;
Не действует
История статусов
Окончание срока действия с 15.06.2004 |
Центральный банк Российской Федерации направляет для использования в работе "Методические рекомендации по проведению проверок уполномоченных банков по вопросам соблюдения требований Инструкции Банка России и ГТК России от 04.10.2000 N 91-И и N 01-11/28644 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров".
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности проверочных мероприятий по вопросу соблюдения уполномоченными банками установленного порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров.
Для целей настоящих Методических рекомендаций используются понятия, определенные Разделом I Инструкции Банка России и ГТК России от 04.10.2000 N 91-И и N 01-11/28644 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (далее - Инструкция N 91-И), а также следующие понятия:
Электронная база данных - база данных, формируемая уполномоченным банком в электронном виде с использованием программного комплекса, разработанного ГТК России в целях оформления документов валютного контроля, предусмотренных Инструкцией N 91-И.
Ответственное лицо Банка Импортера - сотрудник уполномоченного банка, наделенный полномочиями подписывать ПСи по контрактам на импорт товаров, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени уполномоченного банка как агента валютного контроля в порядке, установленном Инструкцией N 91-И.
Печать Банка Импортера - печать уполномоченного банка, используемая для целей валютного контроля и зарегистрированная в Банке России в порядке, установленном Инструкцией N 91-И.
Регистры учета - журналы учета и иные документы, используемые уполномоченным банком для регистрации и учета входящих и исходящих документов в соответствии с внутренними правилами делопроизводства.
Проверка кредитной организации и ее филиалов в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями может осуществляться как комплексно, так и в части соблюдения ими отдельных требований Инструкции N 91-И, исходя из указаний (рекомендаций, задания на проверку) руководителя проверки, а также руководителя структурного подразделения Банка России, назначившего эту проверку.
Целями проверки являются:
1. Анализ организации работы уполномоченного банка по контролю за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров.
2. Проверка выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России, в том числе:
- обоснованности и правильности оформления ПСи по контрактам на импорт товаров, а также правильности ведения Досье (Импорт);
- полноты и своевременности учета информации о получении товаров и осуществленных расчетах по ПСи в УКи и Карточках платежа;
- соблюдения сроков представления уполномоченным банком информации в ГТК России и территориальное учреждение Банка России.
3. Выявление нарушений и недостатков в организации и проведении контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров.
До начала проверочных мероприятий рабочей группе следует:
- изучить материалы предыдущей проверки (если таковые имеются) с целью последующего контроля тех направлений работы уполномоченного банка по валютному контролю за проведением операций, связанных с импортом товаров, по которым ранее были выявлены нарушения;
- провести анализ информации, содержащейся в отчетности и иных документах, полученных Банком России (его структурными подразделениями) в связи с деятельностью уполномоченного банка, за проверяемый период;
- на основании результатов анализа вышеуказанной информации, а также задания (рекомендаций, указаний) на проверку определить перечень вопросов, подлежащих проверке.
При проведении проверки уполномоченных банков по вопросу соблюдения ими требований Инструкции N 91-И проверяющими используются законодательные и нормативные акты Российской Федерации, перечень основных из которых приведен в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Объем выборки документов (Досье (Импорт), документы дня, выписки из лицевых счетов клиентов и т.п.) определяется руководителем рабочей группы на месте проверки с учетом количества находящихся на обслуживании в уполномоченном банке контрактов на импорт товаров, объема проводимых по ним операций, а также проверяемого периода (если иное не следует из указания руководителя проверки либо руководителя структурного подразделения, назначившего эту проверку).
Проверку целесообразно начинать с изучения и анализа общего состояния работы в уполномоченном банке по организации валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров.
В целях проведения такого анализа проверяющими у уполномоченного банка запрашивается следующее.
1. Приказ о создании подразделения, на которое возложены функции по реализации валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров (положение об отделе, управлении и т.п.).
2. Внутрибанковская инструкция по осуществлению валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров и документы, определяющие порядок взаимодействия (организацию документооборота) между структурными подразделениями уполномоченного банка, а также между структурными подразделениями уполномоченного банка и его клиентами при выполнении функций агента валютного контроля.
3. Внутрибанковский документ, определяющий порядок регистрации и учета входящих и исходящих документов, разработанный и утвержденный уполномоченным банком в соответствии с требованиями пункта 5.25 Инструкции N 91-И.
4. Списки Ответственных лиц Банка Импортера, уполномоченных подписывать документы валютного контроля, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени Банка Импортера как агента валютного контроля, и изменения к ним. Карточки с образцами оттисков печатей, используемых для целей валютного контроля, зарегистрированные в Банке России.
5. Документы (акт, договор), подтверждающие подключение уполномоченного банка к телекоммуникационной сети в соответствии с требованиями пункта 6.1 Инструкции N 91-И.
6. Документы, определяющие размер и порядок взимания платы за выполнение уполномоченным банком функций агента валютного контроля.
7. Сведения о количестве ПСи, оформленных уполномоченным банком за весь период осуществления функций агента валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров (включая ПСи, закрытые и сданные в архив) *.
8. Заключение по результатам аудиторской проверки уполномоченного банка.
9. Сведения о ПСи, переведенных из других банков на основании разрешений территориальных учреждений Банка России (наименование банков, из которых переведены ПСи; номера и даты подписания проверяемым банком новых ПСи по соответствующим контрактам).
10. Регистры учета, в том числе протоколы приема - передачи документов валютного контроля по телекоммуникационной сети между уполномоченным банком и ГТК России.
11. Иные документы уполномоченного банка, необходимые для проведения проверки.
Одновременно с запросом вышеуказанной информации проверяющими Банка России производится копирование в полном объеме на магнитные носители (дискеты и т.д.) Электронной базы данных по состоянию на начало проверки. Рекомендации по копированию Электронной базы данных приведены в Приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
После получения вышеуказанных документов проверяющими анализируются находящиеся в них сведения:
- о подразделении уполномоченного банка, на которое возложены обязанности по оформлению ПСи и совершению от имени уполномоченного банка иных действий по валютному контролю (включая информацию о его организации (создании), структуре, полномочиях и принципах работы);
- об организации документооборота уполномоченного банка в части, касающейся обеспечения выполнения его подразделениями функций агента валютного контроля в соответствии с требованиями валютного законодательства (в том числе о порядке регистрации и учета входящих и исходящих документов, а также оформления и заверения документов Ответственными лицами Банка Импортера);
- о количестве оформленных уполномоченным банком ПСи;
- об организации работы уполномоченного банка с клиентами - импортерами (в том числе об организации информационного взаимодействия, а также порядке взимания платы за выполнение функций агента валютного контроля).
------------------
* Предварительные сведения о количестве ПСи, оформленных уполномоченным банком, могут быть получены из отчетности, представляемой в территориальное учреждение Банка России в соответствии с требованиями Инструкции N 91-И. Сведения о количестве ПСи, оформленных на момент начала проверки, могут быть истребованы проверяющими у уполномоченного банка либо получены самостоятельно из Электронной базы данных.
С целью проверки полноты учета документов валютного контроля в Досье (Импорт) проверяющие запрашивают Досье и Ведомости по контрактам на импорт товаров.
При этом проверяется наличие в Досье (Импорт) следующих документов:
- оригинал ПСи (оригиналы переоформленных ПСи);
- копии контракта (выписки из контракта), изменений и дополнений к нему, заверенные в установленном порядке;
- заверенные в установленном порядке копии полученных импортером разрешений на осуществление валютных операций, в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление валютных операций, предусмотренных условиями контракта, требует получения разрешения;
- ксерокопии грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД), оформленные в соответствии с пунктом 4.8 Инструкции N 91-И;
- сведения из ГТД, распечатанные на бумажном носителе (в случаях, предусмотренных пунктом 5.4 Инструкции N 91-И);
- ксерокопии векселей (в случаях, предусмотренных пунктом 5.11 Инструкции N 91-И);
- поручения (заявления) клиентов на оплату обязательств по контракту;
- документы, содержащие сведения о поступивших по контракту денежных средствах (в соответствии с пунктами 5.13 - 5.14 Инструкции N 91-И);
- копии межбанковских сообщений, подтверждающих перевод импортером иностранному контрагенту (поступление в пользу импортера) денежных средств по контракту (ПСи);
- Ведомость, распечатанная на бумажном носителе (в случаях, предусмотренных пунктом 5.22.7 Инструкции N 91-И);
- УКи;
- Карточки платежа;
- иные документы и сведения, оформляемые (формируемые) банком или поступающие в банк в связи с данным ПСи.
Часть из вышеуказанных документов может отсутствовать в Досье (Импорт) по объективным для уполномоченного банка причинам, например:
- копии ГТД (сведения из ГТД) и УКи - при отсутствии поставок товара;
- копии межбанковских сообщений - при отсутствии платежей по контракту.
Для проверки соблюдения уполномоченным банком требований Инструкции N 91-И по помещению документов в Досье (Импорт) следует сопоставить хранящиеся в нем документы с информацией о поставках товаров, платежах и передаче векселей в соответствующей Ведомости.
Проверка оформления ПСи производится на основании документов Досье (Импорт), затребованных у уполномоченного банка, с учетом следующего.
3.2.1. Необходимо проверить правильность заверения оригинала ПСи, находящегося в Досье (Импорт) уполномоченного банка (он должен быть подписан Ответственным лицом Банка Импортера и заверен Печатью Банка Импортера).
3.2.2. Проверяется соответствие содержащихся в ПСи (переоформленных ПСи) сведений условиям соответствующего контракта (дополнений и изменений к нему).
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При изучении содержания условий контракта необходимо убедиться в их соответствии требованиям законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по валютному регулированию и валютному контролю.
В частности, необходимо обратить внимание:
- на условия расчетов за импортируемые товары;
- на наличие в контракте условий, предусматривающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- на наличие (отсутствие) в контракте условий, предусматривающих проведение валютных операций, связанных с движением капитала. При наличии таких условий необходимо проверить, имеется ли в документах Досье (Импорт) копия соответствующего разрешения (если операция требует его получения).
3.2.3. Следует проверить правильность заполнения реквизитов ПСи, не отражающих условия внешнеторговых контрактов, в частности:
- правильность формирования номера ПСи;
- правильность отражения реквизитов разрешения на проведение операций, связанных с движением капитала (при наличии такового);
- отражение сведений в разделе "Особые отметки Банка Импортера" ПСи (в случаях, установленных в Приложении 1 к Инструкции N 91-И).
3.2.4. Необходимо проверить соблюдение уполномоченным банком требований пункта 5.1 Инструкции N 91-И по формированию электронных копий ПСи в течение 5 календарных дней, следующих за датой подписания ПСи, и на их основании Ведомостей.
Для этого следует сопоставить информацию об оформленных ПСи в Электронной базе данных (основное внимание следует уделять наиболее поздним записям) с ПСи, содержащимися в Досье (Импорт).
3.3.1. В соответствии с пунктом 10.1 Инструкции N 91-И данная инструкция распространяется на контракты (независимо от даты их заключения), на основании которых после 1 января 2001 года осуществляется ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, помещаемых под любой из таможенных режимов, указанных в пункте 4.1 Инструкции N 91-И, либо осуществляется оплата этих товаров иностранной валютой, валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации.
При этом согласно пункту 4.1 таможенное оформление товаров в соответствии с требованиями Инструкции N 91-И может производиться в следующих таможенных режимах: "выпуск для свободного обращения", "реимпорт", "таможенный склад", "магазин беспошлинной торговли", "переработка товаров на таможенной территории", "переработка товаров под таможенным контролем", "временный ввоз", "свободная таможенная зона", "свободный склад", "отказ в пользу государства", "уничтожение".
Учитывая изложенное, проверяющие должны проверить наличие соответствующих реквизитов ГТД <*>, ксерокопии которых помещены уполномоченным банком в Досье (Импорт).
Такими реквизитами являются:
- графа 1 ГТД - "Тип декларации" - в первом подразделе графы проставляется - "ИМ"; во втором - указывается двузначный цифровой код таможенного режима в соответствии с классификатором процедуры перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации (информация о кодах приведена в таблице);
------------------
* Требования по заполнению ГТД изложены в Приказе ГТК России от 16.12.1998 N 848 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" (с изменениями и дополнениями).
┌───┬────────────────────────────────────────────────────┬───────┐ │ N │ Наименование таможенного режима │ Код │ │п/п│ │ │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │1 │временный ввоз │ 31 │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │2 │выпуск для свободного обращения │ 40 │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │3 │реимпорт │ 41 │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │4 │переработка на таможенной территории │ 51 │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │5 │переработка под таможенным контролем │ 52 │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │6 │свободная таможенная зона │ 71 │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │7 │магазин беспошлинной торговли │ 72 │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │8 │свободный склад │ 73 │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │9 │таможенный склад │ 74 │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │10 │отказ в пользу государства │ 75 │ ├───┼────────────────────────────────────────────────────┼───────┤ │11 │уничтожение │ 76 │ └───┴────────────────────────────────────────────────────┴───────┘
- графа 9 ГТД - "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование" - указываются реквизиты импортера;
- графа 22 ГТД - "Валюта и общая фактурная стоимость" - указывается код валюты цены и общая фактурная стоимость партии товара (при этом следует иметь в виду, что при наличии дополнительных листов ГТД сумма стоимости товара, указанная в графе 22 ГТД, должна совпадать с суммой значений, указанных в графе 42 собственно ГТД и дополнительных листов к ней);
- графа 28 ГТД - указывается номер ПСи, предъявленного в таможенный орган при декларировании товаров;
- графа Д ГТД - "Таможенный контроль" - проставляется оттиск штампа соответствующей таможни "Выпуск разрешен" с указанием даты принятия решения о выпуске товара, а также оттиск личной номерной печати и подпись должностного лица таможенного органа.
Проверка соблюдения уполномоченным банком требований по отражению в документах валютного контроля информации о представлении импортером ксерокопии ГТД (копии ГТД, сведений из ГТД) в соответствии с пунктами 5.2 - 5.4 Инструкции N 91-И производится с учетом следующего.
3.4.1. Проверяется полнота учета в УКи информации о сроках представления ксерокопии ГТД импортером.
Для этого следует проверить наличие соответствующих записей в строке "Дата представлении ксерокопии ГТД Импортером" в каждой УКи, по которой в проверяемом Досье (Импорт) имеется ксерокопия ГТД.
При этом могут быть сопоставлены сведения о дате представления в уполномоченный банк ксерокопии ГТД (копии ГТД, сведений из ГТД) в УКи, Ведомости (графа 9 раздела 2.3) и в Регистрах учета (основное внимание следует уделять наиболее поздним записям).
3.4.2. При проверке своевременности отражения информации о представлении ксерокопии ГТД в случаях, когда импортер в соответствии с пунктом 5.4 Инструкции N 91-И направляет в уполномоченный банк копию ГТД либо сведения из ГТД (с последующим представлением заверенной в установленном порядке ксерокопии ГТД), по Регистрам учета уточняется, в какие сроки фактически ксерокопия ГТД была представлена в банк.
Следует проверить соблюдение банком требований Инструкции N 91-И по самостоятельному формированию УКи на основании представленной импортером ксерокопии ГТД (пункты 5.6 - 5.7 Инструкции N 91-И).
Для этого следует предварительно проверить наличие в проверяемом Досье (Импорт) и Электронной базе данных УКи по ГТД, с даты завершения оформления которых (графа Д ГТД) прошло более 23 дней.
Если УКи по имеющимся в Досье (Импорт) ксерокопиям ГТД (копиям ГТД, сведениям из ГТД) отсутствуют, необходимо проверить по Регистрам учета, в какие сроки копия ГТД была представлена в банк.
Электронная база данных может быть исследована проверяющими Банка России при помощи системы гибких запросов, предусмотренных сервисными функциями программного комплекса.
3.6.1. При осуществлении проверки полноты и своевременности учета платежей по контракту в документах валютного контроля необходимо предварительно проверить соблюдение уполномоченным банком требований пункта 5.17 Инструкции N 91-И, предусматривающего информирование импортера о сформированных по контракту УКи и Карточках платежа.
