 0, из 9018, из 9019, из 9020 00 000 0, из 9021, из 9022, из 9506 91.

В пункте 17 раздела I Перечня указаны наименование товара и ссылка на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП): оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек 94 5200 (термостаты электрические; установки стоматологические универсальные; оборудование кабинетов и палат; оборудование стоматологическое, зубопротезное, оториноларингологическое; оборудование рентгенологическое, радиологическое и травматологическое; оборудование лабораторное и аптечное; оборудование и агрегаты медицинские разные); код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС): из 8413 19 000 0, из 8414, из 8417 80 300 0, из 8418 69 000 8, из 8419 89 989 0, из 8421 19 700 1, из 8424 30, из 8443 32, из 8460 90 900 8, из 8464 10 000 0, из 8464 90 000 0, из 8467 29 900 0, из 8471, из 8473 30 800 9, из 8474 39 000 9, из 8474 80, из 8477 59, из 8479 82 000 0, из 8479 89 970 8, из 8480, из 8501 31 000 0, из 8510, из 8514, из 8515 80 900 0, из 8523, из 8528 59, из 9010, из 9018, из 9021, из 9022, из 9401, из 9402, из 9403, из 9405, из 9406 00 380, из 9406 00 800.

Согласно примечанию 1 к Перечню для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93.

В пункте 40 раздела III "Технические средства, включая автомототранспорт и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов" Перечня указаны наименование товара и ссылка на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП): оборудование и технические приспособления для медицинской реабилитации инвалидов 56 2132 (в том числе для массажа и стимуляции различных сегментов тела, иппликаторы, пневмокостюмы, стулья и столы массажные, стимуляторы сердца, мышечные, противоболевые); код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС): из 3926 20 000 0, из 4015 90 000 0, из 6210, из 6211, из 9019, из 9021 50 000 0, из 9401, из 9402.

В пункте 28 раздела III "Технические средства, включая автомототранспорт и материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов" Перечня указаны наименование товара: специальные средства для самообслуживания и ухода за инвалидами (в том числе подушки и матрацы профилактические, противопролежневые и ортопедические, кровати медицинские с подъемными приспособлениями, фиксаторами, стулья и кресла функциональные, на колесиках, со съемными элементами, поручни, оборудование для подъема и перемещения, специальные приспособления для пользования средствами личной гигиены), специальные средства при нарушениях функции выделения (в том числе уропрезервативы, мочеприемники, мешки для сбора мочи, катетеры, ремни для крепления мешков для сбора мочи, вешалки-крючки для крепления мочеприемников, калоприемники, мешки, пластины и фильтры к калоприемникам, кольца защитные и эластичные полукольца, стержни для стомы, очистители для кожи, нейтрализаторы запаха, анальные тампоны, тампоны для стомы, ирригационные системы и рукава для стомы, пояса крепления калоприемников); код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС): из 3005, 3006 91 000 0 (товары, классифицируемые исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС), из 3208, из 3214, из 3304, из 3307, из 3402, из 3919, из 3926, из 4014, из 6307, из 7326, из 7616, из 8428, из 8714 20 000 0, из 9018, из 9021, из 9401, из 9402, из 9403, из 9404.

В соответствии с примечанием 3 к Перечню для целей применения раздела III данного Перечня необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификации ОК 005-93 (ОКП) (в случае, если код ОКП указан), так и наименованием товара.

Согласно части 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Совет Евразийской экономической комиссии решением от 16 июля 2012 г. N 54 утвердил единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Классификация товаров по кодам ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 г. N 4), исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация по ТН ВЭД ЕАЭС производится для целей таможенного декларирования, которое осуществляется при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Таможенным органом, осуществляющим таможенные операции в отношении ввозимых товаров, решение об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе медицинских товаров в Российскую Федерацию принимается с учетом примечаний к Перечню, а также при выполнении иных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301 утвержден ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции.

Осуществляя нормативно-правовое регулирование по установлению перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, Правительство Российской Федерации с учетом действующего таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства в сфере охраны здоровья установило наименование товаров по кодам ОКП и ТН ВЭД ЕАЭС, определив, что для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93, а для целей применения раздела III настоящего перечня необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификации ОК 005-93 (ОКП) (в случае, если код ОКП указан), так и наименованием товара, что соответствует требованиям действующего законодательства.

Доводы административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям о порядке введения в действие актов законодательства о налогах и сборах, являются несостоятельными. Перечень конкретизирует наименование медицинских товаров отечественного и импортного производства, которые не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, и не устанавливает новые налоговые обязательства для налогоплательщиков.

Пункт 28 раздела III Перечня содержит наименование товаров, относящихся к специальным средствам для самообслуживания и ухода за инвалидами, в частности, "матрацы профилактические, противопролежневые и ортопедические". Вместе с тем в данном пункте раздела III Перечня матрацы классифицируются в товарной позиции 9404 ТН ВЭД ЕАЭС "Основы матрацные: принадлежности постельные и аналогичные изделия меблировки (например, матрацы, стеганые одеяла, стеганые одеяла пуховые, диванные подушки, пуфы и подушки) с пружинами или набитые любыми материалами или состоящие из пористой резины или пластмассы, с покрытием или без покрытия". Положения пункта 28 раздела III Перечня не предусматривают кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза для матрацев, которые в силу своих конструктивных особенностей предназначены для профилактики или лечения пролежней, а также за счет осуществления поверхностного массажного воздействия на ткани, подверженные омертвлению.

Следовательно, имеется правовая неопределенность и несоответствие действующему законодательству о социальной защите инвалидов. Так, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Распоряжением от 30 декабря 2005 г. N 2347-р Правительство Российской Федерации утвердило такой перечень, который включает также противопролежневые матрацы.

Согласно разъяснению, данному в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения (пункт 25).

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ТИГР" удовлетворить частично:

признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 28 раздела III перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042, в части, не предусматривающей код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза для матрацев, которые в силу своих конструктивных особенностей предназначены для профилактики или лечения пролежней, а также за счет осуществления поверхностного массажного воздействия на ткани, подверженные омертвлению.

В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.

Взыскать с Министерства здравоохранения Российской Федерации в пользу ООО "Тигр" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.Романенков

 

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Л.В.БОРИСОВА
Ю.Г.Иваненко
 
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!