С 1 апреля 2017 года введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) воздушным транспортом. Данное, как вы сказали, новшество реализовано в соответствии с Решением коллегии Евразийской экономической комиссии №158. Это нововведение таковым является для авиационного транспорта, но оно уже внедрено и несколько лет применяется при перевозках товаров другими видами транспорта – автомобильным и железнодорожным.
Предварительная информация о ввозимых товарах представляется авиаперевозчиком или иным лицом, действующим от его имени или по его поручению в электронном виде таможенному посту, расположенному в воздушном пункте пропуска. Объем предоставляемой информации должен соответствовать составу сведений, который определен 158-м решением коллегии Евразийской экономической комиссии. После чего эта информация используется таможенным органом для принятия предварительных решений по выбору объектов, форм таможенного контроля до прибытия воздушного судна с товарами и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также для подготовки решений о разгрузке воздушных судов. Кроме таможенного органа эту информацию используют иные государственные контролирующие органы (Россельхознадзор, Роспотребнадзор) в рамках своих полномочий.
Информационное взаимодействие между участниками процесса перевозки товаров воздушным транспортом: авиаперевозчиками, таможенными и иными государственными контрольными органами обеспечивается с помощью комплекса программных средств (КПС) «Авиа ПП». В рамках реализации данного продукта таможенный орган, по сути, выступает диспетчером взаимодействия всех заинтересованных сторон единого технологического процесса.
Предоставление предварительной информации в таможенный орган авиаперевозчиками может осуществляться несколькими способами, в т.ч. с помощью информационных систем, предназначенных для представления участниками ВЭД предварительной информации в электронной форме, прошедших аккредитацию в ЦИТТУ ФТС России.
– Сколько с 1 апреля по настоящее время уже зафиксировано случаев подачи предварительной информации в отношении ввезенных товаров воздушным транспортом через пункт пропуска Владивосток, – был задан вопрос начальнику таможенного поста Аэропорт Владивосток Владивостокской таможни Владимир Кривцов.
Он ответил: «61 предварительная информация, из стран Южно-Азиатского региона». И добавил, что в последнюю неделю доля количества сообщений о прибытии воздушных судов с товарными партиями, на которые подана предварительная информация, составила 87%. Общее количество авиаперевозчиков, перевозящих товары через ВПП Владивосток, сейчас составляет 8-9, из которых наиболее крупными выступают – Аврора, Сибирь и Корея Айэр.
Представители авиаперевозчиков отмечают удобство и скорость оформления воздушных судов, а первые результаты показали, что предварительное информирование сокращает сроки проведения таможенного и иных видов контроля и ускоряет процесс совершения таможенных операций при пересечении таможенной границы, что снижает издержки участников внешнеэкономической деятельности и в итоге может и должно влиять на ценообразование перевозимого товара.
– Если ли, по истечению 25 дней, какие-то проблемы, - был задан вопрос Владимиру Кривцову. На что он ответил: «На первоначальном этапе, как и в случае с внедрением предварительного информирования на автомобильном и железнодорожном видах транспорта, еще есть некоторые «шероховатости» технического характера. Они возникают по причине сбоев при отправке предварительной информации на портал ФТС (личный кабинет участника ВЭД) представителями авиаперевозчика стран контрагента, преимущественно в ночное и утреннее время.».
Таким образом, на основе первых результатов ввода в эксплуатацию технологии предварительного информирования на воздушном транспорте, можно говорить о позитивном его эффекте. Стопроцентного эффекта можно добиться за счет мобилизации усилий и ресурсов всех заинтересованных лиц. Для этого необходима целенаправленная работа по информированности таможенных органов о возникающих у авиаперевозчиков проблемах, в том числе технического характера для устранения возникающих неполадок в максимально короткие сроки.