Для этого следует ознакомиться с порядком направления этих документов импортеру, применяемым уполномоченным банком; после чего, используя информацию об исходящих документах в Регистрах учета, выборочно проверить соблюдение данного требования Инструкции N 91-И.
3.6.2. Необходимо проверить полноту и своевременность отражения банком информации об осуществлении расчетов по контракту (ПСи) в Карточках платежа *.
Для этого информация о произведенных платежах и передаче векселей, указанная в Ведомости и Карточке платежа, сопоставляется с данными находящихся в Досье (Импорт) документов, представленных импортером в соответствии с требованиями пунктов 5.11 - 5.14 Инструкции N 91-И, а также межбанковскими расчетными документами и лицевыми счетами клиентов - импортеров.
При этом следует обратить особое внимание на последние записи об операциях по контракту в Ведомости (Карточках платежа) и документы, представленные импортером в соответствии с пунктами 5.11 - 5.14 Инструкции N 91-И.
В случае, если в Ведомости (Карточках платежа) имеется информация о переводе в пользу нерезидента денежных средств в оплату неустойки (штрафа, пени), возмещения причиненных убытков за неисполнение или ненадлежащее исполнение импортером условий контракта, либо по иным основаниям, соответствующим коду вида оплаты "11", необходимо проверить наличие в Досье (Импорт) документов, подтверждающих обоснованность осуществления данных переводов.
При наличии в Ведомости (Карточках платежа) информации о поступлении денежных средств в пользу импортера в оплату неустойки либо по иным основаниям, соответствующим коду вида оплаты "21", необходимо также проверить нахождение в Досье (Импорт) документов, подтверждающих обоснованность получения этих средств (акты приемки (рекламационные акты), подтверждающие несоответствие количества товара условиям контракта; копии транспортных документов (при нарушении сроков поставки товаров); заключения российской или иностранной торгово - промышленной палаты; заключения независимых экспертных организаций о результатах осмотра и испытания товаров и т.п.).
В случае, если в Ведомости (Карточках платежа) имеется информация о поступлении по контракту денежных средств от страховой организации, следует проверить наличие в Досье (Импорт) копии соответствующего договора страхования.
Особое внимание следует уделять правильности отражения в документах валютного контроля информации о расчетах в валюте Российской Федерации.
Учитывая, что действующее законодательство допускает передачу иностранной стороной прав (требований) по договору третьему лицу - резиденту, денежные средства в рублях за импортируемые по контракту (ПСи) товары по поручению нерезидента - бенефициара могут быть переведены импортером в пользу резидента.
В соответствии с требованиями пунктов 2.1.1.1, 2.1.1.3 и 5.16 Инструкции N 91-И информация об оплате импортируемых по контракту товаров подлежит отражению в Карточках платежа в течение 7 календарных дней, следующих за датой списания средств со счета импортера (если его счет и счет получателя денежных средств открыты в одном банке) либо датой отражения этой операции по корреспондентскому счету уполномоченного банка (в остальных случаях).
Таким образом, информация о платежах за импортируемые по контракту товары (оплате векселей) должна отражаться в документах валютного контроля независимо от того, кто является получателем денежных средств (иностранный контрагент, третье лицо - резидент или нерезидент).
3.6.3. При проведении проверки полноты отражения сведений об оплате товаров в УКи, а также сведений о поступлении товаров в счет произведенных платежей (переданных векселей) в Карточках платежа необходимо принимать во внимание следующее.
Необходимо предварительно выяснить, каким из предусмотренных Инструкцией N 91-И способов уполномоченный банк производит соотнесение сумм производимой оплаты и поставок товаров по контракту:
- на основании соответствующей информации, представленной импортером в соответствии с требованиями пункта 5.18 Инструкции N 91-И;
- самостоятельно, в порядке, согласованном с импортером (в соответствии с требованиями пункта 5.19 Инструкции N 91-И). В этом случае в Досье (Импорт) должны находиться документы, подтверждающие согласование такого порядка соотнесения Банком Импортера сумм производимой оплаты и поставок товаров по контракту.
Проверку рекомендуется производить выборочно, путем сопоставления информации, содержащейся в УКи, Карточках платежа и Ведомости.
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5.17 Инструкции N 91-И информация о передаче в счет оплаты товаров векселей, плательщиком по которым является импортер, не используется для соотнесения сумм оплаты по отношению к поставкам товаров.
Соответственно информация о получении товаров не отражается в графах "Погашенная сумма" / "Валюта платежа" и "Погашенная сумма" / "Валюта цены" Карточек платежа, сформированных в связи с передачей вышеуказанного векселя (код вида оплаты - 31), а сведения из данных Карточек платежа не используются для заполнения графы "Сумма Б" УКи.
3.6.4. Следует выборочно проверить соответствие сумм денежных средств в Ведомости, УКи, межбанковских документах, а также выписках из счетов импортера.
------------------
* Учитывая, что программным комплексом, разработанным ГТК России, данные из Карточки платежа автоматически переносятся в Ведомость, при проведении проверки полноты и своевременности учета информации о расчетах по ПСи можно использовать любой из вышеупомянутых документов - Карточку платежа или Ведомость.
3.7.1. При проведении проверки необходимо обращать внимание на своевременность направления уполномоченным банком в ГТК России в электронной форме:
- ПСи - в 10-дневный срок с даты их подписания (пункт 6.2 Инструкции N 91-И);
- Карточек платежа, сформированных в соответствии с требованиями пункта 5.16 Инструкции N 91-И - в 10-дневный срок с даты их формирования (пункт 6.3 Инструкции N 91-И);
- Карточек платежа, в которые после их первоначального направления в ГТК России были внесены изменения и дополнения - в 10-дневный срок с даты внесения изменений и дополнений (пункт 6.7 Инструкции N 91-И);
- УКи - не позднее установленного контрольного срока, рассчитываемого программным комплексом (пункты 6.5 - 6.6 Инструкции N
91-И);
- УКи, самостоятельно сформированные Банком Импортера в соответствии с требованием пункта 5.6.2 Инструкции N 91-И по истечении контрольного срока, рассчитываемого программным комплексом, - в 10-дневный срок с даты их формирования (пункт 6.6 Инструкции N 91-И);
- УКи, в которые после их первоначального направления в ГТК России были внесены изменения и дополнения, - в 10-дневный срок с даты внесения изменений и дополнений (пункт 6.7 Инструкции N 91-И).
3.7.2. В настоящее время процедура проверки соблюдения контрольных сроков направления информации в ГТК России может быть выполнена с использованием программного комплекса, вследствие чего проверку рекомендуется производить сплошным методом, используя систему гибких запросов к Электронной базе данных, предусмотренных сервисными функциями программного комплекса, с учетом информации, содержащейся в протоколах приема - передачи данных из (в) ГТК России.
3.7.3. При проверке своевременности направления в ГТК России Карточек платежа необходимо учитывать, что дата их формирования будет отличаться от даты оплаты по контракту, определяемой в соответствии с порядком, установленным пунктом 2.1 Инструкции N 91-И, либо даты передачи импортером нерезиденту векселя, по которому плательщиком является импортер. В связи с этим проверку своевременности направления Карточек платежа в ГТК России целесообразно проводить совместно с проверкой соблюдения сроков их формирования, установленных пунктом 5.16 Инструкции N 91-И.
3.7.4. При выявлении случаев расхождения между сведениями, содержащимися в полученной из ГТК России УКи, и сведениями ксерокопии ГТД, представленной в уполномоченный банк импортером, проверяется направление последним в ГТК России письменного извещения об обнаружении ошибки в соответствии с требованиями пункта 5.9 Инструкции N 91-И. Для этого следует проверить регистрацию указанного уведомления в Регистрах учета (наличие уведомления о вручении почтового отправления).
3.7.5. При выявлении случаев непредставления импортером в уполномоченный банк в установленные сроки ксерокопии ГТД либо документов (сведений), предусмотренных пунктами 5.11, 5.13 - 5.14 и 5.18 Инструкции N 91-И, проверяется, была ли информация об этом направлена уполномоченным банком в территориальное учреждение Банка России в соответствии с порядком, установленным Инструкцией Банка России от 28.06.1999 N 83-И "О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" N 500-У от 12 февраля 1999 года".
3.7.6. В связи с тем, что представление уполномоченным банком в территориальное учреждение Банка России Отчета об операциях по импортным контрактам, предусмотренного пунктами 8.1, 8.3 Инструкции N 91-И, производится ежемесячно, в период с 23 по 25 число календарного месяца, следующего за отчетным, контроль за соблюдением сроков представления данного Отчета должен осуществляться территориальным учреждением Банка России на регулярной основе (при получении отчетности).
По результатам проверки в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 19.02.1996 N 34 "О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" составляется акт, в котором фиксируются выявленные в ходе проверки нарушения. В акте должны быть отражены следующие вопросы.
1. Период времени, в течение которого проверяемым уполномоченным банком (его структурным подразделением) проводится работа по осуществлению валютного контроля в соответствии с требованиями Инструкции N 91-И, а также проверяемый период.
2. Информация о количестве ПСи, подписанных проверяемым уполномоченным банком (его структурным подразделением), на момент начала проверки.
3. Информация о количестве контрактов (ПСи), переведенных в проверяемый банк из других уполномоченных банков, на момент начала проверки.
4. Информация о разработке (утверждении) и доведении до сведения клиентов:
- внутрибанковской инструкции по осуществлению валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
- размера и порядка взимания с клиентов - импортеров платы за выполнение уполномоченным банком функций агента валютного контроля;
- порядка информирования клиентов - импортеров о поступивших из ГТК России и самостоятельно сформированных уполномоченным банком УКи, а также сформированных банком Карточках платежа;
- порядка представления клиентами - импортерами документов и информации в соответствии с пунктами 5.11 - 5.14, 5.18 Инструкции N 91-И.
5. Информация о выявленных в результате проверки нарушениях и недостатках, связанных с выполнением уполномоченным банком функций агента валютного контроля. По факту каждого нарушения, отраженного в акте проверки, должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на соответствующие документы и указанием пунктов нарушенного законодательного (нормативного) акта.
1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
2. Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".
3. Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (статья 2).
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.11.1995 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации".
5. Инструкция Банка России от 19.02.1996 N 34 "О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".
6. Инструкция Банка России и ГТК России от 04.10.2000 N 91-И и N 01-11/28644 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.10.2000 за N 2431).
7. Указание Банка России от 12.02.1999 N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства".
8. Инструкция Банка России от 28.06.1999 N 83-И "О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" N 500-У от 12 февраля 1999 года".
9. Указание Банка России от 22.03.1999 N 519-У "О порядке покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию".
10. Указание Банка России от 20.10.1998 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".
11. Письмо Банка России и ГТК России от 13.07.1998 N 286-У и N 01-23/14616 (соответственно) "О порядке перевода контрактов на экспорт и импорт товаров из уполномоченного банка, оформившего паспорта сделок по соответствующим контрактам, в другой уполномоченный банк".
12. Письмо Банка России от 15.07.1996 N 300 "О "Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов".
13. Приказ ГТК России от 20.11.2000 N 1053 "Об осуществлении валютного контроля за валютными операциями, связанными с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации".
14. Приказ ГТК России от 16.12.1998 N 848 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации".
Сохранение текущего состояния Электронной базы данных программного комплекса рекомендуется производить с учетом следующего.
1. Программный комплекс обычно расположен в директории IMPO_GGF. Запуск программы производится путем актуализации файла Start_00.bat. При этом следует предварительно убедиться в том, что все другие пользователи вышли из программы.
2. В меню "Сохранение / Восстановление БД" следует выбрать опцию "Сохранение Базы данных" и, нажав Enter, указать принимающий диск.
3. После того, как от программного комплекса будет получено сообщение о создании резервной копии, можно осуществить выход из программы (для этого следует несколько раз нажать клавишу Esc).
4. Полученный файл будет иметь вид "XX-YY-ZZ.LZH", где XX, YY и ZZ - текущие значения числа, месяца и года (соответственно). Указанный файл может быть переписан на магнитный носитель. В случае, если полученный файл необходимо записать на дискету емкостью 1,44 Мб, но он имеет больший объем, может быть произведена архивация содержащейся в нем информации.
В случае архивации информации с использованием архиватора ARJ применяется команда: arj a X -v 1450000, где X - имя архива данных.