Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 22.07.2019 № 363 "Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Кыргызской Республики на 2019-2023 годы и Плана мероприятий по ее реализации"

Стратегия развития таможенной службы Кыргызстана на 2019-2023 годы и План мероприятий по ее реализации
Постановление Правительства Кыргызской Республики
от 22 июля 2019 г. N 363
"Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Кыргызской
Республики на 2019-2023 годы и Плана мероприятий по ее реализации"
 

В целях создания условий для развития внешней торговли и модернизации таможенной службы Кыргызской Республики, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

- Стратегию развития таможенной службы Кыргызской Республики на 2019-2023 годы (далее - Стратегия) согласно приложению 1;

- План мероприятий по реализации Стратегии развития таможенной службы Кыргызской Республики на 2019-2023 годы (далее - План мероприятий) согласно приложению 2.

2. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, местным государственным администрациям, органам местного самоуправления (по согласованию):

- принять меры по реализации Стратегии;

- ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Государственную таможенную службу при Правительстве Кыргызской Республики информацию о ходе реализации Плана мероприятий.

3. Государственной таможенной службе при Правительстве Кыргызской Республики ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Аппарат Правительства Кыргызской Республики обобщенный отчет о ходе реализации Стратегии.

4. Установить, что реализация Стратегии осуществляется в пределах средств, предусмотренных для Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики на соответствующие годы, и иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел финансов и кредитной политики, отдел экономики и инвестиций Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

6. Настоящее постановление вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования.

 
Премьер-министр
Кыргызской Республики
М. Абылгазиев
 

Приложение 1
(к постановлению Правительства
Кыргызской Республики
от 22 июля 2019 года N 363)
 
СТРАТЕГИЯ
развития таможенной службы Кыргызской Республики на 2019-2023 годы
 
Глава 1. Введение
 

Стратегия развития таможенной службы Кыргызской Республики на 2019-2023 годы (далее - Стратегия) является документом, определяющим основные направления развития таможенной службы и совершенствования таможенного администрирования на среднесрочный период, направленным на повышение потенциала системы таможенной службы Кыргызской Республики и содействие развитию внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).

Сроки планирования Стратегии обусловлены рядом важных предусловий:

- Кыргызская Республика вступила в Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) в августе 2015 года, поэтому десятилетний период нахождения в интеграционном объединении важен с точки зрения институциональной гибкости Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики (далее - таможенная служба) и возможных сценариев развития ситуации в регионе в целом;

- к 2025 году согласно Договора о ЕАЭС будут сформированы основные рынки товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Ряд преимуществ и преференций Кыргызской Республики сойдут на нет, гармонизация законодательства стран ЕАЭС будет обеспечивать единое правовое поле в странах евразийской экономической интеграции. Возможное расширение числа участников также может повлиять на изменение структуры и направлений транзитных и экспортно-импортных товарных потоков.

Дальнейшее развитие ЕАЭС, вступление в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса ЕАЭС (ратифицирован Законом Кыргызской Республики от 30 декабря 2017 года N 223 (28), предусматривающего автоматизацию всех таможенных процессов, а также установленные приоритеты Программы Правительства Кыргызской Республики на период 2018-2022 годы "Единство. Доверие. Созидание", утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года N 2377-VI, обусловливают необходимость разработки и реализации стратегического документа, направленного на совершенствование таможенного регулирования.

При разработке Стратегии учитывались существующие показатели внешней торговли Кыргызской Республики, необходимость создания условий для свободного перемещения товаров и реализации одного из главного направления экономической политики - содействие бизнесу.

Разработка Стратегии состояла из трех этапов: аналитический этап, этап планирования, этап обсуждения с участниками ВЭД, экспертным сообществом, международными организациями и заинтересованными органами государственного регулирования.

На этапе аналитической работы проведен анализ текущего состояния и выявление проблемных зон в сфере таможенного дела. Этап планирования заключался в разработке содержания Стратегии, планировании мероприятий, необходимых для успешной реализации Стратегии, а также необходимых для этого ресурсов и затрат. Этап обсуждения заключался в получении критической и объективной оценки и учете мнения всех заинтересованных сторон.

 
Глава 2. Анализ текущей ситуации. Достижения и проблемы
 

Деятельность таможенной службы в современных условиях подвергается воздействию со стороны региональных и международных вызовов и тенденций, требующих дальнейшего развития таможенной службы в целом, реформирования подходов таможенного регулирования и администрирования.

Проведенные реформы в рамках Стратегии развития таможенной службы Кыргызской Республики на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 декабря 2010 года N 342, дали ряд положительных результатов, в частности в сокращении административных барьеров и упрощении таможенных процедур, в развитии таможенной инфраструктуры, а также в автоматизации рабочих процессов при таможенном оформлении.

Благодаря проведенным реформам, доходы по таможенным платежам выросли за 2011-2014 годы порядка на 80% и составили 42,5 млрд. сомов. После вступления Кыргызской Республики в ЕАЭС, несмотря на отмену таможенного администрирования товаров во взаимной торговле между странами ЕАЭС, темп роста поступления таможенных платежей сохраняется.

По итогам деятельности за период 2017-2018 годов можно отметить, что таможенная служба является одним из важнейших доходообразующих органов Кыргызской Республики - в частности, обеспечивается порядка 25-30% всей доходной части республиканского бюджета страны или 41,7 млрд. сомов в 2018 году, что на 7,5 млрд. сомов превышает результаты 2017 года. На 2019 год поставлена задача обеспечить поступление по таможенным платежам в республиканский бюджет Кыргызской Республики в размере 48,6 млрд. сомов.

 

Таблица 1.
 
Динамика поступлений таможенных платежей
 

См. графическую копию таблицы.

 

Примечание: В связи с вступлением Кыргызской Республики в ЕАЭС, таможенный контроль между странами ЕАЭС был отменен и таможенные платежи не администрируются.

На каждого сотрудника таможенной службы приходится 36,6 млн. сомов поступлений таможенных платежей в доходную часть республиканского бюджета (почти 523000 долл. США), что говорит о достаточно высокой эффективности службы.

Таможенная служба в рамках выполнения одной из основных задач по обеспечению экономической безопасности предотвращает сотни попыток ввоза контрабандной, контрафактной и запрещенной продукции, в том числе при активном взаимодействии с другими правоохранительными органами.

Последующие несколько лет после завершения реализации Стратегии развития таможенной службы Кыргызской Республики на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 декабря 2010 года N 342, деятельность таможенной службы была направлена на адаптацию к условиям ЕАЭС в рамках присоединения Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в соответствии с Договором о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанным 23 декабря 2014 года, ратифицированным Законом Кыргызской Республики от 21 мая 2015 года N 111) и унификации законодательства Кыргызской Республики с таможенным законодательством ЕАЭС. Проведена оптимизация структуры таможенных органов, установлены внутренние регламенты, разработаны и утверждены положения, направленные на повышение эффективности деятельности подразделений, проведены обучающие курсы по законодательству ЕАЭС и Кыргызской Республики в сфере таможенного дела. Также, проведены мероприятия по передислокации личного состава в пункты пропуска на внешней границе ЕАЭС, продолжается реализация мероприятий по приведению пунктов пропуска в соответствие с техническими требованиями ЕАЭС.

"Дорожной картой" по присоединению Кыргызской Республики к Таможенному союзу Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденной Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года N 74, определены состав мероприятий по техническому оснащению и обустройству кыргызских пунктов пропуска на таможенной границе ЕАЭС. В рамках технического содействия, оказанной Российской Федерацией Кыргызской Республике, пункты пропуска (места перемещения товаров и транспортных средств) подлежат обустройству и техническому оснащению согласно техническим требованиям ЕАЭС:

- на кыргызско-китайском участке границы: автомобильные пункты пропуска "Иркештам", "Торугарт";

- на кыргызско-узбекском участке границы: автомобильные пункты "Достук", "Кызыл-Кия", железнодорожные пункты пропуска "Кара-Суу", "Шамалдысай", "Кызыл-Кия" и "Джалал-Абад";

- на кыргызско-таджикском участке границы: автомобильные пункты пропуска "Кайрагач", "Кызыл-Бель", "Карамык", "Бор-Добо";

- воздушные пункты пропуска "Манас" и "Ош".

Мероприятия по пунктам пропуска должны быть проведены в три этапа:

I этап - техническое оснащение автомобильных пунктов пропуска "Торугарт" и "Иркештам", воздушных пунктов пропуска "Манас" и "Ош" - переносными техническими средствами для таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного видов контроля (срок - до 8 мая 2015 года, выполнен);

II этап - техническое оснащение автомобильных пунктов пропуска "Кызыл-Кия", "Кайрагач", "Кызыл-Бель" и железнодорожных пунктов пропуска "Кара-Суу", "Шамалдысай", "Кызыл-Кия" - переносными техническими средствами таможенного и радиационного контроля (срок - до 12 февраля 2016 года, выполнен);

III этап - завершение всех работ по обустройству и техническому оснащению автомобильных пунктов пропуска "Торугарт" и "Иркештам", "Достук", "Кызыл-Кия", "Кайрагач", "Кызыл-Бель", "Карамык", "Бор-Добо", воздушных пунктов пропуска "Манас" и "Ош", железнодорожных пунктов пропуска "Кара-Суу", "Шамалдысай", "Кызыл-Кия" и "Джалал-Абад" (срок - до конца 2020 года, находится на стадии реализации).

В рамках проводимых работ по модернизации кыргызских пунктов пропуска, автомобильные пункты пропуска "Торугарт", "Иркештам", "Достук", "Кызыл-Кия", "Кайрагач", "Кызыл-Бель" и "Карамык" будут оснащены инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК), которые предназначены для сканирования транспортных средств и товаров без вскрытия грузовых отделений (отсеков), что должно способствовать ускорению процесса проведения таможенного контроля и минимизировать случаи недостоверного декларирования.

По составу и объемам финансирования рассматриваемые мероприятия в Кыргызской Республике реализуются впервые.

Вместе с тем, положительная динамика развития вышеуказанных направлений не способствует полному решению существующих проблем в сфере таможенных правоотношений, в частности, связанных с недостоверным декларированием товаров, низкой скоростью прохождения товаров через таможенную границу, а также существующими коррупционными рисками. Наличие этих факторов создает определенные барьеры для бизнес-сообщества, что в конечном итоге влияет на темпы экономического роста и экономическую привлекательность Кыргызской Республики.

В условиях международной интеграции одним из конкурентных преимуществ Кыргызской Республики будет совершенствование методов анализа, прогнозирования экономических тенденций и оперативное реагирование на изменения ВЭД как внутри страны, так и в регионе, а также качество и скорость услуг, оказываемых таможенной системой. Кроме того, в соответствии с нормами Таможенного кодекса ЕАЭС и правовых актов ЕАЭС, законодательно закрепляющих перевод системы таможенного администрирования ВЭД в ЕАЭС с "бумажных" на электронные технологии, возникает острая необходимость в ускорении работ по цифровизации и автоматизации таможенных процессов. Это позволит значительно ускорить процессы прохождения таможенных формальностей и минимизировать "человеческий фактор" при принятии решений на всех этапах осуществления таможенных операций.

Имеется необходимость в проведении активной работы по развитию информационных систем не только в таможенных органах, но и во всех контролирующих государственных органах Кыргызской Республики, и их взаимной интеграции в рамках национального проекта "Таза Коом", системы межведомственного электронного взаимодействия "Тундук" и Программы Правительства Кыргызской Республики на период 2018-2022 годы "Единство. Доверие. Созидание", утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 апреля 2018 года N 2377-VI.

Из-за повышения пошлин, сложности получения разрешительных документов, слабой инфраструктуры, качества продукции и выполнения новых требований технических регламентов ЕАЭС, выросли издержки производства и сократилась конкурентоспособность секторов экономики с высоким удельным весом импортируемых сырьевых материалов. В связи с этим, от государственных контролирующих органов требуется принять скоординированные меры по поддержке участников ВЭД, в части автоматизации и ускорения совершения таможенных операций.

Кроме того, принимая во внимание улучшение внешнеэкономических показателей взаимной торговли и транзита товаров в результате развития международного сотрудничества Кыргызской Республики с Республикой Узбекистан, стратегическую важность и необходимость создания условий для социально-экономического развития регионов, возникла необходимость в возобновлении функционирования некоторых пунктов пропуска на кыргызско-узбекском участке государственной границы. Необходимо отметить, что Джалал-Абадская область граничит с Андижанской, Наманганской областями Республики Узбекистан, с численностью населения более 5,6 млн. человек. При этом, в данном регионе функционируют только пункты пропуска, предусматривающие упрощенный порядок пропуска товаров и транспортных средств.

Переход и реализация инновационных подходов таможенного регулирования требует оптимизации организационной структуры и развития кадрового потенциала таможенной службы.

 
Глава 3. Цель и приоритеты
 

Стратегия определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на среднесрочную перспективу, с учетом тенденций развития таможенной службы, такие как автоматизация (цифровизация) таможенных процессов, применение системы управления рисками при принятии решений таможенными органами для ускорения, упрощения таможенных операций, тем самым создавая благоприятные условия для участников ВЭД, в том числе развития транзитного потенциала страны.

Кроме того, цифровизация таможенных процессов также позволит снизить коррупционные риски в сфере таможенного дела.

В этой связи, целью настоящей Стратегии является создание цифровой таможни на основе системы управления рисками с развитой таможенной инфраструктурой.

Достижение стратегической цели будет обеспечено путем выполнения следующих приоритетных задач:

- ускорение процесса совершения таможенных операций, посредством применения системы управления рисками и автоматизации таможенных процессов, а также развития электронного межведомственного взаимодействия (безбумажное декларирование);

- развитие эффективной системы таможенного администрирования на основе анализа внешнеэкономических показателей, направленных на обеспечение экономической безопасности;

- реализация наиболее эффективных форм государственно-частного партнерства в области развития таможенной инфраструктуры при гарантии полноценного присутствия государства в ключевых направлениях;

- достаточное ресурсное обеспечение таможенной службы, в части профессионального человеческого потенциала и справедливой мотивации.

Вместе с тем следует отметить, что Стратегия разработана с учетом положений Соглашения по упрощению процедур торговли, ратифицированного Законом Кыргызской Республики от 22 ноября 2016 года N 183.

 
Глава 4. Задачи и меры
 

Для достижения поставленной цели и реализации указанных приоритетных задач в Стратегии предусмотрены нижеперечисленные задачи и меры, а также План мероприятий по реализации настоящей Стратегии.

 
§ 1. Автоматизация и использование современных цифровых технологий
во всех таможенных процессах (Проект "Цифровая таможня")
 

Автоматизация и использование современных цифровых технологий во всех таможенных процессах снизит временные издержки участников ВЭД при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, создаст благоприятные условия для осуществления ВЭД. Кроме того, позволит обеспечить снижение коррупционных рисков за счет исключения контакта сотрудников таможенной службы с участниками ВЭД.

Для реализации данной задачи планируется:

- дальнейшее развитие электронного таможенного декларирования и системы автоматического выпуска товаров, автоматизация первичного весогабаритного контроля в пунктах пропуска, интеграция системы таможенной службы с системами коммерческих банков для подтверждения уплаты таможенных платежей в режиме онлайн, а также обеспечение достоверности и полноты сведений в первичной документации;

- внедрение единой автоматизированной системы контролирующих органов в пункте пропуска по принципу "Одна остановка", внедрение и развитие механизмов приоритетного прохождения через таможенную границу при международном транзите и перевозке сельскохозяйственной продукции, внедрение электронной системы контроля отслеживания и доставки товаров и транспортных средств до таможенного органа назначения, а также автоматизация таможенного досмотра.

При этом, необходимо на всех этапах проведения таможенного контроля и совершения таможенных операций внедрить и совершенствовать уже имеющиеся инструменты системы управления рисками. Система управления рисками и посттаможенный контроль после выпуска товаров будут являться основными приоритетами при цифровизации таможенных процессов.

 
§ 2. Улучшение эффективности системы таможенного администрирования
на основе анализа внешнеэкономических показателей. Развитие транзитного потенциала
 

При условиях унифицированного таможенного законодательства и тарифной политики в рамках ЕАЭС, а также недостаточного уровня развития таможенно-логистической инфраструктуры возникла необходимость принятия оперативных и адекватных решений для повышения эффективности администрирования таможенных платежей.

Реализация данной Стратегии позволит усилить аналитическую составляющую на всех уровнях управления, улучшить координацию деятельности и взаимодействие структурных подразделений в рамках исполнения стратегических целей таможенной службы, а также, предоставит возможность развивать методологическую составляющую анализа деятельности таможенных органов для улучшения эффективности применения национальных стоимостных индикаторов риска.

В этой связи в данной Стратегии предусматриваются мероприятия по совершенствованию аналитических функций, призванных отслеживать происходящие изменения во внешнеторговой деятельности.

Одними из основных задач в данном направлении являются анализ основных направлений развития таможенной службы, анализ эффективности деятельности структурных подразделений таможенных органов, экономический анализ изменений и тенденций во внешнеторговой деятельности, включая изменения внешнеэкономической политики соседних стран, а также моделирование стратегических альтернатив развития, включая внесение своевременных предложений по улучшению таможенного администрирования, минимизации рисков и вызовов, а также обеспечение экономической безопасности страны.

Также, необходимо на постоянной основе осуществлять мероприятия по улучшению межведомственного взаимодействия, в части автоматизации, ускорения совершения таможенных операций и развитие транзитного потенциала.

С точки зрения специфики под транзитным потенциалом понимается совокупность внешних и внутренних факторов и условий, определяющих возможности государства по обеспечению международного транзита через свою территорию. Эффективность использования этого потенциала определяется способностью государства в полной мере реализовать имеющиеся ресурсы.

Кыргызская Республика находится в самом центре Евразийского континента и имеет выгодное географическое положение, что дает ей возможность доступа на большие рынки соседних стран.

При этом Кыргызская Республика, несмотря на то, что расположена в горной местности, обладает всеми необходимыми ресурсами, автотранспортными, воздушными и железнодорожными линиями, кроме выхода к основным морским торговым путям.

В связи с этим данной Стратегией предусматриваются следующие мероприятия:

- по развитию таможенно-логистических центров и придорожной инфраструктуры на основе непрерывного изучения передового международного опыта;

- по гармонизации и приведению весогабаритных параметров транспортных средств с весогабаритными параметрами, установленными в государствах-членах ЕАЭС;

- по проведению исследований о влиянии весовых параметров транспортных средств на дорожное полотно при осуществлении перевозок по автомобильным дорогам общего пользования в зимнее (холодное) время года, в части допустимых весогабаритных параметров;

- по внедрению дополнительных идентификационных знаков для упрощенного прохождения транспортных средств международной перевозки через территорию Кыргызской Республики по процедуре транзита и внедрения механизма оплаты причитающихся платежей по принципу "Один платеж" для транспортных средств международной перевозки, следующих по процедуре транзита.

Кроме того, учитывая темпы роста осуществления торговли физическими лицами посредством интернет-ресурсов (интернет-торговля) и ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза международных почтовых отправлений, товаров, приобретаемых посредством интернет-торговли, необходимо обеспечить условия по созданию назначенным оператором Кыргызской Республики мест международного почтового обмена (ММПО), пунктов международного почтового обмена (ПМПО) и обменных пунктов почты при аэропортах (АОПП), в зависимости от вида транспорта, участвующего в перевозке международных почтовых отправлений и товаров, приобретаемых посредством интернет-торговли (в том числе за пределами Кыргызской Республики), а также автоматизировать процесс совершения таможенных операций в отношении таких товаров, с применением системы управления рисками.

Вместе с тем, в целях создания благоприятных условий для участников ВЭД и транзитной привлекательности страны, данной Стратегией предусматриваются мероприятия по проведению анализа целесообразности открытия/изменения статуса пунктов пропуска, расположенных на кыргызско-узбекском и кыргызско-таджикском участках государственной границы, в том числе обустройство и техническое оснащение пунктов пропуска в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза "О Единых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств-членов Таможенного союза, и форме паспорта пункта пропуска через внешнюю границу государств-членов Таможенного союза" от 22 июня 2011 года N 688.

 
§ 3. Развитие таможенной инфраструктуры
 

Наряду с приведением информационных технологий и информационно-программных средств таможенной службы в соответствие с требованиями таможенного законодательства ЕАЭС и завершением мероприятий по реализации "Дорожной карты" по присоединению Кыргызской Республики к Таможенному союзу в части оснащения и обустройства пунктов пропуска, планируется:

- создание таможенной лаборатории для осуществления оперативной таможенной экспертизы;

- улучшение учета и повышение контроля за товарами, находящимися под таможенным контролем на складах временного хранения, таможенных складах, магазинах беспошлинной торговли, свободных складах и свободных экономических зонах;

- обеспечение техническими специальными средствами соответствующих подразделений.

Обеспечение сотрудников таможенной службы техническими специальными средствами позволит не только ускорить таможенный контроль, но и повысить его эффективность, сократить время оформления грузов для участников ВЭД. К примеру, установка инспекционно-досмотровых комплексов позволит идентифицировать содержимое груза, тем самым исключая необходимость в дополнительном досмотре грузов. Кроме того, активное применение технических средств таможенного контроля снизит участие человеческого фактора, что в свою очередь повлияет на снижение коррупционных рисков при оформлении грузов.

Реализация наиболее эффективных форм государственно-частного партнерства в области развития таможенной инфраструктуры будет осуществляться путем создания на базе Государственного предприятия "Таможенная инфраструктура" при Государственной таможенной службе при Правительстве Кыргызской Республики (далее - ГП "Таможенная инфраструктура") полноценного логистического оператора (проект "Бажытранссервис"), осуществляющего оказание широкого спектра услуг: планирование, транспортировка, складирование, хранение, таможенное оформление товаров. Также, предусмотрены мероприятия по увеличению фондов ГП "Таможенная инфраструктура" за счет реализации проектов, направленных на получение прибыли, путем обеспечения долевого участия ГП "Таможенная инфраструктура" в таможенно-инфраструктурных проектах по учреждению деятельности складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также в коммерческих проектах, не связанных с таможенным делом.

 
§ 4. Организация эффективного противодействия
правонарушениям в сфере таможенного дела
 

В условиях членства в ЕАЭС, либерализации законодательства, регулирующего внешнеторговую деятельность, ускорения совершения таможенных операций и внедрения принципа выборочности при осуществлении таможенного контроля значительно возрастают требования к эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов. Наряду с основными направлениями правоохранительной деятельности таможенных органов по предупреждению, выявлению, пресечению, преступлений и правонарушений, приоритетной задачей становится профилактика преступлений и нарушений в таможенной сфере, пресечение незаконного оборота наркотиков и предупреждение террористических угроз.

Унификация информационных систем государственных органов для межведомственного обмена данными, введение информационного учета и обмена данными в отношении субъектов ВЭД, входящих в группу риска, а также совершенствование материально-технической базы правоохранительных подразделений повысит эффективность и оперативность работы правоохранительных подразделений. Необходимо продолжить активизацию межведомственного взаимодействия с правоохранительными органами, путем проведения совместных рейдов, встречных проверок, усилить оперативный состав сотрудниками, владеющими навыками оперативно-розыскной деятельности, обеспечить материально-техническими и финансовыми ресурсами.

Данные мероприятия позволят снизить долю незаконного перемещения товаров.

 
§ 5. Противодействие коррупции и повышение уровня доверия
участников внешнеэкономической деятельности к таможенной службе
 

Предупреждение, пресечение и выявление преступлений коррупционной направленности остаются важнейшими направлениями работы таможенной службы.

В этой связи, наряду с автоматизацией таможенных процессов, позволяющей обеспечить прозрачность совершения таможенных операций, предусматривается ряд мероприятий, направленных на антикоррупционную деятельность таможенных органов, в частности внедрение системы видеонаблюдения с трансформацией видеоданных в центральный аппарат таможенной службы для проведения мониторинга рабочих процессов в режиме онлайн, внедрение системы "электронной очереди", проведение совместных мероприятий с бизнес-сообществом.

Кроме того, в целях формирования положительного имиджа таможенной службы будет реализован ряд мероприятий по повышению уровня доверия населения к сотрудникам и в целом к службе.

 
§ 6. Совершенствование системы управления
и повышение кадрового потенциала
 

По мере внедрения автоматизации таможенных процессов, а также развития взаимодействия с основными торговыми странами-партнерами необходимо проводить поэтапную оптимизацию схемы управления и штатной численности таможенной службы.

Настоящая Стратегия также предусматривает мероприятия по проработке совместно с таможенной службой Китайской Народной Республики вопроса об учреждении Представительства таможенной службы Кыргызской Республики при таможенной службе Китайской Народной Республике (далее - КНР).

Необходимость проработки данного вопроса, в первую очередь, обусловлена большим потоком товаров, импортируемых с территории КНР. Так, удельный вес товаров, импортируемых с территории КНР, составляет порядка 53% от общего количества импорта.

В связи с чем, в целях обеспечения проведения оперативного анализа данных о товаропотоках, перемещаемых через кыргызско-китайский участок государственной границы, анализа осуществления в стране пребывания таможенного и иных видов государственного контроля, изучения таможенных технологий, применяемых таможенной службой страны пребывания, и информирования о положительном опыте возникает необходимость в наличии Представительства таможенной службы Кыргызской Республики при таможенной службе КНР.

В настоящее время одним из решающих факторов эффективности работы является профессиональный менеджмент деятельности таможенной службы и обеспечение качественным кадровым потенциалом.

Для повышения кадрового потенциала таможенной службы потребуется:

- внедрение системы конкурсного отбора по узконаправленным специальностям при приеме на службу в таможенные органы и совершенствование методов отбора кандидатов для включения во внешний резерв кадров таможенной службы, а также внедрение механизма формирования внутреннего резерва кадров;

- совершенствование и автоматизация существующей системы оценки деятельности сотрудников и индикаторов оценки деятельности подразделений таможенной службы, механизма выдвижения и назначения из резерва на должности руководящего состава.

В настоящее время важнейшим элементом процесса формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенных органов является система профессиональной подготовки и переподготовки.

В этом аспекте наиболее значимым является создание условий для повышения квалификации сотрудников, отвечающих текущим и перспективным направлениям развития системы таможенной службы в целом.

Необходимо развивать существующую систему подготовки и переподготовки кадров, включая разработку учебных модулей по категориям должностей, расширения сотрудничества в области обучения с государственными органами Кыргызской Республики, странами ЕАЭС, международными организациями, в том числе запуск программ переподготовки сотрудников таможенной службы с изучением иностранных языков (Englishfriendly, Chinafriendly) и возможностью стажировки и профессиональной подготовки за рубежом, а также внедрять современную методику обучения с применением инновационных подходов обучения.

 
§ 7. Социальный блок, стимулирование и мотивация
 

В целях повышения мотивации и инициативности сотрудников таможенной службы при исполнении должностных обязанностей необходима система стимулирования деятельности сотрудников таможенной службы.

В этой связи, в Плане мероприятий по реализации Стратегии предусмотрены мероприятия, направленные на увеличение выплат стимулирующего и компенсационного характера, улучшение социальных и жилищно-бытовых условий сотрудников и работников таможенной службы посредством строительства ведомственных жилых домов, дошкольных, образовательных и оздоровительных объектов.

Реализация вышеуказанных мероприятий Стратегии позволит обеспечить социальную защищенность, создать условия для привлечения на службу в таможенные органы Кыргызской Республики высокопрофессиональных специалистов, а также сохранить кадровый потенциал таможенных органов.

 
Глава 5. Ожидаемые результаты и индикаторы
 

Достижение цели настоящей Стратегии обеспечит улучшение условий ведения бизнеса на основе упрощения процедур таможенного администрирования и возможностей реализации таможенных процессов на электронной основе, без прямого контакта с должностным лицом таможенных органов, что обеспечит сокращение временных и, соответственно, материальных затрат субъектов ВЭД.

Таким образом, мероприятия по реализации Стратегии направлены на клиентоориентированность таможенной службы с одновременным повышением уровня добросовестности участников ВЭД, основанного на добровольном соблюдении таможенных правил. Необходимо создание таких условий ведения внешней торговли, при которых нарушение таможенного законодательства станет невыгодным для субъектов предпринимательской деятельности. Величина финансовых и репутационных потерь при совершении таможенных правонарушений должна стимулировать участника ВЭД к добросовестному ведению бизнеса.

План реализации Стратегии обеспечит автоматизацию бизнес-процессов при таможенном администрировании, при межведомственном взаимодействии государственных органов, участвующих в процессе таможенной очистки, тем самым обеспечивая взаимодействие таможенных и государственных органов с бизнесом преимущественно в электронном виде, что в свою очередь, сократит временные и финансовые издержки для участников ВЭД и повысит эффективность таможенного контроля.

Совершенствование процессов таможенного администрирования повысит конкурентоспособность участников ВЭД на международном рынке и инвестиционную привлекательность государства, а также будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры в целом.

По мере реализации настоящей Стратегии предполагается достижение следующих результатов (индикаторов):

- сокращение предельного времени прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (до 1 часа - к 2023 году);

- сокращение предельного времени прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (до 2 часов - к 2023 году);

- увеличение доли деклараций на товары, оформленных в электронном виде, без представления документов и сведений на бумажных носителях, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (до 100% - к 2023 году);

- уменьшение количества документов, требуемых для таможенных целей, при перемещении товаров через внешние границы ЕАЭС на кыргызском участке (до 4 документов - к 2023 году);

- увеличение доли таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфере, проводимых на основании результатов применения системы управления рисками и категорирования участников внешнеэкономической деятельности, в общем количестве таможенных проверок (до 70% - к 2023 году);

- создание таможенной лаборатории;

- развитие таможенной инфраструктуры в соответствии с международными требованиями.

Некоторые из этих результатов, такие, как сокращение расходов для участников ВЭД путем ускорения таможенной очистки, можно измерить, в то время как другие результаты, такие как экономическое воздействие сокращения коррупции, повышение международной конкурентоспособности, большая прозрачность и более высокий уровень национальной безопасности, трудно поддаются количественному измерению.

Ожидается, что сокращение времени таможенной очистки до 2-х часов будет само по себе в высшей степени полезным с экономической точки зрения.

 
Глава 6. Финансовые ресурсы и источники
 

Финансирование реализации настоящей Стратегии планируется осуществлять за счет средств, выделяемых республиканским бюджетом, в том числе средств Фонда развития таможенной службы Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики, средств, привлекаемых на грантовой основе, а также средств, предусмотренных Соглашением между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации об оказании технического содействия Кыргызской Республике в рамках процесса присоединения к ЕАЭС от 31 марта 2015 (ратифицировано Законом Кыргызской Республики от 18 мая 2015 года N 102).

 
Глава 7. Возможные риски при реализации Стратегии
 

При реализации Стратегии существуют следующие возможные риски:

- ненадлежащее и несвоевременное финансирование мероприятий, предусмотренных Стратегией;

- макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста показателей внешнеэкономической деятельности;

- состояние и перспективы развития политических и экономических отношений между странами и их отдельными регионами. К примеру, вступление Республики Узбекистан и Республики Таджикистан в Евразийский экономический союз и перемещение таможенной границы Союза на внешний периметр этих стран. В этом случае у Кыргызской Республики остается только таможенная граница с КНР, что прямо повлияет на финансовые показатели, а также на возможное сокращение численности сотрудников таможенной службы;

- возложение дополнительных функций и задач не сопровождаются соответствующим расширением кадрового состава и выделением дополнительных материальных ресурсов;

- успешность реализации Стратегии также тесно связана с уровнем развития транспортно-логистической, банковской и социальной инфраструктуры;

- увеличение продолжительности исполнения мероприятий по автоматизации задач, в зависимости от результатов проведения тендерных конкурсов и определения поставщиков услуг;

- уровень развития нормативной правовой базы в сфере цифровизации и применения информационных технологий;

- уровень развития информационных систем других государственных органов;

- риски изменений задач по автоматизации таможенных процессов в соответствии с законодательствами ЕАЭС и иными международными договорами.

 
Глава 8. Мониторинг и оценка
 

Регулярный мониторинг и оценка выполнения мероприятий настоящей Стратегии станет эффективным инструментом отслеживания процесса ее реализации, который позволит:

- принимать своевременные решения по внесению корректив в План реализации Стратегии;

- оценить промежуточные и итоговые результаты этапов реализации настоящей Стратегии.

К реализации данной Стратегии будут подключены также и заинтересованные государственные органы Кыргызской Республики.

Мониторинг и оценка реализации настоящей Стратегии будет осуществляться также и Общественным советом Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики.

В результате скоординированных усилий таможенной службы, государственных органов и бизнес-сообщества будут созданы условия для экономической активности субъектов предпринимательства, базирующиеся на современных таможенных технологиях и качественно выполняемых государственных функциях и услугах.

 

Приложение 2
ПЛАН
мероприятий по реализации
Стратегии развития таможенной службы
Кыргызской Республики на 2019-2023 годы
 
