Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.02.2022 № А45-33698/2020

О признании незаконным и отмене постановления Новосибирской таможни о привлечении АО "Авиакомпания "Сибирь" к административной ответственности
Решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 25 февраля 2022 г. по делу N А45-33698/2020

 

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь", г. Обь (ИНН <***>)

к Новосибирской таможне, г. Новосибирск (ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановление по делу об административном правонарушении от 19.11.2020 N 10609000-1934/2020,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: не явился, уведомлен;

заинтересованных лиц: не явился, уведомлен,

УСТАНОВИЛ

акционерное общество "Авиакомпания Сибирь" (по тексту - заявитель, Общество, Авиакомпания) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановление по делу об административном правонарушении от 19.11.2020 N 10609000-1934/2020, вынесенное Новосибирской таможней (по тексту - заинтересованное лицо, таможня).

В обоснование заявленных требований общество ссылается на отсутствие состава административного правонарушения по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Общество не осуществляло внеэкономических поставок товаров 27 группы ТН ВЭД ТС. При выполнении рейса N 3043 за 05.12.2018 по маршруту "Новосибирск-Караганда" (Республика Казахстан) авиакомпанией через таможенную границу Таможенного союза припасы не перемещались, в связи, с чем обязанность по таможенному декларированию у общества отсутствовала. Подробно доводы приведены в заявлении.

Новосибирская таможня не согласна с заявленными требованиями.

По мнению таможенного органа, вывезенное из Российской Федерации на борту воздушного судна авиационное топливо, не является частью транспортного средства, и в терминологии таможенного законодательства относится к категории "припасов" и декларируется как при вывозе на борту воздушного судна в третьи страны, так и при вывозе в государства-члены ЕАЭС. При этом заинтересованное лицо ссылается на пункты 2, 7 статьи 281, пункт 4 статьи 282 ТК ЕАЭС, постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 (ред. от 20.11.2018) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан", Приказ ФТС России от 29.12.2007 N 1665 "Об утверждении Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов". Более подробно доводы изложены в отзыве и письменных пояснениях.

В связи со схожестью обстоятельств дела N А45-32112/2020 с настоящим делом, производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу N А45-32112/2020.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 решение суда первой инстанции по делу N А45-32112/2020 отменено, принят новый судебный акт, которым требования общества удовлетворены, постановление таможни о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено. Арбитражным судом Западно-Сибирского округа постановлением от 28.09.2021 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.

Суды обеих инстанций, со ссылками на Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 24.05.2014, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", двусторонние соглашения между участниками Евразийского экономического союза, пришли к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, исходя из недоказанности перемещения спорного товара в целях осуществления внешнеэкономической сделки.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2021 N 304-ЭС21-23535 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.

В дополнительных пояснениях, с учетом состоявшихся судебных актов по делу N А45-32112/2020, общество указывает на то, что авиакомпания является авиационным предприятием и в качестве основного вида совей деятельности осуществляет коммерческие воздушные перевозки пассажиров, грузов и багажа, для чего эксплуатирует парк воздушных судов и, в том числе, выполняет регулярные международные рейсы из аэропорта Толмачево на территории стран Евразийского экономического союза. Заправка авиационным топливом воздушного судна, принадлежащего российскому авиаперевозчику, происходила не территории РФ, воздушное судно территорию ЕЭС не покидало; авиационное топливо расходовалось в процессе совершения воздушным судом перелета в пределах территорий ЕАЭС; объем авиационного топлива не превышал объема необходимого и достаточного для совершения перелета. Более подробно доводы изложены в письменных пояснениях.

Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились.

От авиакомпании "Сибирь" и Новосибирской таможни поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Дело рассматривается по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц участвующих в деле.

Изучив материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела, АО "Авиакомпания "Сибирь" в качестве основного вида своей деятельности осуществляет коммерческие воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов, для чего эксплуатирует парк воздушных судов, и в том числе выполняет регулярные международные рейсы из аэропорта Толмачево (г. Новосибирск) на территории стран Евразийского экономического союза.

В результате проведенной таможенным органом камеральной таможенной проверки установлено, что 28.12.2011 между ОАО "Авиакомпания "Сибирь" (покупатель) и ЗАО "Газпромнефть – Аэро" (поставщик) заключен договор заключен Договор N 11/А378-К/1 на поставку авиационного топлива для обеспечения воздушных судов (далее - Договор) с Приложениями N 1, N 2, дополнительными соглашениями от 29.12.2014, 10.12.2015, 01.12.2017, 20.12.2017, 31.12.2017, 01.02.2018, 30.11.2018,01.12.2018, 24.12.2018, 28.12.2018, 01.01.2019. Дополнительным соглашением от 01.12.2018 б/н к договору на поставку авиационного топлива для обеспечения воздушных судов N 11/А378-К/1 от 28.12.2011 срок действия договора продлен до 31.12.2019. По указанному договору заявителю передано авиационное топливо для обеспечения воздушных судов авиакомпании при выполнении всех видов полетов.

Таможенным органом установлено, что согласно расходному ордеру на заправку самолёта от 05.12.2018 N 087753, счёту-фактуре от 05.12.2018 N 43251 для выполнения рейса N 3043 по маршруту "Новосибирск - Караганда" (Республика Казахстан) АО "Авиакомпания "Сибирь" 05.12.2018 заправило самолёт типа Е-170, авиационным топливом (ТС-1) в количестве 6894 л./5550 кг.

Фактически вылет данного самолёта в г. Караганда (Республика Казахстан) состоялся 05.12.2018. Данная информация указана в письме АО "Аэропорт Толмачево" что от 20.07.2020 N 01-1-9-000855 "О предоставлении информации по авиаперевозкам".

Согласно предоставленному счету-фактуре и Протоколу согласования цен к Договору на поставку авиационного топлива для обеспечения воздушных судов N 11/А378-К/1 от 28.12.2011 стоимость товара - "топливо для реактивных двигателей ТС-1", являющегося предметом правонарушения, составляет 46251 рублей за 1 тонну. Соответственно, стоимость заправленного в самолет количества авиационного топлива составила 247 918 руб. 50 коп.

Таможенный орган установил, что обществом в отношении вывозимого 05.12.2018 с территории Российской Федерации в Казахстан товара "авиационное топливо (ТС1), классифицируемого в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС не совершены таможенные операции по таможенному декларированию данного товара, что послужило основанием для возбуждения в отношении авиакомпании дела об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ и составления в отношении общества протокола об административном правонарушении

По результатам рассмотрения административного материла таможней вынесено постановление от 20.11.2020 по делу об административном правонарушении N10609000-1939/2020 АО "Авиакомпания Сибирь" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 123 959 руб.25 коп.

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав в порядке статей 65, 71, 210 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.

За недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), вступившего в силу с 01.01.2018, указанный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.

В соответствии с подпунктом 45 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС для целей названного Кодекса под товаром понимается любое движимое имущество, в том числе валюта государств - членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Товар "нефть и нефтепродукты" включен в товарную позицию 2710 группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС.

Товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования, являются припасами (подпункт 30 пункта 1 статьи ТК ЕАЭС).

Согласно положениям главы 4 Специального приложения J "Специальные процедур" Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, заключенной в Киото 18.05.1973 (в редакции протокола от 26.06.1999), к припасам для потребления относятся товары, необходимые для эксплуатации и технического обслуживания средств водного транспорта, воздушных судов или поездов, включая топливо и смазочные материалы, но исключая запасные части и оборудование, которые либо находятся на борту транспортного средства по прибытии, либо доставляются во время стоянки на таможенной территории на борт средств водного транспорта, воздушных судов или в поезда, которые используются или предназначаются для использования в международных перевозках для транспортировки пассажиров за вознаграждение или для промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.

Таким образом, нефтепродукты (авиационное топливо), находящиеся на борту используемых в международных перевозках (для транспортировки пассажиров) воздушных судов и необходимые для эксплуатации этих судов, имеют режим припасов.

В силу пункта 1 статьи 104, пункта 2 статьи 281 ТК ЕАЭС припасы, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС либо вывоза с таможенной территории ЕАЭС и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены названной главой, без помещения под таможенные процедуры.

Согласно части 7 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289) вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров ЕАЭС в соответствии с ТК ЕАЭС, из Российской Федерации в государства - члены ЕАЭС осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.

Как следует из части 1 статьи 95 Федерального закона N 289 товары подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 17 ТК ЕАЭС и положениями главы 15 данного Закона при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры либо при таможенном декларировании без помещения под таможенную процедуру в случаях, определенных ТК ЕАЭС.

В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также осуществляется таможенное декларирование товаров (часть 2 статьи 95 Федерального закона N 289).

Подпункт 5 пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор об ЕАЭС) устанавливает, что в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных данным договором.

Согласно статье 12 Приложения N 23 к указанному договору на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие).

Таким образом, в соответствии с Договором об ЕАЭС и Федеральным законом N 289-ФЗ в рамках ЕАЭС действует режим свободного перемещения товаров между территориями государств - членов ЕАЭС (пункт 5 части 1 статьи 25 Договора о ЕАЭС, пункт 7 статьи 11 Федерального закона N 289-ФЗ).

Исключения из данного режима могут быть установлены российским законодательством и двусторонними соглашениями/договорами, заключенными между государствами-участниками.

Статьей 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 09.12.2010 (далее - Соглашение от 09.12.2010) установлено, что нефть и нефтепродукты, классифицируемые в товарной группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС, вывозимые с 01.01.2014 из Российской Федерации в Республику Казахстан, в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации как если бы они вывозились за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Однако указанное Соглашение заключено в целях урегулирования торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан и определяет условия взаимных поставок нефти и нефтепродуктов в соответствии с договорами (контрактами) между хозяйствующими субъектами (статьи 3, 5 Соглашения от 09.12.2010). Оснований для распространения его положений в части необходимости таможенного декларирования авиационного топлива, которое не вывозится для потребления иного государства (находится на борту транспортного средства в объемах, необходимых для его эксплуатации и не является предметом внешнеэкономической сделки), не имеется.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан" (далее - Постановление N 529) в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены ЕАЭС товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0, 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0), таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.

Вместе с тем, как следует из абзаца 4 пункта 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 335 (впоследствии признанного не соответствующим международным договорам Решением Суда Евразийского экономического сообщества от 05.09.2012) сохранение таможенного декларирования товаров 27 товарной группы ТН ВЭД ТС, вывозимых с территории Российской Федерации в другие государства - члены Таможенного союза было мотивировано необходимостью ведения статистики взаимной торговли, в связи с чем требования Постановления N 529 также не распространяются на авиационное топливо, которое не вывозится для потребления иного государства (находится на борту транспортного средства в объемах, необходимых для его эксплуатации и не является предметом внешнеэкономической сделки).

Как следует из материалов дела, АО "Авиакомпания "Сибирь" не заключало каких-либо внешнеторговых контрактов с иностранными юридическими лицами (хозяйствующими субъектами Республики Казахстан) и не осуществляла поставку нефти или нефтепродуктов на территорию Республики Казахстан.

Заправка воздушного судна топливом на территории РФ на основании контракта, заключенного между российскими юридическими лицами, и последующее расходование данного авиатоплива в процессе совершения воздушным судном перелета не подпадает под вышеприведенные понятия и не может быть квалифицирована как транспортировка нефтепродуктов. В процессе выполнения рейса происходит расходование авиатоплива, тогда как термин "транспортировка" подразумевает передачу неизменного количества топлива из точки А в точку Б на основании внешнеторгового контракта о поставке нефтепродуктов.

Судом установлено, что транспортное средство с авиатопливом перемещалось исключительно в пределах таможенной границы ЕАЭС, а в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 25 Договора о ЕАЭС, пунктом 7 статьи 11 Федерального закона N 289-ФЗ припасы свободно перемещаются внутри таможенной границы ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 281 ТК ЕАЭС припасы перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за пределами таможенной территории Союза в порядке, установленном главой 39 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 282 ТК ЕАЭС таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском припасов при их ввозе на таможенную территорию Союза, совершаются в местах прибытия либо местах завершения международной перевозки.

Пунктом 3 статьи 282 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенное декларирование припасов, находящихся на транспортном средстве международной перевозки (на борту воздушного судна), прибывшем на таможенную территорию Союза и убывающем с такой таможенной территории Союза, может осуществляться одновременно с таможенным декларированием транспортного средства международной перевозки с использованием декларации на транспортное средство. Так как при совершении рейса воздушное судно не пересекало таможенную границу ЕАЭС, обязанность по декларированию припасов отсутствовала.

Таким образом, суд находит обоснованными доводы Общества, что оно в данном случае не является участником внешнеэкономической деятельности. Авиатопливо, заправленное в борт воздушного судна для выполнения рейса внутри таможенных границ ЕАЭС, приобретено на территории РФ у российского юридического лица. Общество не перемещает товары группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС в качестве товара.

Нормами права, на которые ссылается таможенный орган, установлена обязанность декларирования топлива, являющегося объектом внешнеторговой сделки, топлива, являющегося "товаром", права на который переходят от российского лица к иностранному. Судом установлено, что авиатопливо потребляется воздушным судном в процессе выполнения перелета, факты приобретения иными лицами права на данное авиатопливо за пределами РФ таможенным органом не установлены, суду такие доказательства не представлены.

В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административным органом не доказано наличие в бездействии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в связи, с чем имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление от 20.11.2020 N 10609000-1934/2020, вынесенное Новосибирской таможней о привлечении Акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 АПК РФ, в именно в суд кассационной инстанции решение суда может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу при условии апелляционного обжалования.

Апелляционная и кассационные жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

 

Судья
И.А. Рубекина
  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha