Заседание состоялось 27 декабря 2016 года на базе Северо-Кавказского таможенного управления (далее – СКТУ). Основными обсуждаемыми вопросами стали: взаимодействие таможенных и налоговых органов Северо-Кавказского федерального округа и перспективы их дальнейшего развития, а также эффективность их работы при планировании и проведении скоординированных контрольных мероприятий, проблемные вопросы, возникающие при этом и пути их решения.
Сегодня взаимодействие ФТС России и ФНС России организовано на федеральном, региональном и территориальном уровнях. В регионе деятельности СКТУ работа Координационного совета осуществляется на основании Положения от 15 февраля 2013 года «О Координационном совете по взаимодействию таможенных и налоговых органов Северо-Кавказского федерального округа». Деятельность Совета призвана способствовать повышению эффективности взаимодействия и координации деятельности таможенных и налоговых органов по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений в области налогового, таможенного и валютного законодательства.
Взаимодействие налоговых и таможенных органов в Российской Федерации включает в себя множество различных направлений совместной работы. К основным из них относятся:
- межведомственный контроль за деятельностью налогоплательщиков, имеющих признаки организаций, участвующих в схемах по получению необоснованной налоговой выгоды, участником ВЭД, использующих способы и схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов;
- межведомственный контроль обоснованности возмещения НДС участниками ВЭД, зарегистрированными в качестве налогоплательщиков в налоговых органах;
- межведомственный контроль за деятельностью лиц, уклоняющихся от таможенного и (или) налогового контроля.
К примеру, в целях сокращения объема учитываемой задолженности по таможенным платежам и пеням, организовано точечное взаимодействие СКТУ и Межрегиональной ИФНС России по СКФО.
Однако по-прежнему остаются вопросы, требующие более тщательной проработки. Их обсуждение и было озвучено в рамках заседания.
К примеру, необходимо усиливать работу по совершенствованию механизма межведомственного взаимодействия таможенных и налоговых органов, в том числе, путем обмена информацией о критериях риска нарушения таможенного и налогового законодательства, которые могут быть выявлены при проведении как таможенного, так и налогового контроля, с целью дальнейшего использования такой информации таможенными и налоговыми органами СКФО для выявления возможных нарушений, организации бюджетно эффективных скоординированных контрольных мероприятий, создания условий, исключающих использование проверяемыми лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов, своевременного выявления и решения проблемных вопросов взаимодействия. В настоящее время в регионе деятельности СКТУ при взаимодействии с территориальными налоговыми органами проблемным вопросом также остается выбор объектов контроля, представляющий взаимный интерес.
Таким образом, при конструктивном диалоге участники Координационного совета приняли ряд важных решений. Налоговым органам, в случае осуществления контроля полноты и своевременности исчисления и уплаты налогов по товарам, условно выпущенным таможенными органами, рекомендовано осуществлять обмен соответствующей информацией в случае выявления нарушений. Также налоговые органы должны организовать работу по выявлению и последующему направлению в таможенные органы информации о появлении на территории Российской Федерации товаров, не прошедших таможенное декларирование, а также несоответствии наименования, количества или стоимости, по которой был оприходован товар в бухгалтерском учете импортера, аналогичным данным, заявленным в декларации на товары, а также иной информации, предусмотренной статьей 11 Соглашения о сотрудничестве.
Таможенным органам было поручено ежеквартально в течение 2017 года обеспечить предоставление по мотивированному запросу налоговых органов информации о причинах условного выпуска товаров, информацию о дате зачета авансовых платежей по уплате НДС, в отношении ДТ, оформленных в соответствии с таможенными процедурами «реимпорт» и «реэкспорт», - информацию о предшествующих таможенных процедурах, а также сведения о налогоплательщиках, пользующихся льготами по уплате таможенных пошлин, налогов при осуществлении таможенного декларирования.
Также таможенные и налоговые органы должны усилить работу по взаимодействию и информационному обмену при выявлении нарушений в рамках проверок соблюдения валютного законодательства.