N
Задачи
Мероприятия
Действия
Сроки реализации
Ресурсы
Ожидаемый результат
Форма реализации
Исполнители
I. Автоматизация и использование современных цифровых технологий во всех таможенных процессах (ПРОЕКТ "Цифровая таможня")
1
Совершенствование системы таможенного администрирования 1.1. Дальнейшее развитие электронного таможенного декларирования и системы автоматического выпуска товаров 1.1.1. Обеспечить достоверность и полноту сведений в первичной документации (предварительное информирование), включая придание юридической силы предварительному информированию, подаваемому в виде электронного документа
1 ноября 2019 года
В пределах бюджета
Ускорение времени прохождения таможенного контроля в пунктах пропуска, в местах таможенного оформления посредством автоматизации таможенных операций Внедрение модернизированной системы (модуля ЕАИС) предварительного информирования на основании приказа ГТС
ГТС
1.1.2. Внедрить систему управления рисками на этапе предварительного информирования
1 декабря 2020 года
Внедрение модернизированной системы (модуля ЕАИС) предвари тельного информирования на основании приказа ГТС
ГТС
1.1.3. Автоматизировать первичный весогабаритный контроль в пунктах пропуска, расположенных на кыргызском участке внешней границы ЕАЭС, с автоматической трансформацией данных в ЕАИС с последующим направлением информации МТД путем применения информационного оповещения
1 декабря 2020 года
Обеспечение интеграции весового оборудования с ЕАИС и информационного взаимодействия ГТС с МТД по передаче данных с акта взвешивания на основании Соглашения между ГТС и МТД
ГТС, МТД
1.1.4. Внедрить систему категорирования участников внешнеэкономической деятельности
1 декабря 2019 года
Внедрение системы категорирования участников внешнеэкономической деятельности на основе указания ГТС
ГТС
1.1.5. Совершенствовать электронное декларирование, включая выпуск товаров до подачи декларации на товары (авторегистрация, автовыпуск)
1 декабря 2023 года
Внедрение системы (модуля ЕАИС) электронного декларирования для определенных групп товаров на основании приказа ГТС
ГТС
1.1.6. Интегрировать информационные системы таможенной службы с системами коммерческих банков, в том числе посредством системы "Тундук", для подтверждения уплаты таможенных платежей в электронном виде в режиме онлайн
1 декабря 2020 года
Заключение соглашений по обеспечению информационного взаимодействия с коммерческими банками
ГТС, коммерческие банки
1.1.7. Внедрить систему осуществления таможенного досмотра на основе анализа системы управления рисками, за исключением случаев наличия оперативной информации, требующих досмотра товаров
1 декабря 2019 года
Внедрение модернизированной системы (модуля ЕАИС) управления рисками на основании приказа ГТС
ГТС
1.1.8. Модернизировать официальный сайт ГТС с возможностью для участников ВЭД получения онлайн информации по таможенным операциям и получения предварительных онлайн расчетов таможенных платежей для отдельных категорий товаров
1 декабря 2020 года
В пределах бюджета
Улучшение информированности участников ВЭД Введение в эксплуатацию модернизированного официального сайта на основании приказа ГТС
ГТС
1.2. Сокращение времени совершения таможенных операций в пунктах пропуска и местах таможенного оформления 1.2.1. Разработать Порядок взаимодействия контролирующих органов в пунктах пропуска, в том числе с установлением временных рамок для проведения всех видов контроля и применения сведений из предварительного информирования
1 декабря 2019 года
В пределах бюджета и иных источников финансирования
Ускорение времени прохождения таможенного контроля в пунктах пропуска посредством автоматизации таможенных операций Утверждение Порядка взаимодействия контролирующих органов в пунктах пропуска Межведомственным приказом контролирующих органов в пунктах пропуска
ГТС, соответствующие МиВ
1.2.2. Совершенствовать ЕАИС в части внедрения программного обеспечения для осуществления совместного контроля государственными органами в пунктах пропуска по принципу "Одна остановка"
1 декабря 2022 года
В пределах бюджета
Внедрение информационной автоматизированной системы (модуля ЕАИС) совместного контроля государственными органами в пунктах пропуска на основании утвержденного совместным приказом Порядка взаимодействия контролирующих органов в пунктах пропуска
ГТС, ГИВФБ, МТД, ГПС
1.2.3. Оптимизация Порядка взаимодействия контролирующих органов в пунктах пропуска с проведением периодичного анализа эффективности на основе исследования времени выпуска
1 декабря 2019 года
В пределах бюджета
Утверждение Порядка взаимодействия контролирующих органов в пунктах пропуска Межведомственным приказом контролирующих органов в пунктах пропуска
ГТС
1.2.4. Внедрить дополнительные идентификационные знаки для приоритетного прохождения через таможенную границу ("Зеленый коридор")
1 декабря 2019 года
В пределах бюджета
Совместно с ГПС, МВД, МТД, ГИВФБ подписан акт о беспрепятственном прохождении по территории КР транспортных средств грузом сельскохозяйственной продукции
ГТС
1.2.5. Интегрировать программное обеспечение ИДК с подсистемами ЕАИС в пунктах пропуска, расположенных на кыргызском участке таможенной границы ЕАЭС
1 марта 2021 года
В пределах бюджета и за счет иных источников
Интеграция программного обеспечения ИДК с подсистемами ЕАИС, ввод в эксплуатацию ИДК на основе приказа ГТС
ГТС
1.2.6. Внедрить электронную систему контроля и обеспечение безопасности цели поставок
1 июля 2021 года
В пределах бюджета и иных источников финансирования
Внедрение электронной системы (модуля ЕАИС) контроля и обеспечения безопасности цепи поставок
ГТС
II. Улучшение эффективности системы таможенного администрирования на основе анализа внешнеэкономических показателей, развитие транзитного потенциала
2
Оперативное регулирование внешнеторговой деятельности в КР с учетом динамично изменяющихся условий международной торговли 2.1. Создание информационно-аналитической системы для оперативной подготовки управленческих решений 2.1.1. Совершенствовать автоматизированную систему генерации отчетов на основании сведений ЕАИС, сведений, получаемых от таможенных служб-стран ЕАЭС и иных источников
1 декабря 2019 года
В пределах бюджета
Создана система оперативного реагирования на изменения внешнеэкономических показателей для повышения эффективности таможенного администрирования Сформирован отчет по параметрам и критериям необходимых данных ЕАИС
ГТС
2.1.2. Разработать и внедрить эффективный механизм формирования стоимостных индикаторов
1 октября 2019 года
В пределах бюджета
Приказом ГТС утверждена методика формирования стоимостных индикаторов риска
ГТС
2.1.3. Выработать и внести предложения, направленные на совершенствование мер тарифного и нетарифного регулирования
Постоянно
В пределах бюджета
Внедрение профилей рисков в ЕАИС, подготовка и в установленном порядке внесение в МЭ предложения по совершенствованию мер тарифного и нетарифного регулирования
ГТС, МЭ, соответствующие МиВ
2.2. Совершенствование межведомственного взаимодействия для обеспечения единого подхода в регулировании внешнеторговой деятельности 2.2.1. Разработать и внести в установленном порядке соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие получение и обмен в режиме онлайн разрешительных документов и справочно-информационных данных от государственных контролирующих органов, участвующих в контроле перемещения товаров, для совершения таможенных операций с применением электронной подписи
1 декабря 2020 года
В пределах бюджета
Сокращено время для совершения таможенных операций путем получения в режиме онлайн разрешительных и справочно-информационных данных.
Исключение необходимости представления бумажных документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения
Разработка и внесение в установленном порядке на рассмотрение Правительства КР соответствующие проекты нормативных правовых актов, предусматривающие возможность использования электронных копий разрешительных документов для совершения таможенных операций, с применением электронной подписи.
Подписание межведомственных соглашений об информационном взаимодействии
МЭ, ГТС, МЗ, ГИВФБ, МСХППМ, МКИТ, МиВ, ГП "Единое окно"
2.2.2. Интегрировать информационные системы государственных органов, участвующих при контроле перемещения товаров, включая онлайн получение разрешительных и справочно-информационных данных посредством системы межведомственного электронного взаимодействия "Тундук" для совершения таможенных операций
1 декабря 2023 года
В пределах бюджета
Подписание межведомственных соглашений, обеспечение использования электронных форматов разрешительных документов при таможенном оформлении
МЭ, ГТС, ГКИТС, ДЛО МЗ, ГНС, ААВТиВК при МТД, ДПЗГСЭН МЗ, ТПП, ГАООСЛХ ЦСМ МЭ, ГИВФБ, РЦСС
3
Развитие транзитного потенциала (проект "Ак жол /Welcome&easyroad) 3.1. Стабилизация и наращивание транзитных потоков, транспортируемых через КР 3.1.1. Обеспечить реализацию статьи 11 "Свобода транзита" Плана по реализации Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли и других мероприятий по упрощению торговых и транспортных процедур КР на 2018-2022 годы
15 января 2023 года (каждое полугодие)
В пределах бюджета и за счет иных источников
Увеличение потока транзитных перевозок через таможенную территорию Кыргызской Республики Направлен отчет в Совет по упрощению процедур торговли, образованный распоряжением Премьер-министра Кыргызской Республики от 25 сентября 2017 года N 639
МЭ, ГТС, МиВ
3.1.2. Гармонизировать и привести в соответствие весогабаритные параметры транспортных средств с весогабаритными параметрами, установленными в государствах-членах Евразийского экономического союза, устранить законодательные пробелы путем включения неучтенных комбинаций транспортных средств (относительно добавления некоторых комбинаций транспортных средств, скатности)
1 сентября 2019 года
В пределах бюджета
Подготовлен и внесен на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики проект постановления Правительства Кыргызской Республики, предусматривающий внесение соответствующих поправок в постановление Правительства Кыргызской Республики от 8 августа 2011 года N 454
МТД, ГТС
3.1.3. Провести исследования о влиянии весовых параметров транспортных средств на дорожное полотно при осуществлении перевозок по автомобильным дорогам общего пользования в зимнее (холодное) время года, для дальнейшего внесения изменений в действующее законодательство Кыргызской Республики, в части допустимых весогабаритных параметров
31 марта 2020 года
В пределах бюджета и за счет иных источников
Подготовлен и внесен на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики проект постановления Правительства Кыргызской Республики, предусматривающий внесение соответствующих поправок в постановление Правительства Кыргызской Республики от 8 августа 2011 года N 454
МТД, ГТС
3.1.4. Внедрить дополнительные идентификационные знаки для упрощенного прохождения транспортных средств международной перевозки через таможенную территорию ЕАЭС в Кыргызской Республике, с внедрением механизма оплаты причитающихся платежей по принципу "Один платеж"
1 марта 2020 года
В пределах бюджета
Издан приказ ГТС о внедрении дополнительных идентификационных знаков для упрощенного прохождения транспортных средств международной перевозки через таможенную территорию ЕАЭС в КР
ГТС, МЭ, МТД, ГАООСЛХ, ГСБЭП, МВД, коммерческие банки
3.1.5. Возобновить функционирование системы предварительного информирования "TIR EPD"
1 сентября 2019 года
В пределах бюджета, и за счет иных источников
Подготовка к внедрению системы E-TIR для ускорения времени прохождения таможенного контроля в пунктах пропуска, предварительной оценки рисков Издан приказ ГТС о возобновлении системы (модуля ЕАИС) предварительного информирования "TIR EPD" в ЕАИС
ГТС
3.1.6. Подготовить к цифровизации операции МДП и внедрить пилотный проект E-TIR с участием одного из сопредельных государств
31 декабря 2020 года
Проведены мероприятия по сопряжению ЕАИС с системой E-TIR
3.1.7. Провести необходимые мероприятия по включению пункта пропуска "Торугарт" в перечень таможенных пунктов, сопредельных с Китайской Народной Республикой, открытых для применения системы МДП
1 июля 2019 года
В установленном порядке направлено уведомление в таможенную службу КНР о включении пункта пропуска "Торугарт" в перечень таможенных пунктов, открытых для применения системы МДП
3.1.8. Провести анализ и внести предложения по группам товаров, требующих пересмотра налогообложения при импорте на территорию ЕАЭС
1 ноября 2019 года
В пределах бюджета
Развитие реэкспорта для определенных групп товаров В установленном порядке в адрес Правительства Кыргызской Республики направлены предложения по группам товаров, требующих пересмотра налогообложения при импорте на территорию ЕАЭС
МЭ, ГНС, ГТС
3.1.9. Обеспечить условия по созданию назначенным оператором Кыргызской Республики мест международного почтового обмена, пунктов международного почтового обмена и обменных пунктов почты при аэропортах, в зависимости от вида транспорта, участвующего в перевозке международных почтовых отправлений и товаров, приобретаемых посредством интернет-торговли (в том числе за пределами Кыргызской Республики)
По мере необходимости
В пределах бюджета, и за счет иных источников
Создание логистической инфраструктуры и развитие транзитного потенциала в отношении международных почтовых отправлений и товаров, приобретаемых посредством Интернет-торговли Созданы места международного почтового обмена, пункты международного почтового обмена и обменные пункты почты при аэропортах
ГРС, ГП "Кыргыз почтасы" при ГРС, ГТС
3.1.10. Автоматизировать процесс проведения таможенных операций в отношении международных почтовых отправлений и товаров, приобретаемых посредством Интернет-торговли, на основе предварительного информирования с применением системы управления рисками Проведены мероприятия по модернизации ЕАИС
III. Развитие таможенной инфраструктуры
4
Развитие таможенной инфраструктуры 4.1. Приведение таможенных информационных технологий и информационно-программных средств таможенной службы в соответствие с требованиями таможенного законодательства ЕАЭС 4.1.1. Совершенствовать программное обеспечение ЕАИС, в части:
 
В пределах бюджета Гармонизация и унификация таможенных документов при информационном взаимодействии в рамках общих процессов Проведены мероприятия по модернизации ЕАИС для реализации общих процессов в таможенной сфере, предусмотренных международными договорами в рамках ЕАЭС
ГТС
- системы контроля за перевозками товаров по территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
1 декабря 2023 года
- подсистемы контроля и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС;
1 декабря 2023 года
- формирования, ведения и использования общих информационных ресурсов (реестров, перечней, классификаторов);
1 декабря 2022 года
- совершения таможенных операций по помещению товаров под таможенные процедуры, в том числе исчисления и уплаты таможенных платежей;
1 декабря 2022 года
- исчисления специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и их учет;
1 декабря 2022 года
- учета товаров, находящихся под таможенным контролем;
1 декабря 2023 года
- иных подсистем в рамках приведения в соответствие с Решениями ЕЭК и требованиями таможенного законодательства ЕАЭС
1 декабря 2023 года
4.2. Создание таможенной лаборатории 4.2.1. Обеспечить проведение организационных мероприятий по созданию таможенной лаборатории и внесение на утверждение в установленном порядке соответствующие нормативные правовые акты по созданию таможенной лаборатории по проведению следующих видов экспертиз:
1) экспертиза пищевых объектов (товаров) и сельскохозяйственной продукции;
2) экспертиза объектов (товаров) легкой промышленности;
3) экспертиза наркотических и психотропных веществ;
4) экспертиза товаров химической промышленности;
5) экспертиза культурных ценностей, предметов коллекционирования и объектов религиозного назначения;
6) экспертиза драгоценных камней, металлов и ювелирных изделий
1 сентября 2020 года
В пределах бюджета и за счет иных источников Создание условий для оперативного проведения таможенных экспертиз Внесение на утверждение проекта решения Правительства Кыргызской Республики о создании таможенной лаборатории
ГТС, МЭ, международные организации и финансовые институты
4.2.2. Создание и обустройство таможенной лаборатории
1 декабря 2023 года
В пределах бюджета и за счет иных источников
В установленном порядке ввод в эксплуатацию таможенной лаборатории
ГТС, международные организации и финансовые институты
4.2.3. Комплектация персонала таможенной лаборатории в соответствии с критериями отбора
1 декабря 2023 года
В пределах бюджета и за счет иных источников
4.3. Улучшение учета и повышение контроля за товарами, находящимися под таможенным контролем на складе временного хранения (СВХ), в магазинах беспошлинной торговли (МБТ), на таможенных складах (ТС), на свободных складах (СС) и свободных экономических зонах (СЭЗ) 4.3.1. Обеспечить информационное взаимодействие между системами учета товаров, установленных на складах временного хранения (СВХ), в магазинах беспошлинной торговли (МБТ) и на таможенном складе (ТС), свободных складах (СС), свободных экономических зонах (СЭЗ) и ЕАИС с возможностью онлайн мониторинга выпуска и реализации товаров, наличия остатка товаров, а также формирования электронного отчета
1 декабря 2022 года
В пределах бюджета и за счет иных источников
Совершенствование таможенного контроля товаров, находящихся под таможенным контролем Реализовано информационное взаимодействие между системами учета товаров на СВХ, МБТ ТС, СС, СЭЗ и ЕАИС с возможностью онлайн мониторинга выпуска и реализации товаров, наличия остатка товаров, а также формирования электронного отчета
ГТС, владельцы СВХ, МБТ, ТС, СС, Генеральная дирекция СЭЗ
4.4. Реализация "дорожной карты" по присоединению КР к Таможенному союзу в части оснащения и обустройства пунктов пропуска 4.4.1. Увеличить мощность электросетей, питающих пункты пропуска "Иркештам", "Достук", "Кызыл-Кия", "Кызыл-Бель", "Кайрагач"
1 декабря 2019 года
В пределах бюджета
Приведение пунктов пропуска в соответствие с требованиями ЕАЭС В установленном законодательством порядке проведен конкурс на закупку работ, подписан акт выполненных работ
ГТС, ОАО "НЭХК"
4.4.2. Завершить мероприятия по обустройству и дооснащению автомобильных пунктов пропуска "Торугарт" и "Иркештам", "Достук", "Кызыл-Кия", "Кайрагач", "Кызыл-Бель", "Карамык", железнодорожных пунктов пропуска "Кара-Суу", "Шамалдысай", "Кызыл-Кия" и "Джалал-Абад" во взаимодействии с ФТС и АО "Крокус Интернэшнл"
1 декабря 2020 года
В пределах бюджета и технической помощи
Получение от АО "Крокус Интернэшнл" актов по вводу в эксплуатацию объектов реконструкции в рамках реализации Соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации об оказание технического содействия Кыргызской Республике в рамках процесса присоединения к Евразийскому экономическому союзу, подписанного 31 марта 2015 года в городе Бишкек (ратифицировано Законом Кыргызской Республики от 18 мая 2015 года N 102)
ГТС
4.4.3. Рассмотреть техническо-экономическую целесообразность устройства системы водоснабжения в пункте пропуска "Торугарт"
31 октября 2019 года
В пределах бюджета
В установленном порядке проведен конкурс на закупку услуг по разработке Проектно-сметной документации, подписан акт выполненных работ
ГТС
4.4.4. Оборудование реабилитационно-адаптационными медицинскими комнатами с кислородным обеспечением в пунктах пропуска, расположенных на высоте выше 2800 метров над уровнем моря ("Торугарт". "Иркештам", "Карамык", "Бор-Добо")
1 декабря 2019 года
В пределах бюджета
Улучшение условий сотрудникам таможенной службы для прохождения службы в условиях высокогорья В установленном порядке проведен конкурс на закупку необходимого оборудования, подписан акт приема-передачи
ГТС
5
Реализация наиболее эффективных форм государственно-частного партнерства в области развития таможенной инфраструктуры 5.1. Создание на базе ГП "Таможенная инфраструктура" полноценного логистического оператора (проект "Бажытранс-сервис") 5.1.1. Разработка бизнес-плана по созданию логистического оператора, осуществляющего оказание широкого спектра услуг: планирование, транспортировка, складирование, хранение, таможенное оформление товаров
1 декабря 2020 года
За счет собственных средств ГП "ТИ"
Повышение качества предоставляемых услуг в сфере таможенного дела Заключены договоры по привлечению инвестиций, согласован бизнес-план и план реализации с ГТС
ГП "ТИ"
5.1.2. Подготовка правовой основы (соответствующих разрешительных документов) для осуществления логистических услуг
5.1.3. Приобретение (перепрофилирование имеющихся площадей) территорий с соответствующей инфраструктурой для создания логистической базы
5.1.4. Обеспечение необходимым автопарком для оказания логистических услуг (приобретение/аренда транспортных средств)
5.1.5. Изыскание финансовых средств для реализации проекта
6
Увеличение фондов ГП "Таможенная инфраструктура" за счет реализации проектов, направленных на получение прибыли 6.1. Расширение производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности 6.1.1. Обеспечение долевого участия ГП "Таможенная инфраструктура" в таможенно-инфраструктурных проектах по учреждению деятельности складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли
1 декабря 2023 года
За счет собственных средств ГП "ТИ"
Дополнительные поступления в республиканский бюджет за счет перечисления 50% от чистой прибыли ГП "ТИ" Заключены договоры при долевом участии ГП "ТИ" в таможенно-инфраструктурных проектах
ГП "ТИ"
6.1.2. Реализация проектов не связанных с таможенным делом
IV. Организация эффективного противодействия правонарушениям в сфере таможенного дела
7
Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей правоохранительную деятельность таможенной службы 7.1. Восполнение пробелов в уголовном законодательстве и законодательстве о нарушениях.
Актуализация уголовного законодательства и законодательства о нарушениях, в том числе в рамках интеграции в ЕАЭС
7.1.1. Разработать и внести в установленном порядке проекты нормативных правовых актов, предусматривающее внесение изменений в:
1) Уголовный кодекс Кыргызской Республики, в части установления уголовной ответственности:
- за невозвращение в установленный срок на территорию КР культурных ценностей, предметов, являющихся художественным, историческим и археологическим достоянием, валюты и др.;
- за уклонение от уплаты таможенных платежей (увеличение пороговой суммы наступления уголовной ответственности в целях гуманизации);
2) Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях:
- учитывая специфику правонарушения "Сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза", выделить ее из статьи 259 Кодекса Кыргызской Республики о нарушениях в отдельную статью;
- дополнить особенную часть (главу 33) нормами, характеризующими конкретные нарушения в сфере таможенного дела, предусмотренные в ранее действующем Кодексе КР об административной ответственности (ст. 501, 504-5, 504-9, 504-11 - 504-13, 504-18 - 504-26, 504-28 - 504-30, 504-32 - 505)
1 декабря 2019 года
В пределах бюджета
Предупреждение преступлений, защита личности, общества и государства от преступных посягательств и восполнение пробелов в законодательстве Кыргызской Республики В установленном порядке на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики внесены проекты постановлений Правительства Кыргызской Республики об одобрении и внесении соответствующих законопроектов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики
МЭ, МЮ, ГТС, МиВ
8
Создание оптимальных и эффективных условий по предотвращению нарушений таможенного законодательства 8.1. Совершенствование материально-технической базы, позволяющей проводить превентивные и иные меры 8.1.1. Оснастить правоохранительные подразделения таможенной службы специально оборудованными транспортными средствами, техническими средствами таможенного контроля и специальными средствами для проведения оперативно-розыскной деятельности
Постоянно
В пределах бюджета и за счет иных источников
Повышение результативности выявления правонарушений Издан приказ ГТС о выделении технических средств таможенного контроля и специальных средств для проведения оперативно-розыскной деятельности после закупки
ГТС
8.2. Введение информационного учета и обмена данными в отношении субъектов ВЭД, входящих в группу риска 8.2.1. Создать единую базу данных по нарушителям таможенных правил, по видам нарушений, по странам отправления, по видам товаров
1 декабря 2019 года
В пределах бюджета
Создание информационного центра ГТС на базе ЕАИС по субъектам правонарушений Приказом ГТС создана база данных по субъектам правонарушений
ГТС
9
Организация предоставления информации в электронном формате на основе межведомственного взаимодействия, в том числе и с использованием информационной системы "Тундук" 9.1. Унификация информационных систем государственных органов для межведомственного обмена данными 9.1.1. Обеспечить оперативный обмен данными посредством информационных ресурсов между ГТС и ГПС, ГСБЭП, ГСФР, ГУИТ МВД, ГНС, ГРС, НСК, МЮ и другими госорганами
1 декабря 2020 года
В пределах бюджета
Доступ к оперативной информации и сокращение времени на получение оперативной информации Подписаны межведомственные соглашения об оперативном обмене данными посредством информационных ресурсов между ГТС и ГПС, ГСБЭП, ГСФР, ГУИТ МВД, ГНС, ГРС, НСК, МЮ и другими госорганами
ГТС, МиВ (по списку), СМЭВ "Тундук"
9.1.2. Разработать и ввести в действие электронную базу данных по задекларированным наличным денежным средствам или оборотным инструментам на предъявителя, перемещенным через таможенную границу ЕАЭС в Кыргызской Республике
1 сентября 2019 года
Приказом ГТС создана электронная база данных по задекларированным наличным денежным средствам или оборотным инструментам
ГТС
V. Противодействие коррупции и повышение уровня доверия участников внешнеэкономической деятельности к таможенной службе
10
Снижение коррупционных рисков в таможенной службе 10.1. Внедрение автоматизированной системы учета дисциплинарных и коррупционных правонарушений 10.1.1. Разработать и внедрить автоматизированную базу данных по дисциплинарным и коррупционным правонарушениям для определения коррупциогенных должностей, а также использования данных при прохождении сотрудниками службы в таможенных органах
1 декабря 2019 года
В пределах бюджета
Выявление категорий (функций) должностей с высокими коррупциогенными рисками для принятия антикоррупционных мер Приказом ГТС создана автоматизированная база данных по дисциплинарным и коррупционным правонарушениям для определения коррупциогенных должностей
ГТС
10.2. Внедрение системы видеонаблюдения в местах таможенного оформления и пунктах пропуска 10.2.1. Оснастить видеооборудованием для фиксации действий сотрудников таможенных органов при контакте с гражданами в служебных помещениях с онлайн мониторингом в центральном аппарате
1 декабря 2020 года
В пределах бюджета
Прозрачность деятельности должностных лиц и исключение возможности создания коррупционной связи между должностными лицами и участниками ВЭД, а также возможность анализа эффективности работы каждого сотрудника Внедрена система видеонаблюдения в местах таможенного оформления и пунктах пропуска
ГТС
11
Повышение уровня доверия участников ВЭД к таможенной службе 11.1. Выработать комплекс мер по повышению уровня доверия населения к сотрудникам таможенных органов 11.1.1. Проводить совместные мероприятия с представителями бизнес-кругов и институтов гражданского общества (круглые столы, общественные обсуждения НПА в сфере таможенного законодательства, и т.д.)
Постоянно
В пределах бюджета
Формирование положительного имиджа таможенной службы Проведены встречи с представителями бизнес-кругов и институтов гражданского общества
ГТС, ОС, КС
11.1.2. Повышать роль Консультативного совета при ГТС для информирования участников ВЭД о проводимых изменениях и новшествах
Постоянно
Организация обратной связи с общественностью в области борьбы с коррупцией в таможенных органах Проведены анкетирование, опросы, подготовлен рапорт на имя руководителя об итогах анкетирования
11.1.3. Проводить социологические исследования по оценке деятельности таможенной службы(анкетирование, опросы, фокус группы)
Постоянно
11.1.4. Широко распространять контактную информацию ГТС (буклет, телефоны доверия, вебсайт, электронная почта, общественная приемная) для предупреждения коррупционных проявлений. Освещать в средствах массовой информации деятельность таможенной службы
Постоянно
Утвержден ежегодный медиаплан
VI. Совершенствование системы управления и повышение кадрового потенциала
12
Совершенствование организационной структуры таможенной службы 12.1. Поэтапная оптимизация структуры таможенных органов по мере автоматизации рабочих процессов и развития взаимодействия с основными торговыми странами-партнерами 12.1.1. Актуализировать нормативные правовые акты по оптимизации схемы управления и штатной численности ГТС по мере автоматизации таможенных процессов
По мере необходимости
В пределах бюджета
Повышение эффективности деятельности таможенной службы, повышение качества предоставляемых услуг субъектам ВЭД В установленном порядке на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики внесен проект постановления Правительства Кыргызской Республики, направленный на оптимизацию схемы управления и штатной численности ГТС по мере автоматизации таможенных процессов
ГТС
12.1.2. Проработать совместно с таможенной службой Китайской Народной Республики вопрос учреждения Представительства таможенной службы Кыргызской Республики при таможенной службе Китайской Народной Республики
1 декабря 2020 года
В пределах бюджета
В установленном порядке направлены письма ГТС в адрес МИД и Аппарата Правительства Кыргызской Республики о целесообразности учреждения Представительства таможенной службы при ТС КНР (включая определения источников финансирования), инициирование проекта Соглашения об учреждении Представительства таможенной службы при ТС КНР между ТС КР и КНР.
При принятии решения об учреждении Представительства, в установленном порядке на рассмотрение Правительства КР внесены проекты постановления по вопросам Представительства таможенной службы при ТС КНР
ГТС, заинтересованные МиВ
13
Совершенствование системы управления человеческими ресурсами 13.1. Внедрение системы кадровой политики 13.1.1. Усовершенствовать систему приема на службу в таможенные органы, посредством проведения конкурсного отбора по направлениям деятельности, с учетом специфики функций
1 января 2020 года
В пределах бюджета
Повышение эффективности деятельности таможенной службы за счет формирования качественного кадрового состава Внесены дополнения в Порядок формирования и функционирования резерва кадров системы таможенной службы Кыргызской Республики
ГТС
13.1.2. Расширить методы отбора кандидатов для включения во внешний резерв кадров таможенной службы (написание эссе и др.)
1 января 2020 года
13.1.3. Внедрить механизм формирования внутреннего резерва кадров
1 января 2020 года
В пределах бюджета
Повышение мотивации сотрудников к развитию, профессиональному и карьерному продвижению по службе.
Наличие подготовленного состава сотрудников для замещения вакантных должностей
Приказом ГТС утвержден Порядок формирования и функционирования внутреннего резерва кадров
ГТС
13.2. Модернизация системы оценки эффективности деятельности подразделений таможенных органов 13.2.1. Разработать и внедрить автоматизированную систему оценки эффективности деятельности структурных подразделений и сотрудников таможенных органов
1 июля 2021 года
В пределах бюджета
Повышение результативности выполняемых функций подразделений и сотрудников Приказом ГТС внедрена автоматизированная система оценки эффективности деятельности структурных подразделений и сотрудников таможенных органов
ГТС
13.2.2. Усовершенствовать механизм эффективной оценки деятельности сотрудников посредством проведения квалификационного экзамена
31 марта 2020 года
В пределах бюджета
Объективная оценка эффективности работы сотрудников Приказом ГТС внесены дополнения в Положение о порядке проведения квалификационного экзамена (аттестация) для лиц, замещающих должности в таможенных органах
ГТС
13.2.3. Усовершенствовать систему назначения и перемещения (ротации) кадров в соответствии с уровнем знаний сотрудников и их профессиональной квалификацией
31 декабря 2019 года
В пределах бюджета
Оптимальная расстановка личного состава на основе знаний и профессиональной квалификации сотрудников Приказом ГТС внесены изменения в Типовые правила внутреннего распорядка таможенной службы
ГТС
13.3. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров 13.3.1. Разработать и внедрить систему подготовки и переподготовки кадров, включая разработку учебных модулей по категориям должностей, расширения сотрудничества в области обучения с государственными органами, странами ЕАЭС, международными организациями, в том числе запуск программ переподготовки сотрудников ГТС Кыргызской Республики, с изучением иностранных языков (Englishfriendly,Chinafriendly) и возможностью стажировки и профессиональной подготовки за рубежом
Постоянно
В пределах бюджета
Повышение роли и влияния профессиональной подготовки кадров на конечные результаты деятельности таможенных органов Приказом ГТС утвержден Порядок подготовки и переподготовки кадров в системе таможенной службы, в том числе включая внедрение современной методики обучения, с применением инновационных подходов (дистанционное обучение)
ГТС
13.3.2. Внедрить современную методику обучения с применением инновационных подходов (дистанционное обучение) 1 декабря 2020 года В пределах бюджета Непрерывное повышение квалификации без отрыва от службы и возможность совершенствования квалификации и потенциала карьерного роста
ГТС
VII. Социальный блок, стимулирование и мотивация
14
Мотивация деятельности сотрудников и работников таможенной службы 14.1. Улучшение жилищно-бытовых условий сотрудников и работников таможенной службы 14.1.1. Строительство ведомственного жилья и иных объектов социального назначения (детский сад, спортивно-оздоровительные комплексы) для сотрудников и работников таможенной службы
1 декабря 2023 года
В пределах бюджета ГТС и ГП "ТИ"
Стимулирование сотрудников таможенной службы Проведен конкурс на закупку работ. Подписан акт выполненных работ, акт ввода в эксплуатацию
ГТС, ГП "ТИ", соответствующие МиВ, уполномоченные в вопросах по строительству
 
Список сокращений:
 
АО
-
акционерное общество
ВТО
-
Всемирная торговая организация
ВЭД
-
внешнеэкономическая деятельность
ААВТиВК при МТД
-
Агентство автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики
ГАООСЛХ
-
Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики
ГИВФБ
-
Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики
ГКИТС
-
Государственный комитет информационных технологий и связи Кыргызской Республики
ГНС
-
Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики
ГРС
-
Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики
ГП "ТИ"
-
Государственное предприятие "Таможенная инфраструктура"
ГП "Единое окно"
-
Государственное предприятие "Центр "единого окна в сфере внешней торговли" при Министерстве экономики Кыргызской Республики
ГП "Кыргыз почтасы"
-
Государственное предприятие "Кыргыз почтасы" при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики
ГПС
-
Государственная пограничная служба Кыргызской Республики
ГСБЭП
-
Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (финансовая полиция)
ГСФР
-
Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики
ГТС
-
Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики
ГУИТ МВД
-
Главное управление информационных технологий Министерства внутренних дел Кыргызской Республики
ДЛО МЗ
-
Департамент лекарственного обеспечения и медицинской техники при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики
ДПЗГСЭН МЗ
-
Департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Кыргызской Республики
ЕАИС
-
Единая автоматизированная информационная система Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики
ЕАЭС
-
Евразийский экономический союз
ИДК
-
Инспекционно-досмотровые комплексы
КР
-
Кыргызская Республика
КС
-
Консультативный совет Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики
МБТ
-
магазин беспошлинной торговли
МВД
-
Министерство внутренних дел Кыргызской Республики
МДП
-
Международные дорожные перевозки, в соответствии с Конвенцией МДП
МЗ
-
Министерство здравоохранения Кыргызской Республики
МиВ
-
министерства и ведомства Кыргызской Республики
МКИТ
-
Министерство культуры, информации и туризма Кыргызской Республики
МСУ
-
местное самоуправление
МСХППМ
-
Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики
МТД
-
Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики
МЭ
-
Министерство экономики Кыргызской Республики
МЮ
-
Министерство юстиции Кыргызской Республики
НДС
-
налог на добавленную стоимость
НСК
-
Национальный статистический комитет Кыргызской Республики
ОАО "НЭХК"
-
открытое акционерное общество "Национальная энергетическая холдинговая компания"
ОС
-
Общественный совет Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики
РЦСС
-
Республиканский центр сертификации в строительстве при Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики
СМЭВ "Тундук"
-
Система межведомственного электронного взаимодействия "Тундук"
СВХ
-
склад временного хранения
СС
-
свободный склад
СЭЗ
-
свободная экономическая зона
ТПП
-
Торгово-промышленная палата Кыргызской Республики
ТС
-
таможенный склад
ФТС
-
Федеральная таможенная служба России
ЦСММЭ
-
Бишкекский центр испытаний, сертификации и метрологии Центра по стандартизации и метрологии при Министерстве экономики Кыргызской Республики
  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha