Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Закон Президента РБ от 18.12.2018 № 154-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О безопасности генно-инженерной деятельности""

Изменения и дополнения в Закон "О безопасности генно-инженерной деятельности"
'
Закон Республики Беларусь
от 18 декабря 2018 г. N 154-З
"О внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Беларусь "О безопасности
генно-инженерной деятельности""
 
Принят Палатой представителей 12 ноября 2018 года
Одобрен Советом Республики 30 ноября 2018 года
 

Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 года "О безопасности генно-инженерной деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 9, 2/1193; 2008 г., N 3, 2/1396; N 275, 2/1541; 2009 г., N 161, 2/1583; 2010 г., N 17, 2/1661; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.01.2014, 2/2128) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 1:

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"генно-инженерная деятельность – деятельность, связанная с созданием генно-инженерных организмов, осуществлением работ с генно-инженерными организмами в замкнутых системах, высвобождением их в окружающую среду для проведения испытаний, использованием в хозяйственных целях, ввозом в Республику Беларусь, вывозом из Республики Беларусь, транзитом через ее территорию генно-инженерных организмов, их транспортировкой, хранением и обезвреживанием;";

после абзаца седьмого дополнить статью абзацем следующего содержания:

"государственные юридические лица – юридические лица (унитарные предприятия, учреждения, государственные объединения), имущество которых находится в государственной собственности и принадлежит им на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления;";

абзацы восьмой–шестнадцатый считать соответственно абзацами девятым–семнадцатым;

после абзаца девятого дополнить статью абзацем следующего содержания:

"заключение (разрешительный документ) на ввоз в Республику Беларусь, вывоз из Республики Беларусь, транзит через ее территорию условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов – документ, подтверждающий право на ввоз в Республику Беларусь, вывоз из Республики Беларусь, транзит через ее территорию определенного генотипа условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов и имеющий разовый характер;";

абзацы десятый–семнадцатый считать соответственно абзацами одиннадцатым–восемнадцатым;

в абзаце одиннадцатом слова "операции, связанные" заменить словом "работы";

после абзаца тринадцатого дополнить статью абзацем следующего содержания:

"обезвреживание генно-инженерных организмов – деятельность, направленная на изолирование генно-инженерных организмов, а также на их уничтожение, в том числе путем сжигания в специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду;";

абзацы четырнадцатый–восемнадцатый считать соответственно абзацами пятнадцатым–девятнадцатым;

абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:

"риск возможного вредного воздействия генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду – сочетание вероятности неблагоприятного воздействия генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду и масштаба последствий такого воздействия, ведущее к возникновению угрозы здоровью человека и окружающей среде;";

дополнить статью частью второй следующего содержания:

"Термины "патогенные биологические агенты" и "условно патогенные микроорганизмы", используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных статьей 1 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., N 8, 2/1892).".

2. Дополнить Закон статьей 11 следующего содержания:

 

"Статья 11. Правовое регулирование отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности

 

Отношения в области безопасности генно-инженерной деятельности регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства в области безопасности генно-инженерной деятельности, международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.".

3. Статью 2 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

 

Настоящий Закон регулирует отношения в области безопасности генно-инженерной деятельности.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с применением генетической инженерии к человеку, его органам и тканям, обращением с лекарственными средствами, продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, кормами для животных, полученными из генно-инженерных организмов или их компонентов.

При осуществлении работ с условно патогенными микроорганизмами и патогенными биологическими агентами, являющимися генно-инженерными организмами, применяются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, установленных законодательством в области безопасности генно-инженерной деятельности.

К отношениям, возникающим в связи с ввозом в Республику Беларусь, вывозом из Республики Беларусь, транзитом через ее территорию и использованием генно-инженерных организмов, являющихся объектами экспортного контроля, настоящий Закон применяется в части, не урегулированной законодательством в области экспортного контроля.".

4. В статье 3:

в абзаце третьем слово "риска" заменить словом "рисков";

абзац четвертый исключить;

абзац пятый считать абзацем четвертым.

5. Статью 4 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 4. Объекты и субъекты отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности

 

Объектами отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности являются генно-инженерные организмы и права на осуществление генно-инженерной деятельности.

Субъектами отношений в области безопасности генно-инженерной деятельности являются:

государственные органы, осуществляющие государственное управление и контроль (надзор) в области безопасности генно-инженерной деятельности, а также экспертный совет по безопасности генно-инженерных организмов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – экспертный совет);

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие генно-инженерную деятельность;

организации, уполномоченные проводить оценку рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду (далее, если не предусмотрено иное, – уполномоченные организации).".

6. В статье 5:

в абзаце третьем слова "разрешений на ввоз, вывоз или транзит" заменить словами "заключений (разрешительных документов) на ввоз в Республику Беларусь, вывоз из Республики Беларусь, транзит через ее территорию";

абзацы четвертый и седьмой исключить;

абзацы пятый, шестой, восьмой–двенадцатый считать соответственно абзацами четвертым–десятым;

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"проведения оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду;";

абзац восьмой после слова "контроля" дополнить словом "(надзора)".

7. В статье 8:

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"устанавливает порядок выдачи заключений (разрешительных документов) на ввоз в Республику Беларусь, вывоз из Республики Беларусь, транзит через ее территорию условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов;";

абзацы пятый – седьмой исключить;

абзацы восьмой – одиннадцатый считать соответственно абзацами пятым – восьмым;

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"устанавливает перечень организаций, уполномоченных проводить оценку рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду, а также порядок ее проведения;";

абзац восьмой после слов "Законом и" дополнить словом "иными".

8. Статью 9 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 9. Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области безопасности генно-инженерной деятельности

 

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в пределах своей компетенции:

принимает (издает) нормативные правовые акты и утверждает, вводит в действие технические нормативные правовые акты в области безопасности генно-инженерной деятельности;

выдает разрешения на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний;

устанавливает требования безопасности к замкнутым системам при осуществлении работ первого уровня риска генно-инженерной деятельности;

устанавливает по согласованию с Национальной академией наук Беларуси требования безопасности к опытным полям и другим объектам, предназначенным для проведения испытаний непатогенных генно-инженерных организмов при их первом высвобождении в окружающую среду;

устанавливает по согласованию с Национальной академией наук Беларуси порядок проведения испытаний непатогенных генно-инженерных организмов при их высвобождении в окружающую среду;

устанавливает порядок обезвреживания непатогенных генно-инженерных

организмов;

устанавливает порядок уведомления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь собственником непатогенных генно-инженерных организмов или лицом, осуществляющим их ввоз в Республику Беларусь, о транзите через территорию Республики Беларусь непатогенных генно-инженерных организмов либо ввозе их в Республику Беларусь для научных исследований без высвобождения в окружающую среду для проведения испытаний;

устанавливает порядок учета юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями созданных ими и вывозимых из Республики Беларусь непатогенных генно-инженерных организмов;

осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды в сферах охраны, защиты, воспроизводства и использования дикорастущих растений и диких животных, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений в границах населенных пунктов, а также диких животных, не являющихся объектами охоты и рыболовства; охраны и использования вод; обращения с отходами при осуществлении генно-инженерной деятельности;

вручает (направляет) предложение о приостановлении (запрете) деятельности юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) такого предложения, в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу причинения вреда окружающей среде;

предъявляет претензии юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, причинившим вред окружающей среде, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде;

обращается в суд с заявлением об установлении приостановления деятельности юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей при выявлении нарушений законодательства, создающих угрозу причинения вреда окружающей среде, в случае принятия ими решения о нецелесообразности приостановления деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, другими актами законодательства в области безопасности генно-инженерной деятельности и иными актами законодательства.".

9. В статье 10:

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"выдает заключения (разрешительные документы) на ввоз в Республику Беларусь, вывоз из Республики Беларусь, транзит через ее территорию условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов;";

абзацы пятый и седьмой исключить;

абзацы шестой, восьмой–одиннадцатый считать соответственно абзацами пятым–девятым;

абзац шестой после слова "созданных" дополнить словом "ими";

абзац девятый изложить в следующей редакции:

"осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, другими актами законодательства в области безопасности генно-инженерной деятельности и иными актами законодательства.".

10. Абзацы четвертый и пятый статьи 11 изложить в следующей редакции:

"осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства в областях племенного дела, ветеринарии, семеноводства, карантина и защиты сельскохозяйственных растений при осуществлении генно-инженерной деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с актами законодательства в области безопасности генно-инженерной деятельности и иными актами законодательства.".

11. В статье 12:

в части первой:

абзац второй изложить в следующей редакции:

"соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, требования безопасности генно-инженерной деятельности;";

в абзаце пятом:

слово "имеется" заменить словом "имеются";

дополнить абзац словами "либо его копия";

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"представлять для проведения оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду и при государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов материалы, содержащие полную и достоверную информацию о генно-инженерных организмах, а также о мерах по предупреждению возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду;";

абзац восьмой исключить;

абзацы девятый–одиннадцатый считать соответственно абзацами восьмым–десятым;

абзац девятый после слова "контроль" дополнить словом "(надзор)";

в абзаце десятом слова "законодательством о" заменить словами "настоящим Законом и другими актами законодательства в области";

часть вторую исключить.

12. Абзац первый части первой статьи 13 изложить в следующей редакции:

"При осуществлении генно-инженерной деятельности устанавливаются следующие уровни риска:".

13. Статью 14 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 14. Требования безопасности при осуществлении генно-инженерной деятельности в замкнутой системе

 

При осуществлении в замкнутой системе работ первого уровня риска генно-инженерной деятельности должны соблюдаться требования безопасности к замкнутым системам, установленные Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

При осуществлении в замкнутой системе работ второго, третьего и четвертого уровней риска генно-инженерной деятельности должны соблюдаться требования безопасности к замкнутым системам, установленные Министерством здравоохранения Республики Беларусь.".

14. Второе предложение части второй статьи 15 изложить в следующей редакции:

"Разрешение выдается с учетом рекомендаций экспертного совета о допустимости высвобождения непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду.".

15. Статью 16 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 16. Требования безопасности при использовании генно-инженерных организмов в хозяйственных целях

 

Использование в хозяйственных целях условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов не допускается.

Использование в хозяйственных целях непатогенных генно-инженерных организмов в виде сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов допускается после их государственной регистрации Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Реализация генно-инженерных организмов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для последующего использования в хозяйственных целях осуществляется с передачей им копии свидетельства о государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов.".

16. Дополнить Закон статьей 161 следующего содержания:

 

"Статья 161. Государственная регистрация сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов

 

Государственная регистрация сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов, предназначенных для высвобождения в окружающую среду, осуществляется с учетом рекомендаций экспертного совета о допустимости использования непатогенных генно-инженерных организмов в хозяйственных целях после проведения испытаний с соблюдением требований безопасности, предусмотренных статьей 15 настоящего Закона, путем внесения сведений, относящихся к государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов, в Государственный реестр сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов.

Государственная регистрация штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов, не предназначенных для высвобождения в окружающую среду, осуществляется с учетом рекомендаций экспертного совета о допустимости использования непатогенных генно-инженерных организмов в хозяйственных целях путем внесения сведений, относящихся к государственной регистрации штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов, в Государственный реестр сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов.

Подтверждением государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов является свидетельство об их государственной регистрации.".

17. В части второй статьи 17 слова "о перевозке" заменить словами "в области перевозки".

18. Статьи 18 и 19 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 18. Требования безопасности при ввозе в Республику Беларусь, вывозе из Республики Беларусь, транзите через ее территорию генно-инженерных организмов

 

Ввоз в Республику Беларусь, транзит через ее территорию генно-инженерных организмов допускаются при условии, что страна-экспортер (страна, осуществляющая транзит) является участницей Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, принятого в г. Монреале 29 января 2000 года.

Ввоз в Республику Беларусь непатогенных генно-инженерных организмов допускается:

для научных исследований без высвобождения непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний – после уведомления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь собственником непатогенных генно-инженерных организмов или лицом, осуществляющим их ввоз в Республику Беларусь, в порядке, установленном этим Министерством;

для проведения испытаний с высвобождением непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду – после получения разрешения на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду, выдача которого предусмотрена частью второй статьи 15 настоящего Закона;

для использования в хозяйственных целях – при наличии сведений, относящихся к государственной регистрации генно-инженерных организмов, в Государственном реестре сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов в соответствии со статьей 161 настоящего Закона.

Транзит через территорию Республики Беларусь непатогенных генно-инженерных организмов допускается после уведомления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь собственником непатогенных генно-инженерных организмов или лицом, осуществляющим их транзит через территорию Республики Беларусь, в порядке, установленном этим Министерством.

Вывоз из Республики Беларусь непатогенных генно-инженерных организмов допускается после уведомления специально уполномоченного органа (организации) страны назначения и получения согласия на ввоз.

Ввоз в Республику Беларусь условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов осуществляется исключительно для научных исследований.

Право на ввоз в Республику Беларусь, вывоз из Республики Беларусь, транзит через ее территорию условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов имеют только государственные юридические лица.

Ввоз в Республику Беларусь, вывоз из Республики Беларусь, транзит через ее территорию условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов осуществляются при наличии заключения (разрешительного документа) на ввоз в Республику Беларусь, вывоз из Республики Беларусь, транзит через ее территорию условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, выдаваемого Министерством здравоохранения Республики Беларусь в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Правила, предусмотренные частями пятой–седьмой настоящей статьи, применяются в отношении условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов по списку, определяемому международно-правовым актом, составляющим право Евразийского экономического союза.

В случае ввоза в Республику Беларусь, транзита через ее территорию генно-инженерных организмов в нарушение требований настоящей статьи эти генно-инженерные организмы подлежат немедленному обратному вывозу из Республики Беларусь собственником генно-инженерных организмов или лицом, осуществившим их ввоз в Республику Беларусь.

 

Статья 19. Требования безопасности при обезвреживании генно-инженерных организмов

 

Обезвреживанию подлежат генно-инженерные организмы, отнесенные в соответствии с законодательством к отходам, в том числе остатки непатогенных генно-инженерных растений, животных и микроорганизмов по окончании проведения испытаний на опытных полях и в замкнутых системах, а также генно-инженерные организмы:

высвобождение которых в окружающую среду для проведения испытаний было осуществлено без разрешения на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду;

используемые в хозяйственных целях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими свидетельства о государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов либо его копии.

Обезвреживание непатогенных генно-инженерных организмов, в том числе отнесенных в соответствии с законодательством к отходам, осуществляется в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Обезвреживание условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов, в том числе отнесенных в соответствии с законодательством к отходам, осуществляется в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.".

19. Главу 4 изложить в следующей редакции:

 

"ГЛАВА 4
ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ РИСКОВ ВОЗМОЖНЫХ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
ГЕННО-ИНЖЕНЕРНЫХ ОРГАНИЗМОВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
И ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

 

Статья 20. Оценка рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду

 

Оценка рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду проводится в целях определения допустимости их высвобождения в окружающую среду для проведения испытаний или использования в хозяйственных целях на основе идентификации генно-инженерных организмов и изучения материалов, содержащих информацию о генно-инженерных организмах, а также о мерах по предупреждению возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду.

Оценке рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду подлежат непатогенные генно-инженерные организмы при их первом высвобождении в окружающую среду для проведения испытаний и при государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов, предназначенных для использования в хозяйственных целях.

Объектами оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду являются:

образцы генно-инженерных организмов;

материалы, содержащие информацию о генно-инженерных организмах, а также о мерах по предупреждению возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду.

 

Статья 21. Проведение оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду. Экспертный совет

 

Проведение оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду регулируется настоящим Законом и осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Проведение оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду осуществляется на основании обращения юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся инициатором ее проведения (далее – заинтересованное лицо), в одну из уполномоченных организаций.

Оценка рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду проводится за счет средств заинтересованного лица в соответствии с гражданско-правовым договором, заключаемым заинтересованным лицом с уполномоченной организацией.

Заинтересованное лицо не может выступать в качестве уполномоченной организации.

Уполномоченная организация обязана в течение пяти дней со дня заключения договора на проведение оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду представить материалы, содержащие информацию о генно-инженерном организме, а также о мерах по предупреждению возможных вредных воздействий генно-инженерного организма на здоровье человека и окружающую среду, в государственное научное учреждение "Институт генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси", выполняющее функции Национального координационного центра биобезопасности (далее – Национальный координационный центр биобезопасности), для размещения указанной информации на его официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет в целях обсуждения юридическими и физическими лицами.

Юридические и физические лица в течение 60 дней со дня размещения указанной информации на официальном сайте Национального координационного центра биобезопасности в глобальной компьютерной сети Интернет могут ознакомиться с ней и направить свои замечания и предложения в Национальный координационный центр биобезопасности, который по истечении указанного срока обобщает поступившие замечания и предложения и в течение 10 дней направляет их в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для рассмотрения на заседании экспертного совета при принятии рекомендаций о допустимости (недопустимости) высвобождения генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний или использования в хозяйственных целях.

По результатам проведения оценки рисков возможных вредных воздействий генно-инженерных организмов на здоровье человека и окружающую среду уполномоченная организация оформляет протокол, содержащий выводы о допустимости (недопустимости) высвобождения генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний или использования в хозяйственных целях, который выдает заинтересованному лицу. Указанный протокол является бессрочным.

Протокол о допустимости (недопустимости) высвобождения генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний или использования в хозяйственных целях, а также поступившие в Национальный координационный центр биобезопасности от юридических и физических лиц замечания и предложения рассматриваются на заседании экспертного совета. Принятые по итогам заседания экспертного совета рекомендации о допустимости (недопустимости) высвобождения генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний или использования в хозяйственных целях учитываются при принятии решения: Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь – о выдаче (невыдаче) разрешения на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний; Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь – о выдаче (невыдаче) свидетельства о государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов.

Экспертный совет является коллегиальным совещательным органом и формируется из числа должностных лиц специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области безопасности генно-инженерной деятельности, ученых и специалистов. Положение об экспертном совете и его состав утверждаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.".

20. Статью 22 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 22. Информационное обеспечение в области безопасности генно-инженерной деятельности

 

В рамках информационного обеспечения в области безопасности генно-инженерной деятельности осуществляются:

сбор, анализ и систематизация информации в области безопасности генно-инженерной деятельности;

формирование банка данных о генно-инженерных организмах;

предоставление информации по вопросам безопасности генно-инженерной деятельности юридическим и физическим лицам;

обмен информацией с координационными центрами биобезопасности других государств и международными организациями.

Для формирования банка данных о генно-инженерных организмах и достижения иных целей, указанных в части первой настоящей статьи, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области безопасности генно-инженерной деятельности представляют соответствующую информацию в Национальный координационный центр биобезопасности в течение пяти дней со дня:

выдачи разрешения на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний;

выдачи свидетельства о государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов;

выдачи заключения (разрешительного документа) на ввоз в Республику Беларусь, вывоз из Республики Беларусь, транзит через ее территорию условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов;

получения уведомления о транзите через территорию Республики Беларусь непатогенных генно-инженерных организмов либо ввозе их в Республику Беларусь для научных исследований без высвобождения в окружающую среду для проведения испытаний.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в течение пяти дней после пересечения груза с генно-инженерными организмами таможенной границы Евразийского экономического союза в Республике Беларусь представляет соответствующую информацию в Национальный координационный центр биобезопасности.

Информация в Национальный координационный центр биобезопасности представляется по формам, установленным указанными в настоящей статье государственными органами по согласованию с Национальной академией наук Беларуси.

Юридическим и физическим лицам гарантируется право на получение полной, своевременной и достоверной информации в области безопасности генно-инженерной деятельности, содержащейся в банке данных о генно-инженерных организмах.

Порядок и условия предоставления информации юридическим и физическим лицам из банка данных о генно-инженерных организмах устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.".

21. Статью 23 исключить.

22. Статьи 24 и 25 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 24. Требования к информации о безопасности генно-инженерных организмов при их транспортировке и хранении

 

Информация о безопасности генно-инженерных организмов при их транспортировке должна содержаться на упаковке (контейнере, ином объекте, предназначенном для нахождения (содержания) генно-инженерных организмов) и включать:

наименование генно-инженерного организма;

номер и дату выдачи свидетельства о государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов (для генно-инженерных организмов, предназначенных для использования в хозяйственных целях);

сведения, касающиеся методов транспортировки, хранения, применения и обезвреживания генно-инженерных организмов;

наименование и местонахождение юридического лица или фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства (место пребывания) индивидуального предпринимателя, которые направляют генно-инженерные организмы;

наименование и местонахождение юридического лица или фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства (место пребывания) индивидуального предпринимателя, которым направляются генно-инженерные организмы.

Транспортировка генно-инженерных организмов осуществляется при наличии сопроводительной документации, предусмотренной законодательством в области перевозки грузов, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Информация о безопасности генно-инженерных организмов при их хранении должна содержаться на упаковке (контейнере, ином объекте, предназначенном для нахождения (содержания) генно-инженерных организмов) и включать сведения, указанные в абзацах втором – четвертом части первой настоящей статьи.

 

Статья 25. Учет созданных в Республике Беларусь, ввозимых в Республику Беларусь, вывозимых из Республики Беларусь и перемещаемых транзитом через ее территорию генно-инженерных организмов

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие генно-инженерную деятельность, ведут учет созданных ими и вывозимых из Республики Беларусь непатогенных генно-инженерных организмов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Государственные юридические лица ведут учет созданных ими, ввозимых в Республику Беларусь, вывозимых из Республики Беларусь и перемещаемых транзитом через ее территорию условно патогенных и патогенных генно-инженерных организмов в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь, а также представляют в Министерство здравоохранения Республики Беларусь сведения о таких генно-инженерных организмах в порядке, установленном этим Министерством.".

23. Название главы 6 после слова "Контроль" дополнить словом "(надзор)".

24. Статью 26 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 26. Контроль (надзор) в области безопасности генно-инженерной деятельности

 

Контроль за соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении генно-инженерной деятельности является частью контроля в сферах охраны, защиты, воспроизводства и использования дикорастущих растений и диких животных, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений в границах населенных пунктов, а также диких животных, не являющихся объектами охоты и рыболовства; охраны и использования вод; обращения с отходами и осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, его территориальными органами, определенными Советом Министров Республики Беларусь.

Надзор за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении генно-инженерной деятельности является частью государственного санитарного надзора за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществляется органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, определенными Советом Министров Республики Беларусь.

Надзор за соблюдением требований законодательства в областях племенного дела, ветеринарии, семеноводства, карантина и защиты сельскохозяйственных растений при осуществлении генно-инженерной деятельности является частью государственного надзора за племенным делом, надзора в областях ветеринарии, семеноводства, карантина и защиты сельскохозяйственных растений и осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Департаментом ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, государственными организациями, подчиненными Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, определенными Советом Министров Республики Беларусь.

Контроль (надзор) в области безопасности генно-инженерной деятельности осуществляется в порядке, установленном законодательством о контрольной (надзорной) деятельности и иными актами законодательства.".

25. В статье 27:

в названии статьи слова "Ведомственный и производственный" заменить словом "Производственный";

часть первую исключить;

части вторую и третью считать соответственно частями первой и второй;

часть первую после слов "в том числе" дополнить словами "обязательными для соблюдения".

Статья 2. Административные процедуры по выдаче заключений государственной экспертизы безопасности генно-инженерной деятельности, разрешений на высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний, а также по государственной регистрации сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов, заявления на осуществление которых поданы до вступления в силу настоящего Закона, осуществляются по правилам, действовавшим до вступления его в силу.

Заключения государственной экспертизы безопасности генно-инженерной деятельности, выданные до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют свое действие и приравниваются к протоколам о допустимости (недопустимости) высвобождения генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний или использования в хозяйственных целях, полученным после вступления в силу настоящего Закона.

Аттестаты аккредитации замкнутых систем для осуществления работ второго, третьего и четвертого уровней риска генно-инженерной деятельности, выданные до вступления в силу настоящего Закона, действуют до окончания срока, на который они были выданы.

Статья 3. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1 и 2 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;

иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.

 
Президент
Республики Беларусь
А.Лукашенко
  • Документ полезен? 0 m n 0
'
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.