Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Приказ Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 31.03.1999 № 207

            ПРИКАЗ ГТК РФ  от 31 марта 1999 г. N 207
 
             О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
          РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ
                     О НТП И ИХ РАССМОТРЕНИИ
 
    Анализ правоприменительной   практики   таможенных  органов  в
борьбе   с   административными    таможенными    правонарушениями,
результатов  рассмотрения  в  1998  году  постановлений таможенных
органов по делам такого рода  в  связи  с  жалобами  физических  и
юридических лиц, протестами прокуроров, а также в порядке контроля
за соблюдением законности  свидетельствует  о  невысокой  правовой
культуре  при  производстве по делам о нарушении таможенных правил
по таможенной системе в целом.
    Нарушения как   материальных,   так   и   процессуальных  норм
Таможенного кодекса Российской Федерации, соответствующих приказов
ГТК   России   носят   достаточно   распространенный   характер  и
отмечаются,  в  частности,  в  работе  подразделений  Башкирского,
Дальневосточного,   Западного,  Московского,  Северо  -  Западного
таможенных  управлений,  Шереметьевской  таможни   и   Центральной
акцизной таможни.
    Отмечены случаи,  когда  пренебрежение  к  закону,  отсутствие
четкого   представления   о   предмете  доказывания,  неполнота  и
односторонность производства допускаются по делам (и  решениям  по
ним),   расследовавшимся   и   рассматривавшимся   непосредственно
должностными лицами самих региональных таможенных управлений.
    Показательными в   этом   плане   являются  дела  о  нарушении
таможенных правил N 10500-60/95,  79/96,  5/97 Северо -  Западного
таможенного    управления    (заместитель   начальника   СЗТУ   по
правоохранительной работе Озолинг А.Е.).
    При производстве по делам о НТП,  заведенным в отношении одной
и той же организации по одному и тому же факту,  и их рассмотрении
были нарушены требования  таможенного  законодательства,  законные
права   лица,   привлеченного   к  ответственности.  Постановления
Северо - Западного таможенного управления  по  этим  делам  о  НТП
неоднократно   отменялись   ГТК   России,  дела  возвращались  для
дополнительного  производства.  Однако  в   ходе   дополнительного
производства  процессуальные  нарушения,  отмеченные  ГТК  России,
устранялись не полностью.  Формальный  подход  к   дополнительному
производству  по  указанным  делам  о НТП и их рассмотрению явился
причиной повторной отмены арбитражным судом постановлений Северо -
Западного таможенного управления.
    В Башкирском таможенном управлении производство по делам о НТП
практически сводится лишь  к  составлению  протокола  о  нарушении
таможенных правил и вынесению постановления по делу,  в результате
чего  отменяется  каждое  второе   обжалованное   привлеченным   к
ответственности лицом постановление таможенного органа.
    Решения ряда региональных  таможенных  управлений  приводят  к
дезориентации   подчиненных   таможен,   вследствие  чего  таможни
безосновательно изменяют свою позицию в  отношении  находящихся  в
производстве дел о НТП.
    Именно поэтому ГТК России был вынужден отменить:
    - три   постановления  Московского  таможенного  управления  о
прекращении дел о НТП Московской южной,  Одинцовской и  Подольской
таможен;
    - три  постановления  Западного   таможенного   управления   о
возврате  для  дополнительного  производства  дел  о НТП Рязанской
таможни;
    - два постановления Дальневосточного таможенного управления по
делам о НТП Артемовской и Холмской таможен;
    - постановление  Татарского  таможенного  управления по делу о
НТП Казанской таможни.
    ГТК России  обеспокоен  низким  уровнем состояния законности в
таможенных органах при заведении дел о НТП  и  привлечении  лиц  к
ответственности за таможенные правонарушения.
    Так, Московской   оперативной   таможней   по   делу   о   НТП
N 27400-529(2)/97   в  отношении  ООО  "Орфа"  допущены  следующие
нарушения требований таможенного законодательства и  нормативно  -
правовых актов ГТК России:
    - в  ходе  производства  по делу и при его рассмотрении не был
определен непосредственный объект правонарушения;
    - процессуально   неграмотно,   без   выяснения,  является  ли
привлекаемое лицо собственником товара, оформлено наложение ареста
на этот товар;
    - производство по делу прекращено необоснованно.
    В течение длительного  периода  неоправданно  низкой  остается
правовая  культура  ведения  производства  и  рассмотрения  дел  о
нарушениях  таможенных  правил  в  отношении  физических   лиц   в
Шереметьевской  таможне,  что обоснованно порождает многочисленные
жалобы граждан,  протесты прокуроров  и  отмену  постановлений  по
делам о НТП судебными органами.
    Характерно, что в связи  с  этим  ГТК  России  и  РТУ  по  БТП
неоднократно  обращали внимание руководства Шереметьевской таможни
(заместитель  начальника   таможни   по   борьбе   с   таможенными
правонарушениями  Хитров  В.А.) на следующие недостатки в практике
ее работы по делам о нарушении таможенных правил:
    - неправильная квалификация противоправных действий;
    - нарушение   процессуальных   прав   лиц,   привлекаемых    к
ответственности;
    - односторонность,  неполнота производства и  необоснованность
выносимых постановлений по делам о НТП;
    - слабая организация работы по расследованию дел о  НТП,  а  в
отдельных случаях ее полное отсутствие;
    - небрежное  отношение  сотрудников   таможни   к   оформлению
процессуальных   документов,   изъятию  непосредственных  объектов
правонарушения и товаров в счет обеспечения уплаты штрафа.
    ГТК России   и   РТУ   по   БТП   неоднократно   указывали  на
необходимость принятия решительных мер по исправлению  сложившейся
в   таможне   ситуации,   однако   улучшения   работы  в  вопросах
производства по делам о НТП и их рассмотрении не отмечается.
    Так, постановление  по делу о НТП N 08500-956/93 (производство
по  делу  длилось  с  1993  года)  отменялось  дважды.  Вследствие
допущенных  нарушений таможенного законодательства в 1998 г.  дело
было прекращено ГТК России.  Такое же  решение  было  принято  ГТК
России  по  делам  о  НТП N 08500-2132/96 и 08500-1332/98.  Дважды
опротестовывалось  постановление  по  делу   08500-2487(2)/97,   в
результате   чего   оно   отменялось,   и  дело  возвращалось  для
дополнительного производства.
    Из-за правовой  недостаточности  ГТК   России   был   вынужден
удовлетворить около  80% поступивших жалоб граждан и организаций и
протестов прокуроров на постановления по делам о  НТП  Центральной
акцизной таможни (например, дела о НТП N 90100-9/97, 90100-251/97,
90100-355/98).
    Причинами упомянутых фактов являются недостатки в  организации
деятельности   подразделений   правоохранительного  блока,  слабое
внимание   со   стороны   руководителей   таможенных   органов   к
профессиональному уровню сотрудников,  осуществляющих производство
по делам о  НТП,  незнание  либо  неисполнение  ими  нормативно  -
правовых документов ГТК России,  регламентирующих вопросы процесса
по делам о НТП.
    Крайне негативно на состояние законности в правоприменительной
деятельности  таможенных  органов по привлечению к ответственности
лиц,  совершивших нарушение таможенных правил,  повлияли текучесть
кадров  и неоправданное сокращение начальниками таможенных органов
численности отделов  таможенных  расследований  с  2300  единиц  в
1995 г. до 1536 единиц в 1998 году.
    В целях   усиления   контроля   за   соблюдением  сотрудниками
таможенных органов законности при  привлечении  к  ответственности
лиц    за   таможенные   правонарушения   и   повышения   качества
расследования дел о НТП приказываю:
    1. За   допущенные   недостатки   в  организации  контроля  за
соблюдением законодательства при производстве по делам о НТП и  их
рассмотрении  строго  указать  начальнику  Башкирского таможенного
управления  Мирсаеву   Р.Н.,   начальнику   Северо   -   Западного
таможенного управления Шамахову В.А.
    Начальнику Дальневосточного       таможенного       управления
Кирсанову В.А.,   начальнику   Западного   таможенного  управления
Бычкову  А.Т.,  начальнику  Московского   таможенного   управления
Солдатову  С.А.,   начальнику   Центральной    акцизной    таможни
Локотю В.В.,  начальнику  Шереметьевской  таможни  Епифанову  А.Ф.
указать  на  необходимость  обеспечения  надлежащего  контроля  за
соблюдением законодательства при производстве по делам о НТП и  их
рассмотрении.
    2. Начальникам региональных таможенных управлений  и  таможен,
указанным в п. 1:
    - провести  служебные  проверки  по  приведенным  выше  фактам
нарушений;
    - о результатах и принятых мерах  доложить  в  ГТК  России  до
01.05.99.
    3. Начальникам таможенных органов принять меры по  оптимизации
штатной  численности  отделов контроля за соблюдением законности в
производстве по делам о НТП и отделов таможенных расследований, по
повышению  уровня  профессиональной  подготовки  сотрудников  этих
подразделений.
    4. Начальникам региональных таможенных управлений:
    - провести в течение 1999  года  проверку  работы  подчиненных
таможенных  органов  по  соблюдению  законности  в производстве по
делам  о  НТП,  их   рассмотрению,   правомерности   заведения   и
прекращения дел о НТП;
    - справки о результатах проверок  ежеквартально  направлять  в
Правовое управление ГТК России.
    5. Правовому управлению (Жинкин А.А.):
    - разработать до 15.04.99 типовое положение об отделе контроля
за  соблюдением  законности  в  производстве  по   делам   о   НТП
региональных таможенных управлений;
    - подготовить  до  25.04.99  рекомендации  о  едином   порядке
рассмотрения   жалоб   и  протестов  прокуроров  на  постановления
таможенных органов по делам о НТП;
    - ежеквартально   докладывать   руководству   ГТК   России   о
соблюдении законодательства таможенными органами при  производстве
по делам о НТП и их рассмотрении.
    6. Региональному   таможенному   управлению   по   борьбе    с
таможенными   правонарушениями   (Трофимюк   С.Н.)   до   01.05.99
разработать  рекомендации  по   тематике   учебы   для   повышения
профессиональной подготовки сотрудников правоохранительного блока,
осуществляющих  расследование  по  делам  о  НТП,  довести  их  до
сведения   таможенных   органов   и   обеспечить  контроль  за  их
выполнением на местах.
    7. Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа осуществлять
заместителю председателя ГТК России Максимцеву В.А.
 
                                    Вр.и.о. Председателя Комитета,
                                               генерал - полковник
                                                 таможенной службы
                                                        М.К.ЕГОРОВ
Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!