Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Закон Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 12.07.2023 № 280-З "О применении специальных ограничительных мер"

О применении специальных ограничительных мер
Закон Республики Беларусь
от 12 июля 2023 г. N 280-З
"О применении специальных ограничительных мер"
 
Принят Палатой представителей 28 июня 2023 г.
 
Одобрен Советом Республики 30 июня 2023 г.
 
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Сфера применения настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон устанавливает принципы и порядок применения Республикой Беларусь специальных ограничительных мер, а также мер по устранению препятствий в защите прав, свобод и законных интересов Республики Беларусь, ее граждан и организаций в связи с недружественными действиями иностранных государств.

2. Целью настоящего Закона является защита национальных интересов и безопасности Республики Беларусь, ее суверенитета и территориальной целостности, политической и экономической стабильности, прав, свобод и законных интересов граждан и организаций Республики Беларусь.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с применением других мер, направленных на защиту национальных интересов и безопасности Республики Беларусь, ее суверенитета и территориальной целостности, политической и экономической стабильности, прав, свобод и законных интересов граждан и организаций Республики Беларусь и урегулированных иными законодательными актами, если иное не предусмотрено этими законодательными актами.

 

Статья 2. Специальные ограничительные меры и правовая основа их применения

 

1. Под специальными ограничительными мерами понимаются специальные меры экономического характера и иные меры противодействия, не связанные с применением силы или угрозы силой, принимаемые в порядке, установленном настоящим Законом, направленные на исключение (минимизацию) негативных последствий недружественных действий иностранных государств в отношении Республики Беларусь, ее граждан и (или) организаций.

2. Правовой основой применения специальных ограничительных мер являются Конституция Республики Беларусь, общепризнанные принципы и нормы международного права, настоящий Закон, нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь.

 

Статья 3. Объекты применения специальных ограничительных мер

 

1. Специальные ограничительные меры могут применяться в отношении следующих объектов (далее - объекты применения специальных ограничительных мер):

иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Республики Беларусь, ее граждан и (или) организаций;

лиц из иностранных государств, совершающих недружественные действия, -иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Республики Беларусь, ее граждан и (или) организаций (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и лиц, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.

2. Объектами применения специальных ограничительных мер не могут являться граждане и (или) организации Республики Беларусь.

 

Статья 4. Основания для применения специальных ограничительных мер

 

1. Специальные ограничительные меры применяются в случае совершения иностранным государством недружественных действий, в том числе выражающихся в применении односторонних ограничительных мер в качестве средства экономического и (или) политического принуждения, не санкционированных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций и (или) несовместимых с принципами и нормами международного права.

2. Под недружественными действиями понимаются действия дискриминационного характера, совершаемые иностранным государством против национальных интересов и безопасности Республики Беларусь, ее суверенитета и территориальной целостности, политической и экономической стабильности, прав, свобод и законных интересов граждан и (или) организаций Республики Беларусь, наносящие ущерб Республике Беларусь, ее гражданам и (или) организациям.

 

Статья 5. Принципы применения специальных ограничительных мер

 

1. Принципами применения специальных ограничительных мер являются принципы законности, гласности, обоснованности и объективности, пропорциональности, эффективности.

2. Применение специальных ограничительных мер должно основываться на настоящем Законе и не противоречить ему (принцип законности).

3. Информация о применении специальных ограничительных мер и их содержании должна быть публично доступна, решения о применении и об отмене специальных ограничительных мер подлежат официальному опубликованию (принцип гласности).

4. Специальные ограничительные меры должны применяться обоснованно, в случае объективного наличия факта совершения недружественных действий в отношении Республики Беларусь, ее граждан и (или) организаций (принцип обоснованности и объективности).

5. Последствия применяемых специальных ограничительных мер должны быть соразмерны последствиям недружественных действий, применение специальных ограничительных мер не должно выходить за пределы необходимого и должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для их применения (принцип пропорциональности).

6. Применение специальных ограничительных мер должно осуществляться с исключением (минимизацией) негативных последствий такого применения для Республики Беларусь, ее граждан и организаций (принцип эффективности).

 
ГЛАВА 2 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ,
ТРЕБОВАНИЯ К НИМ, ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
 

Статья 6. Виды специальных ограничительных мер

 

1. К специальным ограничительным мерам относится совершение действий, определенных в соответствии с настоящим Законом, в отношении объектов применения специальных ограничительных мер.

2. В качестве специальных ограничительных мер могут применяться:

установление запретов или ограничений на ввоз на территорию Республики Беларусь и реализацию на территории Республики Беларусь отдельных групп товаров, страной происхождения которых является иностранное государство, совершившее недружественные действия в отношении Республики Беларусь, ее граждан и (или) организаций, либо производителями которых являются иные объекты применения специальных ограничительных мер;

установление запретов или ограничений на транзит отдельных групп товаров, страной происхождения которых является иностранное государство, совершившее недружественные действия в отношении Республики Беларусь, ее граждан и (или) организаций, либо производителями которых являются иные объекты применения специальных ограничительных мер;

установление запретов или ограничений импорта на территорию Республики Беларусь работ (услуг), выполняемых (оказываемых) объектами применения специальных ограничительных мер;

установление запретов или ограничений на вывоз за пределы Республики Беларусь отдельных групп товаров, работ (услуг) в иностранные государства, совершившие недружественные действия в отношении Республики Беларусь, ее граждан и (или) организаций;

установление запретов или ограничений использования территории Республики Беларусь (включая воздушное пространство Республики Беларусь);

установление запретов или ограничений на совершение финансовых операций (операций с использованием денежных средств, ценных бумаг, электронных денег, драгоценных металлов и драгоценных камней независимо от формы и способа их совершения);

отсрочка исполнения обязательств (мораторий) по внешнеторговым договорам на период действия обстоятельств, послуживших основанием для применения специальных ограничительных мер;

отсрочка исполнения обязательств (мораторий) в отношении объектов применения специальных ограничительных мер;

приостановление международного сотрудничества Республики Беларусь и (или) инициирование приостановления действия или прекращения международных договоров Республики Беларусь с иностранными государствами, совершившими недружественные действия в отношении Республики Беларусь, ее граждан и (или) организаций, приостановление сотрудничества с иными объектами применения специальных ограничительных мер;

иные меры, определяемые Советом Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь.

3. Запреты и ограничения, указанные в абзаце втором пункта 2 настоящей статьи, не применяются к:

продовольственным или иным товарам, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Республики Беларусь;

товарам, аналоги которых не производятся в Республике Беларусь;

товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства для личного пользования;

международной технической помощи, гуманитарной помощи и иностранной безвозмездной помощи.

 

Статья 7. Требования к применению специальных ограничительных мер

 

1. Применение специальных ограничительных мер должно осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в порядке, обеспечивающем их законность, гласность, обоснованность и объективность, пропорциональность, эффективность.

2. До применения специальных ограничительных мер должны быть рассмотрены возможности использования иных механизмов исключения (минимизации) негативных последствий недружественных действий (включая дипломатическое содействие урегулированию проблемы, переговоры, посредничество).

3. Специальные ограничительные меры носят временный характер и могут применяться независимо от других мер, направленных на защиту национальных интересов и безопасности Республики Беларусь, ее суверенитета и территориальной целостности, политической и экономической стабильности, прав, свобод и законных интересов граждан и организаций Республики Беларусь.

 

Статья 8. Порядок принятия решений о применении или об отмене специальных ограничительных мер

 

1. Решения о применении или об отмене специальных ограничительных мер принимаются Советом Министров Республики Беларусь в форме постановлений.

В целях принятия обоснованного решения о применении специальных ограничительных мер Совет Министров Республики Беларусь в случае необходимости осуществляет взаимодействие со всеми государственными органами (организациями) по вопросам, относящимся к их компетенции.

2. Решению о применении специальных ограничительных мер должны предшествовать всесторонняя оценка обоснованности их инициирования, оценка эффективности их применения, в том числе с учетом необходимости исключения (минимизации) негативных последствий для Республики Беларусь, ее граждан и организаций, которые могут возникнуть при применении специальных ограничительных мер.

Такая оценка проводится государственным органом (организацией), инициирующим применение специальных ограничительных мер и (или) реализующим государственную политику в сфере общественных отношений, затрагиваемых применением специальных ограничительных мер.

3. Предложения о применении или об отмене специальных ограничительных мер вносятся в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь государственными органами (организациями), инициирующими применение специальных ограничительных мер и (или) реализующими государственную политику в сфере общественных отношений, затрагиваемых применением специальных ограничительных мер. Предложения о применении специальных ограничительных мер должны сопровождаться заключением Министерства иностранных дел о соответствии применения специальных ограничительных мер международным обязательствам Республики Беларусь, подготовленным на основании анализа таких обязательств, полученного от государственного органа (организации), инициирующего применение специальных ограничительных мер и (или) реализующего государственную политику в сфере общественных отношений, затрагиваемых применением указанных мер.

4. В решении Совета Министров Республики Беларусь указываются конкретные виды применяемых специальных ограничительных мер, объекты их применения, сроки применения специальных ограничительных мер, порядок их действия (исключения из действия), а также государственные органы (организации), осуществляющие функции контроля за соблюдением специальных ограничительных мер.

5. Соблюдение специальных ограничительных мер, примененных в соответствии с настоящим Законом, является обязательным для организаций и граждан Республики Беларусь, а также для иностранных организаций (в том числе не являющихся юридическими лицами), на которых распространяется право Республики Беларусь, временно пребывающих, временно или постоянно проживающих в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь.

Государственные органы (организации) в пределах своей компетенции обеспечивают применение специальных ограничительных мер и контроль за их соблюдением.

6. Совет Министров Республики Беларусь принимает решение об отмене специальных ограничительных мер в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для их применения. В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для применения специальных ограничительных мер, устранены до истечения установленного срока, такое решение принимается досрочно, а если не устранены, то указанный срок может быть продлен.

7. Совет Министров Республики Беларусь вправе принять решение об отмене специальных ограничительных мер независимо от наличия обстоятельств, послуживших основанием для их применения, по предложению государственного органа (организации), реализующего государственную политику в сфере общественных отношений, затрагиваемых применением специальных ограничительных мер.

 

Статья 9. Ответственность за несоблюдение специальных ограничительных мер. Исключение негативных последствий, связанных с соблюдением специальных ограничительных мер

 

 

Лица, указанные в части первой пункта 5 статьи 8 настоящего Закона:

могут быть привлечены к ответственности за несоблюдение специальных ограничительных мер в соответствии с законодательными актами;

освобождаются от гражданско-правовой ответственности за неисполнение договорных и иных обязательств, на исполнение которых существенно повлияли специальные ограничительные меры.

 
ГЛАВА 3 МЕРЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРЕПЯТСТВИЙ
В ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
 

Статья 10. Исключительная подсудность судам Республики Беларусь дел по отдельным категориям споров

 

1. Если иное не установлено международным договором Республики Беларусь или соглашением сторон, в соответствии с которыми споры с их участием подсудны иностранному суду или иностранному третейскому суду (арбитражу), к исключительной подсудности судов Республики Беларусь относятся дела по спорам в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности:

с участием Республики Беларусь в лице соответствующих государственных органов, ее юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных граждан (далее -белорусские лица), в отношении которых совершены недружественные действия;

одного белорусского или иностранного лица с другим белорусским или иностранным лицом, если основанием для таких споров являются недружественные действия в отношении белорусских лиц.

2. Лица, указанные в абзацах втором и третьем пункта 1 настоящей статьи, вправе:

обратиться за разрешением спора в экономический суд области (города Минска) при

условии, что в производстве иностранного суда или иностранного третейского суда (арбитража) отсутствует спор между теми же сторонами о том же предмете по тем же основаниям;

обратиться в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, с заявлением о запрете другой стороне инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже).

Лица, указанные в абзацах втором и третьем пункта 1 настоящей статьи, за разрешением спора обращаются в экономический суд области (города Минска) по месту своего нахождения или месту жительства, а при его отсутствии на территории Республики Беларусь - в экономический суд области (города Минска) по месту нахождения или месту жительства другой стороны либо в экономический суд города Минска при отсутствии у другой стороны места нахождения или места жительства на территории Республики Беларусь.

3. Положения настоящей статьи применяются также в случае, если соглашение сторон, в соответствии с которым споры с их участием подсудны иностранному суду или иностранному третейскому суду (арбитражу), не может быть исполнено по причине совершения в отношении одной из сторон недружественных действий, создающих ей препятствия в защите своих нарушенных или оспариваемых прав и свобод либо в защите своих законных интересов.

4. Положения настоящей статьи не препятствуют признанию и приведению в исполнение решений иностранных судов или иностранных третейских судов (арбитражей), принятых по иску лица, в отношении которого совершены недружественные действия, либо если это лицо не возражало против рассмотрения с его участием спора иностранным судом или иностранным третейским судом (арбитражем), в том числе не обращалось с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже), если иное не установлено законодательными актами.

 

Статья 11. Запрет инициировать или продолжать разбирательство по отдельным категориям споров

 

1. Лицо, в отношении которого инициировано разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже) по спорам, указанным в пункте 1 статьи 10 настоящего Закона, или при наличии доказательств того, что такое разбирательство будет инициировано, вправе обратиться в экономический суд области (города Минска) с заявлением о запрете другой стороне инициировать или продолжать такое разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже) в порядке, установленном настоящей статьей.

Лицо, указанное в части первой настоящего пункта, обращается в экономический суд области (города Минска) по месту своего нахождения или месту жительства, а при его отсутствии на территории Республики Беларусь - в экономический суд области (города Минска) по месту нахождения или месту жительства другой стороны либо в экономический суд города Минска при отсутствии у другой стороны места нахождения или места жительства на территории Республики Беларусь.

2. В заявлении указываются:

наименование экономического суда области (города Минска), в который подается заявление;

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо наименование заявителя, его представителя, если оно подается представителем, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, номера контактных телефонов, номера факсов и адреса электронной почты (при их наличии);

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо наименование лица, в отношении которого требуется установить запрет, его место жительства (место пребывания) или место нахождения, номера контактных телефонов, номера факсов и адреса электронной почты (при их наличии), а если это лицо не имеет места жительства (места пребывания) или места нахождения в Республике Беларусь либо они неизвестны -место нахождения на территории Республики Беларусь его имущества (при наличии);

сведения о требованиях, которые могут быть предъявлены или уже предъявлены в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже);

обстоятельства, подтверждающие исключительную подсудность спора суду Республики Беларусь, в том числе обстоятельства (при их наличии), подтверждающие, что соглашение сторон, в соответствии с которым спор с их участием подсуден иностранному суду или иностранному третейскому суду (арбитражу), не может быть исполнено стороной спора;

требование заявителя о запрете другой стороне инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже).

3. В заявлении также указываются перечень прилагаемых документов и иные сведения, если они имеют значение для его рассмотрения.

4. Заявление подписывается заявителем или его представителем, имеющим соответствующие полномочия.

5. При подаче заявления в виде электронного документа оно удостоверяется электронной цифровой подписью заявителя или его представителя.

 

6. К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии: документов, подтверждающих государственную регистрацию заявителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а для заявителей, находящихся за пределами Республики Беларусь, - документов, подтверждающих их юридический статус;

документов, подтверждающих намерение другой стороны инициировать разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже) либо факт начала разбирательства в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже), в том числе претензии, требования, исковые заявления и иные документы;

документов, подтверждающих исключительную подсудность спора суду Республики Беларусь;

соглашения об определении договорной подсудности спора иностранному суду или третейского (арбитражного) соглашения (при его наличии).

7. К заявлению также прилагаются:

надлежащим образом удостоверенные доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление;

копии заявления в количестве экземпляров по числу лиц, в отношении которых оно заявлено.

8. Документы, предусмотренные пунктами 6 и 7 настоящей статьи, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться надлежащим образом заверенным переводом на один из государственных языков Республики Беларусь.

9. Заявление, поданное с нарушением требований к его форме и содержанию, а также к прилагаемым к нему документам, предусмотренным настоящей статьей, возвращается заявителю не позднее пяти дней после его поступления в экономический суд области (города Минска). О возвращении заявления экономический суд области (города Минска) выносит определение, которое может быть обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке.

10. Заявление рассматривается экономическим судом области (города Минска) по правилам, установленным процессуальным законодательством для рассмотрения споров по делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

11. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению заявления.

12. По результатам рассмотрения заявления экономический суд области (города Минска) выносит решение о запрете или об отказе в запрете стороне инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже), в котором указываются:

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо наименование заявителя, лица, в отношении которого выносится запрет;

сведения о требованиях, которые могут быть предъявлены в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже), либо сведения о конкретном разбирательстве в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже), в отношении которых устанавливается запрет;

указание на удовлетворение заявления о запрете лицу инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже) либо на отказ в удовлетворении такого заявления.

13. Решение экономического суда области (города Минска) о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде или иностранном третейском суде (арбитраже) подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном процессуальным законодательством.

 

ГЛАВА 4 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 12. Внесение изменений в законы

 

1. Пункт 2 статьи 285 Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. дополнить подпунктом 2.11 следующего содержания:

"2.11. физические лица и организации по судебным делам, указанным в части первой пункта 2 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2023 г. N 280-З "О применении специальных ограничительных мер".".

2. Первое предложение пункта 3 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. N 347-З "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" после слов "не распространяется на" дополнить словами "отношения, связанные с применением специальных ограничительных мер,".

 

Статья 13. Переходные положения

 

До приведения законодательства в соответствие с настоящим Законом акты законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону.

 

Статья 14. Меры по реализации положений настоящего Закона

 

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

 

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 
Президент
Республики Беларусь
А.Лукашенко
  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha