;
Действует
История статусов
Подписан 30.03.2017 |
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза;
план мероприятий по реализации Концепции создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза.
2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить:
выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией и планом, утвержденными настоящим распоряжением;
присоединение к общим процессам в рамках Евразийского экономического союза в соответствии со сроками, устанавливаемыми при утверждении технологических документов, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации общих процессов в рамках Евразийского экономического союза.
Настоящая Концепция раскрывает общее видение процесса создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее соответственно - Союз, интегрированная система, национальный сегмент).
Настоящая Концепция определяет основные цели и задачи создания национального сегмента, его информационно-технологическую архитектуру, порядок информационного взаимодействия и обеспечения информационной безопасности, этапы создания, функционирования и развития, а также источники финансового обеспечения работ по созданию, функционированию и развитию национального сегмента.
Основанием для создания национального сегмента является Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор), в соответствии со статьей 23 которого установлено, что информационное взаимодействие в рамках обеспечения интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование Союза, осуществляется с использованием интегрированной системы, представляющей собой организационную совокупность территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов, информационных ресурсов и информационных систем Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), объединенных национальными сегментами государств - членов Союза и интеграционным сегментом Комиссии.
В соответствии с пунктом 3 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору) работы по созданию интегрированной системы проводятся на основе расширения функциональных возможностей интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли, реализация которой осуществлялась в 2011 - 2014 годах.
Интегрированная система предназначена для обеспечения межгосударственного обмена данными и электронными документами, создания общих для государств - членов Союза информационных ресурсов, реализации общих процессов в рамках Союза, а также для формирования единого трансграничного пространства доверия при электронной форме взаимодействия в рамках Союза.
Интегрированная система обеспечивает информационную поддержку по следующим направлениям:
таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
таможенное регулирование;
техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер;
зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
зачисление и распределение антидемпинговых и компенсационных пошлин;
статистика;
конкурентная политика;
энергетическая политика;
валютная политика;
интеллектуальная собственность;
финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);
обеспечение деятельности органов Союза;
макроэкономическая политика;
промышленная и агропромышленная политика;
обращение лекарственных средств и медицинских изделий;
иные направления, деятельность по которым осуществляется в пределах полномочий Союза (включаются в область охвата интегрированной системы по мере ее развития).
Анализ текущего состояния процессов информационного взаимодействия государственных органов, сформированных на национальном уровне, показывает, что в настоящее время в Российской Федерации сформирован существенный организационно-технологический и правовой задел для обеспечения исполнения функций уполномоченных органов по указанным направлениям.
Вместе с тем работа по проектированию и внедрению информационных систем и информационных ресурсов на национальном уровне осуществляется уполномоченными органами без общей координации. Организационно-технологическая и правовая составляющие по ряду направлений не адаптированы под требования наднациональных нормативных правовых актов и международных договоров.
Отсутствие общих архитектурных и технологических решений по реализации межгосударственного информационного взаимодействия зачастую влечет за собой функциональные пересечения, неизбежно приводящие к дублированию отдельных действий и неэффективному расходованию бюджетных средств.
Остаются нерегламентированными вопросы обеспечения необходимого уровня информационной безопасности, обеспечения юридической силы электронных документов при реализации межгосударственного информационного взаимодействия.
В ходе работ по созданию, функционированию и развитию национального сегмента на функциональном, нормативном и технологическом уровне должна быть активизирована и скоординирована работа всех уполномоченных органов по обеспечению информационного взаимодействия в рамках интегрированной системы.
Целями создания национального сегмента являются:
обеспечение эффективного межгосударственного информационного взаимодействия уполномоченных органов, юридических лиц;
формирование единого трансграничного пространства доверия в рамках Союза.
Указанные цели достигаются путем решения следующих основных задач:
создание инфраструктуры, обеспечивающей обмен данными и электронными документами между субъектами электронного взаимодействия в рамках Союза;
внедрение единых стандартов электронного взаимодействия;
создание общих информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним;
создание доверенных сервисов, обеспечивающих юридическую силу трансграничного электронного документооборота;
обеспечение уполномоченных органов информацией, необходимой для осуществления государственного контроля при реализации общих процессов в рамках Союза;
обеспечение защиты информации при межгосударственном информационном взаимодействии.
Национальный сегмент является организационной совокупностью государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов, регулирующих взаимоотношения в рамках Союза и объединяемых единой системой межведомственного электронного взаимодействия.
