Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Указ Президента РБ от 29.12.2020 № 496 "О прослеживаемости товаров"

О создании системы прослеживаемости товаров
'
Указ Президента Республики Беларусь
от 29 декабря 2020 г. N 496
"О прослеживаемости товаров"
 

В целях подтверждения законности оборота товаров*, обеспечения экономической безопасности государства, развития электронного документооборота при осуществлении субъектами хозяйствования предпринимательской деятельности ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

Пп. 1 - 4 вступают в силу с 01.07.2021 г.

 

1. Создать систему прослеживаемости товаров.

2. Установить, что:

2.1. прослеживаемости подлежат товары, включенные в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами – членами Евразийского экономического союза, и (или) перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (далее, если не предусмотрено иное, – перечни);

2.2. для функционирования системы прослеживаемости товаров сбор, учет, хранение, обработка и контроль сведений осуществляются в программном комплексе "Система прослеживаемости товаров" (далее – ПК СПТ) АИС "Расчет налогов"**, владельцем и оператором которой является Министерство по налогам и сборам;

2.3. финансирование расходов по созданию и эксплуатации ПК СПТ осуществляется в пределах средств республиканского бюджета, предусматриваемых на содержание Министерства по налогам и сборам.

_____________________________

* Для целей настоящего Указа термины используются в значениях, определенных в приложении.

** Государственная информационная система "Программно-технический комплекс по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде".

 

3. Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются:

перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами – членами Евразийского экономического союза;

перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости;

порядок осуществления EDI-провайдером контроля за соответствием электронных накладных установленным форматам, заполнением дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также проверки наличия в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных;

порядок отказа EDI-провайдера в передаче EDI-провайдеру грузополучателя или грузополучателю электронных накладных в случаях их несоответствия установленным форматам, незаполнения дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также отсутствия в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных;

единицы измерения, подлежащие указанию в электронных накладных;

необходимость, порядок и сроки представления сведений об остатках товаров, включенных в перечни.

4. Утвердить Положение о функционировании системы прослеживаемости товаров (прилагается).

5. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок обеспечить реализацию настоящего Указа.

6. Предоставить право Министерству по налогам и сборам разъяснять вопросы применения настоящего Указа.

7. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

пункты 1–4 – через шесть месяцев после официального опубликования данного Указа;

иные положения этого Указа – после его официального опубликования.

 
Президент
Республики Беларусь
А.Лукашенко
 

Приложение
к Указу Президента
Республики Беларусь
от 29.12.2020 N 496
 
ПЕРЕЧЕНЬ
терминов и их определений
 
1. Операции, связанные с оборотом товаров:
 

отгрузка или получение товаров с мест реализации или хранения по договорам купли-продажи, мены, предусматривающим реализацию и (или) передачу товаров на территории Республики Беларусь и (или) иных государств – членов Евразийского экономического союза;

отгрузка и (или) передача или получение товаров по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, хранения*, подряда, финансовой аренды (лизинга), коммерческого займа, оказания логистических услуг, включая отгрузку и (или) передачу или получение товаров с выставок, ярмарок на территории Республики Беларусь и (или) иных государств – членов Евразийского экономического союза;

использование в производстве и (или) транспортировка** товаров.

____________________

* За исключением отгрузки и (или) передачи товаров на хранение в порядке и случаях, предусмотренных Положением о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства.

** За исключением движения (перемещения) товаров между структурными подразделениями субъектов хозяйствования, местами осуществления их деятельности (местами хранения, эксплуатации, производства, использования, реализации, добычи, заготовления), выполняемой работниками организации или индивидуального предпринимателя, являющимися материально ответственными (ответственными) лицами, без выезда на автомобильные дороги общего пользования, выхода на земли общего пользования или в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки.

 

2. Отгрузка товаров – передача товаров перевозчику для их доставки субъекту хозяйствования, уполномоченному на получение этих товаров на основании договора или на ином законном основании, или непосредственно такому субъекту хозяйствования.

3. Реализующие организации – организации, перечисленные в абзаце двадцать девятом пункта 2 и пункте 76 Положения о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. N 63.

4. Система прослеживаемости товаров – информационная система сбора, учета, хранения, обработки и контроля сведений о товарах и операциях, связанных с оборотом товаров.

5. Субъект хозяйствования – юридическое лицо Республики Беларусь, иностранная организация, осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь, за исключением реализующих организаций.

6. Товары – вещи, за исключением денежных средств и ценных бумаг, признаваемые в соответствии с гражданским законодательством движимым имуществом, включенные в перечни.

7. Электронные накладные – товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов, а также создаваемые грузоотправителем при отгрузке товаров в адрес организации, местом нахождения которой не является Республика Беларусь, и (или) иностранного гражданина и (или) лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность, электронные сообщения.

8. EDI-провайдер – юридическое лицо Республики Беларусь, получившее в установленном законодательством об административных процедурах порядке аттестат оператора электронного документооборота.

 


УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
от 29.12.2020 N 496
 
ПОЛОЖЕНИЕ
о функционировании системы прослеживаемости товаров
 
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 

1. Передаче в ПК СПТ подлежат сведения о товарах, включенных в перечни, и операциях, связанных с оборотом этих товаров.

2. Министерством по налогам и сборам обеспечивается:

функционирование ПК СПТ;

включение в ПК СПТ сведений, представляемых:

Государственным таможенным комитетом;

субъектами хозяйствования;

реализующими организациями;

EDI-провайдерами;

уполномоченными на реализацию механизма прослеживаемости государственными органами (организациями) государств – членов Евразийского экономического союза.

3. Состав сведений, представляемых Государственным таможенным комитетом, сроки и технические условия их передачи, применяемые при этом меры технической и криптографической защиты информации, а также структура и формат передаваемых сведений определяются Министерством по налогам и сборам и Государственным таможенным комитетом по согласованию с оператором общегосударственной автоматизированной информационной системы (далее – ОАИС).

4. Субъектами хозяйствования представляются в налоговые органы по месту постановки на учет следующие сведения:

об остатках товаров, имеющихся на дату включения их в перечни, в случае установления Советом Министров Республики Беларусь необходимости представления таких сведений;

о произведенных товарах, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости;

о ввезенных с территории государств – членов Евразийского экономического союза товарах, включенных в перечни.

Операции, связанные с оборотом таких товаров, осуществляются после передачи сведений о них в налоговые органы.

Сведения, указанные в абзаце втором части первой настоящего пункта, представляются в порядке и сроки, установленные Советом Министров Республики Беларусь.

Сведения, указанные в абзацах третьем и четвертом части первой настоящего пункта, представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем дня производства или принятия на учет ввезенных с территории иных государств – членов Евразийского экономического союза товаров, но не позднее даты начала их оборота.

При производстве или ввозе с территории государств – членов Евразийского экономического союза товаров, указанных в пункте 17 настоящего Положения, сведения, предусмотренные в абзацах третьем и четвертом части первой настоящего пункта, могут не представляться.

5. Реализующими организациями представляются в налоговые органы по месту постановки на учет сведения о товарах, включенных в перечни и относящихся к имуществу, названному в пункте 1 Положения о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. N 63. Эти сведения представляются до даты начала операций, связанных с оборотом таких товаров.

Данные операции осуществляются после передачи сведений о таких товарах в налоговые органы.

6. Сведения, представляемые EDI-провайдерами, передаются в Министерство по налогам и сборам. Состав таких сведений, сроки и технические условия их передачи, а также структура и формат передаваемых сведений определяются Министерством по налогам и сборам по согласованию с оператором ОАИС.

7. Сведения, представляемые уполномоченными на реализацию механизма прослеживаемости государственными органами (организациями) государств – членов Евразийского экономического союза, передаются в Министерство по налогам и сборам. Состав таких сведений, технические условия их передачи, а также структура и формат передаваемых сведений определяются международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

8. Структура и формат сведений, передаваемых субъектами хозяйствования и реализующими организациями, а также состав сведений в отношении товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, определяются Министерством по налогам и сборам.

9. Министерством по налогам и сборам обеспечивается защита сведений, указанных в пункте 2 настоящего Положения, в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.

10. Требования, предусмотренные настоящим Положением, не распространяются на субъектов хозяйствования, осуществляющих ввоз, производство, операции, связанные с оборотом товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами – членами Евразийского экономического союза*, и не предназначенных для дальнейшего вывоза на территорию государств – членов Евразийского экономического союза.

Положения части первой настоящего пункта применяются при указании в гражданско-правовых договорах, а также в товарно-транспортных или товарных накладных (в случае их составления), что передаваемый товар не подлежит вывозу на территорию государств – членов Евразийского экономического союза.

_______________________

* За исключением товаров, одновременно включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости.

 

ГЛАВА 2
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ
СИСТЕМЫ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ
 

11. Министерство по налогам и сборам осуществляет информационное взаимодействие с уполномоченными государственными органами (организациями) государств – членов Евразийского экономического союза (далее – информационное взаимодействие):

в отношении товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами – членами Евразийского экономического союза, и операций с этими товарами;

в отношении товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости.

Информационное взаимодействие в отношении товаров, указанных в абзаце третьем части первой настоящего пункта, с уполномоченным государственным органом (организацией) государства – члена Евразийского экономического союза осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства.

Информационное взаимодействие, указанное в части второй настоящего пункта, осуществляется с использованием каналов связи, определенных Министерством по налогам и сборам по согласованию с Министерством связи и информатизации и Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

Средства технической и криптографической защиты информации, подлежащие применению при осуществлении информационного взаимодействия, определяются Министерством по налогам и сборам по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.

12. Посредством ОАИС осуществляется информационное взаимодействие по передаче сведений, представляемых Государственным таможенным комитетом в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения и EDI-провайдерами в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, а также необходимое для последующей передачи информации в электронной форме с использованием национального сегмента Республики Беларусь интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза.

Услуги оператора ОАИС по обеспечению информационного взаимодействия, указанного в части первой настоящего пункта, оказываются Министерству по налогам и сборам и Государственному таможенному комитету на безвозмездной основе.

13. Министерством по налогам и сборам предоставляется на безвозмездной основе доступ к информации, содержащейся в ПК СПТ, контролирующим (надзорным) органам, иным государственным органам при наличии оснований, предусмотренных законодательными актами, а также организациям, осуществляющим техническую поддержку и сопровождение ПК СПТ, в порядке и объеме, установленных соответствующими соглашениями, заключаемыми между Министерством по налогам и сборам и этими органами (организациями).

Доступ контролирующих (надзорных) органов и иных государственных органов к информации, содержащейся в ПК СПТ, осуществляется посредством ОАИС. Услуги оператора ОАИС по обеспечению такого доступа оказываются на безвозмездной основе.

Контролирующие (надзорные) органы, иные государственные органы, а также организации, осуществляющие техническую поддержку и сопровождение ПК СПТ, получившие доступ к информации, содержащейся в ПК СПТ, обеспечивают защиту полученной информации в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.

 

ГЛАВА 3
ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, EDI-ПРОВАЙДЕРОВ

 

14. При осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, включенных в перечни, субъекты хозяйствования обязаны:

использовать электронные накладные, порядок создания, передачи и получения которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;

представлять полные и достоверные сведения, подлежащие включению в ПК СПТ;

вести количественный учет товаров, включенных в перечни, в единицах измерения, подлежащих указанию в электронных накладных.

Требования абзацев второго и третьего части первой настоящего пункта распространяются в том числе на реализующие организации.

15. При использовании товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов составление товарно-транспортных и товарных накладных на бумажных носителях не требуется. В случае осуществления международных автомобильных перевозок товаров при использовании создаваемых грузоотправителем при отгрузке товаров в адрес организации, местом нахождения которой не является Республика Беларусь, и (или) иностранного гражданина и (или) лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность, электронных сообщений требуется составление товарных накладных на бумажных носителях.

16. EDI-провайдеры обязаны:

осуществлять контроль за соответствием электронных накладных установленным форматам, заполнением дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также проверять наличие в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных;

отказывать в передаче электронных накладных EDI-провайдеру грузополучателя или грузополучателю в случаях несоответствия таких накладных установленным форматам, незаполнения дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также отсутствия в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных;

представлять в Министерство по налогам и сборам электронные накладные, в том числе созданные субъектами хозяйствования и реализующими организациями при обороте товаров, включенных в перечни, в порядке и сроки, определяемые Министерством по налогам и сборам.

17. Требование об использовании электронных накладных не распространяется на операции, связанные с оборотом на территории Республики Беларусь товаров:

предназначенных в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний в целях оценки соответствия техническим требованиям, при условии наличия у участника оборота таких товаров договора с органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром) или письма такого органа (лаборатории (центра), подтверждающих необходимое количество (массу и объем) перемещаемых товаров для проведения этих исследований и испытаний;

используемых в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках;

полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи или международной технической помощи;

являющихся безвозмездной (спонсорской) помощью;

являющихся предметом государственных закупок, – при осуществлении оборота таких товаров заказчиками и участниками-победителями (участниками) процедуры закупки из одного источника;

закупаемых за счет внебюджетных источников финансирования государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь или подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, бюджетных организаций;

предназначенных для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами;

предназначенных для проведения межлабораторных сравнительных испытаний (межлабораторных сличений), государственной поверки или калибровки средств измерений, сличений эталонов единиц величин, в необходимых количествах, установленных обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами либо договорами на проведение этих работ;

реализованных в розничной торговле физическим лицам;

являющихся арестованным имуществом должника по исполнительному производству;

в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.

18. В случаях, когда использование субъектами хозяйствования, реализующими организациями электронных накладных невозможно*, операции, связанные с оборотом товаров, включенных в перечни, могут осуществляться с использованием товарно- транспортных и товарных накладных, составленных на бумажных носителях, с последующим созданием и передачей электронных накладных в ПК СПТ в течение пяти рабочих дней со дня устранения обстоятельств, не позволивших использовать электронные накладные.

_________________________

* В связи с неисправностью информационных систем Министерства по налогам и сборам, и (или) ОАИС, и (или) Государственного таможенного комитета, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе сетей электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, отключением электроэнергии, а также в иных случаях, определяемых международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

  • Документ полезен? 0 m n 0
'
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.