;
Не действует
История статусов
Утратил силу с 18.09.2000 |
В связи с поступающими обращениями таможенных органов по вопросу применения по делам о нарушении таможенных правил взыскания в виде конфискации РАЗЪЯСНЯЕМ следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".
Согласно пункту 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Пунктом 2 данной статьи на должностных лиц возложена обязанность по соблюдению Конституции Российской Федерации и законов.
Из этого следует, что при возникновении противоречия положений Таможенного кодекса Российской Федерации Конституции Российской Федерации должностное лицо таможенного органа обязано руководствоваться последней.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации (за которым согласно части 5 статьи 125 Конституции Российской Федерации закреплено право толкования Конституции) по делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М.Гаглоевой и А.Б.Пестрякова, положения вышеназванных статей признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации и не подлежащими применению в части применения в качестве меры административной ответственности конфискации товаров и транспортных средств, назначаемой без судебного решения. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что конфискация может применяться как меры юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества, только с вынесением соответствующего судебного решения. Предписания статьи 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации о лишении имущества не иначе как по решению суда является обязательным во всех случаях, когда встает вопрос о применении санкции в виде конфискации имущества.
Такой же вывод содержится и в определении Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе гражданина Терзияна Петроса Мкртиевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 159 и 199 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 01.07.98.
Согласно статьям 1 и 2 статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
11 февраля 1999 года ГТК России повторно направлено в Верховный Суд Российской Федерации обращение об определении порядка представления материалов дела о нарушении таможенных правил в соответствующий судебный орган для решения вопроса о применении конфискации товаров и транспортных средств.
До принятия Верховным Судом соответствующего решения таможенным органам следует руководствоваться частью 1 статьи 15 и частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации и направлять материалы дел о нарушении таможенных правил, оконченные производством, в суды для рассмотрения по существу.