Создание национального сегмента не должно требовать изменений уровня обеспечения информационной безопасности прикладных информационных систем, единой системы межведомственного электронного взаимодействия, снижающих требования к средствам обеспечения информационной безопасности.
Архитектура национального сегмента должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами.
Национальный сегмент должен предоставлять возможность обмена электронными документами, оформленными по утвержденным в соответствии с решениями Комиссии правилам и требованиям документирования и признаваемыми равными по юридической силе аналогичным документам на бумажном носителе, заверенным подписью либо подписью и печатью.
Информационно-технологическая архитектура национального сегмента включает в себя:
единую систему межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающую интеграцию прикладных информационных систем, используемых уполномоченными органами в рамках реализации межгосударственного информационного взаимодействия, а также их подключение к интеграционной платформе интегрированной системы;
интеграционный шлюз национального сегмента, обеспечивающий единую точку подключения единой системы межведомственного электронного взаимодействия к интеграционной платформе интегрированной системы;
сервисы доверенной третьей стороны, обеспечивающие гарантии доверия при трансграничном обмене электронными документами, в том числе для обеспечения обмена электронными документами, оформленными по утвержденным в соответствии с решениями Комиссии правилам и требованиям документирования и признаваемыми равными по юридической силе аналогичным документам на бумажном носителе, заверенным подписью либо подписью и печатью.
Способы и средства связи ведомственных информационных систем федеральных органов исполнительной власти с интеграционным шлюзом национального сегмента определяются требованиями, предъявляемыми к единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Основными функциями интеграционного шлюза национального сегмента являются:
маршрутизация электронных сообщений между интеграционной платформой и информационными системами уполномоченных органов;
гарантированная доставка сообщений при взаимодействии с интеграционными шлюзами национальных сегментов государств - членов Союза и интеграционным шлюзом Комиссии;
ведение журналов операций, выполняемых интеграционным шлюзом, для обеспечения контроля информационного взаимодействия, обработки возникающих нештатных ситуаций и возможности анализа осуществляемого взаимодействия;
информационное взаимодействие с интеграционными шлюзами других сегментов и сервисами доверенной третьей стороны национального сегмента.
Взаимодействие сервисов доверенной третьей стороны национального сегмента с интеграционным шлюзом национального сегмента должно осуществляться с применением технологий гарантированной доставки сообщений. Способы и средства связи между интеграционным шлюзом национального сегмента и сервисами доверенной третьей стороны национального сегмента определяются требованиями, установленными нормативно-техническими документами, определяющими технологию, регламенты, форматы и структуры данных, необходимыми для реализации трансграничной передачи электронных документов средствами интегрированной системы с обеспечением их юридической силы.
Прикладные информационные системы, используемые уполномоченными органами, функционально не входящие в состав национального сегмента, обеспечивают реализацию общих процессов в рамках Союза на территории Российской Федерации, являются отправителями и получателями электронных документов и сведений в электронном виде при реализации общих процессов в рамках Союза, формируют и обрабатывают электронные документы и сведения в электронном виде.
Состав компонентов национального сегмента, а также перечень сервисов доверенной третьей стороны национального сегмента должен уточняться на этапе реализации настоящей концепции с учетом законодательства Российской Федерации.
Взаимодействие между национальными сегментами обеспечивается за счет использования единой интеграционной платформы, создаваемой Комиссией в соответствии с решением Коллегии Комиссии от 12 октября 2015 г. N 137 "Об утверждении технического задания на создание интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза".
Учитывая межведомственный характер работ по созданию национального сегмента, целесообразно определить государственного заказчика - координатора работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию национального сегмента (далее - государственный заказчик-координатор), а также государственных функциональных заказчиков работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию национального сегмента (далее - государственные функциональные заказчики).
