Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13.01.2020 № А45-38265/2019

Об отказе в удовлетворении требования ООО "Экспортер" об отмене постановления Управления ФСТЭК (код 4015190000 ТН ВЭД ЕАЭС)
Решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 13 января 2020 года Дело N А45-38265/2019

 

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспортер" (ОГРН 1115476024410), г. Новосибирск

к Управлению Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Сибирскому Федеральному округу (ОГРН 1025401918761), г. Новосибирск

о признании незаконным и отмене постановления от 10.10.2019 N ЭК/2019/06/10-09,

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Новосибирской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Экспортер" (далее - заявитель, общество, ООО "Экспортер") с заявлением к Управлению Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Сибирскому Федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление, Управление ФСТЭК) о признании незаконным и отмене постановления от 10.10.2019 N ЭК/2019/06/10-09, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением суда от 30.10.2019 заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства.

Стороны надлежащим образом уведомлены о том, что дело принято к производству в порядке упрощенного производства, о сроках представления доказательств по делу, а также направлены данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде.

Основания для перехода к рассмотрению данного дела по общим правилам искового производства, установленные частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), в данном случае судом не установлены.

16.12.2019 принято решение в виде резолютивной части, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

09.01.2020 от общества поступила апелляционная жалоба на решение.

В соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявленные требования мотивированы отсутствием в действиях общества события правонарушения, необоснованным отклонением административным органом ходатайства о проведении повторной экспертизы, наличием экспертного заключения ООО "Центр экспертиз и консультаций", согласно которого спорный товар не предназначен для защиты от токсических химикатов, используемых в химическом оружии, отсутствием в оспариваемом постановлении выводов о вине общества в совершении правонарушения.

Заинтересованное лицо считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, полагает, полагает, что в рамках административного расследования было установлено, что обществом была совершена внешнеэкономическая сделка с контролируемым товаром в нарушение законодательства РФ в области экспортного контроля без проведения идентификации и без получения разрешительных документов (разовой лицензии) на вывоз (экспорт).

Как следует из материалов дела, ООО "Экспортер" была осуществлена поставка товаров в ТОО "Дюваль Холдинг/Duvall Holding" (Республика Казахстан) товара - перчатки универсальные химически стойкие "Альфатек Солвекс" 37-675 Ansell (код TН ВЭД ЕАЭС 4015190000), в количестве 500 пар на сумму 64895,00 руб.

Усмотрев в действиях общества нарушение требований статьи 19 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее - Закон N 183-ФЗ), должностное лицо управления ФСТЭК 21.07.2019 вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В ходе проведения административного расследования была проведена экспертиза в ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" Учебно-научный центр экспертизы, сертификации и проблем качества.

Согласно заключению N 1823-19/6660003190 от 19.09.2019 товар: перчатки универсальные химически стойкие "Альфатек Солвекс" 37-675 Ansell" соответствует пунктам 1.1.4., 1.1.4.2. Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. N 1661; для осуществления внешнеэкономической операции требуется лицензия ФСТЭК России.

По результатам административного расследования Управление составило в отношении ООО "Экспортер" протокол об административном правонарушении от 08.10.2019 и вынесло постановление от 10.102019 N ЭК/2019/06/10-09 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.20 КоАП РФ в виде штрафа в размере 64 895 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 1 статьи 14.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" контролируемые товары и технологии - это сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.

Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, подлежат лицензированию. Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля (пункты 1, 2 статьи 19 Закона N 183-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 24 Закона N 183-ФЗ предусмотрено, что идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

В силу статьи 7 Закона N 183-ФЗ идентификация контролируемых товаров и технологий - это установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 данного Закона, а также определение действующих в отношении них запретов и ограничений.

В соответствии со статьей 6 Закона N 183-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661 утвержден Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (далее - Список).

Пунктом 1.1.4 Списка к товарам двойного назначения отнесены защитное снаряжение, аппаратура систем обнаружения и комплектующие изделия, не специально разработанные для военного применения: защитные костюмы, перчатки и обувь, специально разработанные или модифицированные для защиты от любого из нижеприведенных поражающих факторов: а) бактериологических (биологических) агентов; б) радиоактивных материалов; или в) токсичных химикатов, используемых в химическом оружии (пункт 1.1.4.2 Списка).

В примечании к пункту 1.1.4 указано, что настоящий пункт не применяется: а) к персональным радиационным дозиметрам; б) к снаряжению или системам, ограниченным конструктивно или функционально применением в технике безопасности в гражданских областях, таких, как горное дело, работы в карьерах, сельское хозяйство, фармацевтическая и медицинская промышленность, ветеринария, охрана окружающей среды, сбор и утилизация отходов или пищевая промышленность.

В технических примечаниях указано, что пункт 1.1.4 включает снаряжение, системы и их компоненты, которые были сертифицированы, либо их работоспособность в отношении обнаружения или защиты от радиоактивных материалов, бактериологических (биологических) агентов или токсинов, которые могут быть использованы в военных целях, токсических химикатов, используемых в химическом оружии, имитирующих продуктов (заменителей) или химических средств для борьбы с массовыми беспорядками была подтверждена испытаниями, проведенными в соответствии с национальными стандартами, или иным способом, даже если такие системы, снаряжение или их компоненты используются в гражданских делах, таких, как горное дело, работы в карьерах, сельское хозяйство, фармацевтическая и медицинская промышленность, ветеринария, охрана окружающей среды, сбор и утилизация отходов или пищевая промышленность.

В соответствии с Общим примечанием к Списку к товарам и технологиям, подлежащим экспортному контролю, определяется соответствием технических характеристик этого товара или технологии техническому описанию, а также регистрационному номеру товара Реферативной службы по химии (GAS) (Chemical Abstracts Service Registry Number), приведенным в графе "Наименование" указанного Списка.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из протокола испытаний N 4Л/Н-30.08/18п от 30.08.2018, сертификата соответствия N ТС RU С-ВЕ.АГ03.В.18219, декларации соответствия стандартам качества, технической документации на товар (акт о результатах анализа состояния производства, спецификация, инструкция по применению), идентификационного заключения N 1823-19/6660003190 от 19.09.2019, перчатки универсальные химически стойкие Alpha Tec Solvex 37-675 торговой марки Ansell являются средством индивидуальной защиты рук из нитрила с внутренним хлопковым напылением, антистатические, для защиты от химических факторов (от щелочей концентрации 40% по гидроокиси натрия, от растворов кислот концентрацией до 80% по серной кислоте, от сырой нефти, от нефтяных масел и продуктов тяжелых фракций, от продуктов легких фракций; область применения: агрохимикаты, химическая обработка и подготовка, металлообработка, полиграфическая промышленность, очистка нефти и нефтепродуктов; товар соответствует требованиям регламента (ЕС) и Европейских гармонизированных стандартов, в т.ч. EN ISO 374-1:2016 тип А (защита от опасных химических веществ) и EN ISO 374-5:2016 (защита от бактерий, грибов и вирусов).

Согласно идентификационного заключения N 1823-19/6660003190 от 19.09.2019, вышеуказанные технические характеристики соответствуют техническому описанию товаров, включенных в пункт 1.1.4.2 Списка, товары (перчатки) предназначены для защиты от поражающих факторов в виде токсичных химикатов, используемых в химическом оружии.

Довод заявителя о том, что указанное идентификационное заключение является ненадлежащим доказательством, подлежит отклонению, поскольку идентификация контролируемого товара проводилась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 г. N 565 "О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения. Независимая идентификационная экспертиза товара для целей экспортного контроля, проведена организацией, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение на осуществление такой деятельности - ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" Учебно-научный центр экспертизы, сертификации и проблем качества (Свидетельство о получении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению не зависимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля N 004 от 20.06.2019, включена в "Реестр организаций, получивших специальное разрешение на проведение независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля" за номером N 004); в заключении эксперта имеются сведения об экспертах, предупрежденных об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; в заключении определены наименование и признаки товара, физический состав и область применения товара, позиции контрольных списков.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства от 21.06.2001 N 477, приказом ФСТЭК России от 26.09.2011 N 491 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за проведением независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля" Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России) осуществляет общее методическое руководство и государственный контроль за проведением работ в области независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, а также ведение реестра организаций, получивших специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению такой экспертизы, в связи с чем Управлением был направлен запрос в ФСТЭК России, по вопросу правильности выводов, содержащихся в идентификационном заключении N 1823-19/6660003190.

Согласно письма ФСТЭК России от 04.10.2019 N 240/55/2722 выводы ФСТЭК России совпадают с результатами идентификационной экспертизы, (заключение N 1823-19/6660003190).

Довод заявителя о том, что в пункт 1.1.4.2. Списка включены только товары, специально разработанные или модифицированные для защиты от любого от приведенных поражающих факторов, в том числе токсических химикатов, используемых в качестве химического оружия, при этом отсутствуют сведения о специальном, целевом характере товара (перчаток), поставленных обществом, согласно ответа производителя товара данный товар не является специально разработанным или модифицированным им для этих целей, судом отклоняется, поскольку, как указано выше, ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" Учебно-научный центр экспертизы, сертификации и проблем качества сделаны выводы о соответствии вышеуказанного товара контрольному списку всех имеющихся и представленных документов на товар, при этом само наименование товара "средство индивидуальной защиты рук, торговой марки Ansell: перчатки модель Alpha Tec Solvex 37-675 из нитрила с внутренним хлопковым напылением, антистатические, для защиты от химических факторов (от щелочей концентрации 40% по гидроокиси натрия, от растворов кислот концентрацией до 80% по серной кислоте, и т.д." свидетельствует о специальном и целевом характере товара.

Заключение ООО "Центр экспертиз и консультаций" от 02.10.2019 N 2604-19/5047066278, согласно которого спорный товар - перчатки не предназначен для защиты от бактериологических (биологических) агентов, токсинов, радиоактивных материалов и токсичных химикатов, в связи с чем для осуществления внешнеэкономической операции лицензия или иное разрешение, предусмотренное законодательством РФ в области экспортного контроля, не требуется, судом не принимается во внимание, поскольку, как следует из содержания заключения, исследование проводилось ООО "Центр экспертиз и консультаций" только на основании договора N 334 от 14.09.2018 и спецификации N 9 от 08.10.2018, без учета протокола испытаний N 4Л/Н-30.08/18п от 30.08.2018, сертификата соответствия N ТС RU С-ВЕ.АГ03.В.18219, декларации соответствия стандартам качества, иной имеющейся технической документации на товар, в связи с чем не может являться бесспорным доказательством по делу.

Ссылка общества на необходимость проведения повторной экспертизы товара судом отклоняется, исходя из представленных в совокупности в материалы дела доказательств, позволяющих прийти к выводу о нарушении обществом требований статьи 19 Закона N 183-ФЗ.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества события правонарушения по части статьи 14.20 КоАП РФ.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения обществом законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Материалами дела установлено, что общество не обращалось в ФСТЭК России перед совершением внешнеэкономической сделки ни за получением разовой лицензии, ни за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, ни за получением идентификационного заключения.

Таким образом, Управлением доказан состав вменяемого обществу административного правонарушения.

Каких-либо нарушений порядка проведения проверки и процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.

Процедура привлечения общества к административной ответственности произведена с соблюдением административным органом требований статей 26.2, 26.3, 28.2, 28.5, 28.7, 29.7 КоАП РФ при проведении расследования, рассмотрении административного дела, вынесении постановления.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 указанного постановления).

Таким образом, понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Применение нормы о малозначительности правонарушения является правом, а не обязанностью суда, и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.

Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере экспортного контроля, в связи с этим вменяемое обществу правонарушение не может быть признано малозначительным.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

 

Судья
Т.В. Абаимова
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies