Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2024 № А60-57795/2024

Об удовлетворении требований ООО "УРАЛКВАДРОМЕД" о признании недействительным требования Уральской электронной таможни о внесении изменений в ДТ
Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 ноября 2024 г. по делу N А60-57795/2024
 
Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2024 года
 
Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2024 года
 

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Плакатиной В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бессоновой В.В., рассмотрел в судебном заседании дело NА60-57795/2024 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УРАЛКВАДРОМЕД" (ИНН: 6660014681, ОГРН: 1026604941912, далее - заявитель, ООО "УРАЛКВАДРОМЕД") к Уральской электронной таможне (ИНН: 6671087515, ОГРН: 1186658051271, далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании недействительным требования Уральской электронной таможни от 04.10.2024 о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары, до выпуска товара в ДТ N 10511010/031024/5045902 в отношении товара N 13,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Бердников И.А., представитель по доверенности от 01.06.2023 N65, предъявлен паспорт, диплом.

от заинтересованного лица: Колесник Е.Е., представитель по доверенности от 22.10.2024, предъявлено служебное удостоверение, диплом, свидетельство о заключении брака.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены их процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отводов составу суда не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "УРАЛКВАДРОМЕД" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Уральской электронной таможни от 04.10.2024 о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары, до выпуска товара в ДТ N 10511010/031024/5045902 в отношении товара N 13.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2024 заявление принято к рассмотрению, назначено предварительное судебное заседанию на 07.11.2024.

Согласно п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года N 65, если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции с соблюдением требований ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии со ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, признав дело подготовленным к разбирательству и завершив предварительное судебное заседание, перешел к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Заинтересованное лицо в судебном заседании 07.11.2024 представило отзыв, против удовлетворения заявленных требований возражает, считает, что оспариваемое требование законно, оснований для его отмены не имеется.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

 

УСТАНОВИЛ:

 

как следует из материалов дела, ООО "УРАЛКВАДРОМЕД" с целью таможенного декларирования товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) во исполнение контракта от 20.02.2023 N 43/04, заключенного с компанией W&H Dentalwerk Buermoos GMBH и помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в Уральский таможенный пост (центр электронного декларирования) Уральской электронной таможни, 03.10.2024 г. подана декларация на товары (далее - ДТ), которой присвоен регистрационный номер N 10511010/031024/5045902.

В отношении товара N 13 в графе 36 ДТ заявлена льгота по уплате НДС с кодом "ХТ", что в соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей, означает освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий.

По результатам таможенного контроля таможенным органом установлено, что льгота по уплате НДС заявлена декларантом неправомерно, в связи с чем 04.10.2024 года выставлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.

Не согласившись с указанным требованием, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.

Суд, исследовав представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, заслушав позицию представителей ли, участвующих в деле, руководствовался следующими нормами.

В соответствии со ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 46, пункта 4 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕЭС) таможенным платежом является и налог на добавленную стоимость, если он взимается при ввозе товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза; для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате.

Согласно пункту 1 статьи 49 ТК ЕЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются тарифные льготы, льготы по уплате вывозных пошлин, налогов и таможенных сборов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в том числе товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе медицинских изделий при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень, Перечень N 1042).

В силу примечания 1 к Перечню для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014.

При декларировании товаров заявителем представлены следующие регистрационные удостоверения на медицинские изделия:

- N РЗН 2014/1708 "Наконечники стоматологические SYNEA, с принадлежностями";

- N РЗН 2018/7644 "Установка стоматологическая имплантологическая портативная хирургическая Implantmed SI-1023 с принадлежностями";

- N ФСЗ 2008/01366 "Наконечники стоматологические турбинные серии Synea";

- N РЗН 2015/2586 "Наконечники стоматологические хирургические, с принадлежностями";

- N ФСЗ 2008/01365 "Аппарат для зуботехнических работ Перфекта 900";

- N РЗН 2015/2587 "Установка предстерилизационной очистки и смазки стоматологических наконечников, варианты исполнения: "Assistina 3x3 (МВ-300), 3x2 (МВ-200), с принадлежностями";

- N РЗН 2017/5826 "Установка предстерилизационной очистки и смазки стоматологических наконечников: "Assistina 310 Plus с принадлежностями";

- N РЗН 2015/2502 "Аппарат ультразвуковой стоматологический для хирургии и имплантологии Piezomed SA-320, с принадлежностями".

В указанных регистрационных удостоверениях спорные товары обозначены как принадлежности к медицинским изделиям, ввоз которых может осуществляться в любом количестве, сформированном потребностью заказчика.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).

В силу примечания 1 к Перечню для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014.

В качестве основного довода таможенный орган указывает на то, что принадлежности к медицинским изделиям не являются медицинскими изделиями, следовательно, освобождение о т уплаты НДС в данном случае не предусмотрено.

Действующее законодательство не ставит предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от вариантов его исполнения, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства налогообложения, которым установлен запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере (п. п. 1, 2 ст. 3 НК РФ).

Кром того, в соответствии с письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 07.09.2018 г. N 03-07-07/64096 освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении принадлежностей к медицинским изделиям, ввозимых в Российскую Федерацию отдельно от этих изделий, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные принадлежности, а также включении .таких принадлежностей в перечень, утвержденный вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации.

Аналогичное разъяснение содержится в Письме Министерства Финансов РФ от 25 апреля 2019 года N 03-07-11/30510.