Государственным заказчиком-координатором является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Государственными функциональными заказчиками являются заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Основными функциями государственного заказчика-координатора являются:
технико-технологическое обеспечение мероприятий по функционированию и развитию национального сегмента в соответствии с техническим заданием на создание интегрированной системы, планами создания, обеспечения функционирования и развития интегрированной системы, утверждаемыми в соответствии с решениями Комиссии, а также с учетом стратегии развития интегрированной системы, утверждаемой Комиссией;
обеспечение межведомственного электронного взаимодействия в рамках функционирования национального сегмента;
развитие трансграничного пространства доверия в соответствии со Стратегией развития трансграничного пространства доверия, утвержденной решением Коллегии Комиссии от 27 сентября 2016 г. N 105, и Концепцией использования при межгосударственном информационном взаимодействии сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов, утвержденной решением Совета Комиссии от 18 сентября 2014 г. N 73;
разработка предложений по нормативному правовому обеспечению, регламентирующему информационное взаимодействие в национальном сегменте (с учетом требований к организации межгосударственного информационного взаимодействия, определяемых Комиссией);
организация подключения информационных систем уполномоченных органов, участвующих в реализации общих процессов в рамках Союза, к интеграционной платформе интегрированной системы;
координация мероприятий по планированию, созданию и использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов".
Функциями государственных функциональных заказчиков являются:
организационно-техническое обеспечение реализации в национальном сегменте общих процессов в соответствии с перечнем общих процессов в рамках Союза, утверждаемым в соответствии с решениями Комиссии;
рассмотрение проектов актов, разрабатываемых Комиссией на этапах определения требований к реализации общего процесса в рамках Союза и технологического проектирования общего процесса в рамках Союза;
разработка предложений о внесении изменений в перечень общих процессов в рамках Союза, утверждаемый в соответствии с решениями Комиссии;
разработка предложений, касающихся нормативного правового и финансового обеспечения работ по реализации в национальном сегменте общих процессов в рамках Союза.
Определение требований к реализации общего процесса в рамках Союза представляет собой процесс описания и нормативного закрепления взаимосвязанного комплекса организационных, технологических и технических требований, направленных на обеспечение эффективной реализации общего процесса в рамках Союза.
Утвержденная функциональная архитектура является основанием для выполнения технологического проектирования и планирования работ по организационно-техническому обеспечению реализации общего процесса в рамках Союза.
Технологические документы оформляются в соответствии с типовым перечнем и требованиями к типовой структуре таких документов, утвержденными в соответствии с решениями Комиссии.
Уполномоченные органы обеспечивают проведение экспертизы проектов технологических документов на соответствие положениям утвержденной функциональной архитектуры.
Организационно-техническое обеспечение реализации общего процесса в рамках Союза представляет собой комплекс мер по разработке (доработке) информационных систем уполномоченных органов, которые задействованы в реализации общего процесса в рамках Союза, и их интеграции средствами интегрированной системы.
Реализация в национальном сегменте общего процесса в рамках Союза обеспечивается уполномоченными органами совместно с государственным заказчиком-координатором.
Для обеспечения реализации в национальном сегменте общего процесса в рамках Союза осуществляются следующие мероприятия:
внесение в нормативные правовые акты государства - члена Союза изменений, необходимых для обеспечения выполнения требований технологических документов (при необходимости);
разработка (доработка) информационных систем уполномоченных органов, которые задействованы в реализации общего процесса в рамках Союза, для обеспечения выполнения требований документов, применяемых при обеспечении функционирования интегрированной системы, технологических документов, а также требований законодательства, регламентирующих информационное взаимодействие в рамках национального сегмента;
подключение информационных систем уполномоченных органов, которые задействованы в реализации общего процесса в рамках Союза, к интеграционной платформе посредством интеграционного шлюза;
тестирование информационного взаимодействия между информационными системами, которые задействованы в реализации общих процессов в рамках Союза.
С даты вступления в силу решения Комиссии о введении в действие общего процесса в рамках Союза уполномоченные органы обеспечивают исполнение общего процесса в рамках Союза с использованием интегрированной системы.
Создание и развитие национального сегмента в рамках создания интегрированной системы должно осуществляться на основании следующих документов, утвержденных в соответствии с решениями Комиссии:
стратегия развития интегрированной системы;
Стратегия развития трансграничного пространства доверия;
Концепция использования при межгосударственном информационном взаимодействии сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов.
В целях реализации настоящей Концепции необходимо выполнить следующие мероприятия:
создание и обеспечение функционирования информационной системы интеграционного шлюза национального сегмента, обеспечение его интеграции с единой системой межведомственного электронного взаимодействия и трансграничной платформой Комиссии;
создание и обеспечение функционирования доверенной третьей стороны национального сегмента, обеспечивающей юридическую силу информации в рамках взаимодействия государств - членов Союза;
реализация общих процессов в рамках Союза;
формирование правового, технического и организационного обеспечения трансграничного пространства доверия.
