Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение КС РБ от 03.05.2016 № Р-1031/2016

О признании Закона «Об экспортном контроле» соответствующим Конституции Беларуси
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь
от 3 мая 2016 г. N Р-1031/2016
"О соответствии Конституции Республики Беларусь
Закона Республики Беларусь "Об экспортном контроле""
 

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об экспортном контроле».

Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об экспортном контроле» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об экспортном контроле» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 4 апреля 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 21 апреля 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Закон определяет правовые и организационные основы деятельности государственных органов и организаций, осуществляющих государственное регулирование в области экспортного контроля, а также юридических и физических лиц в области экспортного контроля и регулирует отношения, возникающие в связи с ввозом, вывозом, транзитом, использованием объектов экспортного контроля и осуществлением посреднической деятельности в отношении их.

Объектом экспортного контроля являются специфические товары (работы, услуги), а также товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, не включенные в перечни специфических товаров (работ, услуг), на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности с которыми юридические и физические лица обязаны в соответствии с частью второй статьи 21 Закона получить разрешение межведомственного органа по экспортному контролю (абзац девятый статьи 1).

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

1. Республика Беларусь является правовым государством, обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (статья 1 Конституции).

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции).

В соответствии с Конституцией государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая, четвертая и пятая статьи 13).

Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств и других общепризнанных принципов и норм международного права (часть первая статьи 18 Конституции).

Согласно приведенным конституционным положениям во взаимосвязи с требованием части первой статьи 59 Конституции государство обязано принимать все доступные ему меры по обеспечению своей независимости и территориальной целостности, защите конституционного строя, законности и правопорядка.

2. Согласно статье 2 Закона законодательство об экспортном контроле основывается на Конституции Республики Беларусь и международных договорах Республики Беларусь и состоит из данного Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства, регулирующих отношения в области экспортного контроля; отношения, возникающие в связи с ввозом, вывозом, транзитом и использованием объектов экспортного контроля, не урегулированные законодательством об экспортном контроле, регулируются нормами законодательства о таможенном регулировании, гражданского и иного законодательства; если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международных договоров.

В Законе закрепляются цели и формы международного сотрудничества, касающиеся, в частности, взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями, создания благоприятных условий для интеграции экономики Республики Беларусь в мировую экономику, активизации участия Республики Беларусь в международном обмене, в международных договорах, реализации совместных программ (абзацы второй, четвертый и пятый статьи 26, абзацы второй и четвертый статьи 27).

По мнению Конституционного Суда, указанное законодательное регулирование согласуется с положениями Конституции о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства, о возможности вхождения Республики Беларусь в соответствии с нормами международного права на добровольной основе в межгосударственные образования и выхода из них (части первая и вторая статьи 8) и направлено на реализацию международных обязательств Республики Беларусь, принятых в том числе в рамках Евразийского экономического союза.

Кроме того, указанные нормы Закона направлены на реализацию такого общепризнанного принципа международного права, как принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву, установленный в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятой 24 октября 1970 года.

3. Согласно статье 4 Закона государственная политика Республики Беларусь в области экспортного контроля является составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь и основывается на принципах законности; непрерывности осуществления государственного контроля; приоритета интересов национальной безопасности Республики Беларусь; взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения, средств доставки, технологий создания оружия массового поражения и средств доставки, а также предотвращения незаконного распространения вооружения и военной техники; добросовестности выполнения международных обязательств Республики Беларусь; гармонизации процедур и методов осуществления экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой; осуществления экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей; гласности и доступности информации в области экспортного контроля в пределах, предусмотренных данным Законом.

Закрепляемые Законом принципы основаны на соответствующих нормах статей 1, 7, 8, 18 и 59 Конституции. Конституционный Суд считает, что государственная политика Республики Беларусь в области экспортного контроля направлена на защиту конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь, поддержание ее обороноспособности, ослабление угроз национальной безопасности, а также развитие международного сотрудничества на основе партнерства путем предотвращения возможного ущерба от экспорта либо импорта товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Такое правовое регулирование согласуется с международными подходами, выработанными в сфере нераспространения оружия массового поражения, борьбы с терроризмом, обеспечения международной безопасности. Так, согласно Резолюции Совета Безопасности ООН 1540 (2004) от 28 апреля 2004 года все государства принимают и применяют эффективные меры в целях установления национального контроля для предотвращения распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки, в том числе посредством установления надлежащего контроля над относящимися к ним материалами, и с этой целью должны в том числе устанавливать, совершенствовать, пересматривать и поддерживать надлежащий эффективный контроль на национальном уровне за экспортом и трансграничным перемещением таких предметов, включая надлежащие законы и нормативные акты по контролю за экспортом, транзитом, трансграничным перемещением и реэкспортом; устанавливать и применять надлежащие меры уголовной и гражданской ответственности за нарушение таких законов и нормативных актов в области экспортного контроля (пункт 3 «d»).

Важнейшими актами в сфере противодействия терроризму с использованием оружия массового поражения являются Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 года, Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 года (вступила в силу для Республики Беларусь 7 июля 2007 г.) и др. В статье 7 указанной Конвенции закреплено, что государства-участники сотрудничают путем принятия всех возможных мер, включая, при необходимости, адаптацию своего национального законодательства в целях предотвращения подготовки к совершению преступлений и противодействия такой подготовке, в том числе мер по запрету на их территориях незаконной деятельности лиц, групп и организаций, которые поощряют, подстрекают, организуют, преднамеренно финансируют или преднамеренно оказывают техническую помощь или предоставляют информацию или участвуют в совершении этих преступлений (пункт 1 «а»).

4. При установлении в Законе правовых и организационных основ государственного регулирования в области экспортного контроля законодатель исходит из закрепленных в Конституции положений об осуществлении государством регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13); об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

На основании приведенных норм, а также пункта 30 статьи 84 и абзаца десятого статьи 107 Конституции в Законе определяются полномочия в области экспортного контроля Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, межведомственного органа по экспортному контролю, специально уполномоченного государственного органа и иных государственных органов и организаций (статьи 10–13). Такое правовое регулирование обеспечивает деятельность государственных органов в области экспортного контроля в соответствии с установленным для них правовым регулированием, что согласуется в том числе с частью второй статьи 7 Конституции, предусматривающей, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

5. Законом закрепляются основы государственного регулирования ввоза, вывоза, транзита и использования объектов экспортного контроля.

5.1. Согласно части первой статьи 14 Закона в Республике Беларусь право на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) имеют только юридические лица, получившие в установленном Президентом Республики Беларусь порядке свидетельство на право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данным Законом и иными законодательными актами. В соответствии с Законом экспорт определенных специфических товаров (работ, услуг) либо посредническая деятельность в отношении их должны осуществляться только при наличии выданного уполномоченным органом иностранного государства, международной организацией документа, содержащего обязательство о том, что импортируемые из Республики Беларусь специфические товары (работы, услуги) не будут использованы в целях создания оружия массового поражения и средств доставки (статья 15 Закона); ввоз специфических товаров (работ, услуг), за исключением товаров (работ, услуг) двойного применения, вывоз объектов экспортного контроля осуществляются при условии получения разрешений на ввоз или вывоз в случаях и порядке, установленных Президентом Республики Беларусь (статья 16 Закона).

5.2. Законодателем предусматриваются требования в отношении внешнеторговых сделок и операций с объектами экспортного контроля, не являющимися специфическими товарами (работами, услугами). Так, юридическим и физическим лицам запрещается совершать внешнеторговые сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или участвовать в них любым иным образом в случае, если им достоверно известно, что они будут использованы международными организациями, иностранными государствами (территориями), лицами и организациями для создания оружия массового поражения и (или) средств доставки. Кроме того, юридические и физические лица в соответствии с законодательством об экспортном контроле обязаны получить разрешение межведомственного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, не включенными в перечни специфических товаров (работ, услуг), в случае, если такие лица информированы специально уполномоченным государственным органом в области экспортного контроля о том, что данные товары могут быть использованы для создания оружия массового поражения и (или) средств доставки (статья 21 Закона).

При проверке конституционности указанных норм Закона Конституционный Суд исходит из следующего. Согласно Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами; осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (части первая, вторая и шестая статьи 44).

По смыслу приведенных конституционных положений во взаимосвязи с частью четвертой статьи 13, частями первой и третьей статьи 21, частью первой статьи 23, пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции право частной собственности в своем конкретном содержании, включая определение оснований и порядка его возникновения, а также объем его охраны, регулируется законом и может быть им ограничено. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией, в том числе с частью первой статьи 23 Конституции, устанавливающей, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Указанным конституционным положениям корреспондируют правовые нормы, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод: каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом; никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права; предыдущие положения ни в коей мере не ущемляют право государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами (статья 1 Протокола N 1 от 20 марта 1952 года).

Конституционный Суд, исходя из изложенного, полагает, что осуществление экономических прав в условиях конституционного правопорядка сопряжено с необходимостью учета иных конституционных ценностей как частного, так и публичного характера. Реализация экономической свободы не должна противоречить в том числе публичным интересам общества и государства, связанным, в частности, с сохранением экономического суверенитета, обеспечением обороны страны и безопасности государства. В случае необходимости защиты их интересов законодатель с соблюдением конституционных принципов и норм вправе устанавливать определенные условия осуществления и ограничения экономических прав.

По мнению Конституционного Суда, устанавливаемые законодателем требования в отношении внешнеторговых сделок и операций с объектами экспортного контроля являются правомерными, поскольку они направлены на обеспечение: национальной безопасности Республики Беларусь; выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области нераспространения оружия массового поражения, средств доставки, технологий создания оружия массового поражения и средств доставки; контроля за ввозом и вывозом специфических товаров (работ, услуг), а также противодействия террористической деятельности.

5.3. Законом устанавливается, что осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении объектов экспортного контроля с международными организациями, иностранными государствами (территориями), лицами и организациями может быть запрещено либо ограничено в целях национальной безопасности Республики Беларусь и (или) выполнения международных обязательств Республики Беларусь. При этом предусматривается, что порядок введения запретов и ограничений на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении объектов экспортного контроля с международными организациями, иностранными государствами (территориями), лицами и организациями устанавливается Президентом Республики Беларусь (статья 22).

Конституционный Суд отмечает, что предоставление Президенту Республики Беларусь полномочий по введению запретов и ограничений на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении объектов экспортного контроля с международными организациями, иностранными государствами (территориями), лицами и организациями в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и (или) выполнения международных обязательств Республики Беларусь согласуется с конституционным статусом Президента Республики Беларусь как Главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимающего меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности (части первая, вторая статьи 79 Конституции), и его конституционными полномочиями (статья 84 Конституции).

6. Закрепленные в Конституции положения о равенстве всех перед законом и праве без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22), гарантировании каждому защиты его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (часть первая статьи 60) нашли отражение в статье 29 Закона. Так, данной статьей предусматривается, что решения, действия (бездействие) межведомственного органа по экспортному контролю, специально уполномоченного государственного органа в области экспортного контроля и иных государственных органов и организаций, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, и их должностных лиц при осуществлении полномочий в области экспортного контроля, нарушающие права и законные интересы юридических и физических лиц, могут быть обжалованы этими юридическими и физическими лицами в судебном порядке.

7. Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции). Вытекающий из него принцип правовой определенности предполагает взаимосвязь нормативных правовых актов, их согласование между собой, ясность и точность правовых норм, исключающих их различное понимание и обеспечивающих тем самым формирование единообразной правоприменительной практики. На соблюдение этого принципа направлены нормы статьи 1 Закона, в которой приводятся определения терминов «внешнеторговая деятельность», «вооружение и военная техника», «идентификация», «товары (работы, услуги), контролируемые в интересах национальной безопасности» и др.

Таким образом, закрепление Законом правовых и организационных основ деятельности государственных органов и организаций, юридических и физических лиц в области экспортного контроля направлено на повышение обеспеченности и безопасности правового регулирования отношений, возникающих в связи с ввозом, вывозом, транзитом и использованием объектов экспортного контроля.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в пределах компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об экспортном контроле» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь
П.П.Миклашевич
 
  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha