Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Информация УТУ ФТС России от 17.10.2019 "Выступление заместителя начальника ОТПиТК СОТК Уральского таможенного управления Бетца Антона Валерьевича по теме: "Особенности таможенного декларирования и таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов""

Об особенностях таможенного декларирования и таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов
'
Информация Уральского таможенного управления
от 17 октября 2019 г.
Выступление заместителя начальника ОТПиТК СОТК Уральского
таможенного управления Бетца Антона Валерьевича
по теме: "Особенности таможенного декларирования и таможенного
контроля экспортируемых лесоматериалов"
 

Сегодня проблема обеспечения законности в сфере экспорта леса является актуальной во всем мире.

Экспорт леса и лесоматериалов относится к числу наиболее криминогенных сфер внешнеэкономической деятельности.

 

Виды лесоматериалов
 

Лесоматериалы подразделяются на:

1) Круглые лесоматериалы - материалы из древесины в круглом и/или обработанном виде, получаемые путем поперечного деления на бревна ствола поваленного дерева, очищенного от сучьев и вершины.

2) Пиломатериалы: Материалы из древесины не менее чем с двумя плоскопараллельными пластами, полученные из бревна путем его продольного пиления или фрезерования, или продольного пиления крупномерных пиломатериалов и, возможно, поперечной распиловки и/или дальнейшей обработки, или склеивания для получения требуемой формы и размеров.

Отдельные виды лесоматериалов являются стратегически важными ресурсами, незаконный вывоз которых из Российской Федерации образует состав уголовного преступления, предусмотренного статьей 226.1 Уголовного кодекса РФ, уже при превышении стоимости в 100 тыс. рублей. В частности, это:

- 4401 (древесина топливная);

- 4403 (лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные);

- 4404 (древесина бондарная);

- 4407 (лесоматериалы, полученные распиловкой, толщиной более 6 мм).

- 4408 (листы для облицовки, толщиной не более 6 мм).

 

Статистика
 

В Уральском таможенном управлении экспорт лесоматериалов составляет около 20% всего экспорта. Основную номенклатуру составляют круглый лес, пиломатериалы и фанера.

В УрФО отмечается постоянный рост экспорта лесоматериалов - за последние 5 лет объемы поставок возросли на 30%. Основными потребителями древесины из УрФО являются Узбекистан, Китай, Египет и Азербайджан.

 

Требования к описанию товаров группы 4403, 4407 ТН ВЭД ЕАЭС
 

С учетом стратегической важности лесных ресурсов контроль за их оборотом осуществляется различными государственными контрольными органами.

В связи с этим при таможенном контроле используются не только сведения, заявленные декларантом в таможенной декларации, но и сведения из других источников и баз данных ФОИВ.

Это обусловливает особенности заполнения декларации на товары 44 группы ТН ВЭД ЕАЭС.

Первое, на что необходимо обратить внимание при заполнении декларации на товары - это описание товара в графе 31. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 N 39 установлен перечень сведений, указываемых в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта. В графе 31 декларации на товары для товарной позиции 4403 (круглый лес), за небольшим исключением, обязательно должно быть указано:

- наименование лесоматериалов и порода древесины как на русском так и на латинском языках;

- наличие обработки (например, неокоренные, необработанные, окоренные);

- наличие обработки консервантом (например, краской, травителями, креозотом или иными веществами);

- сорт лесоматериалов;

- размеры лесоматериалов - номинальная длина лесоматериалов, длина с учетом максимального припуска на распиловку в метрах, диапазон диаметров (толщин) в верхнем торце и в нижнем торце в сантиметрах, объем лесоматериалов, указанный в контракте, с учетом номинальной длины и без учета коры в метрах кубических, объем лесоматериалов с учетом фактической длины и с учетом коры в метрах кубических.

Для кода 4403 95 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС (бревна березы длинной более 1 м) вышеозначенным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии установлены следующие требования к описанию товара:

- назначение (для использования в круглом виде, а также для распиловки (или раскола) в продольном направлении, для выработки пиломатериалов или шпал для железнодорожных или трамвайных путей или для получения листов для облицовки путем строгания или лущения);

- наименование лесоматериалов (например, фанерный кряж березовый, пиловочник березовый диаметром не менее 15 см);

- наличие обработки (например, неокоренные, необработанные, окоренные);

- наличие обработки консервантом (например, краской, травителями, креозотом или иными веществами);

- сорт лесоматериалов (например, сорт 1, сорт 2);

- размеры лесоматериалов (диапазон диаметров (толщин) в верхнем торце и в нижнем торце) в сантиметрах, объем лесоматериалов с учетом фактической длины и с учетом коры в метрах кубических.

Для товарной позиции 4407 (пиломатериалы) в графе 31 декларации на товары в обязательном порядке должно быть указано:

- наименование лесоматериалов и порода древесины;

- вид обработки (распиленные вдоль или расколотые, строганые или лущеные, обтесанные или необтесанные, шлифованные или нешлифованные, имеющие или не имеющие соединения в шип);

- сорт или группа сортов лесоматериалов;

- номинальные размеры (длина, ширина, толщина) в миллиметрах;

- предельные отклонения от номинальных размеров в миллиметрах;

- припуски на величину усушки (при наличии) в миллиметрах;

- объем лесоматериалов, указанный в контракте, с учетом номинальных размеров в метрах кубических, объем лесоматериалов с учетом предельных отклонений и припусков на усушку в метрах кубических.

 

Указание в ДТ сведений о декларации о сделке с древесиной

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11 “Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной” определены правила представления декларации о сделках с древесиной, в соответствии с которыми лица, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа.

Для целей таможенного оформления в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 N 39 в графе 44 декларации на товары под кодом 09032 обязательно должен быть указан номер и дата подачи декларации о сделках с древесиной. По этому номеру должностными лицами проводится проверка представленной декларации о сделке с древесиной со сведениями, указанными в ЛесЕГАИС (Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система учета древесины и сделок с ней).

В сентябре 2019 года поступило письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 16.09.2019 N МК-06-44/17901, в соответствии с которым в декларации на товары может быть указан только один внешнеторговый договор, который должен соответствовать одной декларации о сделке с древесиной с контрагентом, который находится за пределами Российской Федерации. Таким образом, заявление сведений о нескольких декларациях о сделках с древесиной в одной декларации на товары недопустимо.

 

Ставки таможенных пошлин для товаров группы 4403 ТН ВЭД ЕАЭС
 

Следующий момент, на который необходимо обратить внимание - это начисление таможенных платежей для товарной позиции 4403. Основная ставка вывозной таможенной пошлины установлена в размере 80 %, но не менее 55.2 Евро за 1 куб.м. Однако, для ели обыкновенной или пихты белой европейской (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 23 110 0, 4403 23 190 0 и 4403 24 100 0) и сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 110 0, 4403 21 190 0 и 4403 22 100 0), вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - ЕАЭС, в случае установления тарифной квоты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 “О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе”, при наличии лицензии, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, ставка вывозной таможенной пошлины составляет 15%.

На практике выявляются случаи декларирования товаров с характеристиками, соответствующими указанным в разовой лицензии Минпромторга, при этом по результатам фактического таможенного контроля выявляется наличие лесоматериалов с размером большего поперечного сечения, чем указанное в лицензии.

 

Положения ТК ЕАЭС по соблюдению запретов и ограничений

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно пункту 3 статьи 128 ТК ЕАЭС днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров. В соответствии с пунктом 5 статьи 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие карантинному фитосанитарному контролю (надзору), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления данного вида контроля (надзора). Положениями статьи 140 ТК ЕАЭС установлено, что одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе" к подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарномау контролю (надзору) относятся товары, классифицируемые в товарных подсубпозициях 4403 (Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные), 4407 (Лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущенные, строганные или не строганные, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм).

В соответствии с приказом Минсельхоза России от 13 июля 2016 г. N 293 "Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата" фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.

Таким образом, в графе 44 декларации на товары, подаваемой в таможенный орган с целью помещения лесоматериалов под таможенную процедуру экспорта, должны быть указаны сведения о номере фитосанитарного сертификата.

Таможенный орган на основании пункта 1 статьи 325 ТК ЕАЭС вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в декларации на товары.

 

Положения ТК ЕАЭС по таможенной стоимости вывозимых товаров
 

На основании пункта 4 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.

Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 191 от 6 марта 2012 года установлено, что таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров определяется в целях исчисления вывозных таможенных пошлин, базой для исчисления которых является таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров.

Порядок декларирования таможенной стоимости на вывозимые товары определен приказом ФТС России N 152 от 27 января 2011 года “Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации”.

 

Средние сроки совершения таможенных операций
 

Средние сроки выпуска экспортируемых лесоматериалов составляют 46 минут для безрисковых партий, 4 часа 35 минут - в отношении рисковых поставок. Автоматический выпуск товаров осуществлялся по 2362 ДТ (15%) в отношении фанеры и стружечных плит. Проведение таможенного досмотра, осмотра или таможенной экспертизы увеличивает сроки выпуска в среднем до 10 дней.

Из 15754 зарегистрированных ДТ на экспортируемые лесоматериалы меры по минимизации рисков были применены в отношении 5707 ДТ (36%). Фактический контроль производился по 423 ДТ (2,68%), в том числе таможенный досмотр в 214 случаях (1,35%). По результатам таможенных досмотров были выявлены нарушения в 75 случаях (35%).

Основную долю в сроках выпуска составляет не период проведения досмотра, а организационные вопросы, обязанность решать которые возложена на декларанта.

 

Место проведения фактического контроля
 

Должностные лица таможенных органов проводят фактический контроль товаров в зонах таможенного контроля, при необходимости позволяющих осуществлять полную выгрузку товаров, потоварную раскладку и взвешивание. Отсутствие необходимого оборудования для осуществления указанных грузовых операций является препятствием для проведения таможенного контроля и принятия решения о выпуске товара.

При подаче таможенной декларации на экспорт декларант в гр.30 ДТ “Местонахождение товаров” указывает сведения о месте, где товары находятся на момент подачи ДТ и могут быть предъявлены таможенному органу для проведения в отношении них таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра.

 
Негативные примеры

 

На практике, как видно на слайде, иногда в заявленных местах не только не обеспечены условия для выгрузки, но и даже не обеспечен доступ к товару.

Для сравнения на слайде представлено фотография ЗТК с условиями, позволяющими провести таможенный досмотр в полном объеме.

 
Нормальные условия

 

Таким образом, оперативность проведения таможенного досмотра или осмотра, в первую очередь, зависит от готовности декларанта обеспечить условия для их проведения.

 

Сроки проведения таможенных досмотров товаров 44 группы ТН ВЭД ЕАЭС
 

 

Мы провели анализ сроков досмотров за 3 квартал 2019 года - период пиковой нагрузки вывоза лесоматериалов.

Из слайда видно (последняя колонка), что в среднем по всем досмотрам среднее время собственно проведения досмотра должностным лицом не превышает 23%, остальное время занимают подготовительные мероприятия - время предъявления товара декларантом, создание зоны таможенного контроля.

На слайде выборочно приведены сроки проведения таможенных досмотров различной сложности в различных ЗТК.

Первый столбец является примером сроков проведения сложного досмотра на хорошо подготовленной площадке. И даже в этом случае срок досмотра ниже средних показателей средней длительности всех досмотров.

Основные жалобы экспортеров лесоматериалов связаны с длительными сроками проведения таможенных досмотров. При этом экспортеры не учитывают объективные причины негативного влияния на сроки таможенного контроля отсутствие условий для его оперативного проведения, зависящие от самого декларанта.

Стоит отметить, что отказ декларанта от выполнения требований таможенного органа о выгрузке товара для досмотра, потоварной раскладке образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.4 КоАП РФ “невыполнение законного распоряжения должностного лица государственного органа”.

По фактам отказа в предъявлении товаров для проведения таможенного досмотра возбуждено 10 дел об административных правонарушениях по статье 19.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Стоит отметить, что отказ в выпуске, связанный с непроведением фактического таможенного контроля, при последующей подаче ДТ автоматически предусматривает применение мер по минимизации рисков.

Подводя итоги сказанному, отмечу, что сокращение сроков совершения таможенных операций и издержек участников ВЭД зависит, в первую очередь, от возможности оперативного проведения фактического таможенного контроля в надлежащих условиях.

В заключении информирую, что материалы и ответы на вопросы, поступившие при подготовке и проведении сегодняшнего вебинара, будут размещены на сайте Уральского таможенного управления в разделе “Вебинары”.

  • Документ полезен? 0 m n 0
'
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.