Российский флот старый, в нормативной базе слишком много дублирующих документов, под нашим флагом ходить невыгодно. Эти основные проблемы отрасли вывели участники конференции по судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «Нева-2017».
Всего их пять. Также не хватает высококвалифицированных специалистов и необходимо модернизировать верфи. Сегодняшнее состояние отрасли, мягко говоря, далеко от идеального, с сожалением констатировал Алексей Клявин, президент Российской палаты судоходства.
«В морском флоте сегодня конкурентный возраст судов - 12 лет. Более старые уже не могут работать на некоторых выгодных маршрутах, но более жестко регламентируемых, например, по экологической безопасности», - более подробно раскрыл первую проблему Клявин. - Средний возраст сухогрузных судов - 41 год, пассажирских - 35-40 лет. И самое неприятное, что за последние полтора десятка лет темпы выбывания флота превысили темпы роста в 15 раз».
Сегодня мы перевозим под своим флагом не более 2 процентов всех внешних грузов России. «Под любым другим флагом возят - Сьерра-Леоне, даже Монголии! И если получится достичь цифры в 20 процентов, это уже будет отлично», - оценил он перспективы для «Российской газеты». «Нашей стране, - добавил Клявин, - необходимо обновлять флот, например, балкерного и контейнерного у нас практически совсем нет».
Частично это можно решить с помощью лизинга, уточнил «РГ» уже после дискуссии Максим Агаджанов, гендиректор «Газпромбанк Лизинг». Однако все не так просто, считает Николай Шабликов, замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга. «Наш потенциальный заказчик сам не может сказать - чего же он хочет, - рассказал чиновник «РГ» в кулуарах форума. - Рыбаки и перевозчики не знают, сколько же нужно судов? Это если говорить о необходимости создания единой программы субсидирования судостроительной отрасли. У нас есть перспективный план по судам. Но нам судовладельцы должны сформулировать техзадание, чтобы подсчитать его параметры».