До утверждения требований к трансграничному пространству доверия, предусмотренных пунктом 18 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору), отдельные элементы трансграничного пространства доверия функционируют во временном режиме на основе соответствующих организационно-технических документов.
Целями обеспечения информационной безопасности компонентов национального сегмента являются защита информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, представления, распространения и от иных неправомерных действий в отношении такой информации, а также соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа и реализация права доступа к информации.
Защита информации в национальном сегменте должна обеспечиваться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, а также в области персональных данных и использования электронной подписи.
Информационная безопасность национального сегмента обеспечивается посредством реализации следующих задач:
предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права доступа к информации;
своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;
нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляется сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), а также извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.
Модель угроз безопасности информации и модель нарушителя безопасности информации в национальном сегменте должны быть гармонизированы с утвержденными моделью нарушителя безопасности информации и моделью угроз безопасности информации единой системы межведомственного электронного взаимодействия, являющейся частью национального сегмента.
Средства криптографической защиты информации, средства электронной подписи и удостоверяющего центра, используемые в национальном сегменте, должны иметь подтверждение Федеральной службы безопасности Российской Федерации о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Иные средства защиты информации, применяемые в национальном сегменте, должны иметь сертификат соответствия требованиям безопасности информации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
Оценка соответствия подсистемы защиты информации национального сегмента должна быть проведена в форме аттестации по требованиям безопасности информации.
Финансирование работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию национального сегмента в части функций, осуществляемых государственным заказчиком-координатором, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".
Финансирование работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию национального сегмента в части функций, выполняемых государственными функциональными заказчиками, будет осуществляться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Создание национального сегмента обеспечит:
снижение временных, организационных и финансовых издержек при получении требуемой информации из информационных ресурсов уполномоченных органов;
повышение эффективности таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля и взаимодействия в рамках Союза с использованием информационно-коммуникационных технологий;
снижение объема бумажного документооборота между субъектами электронного взаимодействия в рамках Союза;
формирование и обеспечение равных возможностей доступа к общим информационным ресурсам, в том числе к единой системе нормативно-справочной информации Союза;
обеспечение юридической силы создаваемых, обрабатываемых и передаваемых электронных документов при межгосударственном трансграничном обмене.
|
Наименование мероприятия
|
Ответственный исполнитель
|
Срок
|
Ожидаемый результат
|
I. Правовые основания
|
||||
1. | Разработка приказа Минкомсвязи России об утверждении правил электронного обмена данными в национальном сегменте Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - национальный сегмент) | Минкомсвязь России |
II квартал 2017 г.
|
приказ Минкомсвязи России |
2. | Разработка приказа Минкомсвязи России об утверждении технического регламента подключения информационных систем федеральных органов исполнительной власти к интеграционному шлюзу национального сегмента с использованием СМЭВ 3.0. | Минкомсвязь России |
II квартал 2017 г.
|
приказ Минкомсвязи России |
II. Технологические условия
|
||||
3. | Развитие (при необходимости) и обеспечение функционирования интеграционного шлюза национального сегмента | Минкомсвязь России |
в течение 2017 - 2018 годов
|
эксплуатационная документация |
4. | Обеспечение функционирования прототипа программно-аппаратного комплекса доверенной третьей стороны национального сегмента | Минкомсвязь России |
II квартал 2017 г. - до момента ввода в эксплуатацию доверенной третьей стороны национального сегмента
|
эксплуатационная документация |
5. | Разработка модели угроз безопасности информации и модели нарушителя безопасности информации в национальном сегменте Российской Федерации, включая угрозы безопасности информации и действия нарушителя для доверенной третьей стороны национального сегмента |
Минкомсвязь России, ФСБ России, ФСТЭК России |
II квартал 2017 г.
|
модель угроз |
6. | Разработка технического задания на создание программно-аппаратного комплекса доверенной третьей стороны национального сегмента, включая временные требования к программно-аппаратному комплексу доверенной третьей стороны национального сегмента, предъявляемые ФСБ России |
Минкомсвязь России, ФСБ России, ФСТЭК России |
III квартал 2017 г.
|
техническое задание |
7. | Создание программно-аппаратного комплекса доверенной третьей стороны национального сегмента | Минкомсвязь России |
IV квартал 2017 г.
|
техническая документация |