Через две недели в подмосковный Орехово-Зуево прибудет железнодорожный состав со свежими китайскими грушами, помело и чесноком. В РЖД сообщили, что отправкой из порта Далянь первого рефрижераторного прямого поезда начали тестировать новую схему доставки скоропортящихся грузов из КНР в РФ "от двери до двери". Фрукты будут ехать 18 суток, это в три раза быстрее по сравнению с прежней транспортировкой, которая включала перегрузку в морских портах. Можно предположить, что этот проект – один из этапов реализации китайской концепции Нового шелкового пути. Так как Далянь – чуть ли не единственный порт в Северо-Восточном Китае, включенный в китайскую программу "Экономический пояс Шелкового пути". В российском Правительстве, однако, как будто не заметили, что Шелковый путь добрался до России.
До сих пор свежие продукты из Китая доставлялись автотранспортом только в регионы российского Дальнего Востока, а в европейскую часть сельхозпродукция шла морем и, вероятно, "спецподготовленная" к почти двухмесячному плаванию. Китайские яблоки и другие фрукты не редкость на наших прилавках, но покупатели замечали, что выглядят они как пластмассовые, покрыты каким-то воском и часто прямо в руках из глянцевых красавцев превращаются в гнилушку.
Теперь железнодорожники обещают, что при выходе логистического сервиса на рабочую мощность они смогут еженедельно отправлять до четырех рефрижераторных поездов из восьми 40-футовых контейнеров (примерно по 26 т каждый, то есть около 800 т в неделю). Кроме свежих овощей и фруктов в этих рефрижераторах можно перевозить и другие замороженные и охлажденные продукты, лекарства и даже электронику, которой нужен определенный температурный режим. Российская Объединенная вагонная компания, как сообщил вчера ТАСС, наладит серийное производство универсальных платформ, на которых можно будет перевозить 40-футовые контейнеры.
От Москвы до Даляня 8,6 тыс. км. Этот город-порт в заливе Желтого моря с населением 6,2 млн человек стал очень часто фигурировать в сводках новостей о новом транспортном коридоре "из китайцев в варяги". Еще 5 февраля из Даляня в Калужскую область прибыл контейнерный поезд, который позиционировали как первый в рамках международного проекта "Новый шелковый путь". Как передает агентство Regnum, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил тогда, что прорабатывается вопрос продления маршрута через Беларусь до Амстердама и других важных логистических точек в Европе. "На этот счет есть поручение Президента России Владимира Путина, которое адресовано руководству Калужской области и ОАО "РЖД", – сказал А. Артамонов. Под Калугой уже действует крупная контейнерная площадка мультимодального логистического центра Freight Village в индустриальном парке "Ворсино". Здесь готовы принимать 150 тыс. контейнеров в год, а при необходимости могут увеличить мощность и до 350 тыс. По словам первого замгубернатора Калужской области Алексея Лаптева, "сейчас приходит один поезд в месяц, а в будущем увеличим до четырех-шести составов".
В середине июля поезд из Даляня привез напрямую в Москву 60 контейнеров, груженных 120 автомобилями бизнес-класса китайского производства. Анонсирован также маршрут в Новосибирск, созданный для экспорта древесины.
Агентство "Синьхуа" называет Далянь жемчужиной на Новом шелковом пути. Это единственный порт в Северо-Восточном Китае, включенный в госпрограмму "Пояс и путь" – инициативу Китая по созданию "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морского Шелкового пути XXI века", которая впервые была озвучена председателем КНР Си Цзиньпином осенью 2013 года. О развитии проекта "НГ" писала в номерах от 16.05.16 и 22.06.16. Пути через Россию есть альтернатива в виде Транскаспийского маршрута.
На днях бывший экономист Международного валютного фонда, гендиректор компании Eurizon SLJ Capital Стивен Джен назвал проект "Пояс и путь" более значимым для экономики Европы, чем План Маршалла в послевоенное время или расширение Евросоюза. "Это типичный пример крупного геополитического события, которое станет судьбоносным для мировой экономики и сбалансирует политические силы в долгосрочной перспективе", – цитирует С. Джена агентство Bloomberg.
По мнению С. Джена, "Пояс и путь" похож на программу помощи по восстановлению Европы в послевоенный период, предложенную в 1947 году госсекретарем США Джорджем Маршаллом. Она была направлена на восстановление производства в Европе, снятие торговых барьеров между бывшими противниками, восстановление европейской экономики. "В долларовом выражении он превысит проект почти 70-летней давности в 12 раз", – считает С. Джен.
Проект затронет 64 страны, где живут 4,4 млрд человек, и около 40% мировой экономики. На реализацию проекта Китай потратит около 9% своего годового ВВП, то есть вдвое больше, чем в свое время сделали США для поднятия экономики Европы, уверяет С. Джен. Он оценил инвестиции Китая в проект в 1,4 трлн долл.
В то же время в пресс-службе Минэкономразвития заявили вчера "НГ", что трасса от Даляня до станции Орехово-Зуево Московской железной дороги не имеет никакого отношения к проектам Шелкового пути. "В Минэкономразвития документы не поступали", – сказали там.
А в пресс-службе Минвостокразвития "НГ" пояснили, что инициатива по формированию "Экономического пояса Шелкового пути" связана с трансформацией Китая. Он превращается из страны, которая нуждалась в инвестировании и привлекала внутрь себя ресурсы, в экономику внешнего инвестирования. "Задача российской стороны – понять, какие инструменты и механизмы мы можем предложить, чтобы конкурировать с другими странами", – говорят в Минвостокразвития.
"Надеяться на большой объем китайских инвестиций в ближайшее время – вредная иллюзия", – предупредил в беседе с "НГ" руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики (ВШЭ) Алексей Маслов. По его мнению, никакого российского участка Шелкового пути не существует. Он призывает не столько рассчитывать на инвестиции, сколько налаживать производство, в том числе совместное, продукции, которую можно продавать в КНР.
"В отличие от Плана Д. Маршалла инициатива Шелкового пути не предусматривает экономического возрождения Европы, она направлена прежде всего на решение проблем китайского экономического и политического развития, – говорит А. Маслов. – Для Китая выход в ЕС является частью важнейшей стратегической цели "глобализации по-китайски". Коллега А. Маслова, завкафедрой управления логистической инфраструктурой ВШЭ Виктория Герами опасается, что в ситуации, когда не готова инфраструктура перевозки товаров дальше на запад, в Европу, Россия может оказаться не страной-транзитером, а импортером китайской продукции.