|
;
Действует
История статусов
Подписан 02.02.2024 |
См.также: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2024 г. по делу N А60-61601/2023
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Лукиной при ведении протокола судебного заседания до и после перерыва секретарем судебного заседания А.К. Акимовой рассмотрел в предварительном судебном заседании дело NА60-61601/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УралКвадромед" (ИНН 6660014681, ОГРН 1026604941912)
к Уральской электронной таможне (ИНН 6671087515, ОГРН 1186658051271)
о признании недействительными требований от 25.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары N 10511010/241023/3119254 в отношении товара N 3, от 27.10.2023 N10511010/241023/3119254 в отношении товара N 2 и N 6.
В судебном заседании 23.01.2024 судом в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 30.01.2024.
После перерыва судебное заседание продолжено 30.01.2024.
При участии в судебном заседании:
от заявителя: Бердников И.А., паспорт, диплом, представитель по доверенности от 01.06.2023 г.,
от заинтересованного лица: Чистякова Н.Н., удост., диплом, представитель по доверенности от 27.12.2023 г., Браташ А.А., удост., представитель по доверенности от 19.10.2023 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "УралКвадромед" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Уральской электронной таможне о признании недействительным требований от 25.10.2023 о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары N 10511010/241023/3119254 в отношении товара N 3, от 27.10.2023 N 10511010/130921/0149839 в отношении товара N 2 и N 3.
Заинтересованным лицом представлен отзыв: просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
19.12.2023 г. в электронном виде через систему "Мой Арбитр" заявителем представлены уточнения заявленных требований просит признать недействительным требование от 27.10.2023 г. о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары N10511010/241023/3119254 в отношении товара N 2 и N 6.
Уточнение требований судом принято в порядке ст. 49 АПК РФ.
11.01.2024 г. в электронном виде через систему "Мой Арбитр" от заявителя поступили возражения на отзыв.
В судебном заседании сторонами представлены письменные пояснения по делу.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
ООО "УралКвадромед" 24 октября 2023 г. на Уральский таможенный пост (ЦЭД) в целях совершения таможенных операций, связанных с декларированием и помещением товаров под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления", подана декларация на товары, которой присвоен регистрационный номер N105010/241023/3119254.
По ДТ продекларированы медицинские товары:
- товар N 2 "Прочие приборы и устройства стоматологические";
- товар N 3 "Инструменты и приспособления для зуботехнических лабораторий, для стоматологии при изготовлении зубных протезов: инструменты и приспособления режущие (инструменты режущие код ОКП 94 3300; код ОКПД2 32.50.13.190)";
- товар N 6 "Микроскоп стоматологический "EASY VIEW 3D" - 1 шт., в составе: 1. Головка микроскопа стоматологического "EASY VIEW 3D" с блоком питания и силовым кабелем. 2. Кронштейн крепёжный с кабелем и цоколем, оснащенным струбциной универсальной. 9. Переключатель педальный. 11. Руководство по эксплуатации, код ОКПД2 26.70.22.150".
Производителем вышеуказанных товаров является - RENFERT GMBH (Германия).
В графе 36 ДТ "Преференция" заявлена льгота по уплате НДС с кодом "ХТ - освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий".
Сумма заявленной льготы составила 1 118 973,08 руб.
По результатам таможенного контроля таможенным органом установлено, что льгота по уплате НДС заявлена декларантом неправомерно, в связи с чем 25 и 27 октября 2023 г. выставлены требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.
Считая, что выставленные таможенным органом требования не соответствует закону и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении настоящего спора суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21, пункта 1 и 2 статьи 56 Налогового кодекса законодательство о налогах и сборах допускает установление льгот по налогам и сборам - предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, и гарантирует налогоплательщикам право использовать налоговые льготы при наличии оснований.
По смыслу закона налоговые льготы выступают формой имущественной поддержки (государственной помощи) отдельных категорий субъектов экономического оборота и признаются оправданным исключением из принципа всеобщности и равенства налогообложения в той мере, в какой это позволяет налогоплательщику эффективно распорядиться оставшимися после налогообложения финансовыми ресурсами и одновременно обеспечить удовлетворение лежащего в основе предоставления льготы публичного интереса, связанного со стимулированием деятельности отдельных отраслей экономики, улучшением социально-экономического положения территорий и т.п. (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2022 N 305-ЭС22-17644, от 27.04.2022 N 305-ЭС21-24673, от 24.11.2021 N 310-ЭС21-11695, от 28.09.2021 N 308-ЭС21-6663 и др.).
В соответствии с п. 2 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подп. 1 п. 2 ст. 149 названного Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: медицинских изделий.
Данное положение применяется при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
В силу примечания 1 к Перечню для целей применения раздела I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014.
Как следует из материалов дела, ввезенные товары N2 и N3 заявителем согласно регистрационным удостоверениям, полученным в 2016 году, были ввезены медицинские изделия, отнесенные по ОКП к группе 94 3000.
Таможенный орган указывал на то, что код ОКП 94 3000 невозможно соотнести со спорными товарами, поскольку указанный код является общим для группы изделий.
Между тем зарегистрированные медицинские изделия соответствуют группам товаров с кодами ОКП 94 3100, 94 3300, 94 3400, 94 3500, 94 3600, 94 3700, которые в свою очередь входят в подкласс продукции с кодом ОКП 94 3000 и указаны в Перечне, следовательно, на них распространяется возможность применения налоговой льготы.
Указанные сведения также подтверждались декларациями о соответствии, которые были оформлены в установленном порядке, выданы и зарегистрированы уполномоченным органом и содержали коды ОКП медицинских изделий, соответствующие кодам, указанным в Перечне, что не оспаривалось таможней.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2023 N 305-ЭС23-5316 по делу N А41-38729/2022.
С 01.01.2017 г. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, содержащий коды ОКП, утратил силу, взамен него принят Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2.
Федеральная таможенная служба России в письме от 02.12.2016 N 01-30/61705 "О применении регистрационных удостоверений с учетом вступления в силу ОКПД 2" указала, что таможенные органы для целей принятия решения о налогообложении медицинских товаров, ввозимых в РФ. руководствуются, в том числе Перечнем N 1042, содержащим в числе прочего коды ОКП, в связи с чем запросила разъяснения у Росздравнадзора относительно порядка применения с 1 января 2017 года регистрационных удостоверений Росздравнадзора для целей ввоза товаров на территорию РФ с учетом отсутствия в них кодов ОКПД 2.
Росздравнадзор в письме от 27.12.2016 N 01-63217/16 указал, что для медицинских изделий, уже допущенных к обращению на территории РФ в установленном порядке, внесение изменений в регистрационное удостоверение по причине введения в действие Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), Правилами N 1416 не предусмотрено и рекомендовал пользоваться прямыми и обратными переходными ключами между Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 и Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, разработанными Минэкономразвития России.
В настоящее время внесение изменений в регистрационное удостоверение на спорные товары не представляется возможным, поскольку производитель с 2022 года прекратил взаимоотношения с организациями и предприятиями в РФ.
В соответствии с переходными ключами, разработанными Минэкономразвития России, все коды ОКП с 94 3000 по 94 400 на уровне групп, соответствуют коду ОКПД2 32.50.13.190, который в свою очередь указан в Перечне 1042 во всех пунктах, касающихся медицинских инструментов.
В соответствии с Примечанием N 1 Перечня N 1042 для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из буквального толкования данного примечания следует, что для отнесения товара к разделу I Перечня первоочередное определяющее значение имеет код ТН ВЭД ЕАЭС, коды ОКП или ОКПД2 лишь учитываются. При этом, в соответствии с примечанием, для целей применения раздела I настоящего перечня, в отличие от применения разделов II - IV, необходимость руководствоваться наименованием товара для его классификации не предусмотрена. Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.12.2022 N Ф05-30599/2022 по делу N А41-87824/2021.
Основным назначением регистрационного удостоверения является подтверждение факта прохождения медицинским изделием процесса государственной регистрации, без прохождения которой, по общему правилу, медицинские изделия не могут обращаться на территории Российской Федерации. При этом функцию регистрационного удостоверения как документа, подтверждающего льготу по уплате НДС, можно рассматривать как вторичную, при отсутствии регистрационного удостоверения товар не может быть реализован, следовательно, вопрос НДС в таком случае не должен возникать. Определяющее значение вопреки позиции таможенного органа, имеет код ТН ВЭД.
По товару N 6 продекларирован "Микроскоп стоматологический "EASY VIEW 3D" - 1 шт., в составе: 1. Головка микроскопа стоматологического "EASY VIEW 3D" с блоком питания и силовым кабелем. 2. Кронштейн крепёжный с кабелем и цоколем, оснащенным струбциной универсальной. 9. Переключатель педальный. 11. Руководство по эксплуатации, код ОКПД2 26.70.22.150".
Заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 9011 80 000 0 присутствует в разделе I Перечня на уровне товарной подсубпозиции и поименован как: "Микроскопы биологические" со ссылкой на код ОКПД2 26.70.22.150. Согласно вышеуказанным правовым нормам, а также в соответствии с примечанием 1 к Перечню для целей применения раздела I "Медицинские изделия" следует руководствоваться указанными кодами ТЫ ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях подтверждения права на льготу по уплате НДС представлено действующее регистрационное удостоверение N РЗН 2020/12222 на медицинское изделие "Микроскоп стоматологический EASY view 3D с принадлежностями" от 08 октября 2020 г.
В отношении товара N 6 "Микроскоп стоматологический EASY VIEW 3D", по мнению заинтересованного лица, основания для предоставления освобождения от уплаты НДС отсутствуют ввиду заявления не в полном составе (комплекте) медицинского изделия, указанного в регистрационное удостоверение N РЗН 2020/12222 и Инструкции по применению, а также в соответствии с фотографиями медицинского изделия, указанных на официальном сайте Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru), что противоречит требованиям установленным Правилам государственной регистрации медицинских изделий.
На основании п. 39 Правил внесение изменений в документы, указанные в пп. "в" и "г" п. 10 данных Правил, осуществляется по результатам экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия, проведенной в порядке, аналогичном порядку проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинского изделия в целях его государственной регистрации в соответствии с п. 21 Правил, в случае если регистрирующим органом по результатам проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, установлено, что внесение заявленных изменений влечет изменение свойств и характеристик, влияющих на качество, эффективность и безопасность медицинского изделия, или совершенствует его свойства и характеристики при неизменности функционального назначения и (или) принципа действия медицинского изделия. Более того, пункт 39 Правил отсылает к пункту 37 Правил, и исключает изменение количества единиц медицинского изделия или его составных частей, комплектующих, указанных в приложении к регистрационному удостоверению, указание или исключение вариантов исполнения (моделей) медицинского изделия из пункта 39 Правил.
Между тем следует различать возможность поставки не в полном комплекте, указанном в регистрационном удостоверении, и "указание или исключение вариантов исполнения медицинского изделия".
Как следует из материалов дела, ввоз медицинского изделия осуществлен не в полном комплекте, указанном в регистрационном удостоверении, при неизменности варианта его исполнения, зафиксированного в регистрационном удостоверении и регистрационном досье. При этом это не требует внесения изменения в документацию производителя, поскольку не влияет на качество, эффективность и безопасность медицинского изделия.
Пунктом 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Действующее законодательство не ставит предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от вариантов его исполнения, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства налогообложения, которым установлен запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере (п. п. 1, 2 ст. 3 НК РФ).
Кром того, в соответствии с письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 07.09.2018 г. N 03-07-07/64096 освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении принадлежностей к медицинским изделиям, ввозимых в Российскую Федерацию отдельно от этих изделий, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные принадлежности, а также включении .таких принадлежностей в перечень, утвержденный вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Аналогичное разъяснение содержится в Письме Министерства Финансов РФ от 25 апреля 2019 года N 03-07-11/30510.
В соответствии с Письмом Росздравнадзора от 28.12.2016 N 01-63680/16 действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его составляющие и принадлежности. Кроме того, в своем письме от 29.05.2020 года N 10-28744/20, направленном в адрес ООО "УралКвадромед". Росздравнадзор повторно сообщил о том, что действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его составляющие и принадлежности.
Ввоз на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжен с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров (статуса изделия медицинской техники), отсутствие двух позиций из комплектации товара, указанных в приложении к регистрационному удостоверению, не означает, что указанных в приложении к регистрационному удостоверению, не означает, что общество (декларант) ввезло иной товар, по которому льгота не предоставляется.
Как пояснил представитель заявителя, инструкцией производителя допускается использование как мониторов, поставленных в комплекте с медицинским изделием, так и иных мониторов, соответствующих спецификации производителя. Таким образом, право выбора, какой монитор подключать к микроскопу, принадлежит пользователю. Монитор в регистрационном удостоверении указан как составная часть наряду с другими: очками, салфетками. Инструкцией производителя предусмотрена возможность работы микроскопа в локальной сети, то есть с подключением микроскопа к нескольким мониторам. Также микроскоп может работать и без монитора, так как имеется возможность записи на USB накопитель с последующим просмотром на любом другом мониторе, телевизоре, компьютере и тому подобном изделии, имеющим соответствующий стандартный разъем для такого накопителя. В Инструкции на микроскоп (стр. 12-18) имеются схематические изображения описания компонентов микроскопа с указанием размера. В данном разделе отсутствуют описания монитора, USB накопителя и манипулятора типа "Мышь". Это подтверждает, что производитель допускает работу микроскопа с мониторами других производителей, соответствующих спецификации производителя, или уже имеющих мониторов.
В рассматриваемом случае комплектация микроскопа была запрошена Обществом у производителя в соответствии с потребностью конечного потребителя.
При таких обстоятельствах таможенный орган не доказал наличие достаточных оснований для внесения изменений в сведения, указанные в декларации на спорные товары.
Принятие оспариваемых требований привело к нарушению прав общества.
Поскольку оспариваемые требования являются незаконными и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, они подлежит признанию недействительным.
В порядке распределения судебных расходов следует взыскать с таможни в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным требование Уральской электронной таможни от 25.10.2023 г. о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары N 10511010/241023/3119254 в отношении товара N3.
Признать недействительным требование Уральской электронной таможни от 27.10.2023 г. о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары N 10511010/241023/3119254 в отношении товара N 2 и N 6.
Обязать Уральскую электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "УралКвадромед" (ИНН 6660014681, ОГРН 1026604941912).
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Уральской электронной таможни (ИНН 6671087515, ОГРН 1186658051271) в пользу общества с ограниченной ответственностью "УралКвадромед" (ИНН 6660014681, ОГРН 1026604941912) 6 000 (шесть тысяч) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение".
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис "Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов" на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" либо по телефону Горячей линии (343) 371-42-50.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".