Об этом на конференции по госзакупкам сообщила замдиректора департамента стратегического развития Минпромторга Надежда Лещенко
По ее словам, большинство госзаказчиков подают заявки на товары, которым в России нет аналогов, поэтому по большей части таких заявок выдается разрешение.
Основной спрос со стороны госзаказчиков приходится на продукцию станкостроения, прежде всего это касается предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), продолжила Лещенко. Также востребована продукция легкой промышленности, автомобилестроения.
Спрос на импорт в автопроме чиновница объяснила тем, что сейчас только два производителя имеют достаточное количество баллов, позволяющее признать их продукцию российской - «ГАЗ» и «АвтоВАЗ».
«Другие производители, локализовавшие в России свои производства, на госзакупки не попадают, - сказала Лещенко. - Тем не менее, при необходимости закупки техники этих производителей заказчики могут подать соответствующие заявки. К настоящему времени у нас по автопрому было около 150 таких заявок. Отказ был только по двум».
Правительство в апреле запретило госзаказчикам закупать отдельные виды импортной промышленной продукции. Соответствующее постановление правительства (№ 616) установило, что что подтверждением производства той или иной продукции на территории России или стран ЕАЭС является включение сведений о такой продукции в реестры промышленной продукции, произведенной, соответственно, на территории России и стран ЕАЭС.
С принятием этого постановления свою силу утратили более десятка других правительственных постановлений, которые в разное время регламентировали запреты на закупку госзаказчиками импортных товаров, работ, услуг. Речь идет, например, о запретах на закупку отдельных видов товаров машиностроения, товаров легкой промышленности, отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности и других.
Запрет на закупку иностранной продукции - один из трех основных механизмов импортозамещения, используемых в рамках госзакупок и закупок госкомпаний. Помимо запрета, используется также правило «третий лишний» (запрет на участие иностранного поставщика при наличии двух российских) и предоставление 15%-ной ценовой преференции в отдельных сферах. При этом порядок их применения установлен десятком нормативных правовых актов, положения которых распространяются на перечень товаров, утвержденный Минфином (более 90 номенклатурных позиций).