В соответствии с Письмом Росздравнадзора от 28.12.2016 N 01-63680/16 действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его составляющие и принадлежности.

Кроме того, в своем письме от 29.05.2020 года N 10-28744/20, направленном в адрес ООО "УРАЛКВАДРОМЕД", Росздравнадзор повторно сообщил о том, что действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его составляющие и принадлежности.

Ввоз на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжен с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров (статуса изделия медицинской техники), отсутствие двух позиций из комплектации товара, указанных в приложении к регистрационному удостоверению, не означает, что указанных в приложении к регистрационному удостоверению, не означает, что общество (декларант) ввезло иной товар, по которому льгота не предоставляется.

Как пояснил представитель заявителя, позиция таможенного органа не согласуется с выводами проведенной по заявлению общества проверкой Уральской транспортной прокуратурой, сделавшей вывод о том, что принятие решений Уральской электронной таможней об отказе в предоставлении льгот по уплате НДС, обусловленное исполнением таможенным органом писем Минфина России от 11.05.2017 N 03-07-07/28435, N 03-07-07/64096 от 07.09.2018, N 03-07-11/30510 от 25.04, доведенных ФТС России до сведения региональных таможен в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогообложении ввозимых принадлежностей, которым в случае ввоза принадлежностей к медицинским изделиям (отдельно от них) участники внешнеэкономической деятельности н целях освобождения от уплаты НДС должны представить самостоятельное регистрационное удостоверение на них, неправомерно. По результатам проверки начальнику Уральского таможенного управление внесено представление, а в целях недопущения подобных нарушений впредь - объявлено предостережение.

Письмом N 73-185-2020 от 25.02.2021 Уральская транспортная прокуратура сообщила обществу о том, что в прокуратуре рассмотрено поступившее от Уполномоченного по защите прав предпринимателей по Свердловской области обращение, при проверке которого вновь установлена неправомерность исполнения Уральской электронной таможней разъяснений, содержащихся в вышеуказанных письмах Минфина РФ по поводу принадлежностей к медицинским изделиям. По результатам проверки начальнику Уральского таможенного управления вынесено представление.

28.03.2022 проведено специальное оперативное совещание с участием Уральской транспортной прокуратуры и Уральского таможенного управления, на котором принято решение исключить практику принятия решений об отказе в предоставлении льгот по взиманию налога на добавленную стоимость в отношении ввозимых в РФ принадлежностей к медицинским изделиям до урегулирования данного вопроса на законодательном уровне.

Таможенный орган в своем отзыве указал, что письма Росздравнадзора, на которые ссылается заявитель, касаются только вопросов обращения медицинских изделий и не могут включать в себя вопросы налогообложения.

В своих письмах Росздравнадзор не касается вопросов налогообложения, а разъясняет, что действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его принадлежности, то есть действует исключительно в рамках своей компетенции.

В свою очередь Министерство финансов в своем письме от 08.12.2023, на которое ссылается таможенный орган, ставит под сомнение данное разъяснение Росздравнадзора, вынуждая таможенные органы делать противоположные выводы о том, что действие регистрационного удостоверения медицинского изделия не распространяется на принадлежности, которые указаны в регистрационном удостоверении.

В письме от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 Министерство финансов Российской Федерации проинформировало, что письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации дает Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009. 07.08.2007 N 03-02-07/2-138. Также Министерство финансов Российской Федерации указываю, что содержащиеся в различных базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения самого министерства и департамента налоговой и таможенно-тарифной политики публикуются в неофициальном порядке.

Кроме того, в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N ВАС-15552/13 указано, что арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, не связаны положениями писем по вопросам применения налогового законодательства, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такие письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

Таким образом, письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, таможенными органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, так как они не содержат и не могут содержать правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, кому дано разъяснение - конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют участникам налоговых правоотношений руководствоваться нормами налогового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной компетентными органами Министерством финансов Российской Федерации.

Спорные товары по своим конструктивным особенностям не могут быть использованы нигде, кроме как с медицинским изделием, принадлежностями которого он является.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации, в Определении от 31.05.2021 N 305-ЭС21-6774: регистрационное удостоверение на медицинское изделие является достаточным документом, подтверждающим целевое назначение ввозимого товара. Дополнительного подтверждения целевого назначения указанные медицинские изделия в уполномоченном органе не требуют, как и не требуют отдельного регистрационного удостоверения составляющие принадлежности к медицинским изделиям вне зависимости от времени их ввоза (вместе с основным медицинским изделием или в отдельности от него).

При таких обстоятельствах таможенный орган не доказал наличие достаточных оснований для внесения изменений в сведения, указанные в декларации на спорные товары.

Принятие оспариваемого требования привело к нарушению прав заявителя.

Поскольку оспариваемое требование является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, требования подлежат удовлетворению.

В порядке распределения судебных расходов следует взыскать с таможни в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 50 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

РЕШИЛ:

 

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать недействительным требование Уральской электронной таможни от 04.10.2024 о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары, до выпуска товара в ДТ N 10511010/031024/5045902 в отношении товара N 13.

3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Уральской электронной таможни (ИНН: 6671087515, ОГРН: 1186658051271) в пользу общества с ограниченной ответственностью "УралКвадромед" (ИНН: 6660014681, ОГРН: 1026604941912) 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. 00 коп. государственной пошлины.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

6. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение".

В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".

 
Судья
В.В. Плакатина
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies